Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка"
Оценка 4.8

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка"

Оценка 4.8
Интерактивная доска +1
docx
русский язык
Взрослым
08.10.2018
Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов  на уроках русского языка"
Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. При этом главной задачей образования является не получение учащимися определенной суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения. В связи с этим роль информационно-коммуникационных технологий и ЦОР в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современного образовательного процесса. В данное время проводится работа по созданию высококачественных цифровых учебных материалов, которые обеспечивают реальную поддержку образовательного процесса, позволяют с учетом специфики предметной области реализовать развивающую, обучающую и воспитательную функции образования, наполняют содержательную, процессуальную и контрольно-оценочную сторону учебно-воспитательного процесса. Использование ЦОР позволяет максимально активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию активности, инициативности, самостоятельности. Создает условия для формирования практических навыков анализа информации и интереса к различным ее источникам, самообучения, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации, активного участия самих учащихся в процессе приобретения знаний, формирования универсальных учебных действий.Документ Word 29,5 КБ (30 282 байт)
статья гиз_якунина.docx
Использования цифровых образовательных ресурсов  на уроках русского языка Гизатулина О.И, преподаватель, Гулистанский государственный университет Якунина А., студентка 2 курса факультета Филологии          Аннотация:  в   статье   предпринята   попытка   анализировать   некоторые   современные Цифровые образовательные ресурсы и применение их на уроках русского языка      Ключевые   слова:  образовательный   Стандарт,   цифровые   ресурсы,   электронные материалы, методика преподавания, русский язык, технологии.                               Современный   образовательный   процесс   трудно   представить   без     В   настоящее   время   в   Узбекистане   согласно   требованиям Государственного   образовательного   стандарта   идет   становление   новой системы   образования,   ориентированного   на   вхождение   в   мировое информационно­образовательное пространство.    качественного обеспечения учебными электронными материалами.             Этот   процесс   сопровождается   существенными   изменениями   в педагогической   теории   и   практике   учебно­воспитательного   процесса, связанными   с   внесением   корректив   в   содержание   технологий   обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать   гармоничному   вхождению   ребенка   в   информационное общество.              В   связи   с   этим   компьютерные   технологии   призваны   стать   не   дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного   процесса,   значительно   повышающей   его   эффективность. Без использования современных средств информационно­коммуникационных технологий   уже   невозможно   представить   образовательный   процесс, отвечающий   требованиям   современного   информационного   общества.   При этом   главной   задачей   образования   является   не   получение   учащимися определенной   суммы   знаний,   а   формирование   у   них   умений   и   навыков самостоятельного их приобретения.          В связи с этим роль информационно­коммуникационных технологий и ЦОР в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой   элемент   развития   современного   образовательного   процесса.   В данное время проводится работа по созданию высококачественных цифровых учебных   материалов,   которые   обеспечивают   реальную   поддержку 1 способствует   развитию   активности, образовательного   процесса,   позволяют   с   учетом   специфики   предметной области   реализовать   развивающую,   обучающую   и   воспитательную   функции образования,   наполняют   содержательную,   процессуальную   и   контрольно­ оценочную   сторону   учебно­воспитательного   процесса.   Использование   ЦОР позволяет   максимально   активизировать   познавательную   деятельность учащихся,   инициативности, самостоятельности.   Создает   условия   для   формирования   практических навыков   анализа   информации   и   интереса   к   различным   ее   источникам, самообучения,   формируют   опыт   ответственного   выбора   и   ответственной деятельности, опыт самоорганизации, активного участия самих учащихся в процессе   приобретения   знаний,   формирования   универсальных   учебных действий.           «Цифровые   образовательные   ресурсы  –   это   представленные   в   цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические   материалы,   звукозаписи,   символьные   объекты   и   деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации   учебного   процесса».   Подробнее   о   цифровых   образовательных ресурсах можно узнать на сервисе Prezi 1             Использование   ЦОР   на   уроках   русского   языка   помогает   повысить качество   учебного   процесса,   осуществить   индивидуализацию   и дифференциацию обучения, создавать положительный эмоциональный фон в классе, осуществлять контроль с обратной связью.              С помощью цифровых образовательных ресурсов учитель может сам создавать   дидактические   учебные   материалы,   либо   найти   необходимое   на сайте Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 2 Данный сайт удобен, вмещает в себя большое количество ЦОРов. Учитель русского языка в любое время может использовать их на уроке. На сайте можно найти рекомендации по использованию цифровых ресурсов, а также скачать необходимый материал. Чтобы обобщить необходимую информацию, выделить главное, Вы можете воспользоваться сервисом Wordscloud 3 1 https://prezi.com/p/7gmyjr77-gvq/presentation/ 2 http://school-collection.edu.ru/ 3 http://wordscloud.pythonanywhere.com/ 2 Применение цифровых образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка может проводиться на различных этапах урока.  1. Этап актуализации знаний.  2. Этап объяснения нового материала.  3. Этап закрепления и совершенствования знаний, умений.  4. Этап контроля и оценки знаний, умений, навыков.          В ходе изучения нового материала для создания проблемной ситуации на уроках можно использовать демонстрационный материал. Ребята, прослушав задание, пытаются найти ответ на поставленный вопрос. В конце урока можно вернуться к этому материалу на этапе рефлексии. В интересной форме на уроке   (на   этапе   открытия   новых   знаний)   используются   интерактивные таблицы для демонстрации и обсуждения.        Использование ЦОР позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу. На этом этапе формируются познавательные УУД.        На этапе закрепления, используя компьютер, можно проследить уровень усвоения учебного материала. Для этого на уроке можно использовать парную и   групповую   работу.  В   единой   коллекции   ЦОР   представлены   задания   для фронтальной работы и индивидуальной (для отработки полученных знаний). На этом этапе формируются регулятивные и коммуникативные УУД.          На уроках закрепления и обобщения полученных знаний для контроля и аттестации   учащихся   можно   использовать   различные   тесты.   Это   тесты, предполагающие ввод ответа в той или иной форме и его автоматическую проверку. Для проведения тестирования можно использовать сервис Kahoot4         Таким образом, практически на каждом уроке русского языка возможно применение   ЦОР.   Цифровыми   образовательными   ресурсами   могут пользоваться   все   участники   образовательного   процесса:   учителя   при подготовке   и   ведении   занятий,   учащиеся   на   уроках   и   при   выполнении домашних   заданий,   разработчики   учебно­методических материалов, родители.  Какую роль играют ЦОР на уроке русского языка?   методисты, 1. На уроке схема – план, интерактивная таблица ­ это система "зацепок", дисциплинирующих мышление. 4 https://play.kahoot.it/#/?quizId=84eb5e60-ae2b-49ff-8835-142e0ed46147/ 3 2. Это моделирование ситуации, играющее огромную роль в обучении. 3. Это   операторные   схемы,   обладающие   обратимостью   и ассоциативностью и составляющие основу образного мышления. 4. Это   и   острый   инструмент   в   руках   учителя,   от   умения   пользоваться которым зависят успехи учеников.  Именно так должен ставиться вопрос об использовании ЦОР на уроках русского языка. Каким   образом   это   происходит   в   действительности,   можно   убедиться   на опыте использования учебного пособия «1С:Школа. Русский язык. Сложное предложение»5 Работа с ЦОР на уроке состоит из нескольких этапов. 1. На   этапе   актуализации   знаний   учащимся   предлагается   задание   по решению синтаксической задачи, предложенной в пособии. Например: сопоставьте предложения со схемами и объясните выделенные знаки. Учащиеся,   повторяя   и   систематизируя   уже   изученный   материал, определяют   виды   предложений   и   условия   постановки   знаков препинания   в   данных   предложениях.   Сомнения,   возникающие   при анализе   предложений   из   еще   не   изученных   тем,   позволяют сформулировать проблему и выйти на тему урока, определив цели и задачи. 2. На этапе освоения новых знаний,   например,   представляется таблица "Сложные предложения" и определяется позиция пока еще нейтральной информации. 3. Среди составляющих схемы или таблицы учащимся указывается место той темы, над которой в конкретный момент пойдет работа. 4. Формулируется   тема   и   определяется   ее   место   среди   других   тем, которые   охватывает   опорная   схема   или   таблица.   Нет   смысла "проходить" все темы, важно остановиться всего лишь на одной­двух 5 http://obrazovanie.1c.ru/products/school/ 4 магистральных,   оставив   учащимся   перспективу   добровольно   и самостоятельно разобраться с остальными. 5. Когда   определены   пути   решения   проблемы   и   выстроен   алгоритм действий   учащихся,   внимание   учащихся   концентрируется   на   разборе одного вида предложения, заявленного в теме занятия. Остальные же используются при попутном анализе, который становится своеобразным фоном   для   рассматриваемой   проблемы.   Важно   и   то,   что   после предъявления описания схемы или таблицы в качестве минимального исходного знания начинается беседа по вопросам и одновременно на схеме   определяется   место   каждого   ответа   на   поставленный   вопрос. Работа   со   схемой   или   таблицей   предполагает   повторение   и   хорошее знание определенного, дозированного теоретического материала. Перед учащимися     монологическими высказываниями.   При   этом   ребята   учатся   аргументировано   вести диалог, монолог, "великий и могучий русский язык" наших классиков господствует   на   уроке;   повседневная   речь   учащихся   обогащается языковым многообразием грамматических структур. ставится   задача   отвечать 6. Дальнейшая работа предусматривает отработку умений по определению условий постановки знаков препинаний. 7. На этапе вторичного освоения знаний можно использовать обучающие материалы:   задания,   тексты,   а   схемы   обобщающего   характера   для обобщения и выделения главного по изучаемой теме. 8. На  этапе  рефлексии  схемы  и  таблицы  по   теме "Знаки  препинания   в сложном   предложении"   помогут   еще   раз   сформулировать   условия постановки   знаков   препинания   в   сложном   предложении   и   сделать выводы урока.   обучающим   программам,        Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам,   тренажерам   или   программам тестирования.   Можно   говорить   о   возникновении   нового   обобщающего понятия   «компьютерные   учебные   материалы»,   которое   объединяет   все электронные   средства   обучения,   реализованные   с   помощью   разнообразных программных   средств.   Для   эффективного   использования   их   в   учебном процессе определяющим является содержательное и методическое качество 5 таких   ресурсов.   Для   повседневной   практической   деятельности   учителя наиболее   значимыми   являются   такие   возможности   цифровых   средств обучения, как:  адаптация   учебного   материала   к   конкретным   условиям   обучения, потребностям и способностям обучающихся;  тиражирование и размещение материалов в сети. Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить:  веб­сайты,  посвященные   отдельным   сферам   образования,   предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.;  веб­сайты — информационные представительства  учебных заведений,   производителей   издательств, образовательных   организаций, компьютерных средств обучения и др.;  электронные рассылки по проблемам образования;  информационные и справочные порталы;  ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных.            С точки зрения пользователя порталы и веб­сайты отличаются друг от друга по таким параметрам, как количество и разнообразие предоставляемых ресурсов   и   услуг.   Порталы   объединяют   огромное   количество   ресурсов разного   формата   —   электронные   книги,   статьи,   словари,   справочные материалы,   базы   данных,   аудио­   и   видеофайлы,   форумы   для   обсуждения определенных   проблем   и   т.д.   Кроме   того,   порталы   предоставляют пользователям  такие возможности, как тематический поиск по веб­сайтам, посвященным   сходным   проблемам,   консультации   специалистов   в определенной области и т.д.         Образовательный портал «Грамота.Ру»6. Портал посвященный русскому языку,   предоставляет   не   только   возможность   поиска   по   многочисленным ресурсам,   но   и   консультации   специалистов   в   области   русского   языка   и культуры речи.    Любой учитель может использовать   ЦОР, продумав свою 6 http://gramota.ru/ 6 структуру проведения урока. Составив свой вариант урока, учитель может перейти   к   его   расширению,   добавляя   различные   элементы   для   каждого тематического   элемента.   При   этом   уровень   вносимых   изменений определяется   только   IT­компетентностью     учителя   и   имеющимися   в   его распоряжении материалами.                             Таким образом, шаг за шагом учитель может выстроить авторский вариант учебного ЦОР по предмету. В предельном случае такая траектория, составляемая для каждого учащегося, является динамически расширяемым образовательным   ресурсом,   не   требующим   сколько   ­   нибудь   существенной переработки.                    Таким   образом,   цифровые   образовательные   ресурсы   повышают скорость   чтения   и   коэффициент   усвоения,   улучшается   внимание,   память, расширяется   понятийный   аппарат,   что   отражается   на   результатах диагностики; качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя русского языка;  уроки с использованием   ЭОР   являются   одним   из   самых   важных   результатов инновационной работы в образовательном процессе.  Литература 1. Малышкина Н.А. Использование ЦОР на уроках русского языка  // (С) Вопросы  Интернет­образования, 2011 2. Селевко А.И. Современные образовательные технологии: учебное  пособие/Г.Селевко. – М. : Народное образование, 1998.  3. http://nachalnaja.26206s013.edusite.ru/p15aa1.html  4. http://festival.1september.ru/articles/  7

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка"

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов  на уроках русского языка"

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка"

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов  на уроках русского языка"

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка"

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов  на уроках русского языка"

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка"

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов  на уроках русского языка"

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка"

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов  на уроках русского языка"

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка"

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов  на уроках русского языка"

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка"

Статья "Использования цифровых образовательных ресурсов  на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2018