На мой взгляд, одним из способов мотивации познавательной деятельности учеников является изучение истории семьи. Эта форма весьма увлекательна и доступна для приобщения школьников к исследовательской работе. Ведь рассказы и воспоминания родных – живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают ее к ребенку, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать ее специфику и уникальность. Именно исследовательская деятельность учащихся способствует формированию активной личности, способной решать важные вопросы в сложных жизненных ситуация
Исследовательская деятельности учащихся во внеурочное время.
(из опыта работы)
Минувший век притягивает нас-
Сегодняшнее давнее начало!
Его огонь далекий не погас,
Мелодия его не отзвучала.
А.С. Пушкин.
Модернизация школьного образования … Что стоит за этими словами?
Во-первых, развитие у детей познавательной активности. Во-вторых,
формирование умений исследовательской деятельности. В-третьих,
индивидуализация целей образования на уровне каждого ученика. И мы,
педагоги, понимаем, что результатом такой работы должно стать достижение
учащимися уровня образованности, соответствующего личностному
потенциалу.
Как этого добиться? Я считаю, через исследовательскую работу, которая
приучает к аналитическому труду по нескольким источникам. Именно она
формирует умения и навыки, необходимые выпускнику для успешной учебы в
вузе, а в дальнейшем для написания текстов аналитического характера. Это
тот фундамент, на базе которого ученик осваивает новую информацию и
убеждается в том, что знания, полученные в школе, действительно бесценны.
На мой взгляд, одним из способов мотивации познавательной деятельности
учеников является изучение истории семьи. Эта форма весьма увлекательна и
доступна для приобщения школьников к исследовательской работе. Ведь
рассказы и воспоминания родных – живых свидетелей, очевидцев и
участников событий – оживляют историю, приближают ее к ребенку,
позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать ее специфику и
уникальность. Именно исследовательская деятельность учащихся
способствует формированию активной личности, способной решать важные
вопросы в сложных жизненных ситуациях. А с чем можно сравнить
формирование у ребенка ощущения эпохи? Или возможность соотнести бытие
отдельного человека с ходом истории? Сохранение связи поколений? Конечно,
ни с чем! Трудно переоценить образовательно – воспитательное значение
исследовательского метода на пути активного познания действительности.
Цели подобной деятельности учителя совпадают с интересами учащихся.
Занимаюсь этой работой уже более 5 лет. За это время накоплен небольшой
опыт, которым я хочу поделиться . В начале каждого учебного года дается
информация о том, что можно заняться исследовательской деятельностью. И
начинается подготовка к этому важному событию: заранее оговариваются
темы, затем составляется план работы, подбор источников, написаниеработы, составление презентации, публичное выступление в конке учебного
года на школьной конференции.
В большинстве случаев изыскания в сфере семейной истории обычно касаются
каких – либо событий 20 в. Это определяется реальными возможностями
учеников. Авторы работ не ограничиваются изучением одного конкретного
эпизода, одного периода, а создают связное повествование о судьбе своих
предков на протяжении десятилетий, акцентируя внимание на месте и роли
каждого конкретного ( а для ребят – родного) человека в истории страны.
В процессе сбора сведений о родных учащиеся устанавливают наиболее
отдаленного предка. Установленное первое поколение является основанием
для постепенного составления генеалогического древа и родословной
поколенной росписи. В корнях древа помещают предка – родоначальника,
крону древа венчают те, ради кого оно составляется .Каждое поколение
располагается строго на одной горизонтали. Генеалогическое древо
дополняет родословная роспись – поколенный список членов рода, в котором
содержатся сведения о каждом человеке. На этом этапе работы учащиеся
собирают более подробную информацию о каждом представителе рода.
Наряду с уже установленными фамилиями, именами, отчествами, датами
жизни интересуемся: где и когда учились, работали, проживали, когда и в
связи с чем меняли место жительства, какие имели звания, награды. Немало
интересных сведений школьники собирают об увлечениях своих
родственников, их интересах, занятиях в свободное время. Вместе со своими
родными школьники мысленно проходят определенный участок
исторического пути, наполненный яркими и трагическими событиями, горем и
счастьем, поражениями и победами. Проделанная и оформленная работа
становится исторической ценностью и будет храниться не только в семейном
архиве, но и в школьном музее (раздел «Судьбы людей»)
На начальном этапе работы главным источником сведений по истории семьи
являются воспоминания и рассказы родных. Ученики обращаются к семейным
архивам. Большая удача если удастся обнаружить мемуары – обдуманное
воссоздание пройденной жизни. Именно в мемуарах человек стремится
запечатлеть опыт своего участия в исторических событиях. Для юных
исследователей изучение мемуаров отличная возможность окунуться в мир
повседневности, научиться работать с историческим документом,
комментируя его и подвергая критическому анализу. Изыскания школьников
позволяют воссоздать историю своей семьи , тесно пересекающуюся с
историей страны; преодолеть безликость; увидеть важность и значимость
жизни и деяний своих предков, а затем и самих себя.
Выполненных работ накопилось немало, они интересны тем, что дети в ходе
изысканий находят незабываемые факты из жизни предков. Например,
Жеребцов Алексей установил, что его прапрадедушка не только был
участником русско – японской войны, но и служил на легендарном крейсере
«Варяг». А ученица Василенко Любовь отмечает, что в их роду четко
прослеживаются творческие способности, родоначальницей которых была
Медяная Евдокия Ивановна, получившая в приданое (1893г) швейную
машинку «Зингер». Лободин Николай отмечает уникальный факт из жизнипрадеда Касьянова С.В. – первого шофёра в селе, ездившего на машине,
двигатель которой работал от сжигания дров.
Как правило , ученические изыскания занимают один – два учебных года. На
заключительном этапе учащиеся в оформленном виде излагают уже
систематизированный материал. Изучение истории семьи осуществляется во
внеурочной деятельности, а вот накопленный учениками и их родителями
материал уместен для привлечения на уроках , особенно когда изучаем 20
столетие.
Изучая историю семьи, ребята поднимают огромный пласт материала по
истории повседневности, узнают от своих родных совершенно новые и
неожиданные факты, удивляются, спорят, задумываются, приближают к себе
ушедшие эпохи или сами мысленно переносятся в них. Укрепляются контакты
детей и родителей, родителей и учителей, педагогика сотрудничества
приобретает реальные очертания. А главное – происходит передача из
поколения в поколение традиций, нравственных ценностей, позитивного
исторического опыта. Это важно, ибо, как отмечал Н.М. Карамзин, « мудрость
человеческая имеет нужду в опыте»
Список литературы.
1. Бартенева Н.В. Научно – исследовательская работа учащихся.
//Преподавание истории в школе //2005 . - №3
2. Савелов л.М. Лекции по русской генеалогии. М.,1908 – 1909
3. Чернова М.Н. Изучаем историю семьи. //Преподавание истории в
школе //2001 . - №3