Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"
Оценка 5

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
история
Взрослым
22.07.2019
Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"
В статье говорится о том, что в современных условиях концепция модернизации российского образования заключается в формировании универсальных знаний, освоении ключевых компетенций и совершенствовании опыта самостоятельной деятельности. Новые технологии обучения, такие как: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения и др. позволят сделать занятия намного интереснее и повысить успеваемость. Особое внимание в статье уделяется технологии проблемного обучения.
статья Ярлыковой Н.Г..docx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Ярлыкова Наталья Григорьевна, преподаватель истории КГА ПОУ «Дальневосточный технический колледж» Еще   в   начале   прошлого   века     Джон Дь июю говорил о том, что "мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».  Конечно, нет ничего плохого в том, что студенты знают и даты, и  американский   философ   и   педагог  события. Это весьма и весьма желанный результат процесса обучения, но не главный!  В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты  перед преподавателями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами,   формирование   универсальных   действий,   формирование   компетенций, позволяющих   обучающимся   действовать   в   новой   обстановке   на   качественно   высоком уровне.  В  современных   условиях   концепция   модернизации   российского   образования заключается в формировании универсальных знаний, освоении ключевых компетенций и   Государственные совершенствовании   опыта   самостоятельной   деятельности. образовательные   стандарты   среднего   профессионального   образования   предполагают смещение   акцентов   на   сам   процесс   познания,   эффективность   которого   зависит   от познавательной активности студентов.  Новые   технологии   обучения   позволят   сделать   занятия   намного   интереснее   и повысить успеваемость.  В условиях реализации требований ФГОС для проведения более интересных и продуктивных занятий по истории и обществознанию наиболее актуальными становятся такие современные технологии, как:        информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии,   игровые технологии,  модульная технология,   технология мастерских, кейс – технология,  технология проблемного обучения.  Технология проблемного обучения   На технологии проблемного обучения хотелось бы остановиться подробней, так как изучение истории и обществознания основывается именно на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.   Актуальность данной   технологии определяется   развитием   высокого   уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов обучающихся, что   становится   возможным   при   разрешении   возникающих   противоречий,   создании проблемных   ситуаций   на   уроке.   В   преодолении   посильных   трудностей   у   студентов возникает   постоянная   потребность   в   овладении   новыми   знаниями,   новыми   способами действий, умениями и навыками.  Актуальность технологии проблемного обучения  также связана с постоянно растущими   требованиями   к   квалификации   и   мобильности   современного   работника. Общество   ждет   от   него   не   просто   выполнения   работы   по   заданной   схеме,   но   и самостоятельных,   оригинальных   решений   поставленных   задач.   Поэтому   уроки, проведенные по технологии проблемного обучения, позволяют научить ребят нестандартно решать сначала поставленные перед ним учебные задачи, а в последствии использовать полученные навыки для решения жизненных ситуаций.  Большое   значение   для   становления   теории   проблемного   обучения   имели работы отечественных психологов C.Л. Рубинштейна, Н.А. Менчинской, Т.В. Кудрявцева. Существенное значение в развитии теории проблемного обучения имело положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении A.M. Матюшкина.   Сегодня   под   проблемным   обучением   понимается   такая   организация   учебных занятий,   которая   предполагает   создание   под   руководством   преподавателя   проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате   чего   и   происходит   творческое   овладение   профессиональными   знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.  Проблемное   обучение предполагает,   что   преподаватель   не   дает   готовые знания,   а   создает   условия   для   самостоятельного   обнаружения   и   постановки познавательных проблем и задач, поощряет исследовательскую деятельность обучающихся. Таким образом, технология проблемного обучения относится к технологиям, позволяющим активизировать познавательную активность на уроке.  Технология проблемного обучения на уроках истории является объективной необходимостью, на это есть ряд причин.  Во­первых, историко­культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых   событий   прошлого,   основные   подходы   к   преподаванию   отечественной истории с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий   и   сопровождается   перечнем   «трудных   вопросов   истории»,   которые вызывают   острые   дискуссии   в   обществе   и   для   многих   учителей   –   объективные сложности в преподавании.  И   сегодня   в   исторической   науке   продолжаются   дискуссии   по   проблемам формирования   Киевского   государства   (норманнская   теория),   спор   «западников»   и «славянофилов» о путях развития России; альтернативы развития российского общества после   Февральской   революции   и   др.   Обучающийся   вольно   или   невольно   втягивается   в полемику, развернутую на страницах учебников и учебных пособий.  Во­вторых,   обучение   строится   на   выявлении   сущности   исторических   явлений, причинно­следственных   связей   и   отношений,   закономерностей   исторического развития. Большое значение отводится исследовательской работе обучающихся по изучению   фактов,   событий,   явлений   на   основе   исторических   источников, документов, мемуарной, документальной литературы.  Поскольку   показателем   проблемности   урока   является   наличие   в   его структуре этапов поисковой деятельности, то постановка учебной проблемы состоит  из четырех последовательно осуществляемых этапов: I. Разработка проблемных вопросов.   Вопрос должен быть:  сложным, сопряженным с противоречиями;  увлекательным, но соответствующим логике науки;  ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;  предполагающим научный спор;  создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.  Примеры проблемных вопросов по истории:  Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?  Пётр I – деспот или реформатор?  Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?  Примеры проблемных вопросов по обществознанию:  Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?  Сильная президентская власть в России: «за» и «против».  Независимость судебной власти: миф или реальность?  II. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию:  через углубление проблемного вопроса;  через поиск разных граней его решения;  через сопоставление разных вариантов ответов.  III. Формы решения проблемных ситуаций.  Дискуссия;  Научный спор;  Проблемная лекция;  Исследовательская   работа   с   историческими,   правовыми   документами,   текстами, материалами проблемного направления.   При организации проблемной ситуации, я использую следующие приемы:    знакомлю учеников с предположением о том, что событие развивалось иначе; указываю на несоответствие оценки исторического деятеля или события; показываю неопределенность в сущности исторических явлений (события 1991 г. в СССР);  При  изучении  темы   "Октябрьская   революция  1917г."  я  предлагаю   обучающимся самостоятельно сформулировать проблемный вопрос, на который они должны ответить в течение урока. Было предложено выяснить, была ли Октябрьская революция неизбежна? Для того чтобы получить ответ на вопрос,  учащиеся по ходу изучения темы должны были определить   причины,   задачи,   характер,   движущие   силы   революции   1917   г.   Выполнив задание, обучающиеся ответили на поставленный в начале урока вопрос.            При изучения темы "Гражданская война в России" я создавала проблемный вопрос: "К весне 1919 г. армии генералов Юденича, Деникина, адмирала Колчака были   хорошо   вооружены,   имели   превосходство   в   численности   (более   500   тыс. солдат   и   офицеров   против   380   тыс.   красноармейцев),   в   военном   мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Тем не менее, победу в гражданской войне одержали большевики. Почему?»  Организуя   учебную   деятельность   студентов,   я   использую   следующие   формы: коллективную, групповую, индивидуальную.  Мною   используются   разнообразные   приемы   мыслительной   деятельности   по разрешению проблемной ситуации:     проблемный фронтальный эксперимент; проблемное решение задач; проблемные задания; игровая проблемная ситуация.   Проблемное обучение может проводиться посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:    1. Задачи на анализ  теоретических положений    , высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской   Германии   на   СССР,   другие   же   заявляют,   что   И.В.Сталин   знал   о готовящейся войне, третьи ­ о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача обучающихся ­ доказать одну из точек зрения, причем можно работать по группам одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок. 2.Задачи   на   противоположные   высказывания   одного   человека.  Так,   В.И.Ленин   в 1919 году резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 году был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля. 3.Задачи на оценку конкретной личности.  Например:  «Н.С.Хрущев: черное и белое»,   «Иван Грозный: злодей или мудрец?»,   «И.В.Сталин: реформатор или деспот». 4.   Задачи   на   сопоставление   прошлого   и   современности,   российских   и       западных аналогов. Учащиеся разрабатывают научно – исследовательские работы на темы: «Демографические взрывы и катастрофы», «Сила права или право силы?» и т. д.    Модель урока­дискуссии по теме «Исторический портрет Николая II»     II      – «Кровавый» или «Святой мученик?»    Проблемный вопрос к уроку:   Николай    Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.  В России царь был отцом народа, царем­батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах Первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечество».  Почему же с такой легкостью он был свергнут с престола и в итоге расстрелян со своей семьей?  Группа  делится на две группы:  1 группа ­ поиск информации, доказывающий, что Николай II­«Кровавый». 2 группа – поиск информации, доказывающий, что Николай II – «Святой мученик».   Источники   информации:   исторические   документы,   историческая   литература, Интернет, СМИ и т. д.  Результаты поисково­исследовательской работы.        Факты: 1 группа.  Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.  «Кровавое воскресенье», 1905 год.  Людские жертвы во время Русско­японской и Первой мировой войны. 2 группа.   Факты:  Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.  Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.  Неизлечимая болезнь долгожданного сына.  Расстрел царской семьи.       Подведение итогов дискуссии, выводы.  Николай II – последний император из династии Романовых.  Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия.  Многие считали его слабым правителем, многие считали его идеальным семьянином,  НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».   На   сегодняшний   день   существует   достаточно   большое   количество педагогических  технологий  обучения,  как  традиционных,   так  и  инновационных.  Нельзя сказать, что какая­то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.   На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента обучающихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д.  Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не   стоит   отказываться   от   старого   и   полностью   переходить   на   новое.   Следует вспомнить высказывание  "Всё новое – это хорошо забытое старое".   В нынешние  времена  выпускник учреждения СПО должен уметь гибко  и нестандартно мыслить, оперативно переходить от одного уровня мышления к другому, для ускорения   решения   уметь   разделять   сложную   задачу   на   более   мелкие   этапы, профессионально мыслить, принимать оптимально рациональное решение по возникающей проблеме.   Иначе   говоря,   современный   выпускник   профессиональной   образовательной организации   должен   быть   активным   и   уметь   работать   в   коллективе.   Добиться   этого помогут активные и интерактивные методы обучения, применяя которые в учреждениях СПО,   мы   учим   своих   студентов   оперативно   решать   проблемы,   возникающие   в профессиональной деятельности, и эффективно взаимодействовать с коллегами.   Разнообразные   методы   и   приемы   активного   обучения   способствуют проявлению   у   студентов   интереса   к   самой   учебно­познавательной   деятельности,   что позволяет   создать   атмосферу   мотивированного,   творческого   обучения   и   одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.  Литература        http://www.moluch.ru http://charko.narod.ru http://mariyakuznec.ucoz.ru http://www.bibliofond.ru/view.aspx  1) Громова О.К. «Критическое мышление. Технология творчества. //БШ № 12, 2013  2) Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. ­ М.:Просвещение, 2015. 3)   Ларина   В.П.,   Ходырева   Е.А.,   Окунев   А.А.   Лекции   на   занятиях   творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».­ Киров: 2012  4) Петрусинский В.В.  Игры ­ обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 2007  

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.07.2019