Статья использование здоровьесберегающих технологий в работе с агрессивными детьми.
Оценка 4.9
Работа с родителями +1
docx
психологическая работа +2
Взрослым
21.03.2019
Теоретический и практический материал о проблеме агрессивности детей. Рекомендована для психологов, педагогов и родителей. В статье рассматриваются способы выражения агрессии приемлемыми способами, которые можно использовать в учебном процессе и дома с детьми. В статье приведены примеры игр, упражнений, творческих заданий.
Статья.docx
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с агрессивными детьми
Проблема детской агрессии является одной из центральных психолого
педагогических проблем. Последнее время все чаще приходится сталкиваться с детьми,
проявляющими агрессивное поведение. Агрессивных детей становится все больше и многие
родители и учителя не знают, как справляться с их поведением. Наиболее остро этот
процесс проявляется на рубеже взросления ребенка – в подростковом возрасте.
Становление агрессивного поведения у детей сложный процесс, в котором
участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи,
сверстников, а также средствами массовой информации. Дети учатся агрессивному
поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных
действий.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение
детей, обычно выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
сниженный уровень саморегуляции; повышенную тревожность; сниженную или завышенную
самооценку; нарушения в отношениях со сверстниками.
У детей, которым свойственно агрессивное поведение, проявляются следующие
характерологические особенности: не умение контролировать свои эмоции; использование
нецензурной лексики; отказ подчиняться принятым правилам; обвинение других в своих
ошибках; обидчивость, завистливость, мстительность; низкий уровень эмпатии;
сверхчувствительность к негативному отношению к себе; настроенность на негативное
восприятие себя со стороны окружающих; склонность не брать ответственность за свои
поступки; в случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины; ограниченный набор
реакций на проблемную ситуацию.
Основные методологические приемы, используемые в коррекционной работе с
агрессивными детьми: музыкальная психотерапия; релаксация (мышечная и с
использованием визуальных образов); дыхательная гимнастика; игры, способствующие
снятию напряжения, обиды и гнева; арттерапевтические упражнения.
Музыкальная психотерапия способствует улучшению настроения и самочувствия,
помогает снять раздражительность, тревогу и позволяет контролировать свое
эмоциональное состояние. Мышечная релаксация в сочетании с правильным выполнением
дыхательной гимнастики позволяет расслабиться, успокоиться и обучает детей управлять
своими эмоциями.
Очень эффективной является мышечная релаксация с использованием глубокого
дыхания и визуальных образов. При вдохе нужно наполнить воздухом живот, при выдохе
живот должен втягиваться. Воздух нужно выдыхать не сразу, а слегка задерживайте его.
Затем подключаем к дыханию визуальные образы. Делаем глубокий вдох, на задержке
дыхания представляем человека, на которого злимся (или неприятную ситуацию).
Выдыхаем свой гнев, злость, обиду в виде облачка. Облачко окрашиваем в определенный
цвет.
Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу — беспрепятственно
провести занятие может игра «Мешочек для криков» Перед началом урока каждый
желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче
покричать в него. Таким образом, ребенок «избавляется» от своего крика на время занятия.
Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними
в игру «Обзывалки». Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с
разрешения педагога негативные эмоции, а вслед за этим услышавших чтото приятное о
себе, уменьшается желание действовать агрессивно. Так же для учеников 15 классов
хорошо использовать игру «Камушек в ботинке». В эту игру полезно играть, когда ктото
из детей обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт в группе. Каждый участник имеет
возможность в процессе игры выразить словами свое состояние и сообщить о нем
окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если
зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и
переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию.
Для агрессивных детей можно порекомендовать следующие игры за партами: «Глаза
в глаза». Дети берутся за руки со своим соседом по парте. Смотрят друг другу в глаза и,
чувствуя руки, молча, передают разные состояния: «я грущу», «мне весело», «я рассержен»
и т.д. После игры необходимо обсудить с детьми, какие состояния было легко отгадывать,
а какие трудно.
Игра «Маленькое привидение». По хлопку психолога дети делают руками пугающее
движение (руки согнуты в локтях, пальцы растопырены) и произносят страшным голосом
звук "У". Психолог тихо хлопает, дети тихо произносят «У», громко хлопает громко «У».
Через развитие творческих способностей детей и создания ими творческих
продуктов мы повышаем их уровень социализации, учим сотрудничать с другими людьми,
помогаем укрепить их личностные качества: самоконтроль, уверенность в себе,
доброжелательность, воображение и фантазию. Все это ведет к повышению самооценки
ребенка, что препятствует возникновению внутриличностных конфликтов и снижает
вероятность возникновения аффективных состояний. Можно использовать следующие
упражнения:
Если ребенок чувствует злость или обиду предложите ему втирать пластилин в
картон или бумагу; нарисовать своего обидчика, далее подрисовать ему чтото смешное
(усы, шляпу и т.д.) или сделать с рисунком все что ребенку захочется.
«Разминки с глиной». Дети садятся за стол, психолог дает каждому кусок глины
(соленого теста). Психолог предлагает подросткам в течение 3 минут рвать и кромсать
глину (делать с ней все что захотят). Для этого подбирается специальная музыка. Затем
психолог предлагает в течение 4 минут из рваных кусков создать какуюнибудь скульптуру
или композицию то, что хочется сделать. Фоновая музыкальная композиция должна
гармонизировать состояние.
Из глины можно слепить фигурку своего обидчика, а затем разбить, смять ее,
расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что
ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое
произведение, и привлекает детей больше всего.
Игра с песком тоже очень нравится детям. Рассердившись на коголибо, ребенок
может закопать фигурку, символизирующую обидчика, глубоко в песок. Закапывая
раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается,
возвращается к играм в группе или приглашает сверстников поиграть в песок вместе с ним,
но уже в другие, совсем не агрессивные игры. Таким образом, мир и спокойствие
восстанавливается для ребенка.
В арсенале каждого психолога, безусловно, есть множество способов работы с
агрессивными детьми. Я привела лишь часть тех, которые оказались эффективными в моей
практике.
Список использованной литературы:
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.: ЭксмоПресс, 1999. – 512с
2. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения
подростков. // Школьный психолог №30,31, 2003.
3.Сакович Н.А. Игры в тигры. Сборник игр с агрессивными детьми и подростками. –
СПб.:Речь, 2007. – 208с. 4.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов на
Дону: Феникс, 2008. – 160с.
Статья использование здоровьесберегающих технологий в работе с агрессивными детьми.
Статья использование здоровьесберегающих технологий в работе с агрессивными детьми.
Статья использование здоровьесберегающих технологий в работе с агрессивными детьми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.