Наверняка Вы не раз читали, слышали и, может быть, даже сами употребляли эту фразу в разных сочетаниях – «кельтская музыка», «музыка кельтов» и даже «традиционная кельтская музыка», «народная кельтская музыка», «веселые кельтские пляски», «старинные кельтские песнопения» и т.д. и т.п. Сама фраза весьма и весьма популярна, но какая именно музыка на самом деле за ней скрывается, никто толком объяснить не может. «Кельтской музыкой» могут быть и полностью электронный эмбиент с названиями треков типа «Священный Стоунхендж и восемнадцать друидов в круге», и латиноамериканец с электронной волынкой, и агрессивный панк-рок, и скрипки, дудки и гармошки весёлых нетрезвых ирландских мужичков. Представляете, сколько всего умещается в одно определение? И ведь это далеко не всё, под «кельтскую музыку» можно подогнать что угодно, хоть мрачное нестройное мычание неодруидов, кружащихся, взявшись за ручки, вокруг священного кустика.
Что такое кельтская музыка
Музыкальные стили и направления, Статьи о
музыке » Музыкальные интересности
Наверняка Вы не раз читали, слышали и, может быть,
даже сами употребляли эту фразу в разных
сочетаниях – «кельтская музыка», «музыка кельтов»
и даже «традиционная кельтская музыка», «народная
кельтская музыка», «веселые кельтские пляски»,
«старинные кельтские песнопения» и т.д. и т.п. Сама
фраза весьма и весьма популярна, но какая именно
музыка на самом деле за ней скрывается, никто
толком объяснить не может. «Кельтской музыкой»
могут быть и полностью электронный эмбиент с
названиями треков типа «Священный Стоунхендж и
восемнадцать друидов в круге», и латиноамериканецс электронной волынкой, и агрессивный панкрок, и
скрипки, дудки и гармошки весёлых нетрезвых
ирландских мужичков. Представляете, сколько всего
умещается в одно определение? И ведь это далеко не
всё, под «кельтскую музыку» можно подогнать что
угодно, хоть мрачное нестройное мычание
неодруидов, кружащихся, взявшись за ручки, вокруг
священного кустика. Музыкальные жанры,
описываемые нынче словом «кельтская музыка»,
можно условно разделить на две категории:
Категория первая. Для ее описания мы предлагаем
ввести термин «кельтообразная музыка», так как он,
пожалуй, гораздо лучше отражает её форму и
небогатое содержание.
Это, в первую очередь, авторская коммерческая
музыка. Это рок, электроника и другие популярные
жанры, использующие отдельные элементы
ирландской, шотландской, бретонской народной
музыки. Одна сторона «кельтообразной» медали это
медленные, красивые, не особо содержательные
композиции (акустические, электронные или же
созданные на стыке какихто популярных стилей),
предназначенные для медитации, расслабления,создания хорошего настроения. Обычно исполняет
роль фоновой музыки, сконцентрироваться на ней
тяжело. Такую музыку иногда называют еще
«этникой» или «world music». Однако, мы
предпочитаем выделить ёё в отдельную,
"кельтообразную" категорию. В мире таких
исполнителей очень много. В основном, они
группируются вокруг американского лейбла Narada.
«Кельтообразной музыкой» в этом плане вполне
может считаться и сольная игра на какомлибо
инструменте, получившим признание в качестве
«кельтского». Например, ирландская арфа – какую
бы мелодию на ней ни сыграть, всё это вполне можно
назвать «кельтским», как, впрочем и саму арфу.
Узнаваемый звук инструмента создает почву для
богатой фантазии и четких ассоциаций, умело
выстроенных маркетологами. Все вышесказанное
вовсе не принижает качества самой музыки и
мастерства музыкантов, ее исполняющих, однако, в
целях объективности, следует уточнить, что
«кельтообразие» имеет крайне отдаленное отношение
к действительно традиционной музыке. В России
подобную нишу занимает, в первую очередь,
достаточно известная группа Telenn Gwad.Другая сторона «кельтообразной» музыки –
использование все тех же народных элементов рок и
попгруппами. Так появился монстроидальный
термин «кельтский рок» и подобные ему. Причем
московская группа «Tintal» в использовании его
далеко не пионеры, «кельтским роком» называют
себя десятки исполнителей по всему миру. Однако,
следует отдать должное авторам афиш и пресс
релизов «Tintal», придумавшим совсем уж
невероятный рекламный слоган «кельтский рок на
волынке».
Немалую роль в распространении такой музыки и
завоевании ей широкого плацдарма на рынке сыграло
и намеренное внедрение её в круги поклонников
«фэнтези», которые, вопервых, весьма
многочисленны, а вовторых, изначально
предрасположены к подобным романтическим и
квазиисторическим темам. Запишите альбом, на
котором будет десять треков с арфой, волынкой,
синтезатором и вашим гениальным вокалом,
пропущенным через десять примочек, назовите их,
например, «The Call of the Celts", "Middle Kingdom”,
“Celtic Myst” – и минимальные продажи вашему
диску обеспечены. То же самое относится и к рок
исполнителям. Добавьте в звук вашей группы блокфлейту, арфу (или лучше всего, шотландскую
волынку – безотказный вариант, даже если вы
играете зубодробительный блэкметал), и можно
называться все тем же «кельтским роком».
Кельтам всё равно, они уже давно вымерли, а вот
аудитория возрастет значительно – экзотика всегда
привлекает. Для пущего антуража можно включить в
программу несколько песен про «могучего Финна»,
«героя Кухулина» или «зеленый Эрин» все равно
большинство из пришедших на ваш концерт не знают,
что это означает, но наверняка проникнутся
уважением к группе, использующей в своем
творчестве такие умные, и, несомненно, истинно
кельтские слова. И ни в коем случае не забывайте
про волынку. Хороший волынщик сделает вам
положительный имидж и хорошие сборы даже при
явном отсутствии у вас таланта.
Нередко можно услышать такую фразу: "Вот эта
группа не аутентична, у них электрогитара есть, а вот
эти – онито уж точно играют настоящий,
аутентичный кельтский фолк". Давайте разберемся –
а бывает ли он вообще, аутентичный, да еще и
кельтский, фолк.Категория вторая. В нее входит народная музыка
следующих стран: Ирландии, Шотландии, Бретани,
Уэльса, Корнуолла, Галисии и острова Мэн. Именно
эта музыка, а вовсе не электронный лаунж и рок
эксперименты первой категории и является
настоящим камнем преткновения среди
традиционалистов и историков музыки, и порождает
множество спекуляций, что же считать истинной,
«аутентичной кельтской музыкой».
Народы, населяющие эти страны, имеют общие корни
(или претендуют на них, как Галисия), и говорят на
относительно похожих языках. Существует даже
устоявшийся филологический термин «кельтская
группа языков», в которую входят ирландский,
валлийский, бретонский, шотландский гэльский,
корнский и мэнский языки. Схожи и музыкальные
традиции этих народов. Однако, одной косвенной
языковой и сомнительной исторической общности
недостаточно для того, чтобы скопом называть всю
музыку этих стран «кельтской». Она скорее
ирландская, шотландская, бретонская, валлийская,
чем кельтская. Согласитесь, что объединение по
географическому принципу лишено смысла.
Например, фраза «американская музыка» вовсе неподразумевает под собой музыку обеих Америк, или
же историческую музыку аборигенов континента. А
объединение по историческому и языковому
принципу порождает, к примеру, нежизнеспособного
монстра «славянской музыки», в который таким же
образом, что и «кельтов», можно свести русских,
чехов, поляков, сербов, болгар и других
представителей славянской языковой группы. И это
при всей непохожести, а зачастую и кардинальном
различии культуры, в том числе и музыкальной.
Естественно, что традиционалисты, музыканты, и
просто знатоки народной музыки воспринимают в
штыки попытки сведения «кельтских» музыкальных
культур к одному общему знаменателю. Дело в том,
что какихто объективных поводов для этого (кроме
определенного удобства описания, порождающего
гигантские сложности с интерпретацией) не
существует. Несомненно, у древних кельтов была
какаято музыка, но говорить сейчас о том, какой она
была, мы не можем – недостаточно данных.
От кельтов не осталось никаких нот (или музыки,
переданной в других способах записи), никаких
музыкальных инструментов, никаких вообще
упоминаний об их музыке как таковой.
Археологические находки – пожалуйста, бронзовыепряжки в ассортименте. Упоминания в
первоисточниках – тоже всегда рядом, но там либо
нет ни слова о музыке, либо историческая ценность
источника весьма сомнительна. Вообще, современные
знания о кельтах не дают возможности со
стопроцентной точностью утверждать, какая была у
них музыка, и была ли вообще. И вообще, много ли в
мире сохранилось данных о музыке народов, живших
до нашей эры? Насколько правомерно пытаться
реконструировать эту музыку, опираясь только на
описания античных и средневековых историков,
большинство из которых сами её не слышали, а
прилежно списали описание из соседнего фолианта?
В качестве примера мы рассматриваем именно
ирландскую музыку по той простой причине, что она
из всех «кельтских» музыкальных традиций является
наиболее распространенной и поддерживаемой
миллионами энтузиастов по всему миру. Кроме того,
именно на ирландской музыке основано большинство
«кельтообразных» экспериментов.
Ирландская музыка, даже в её самых ранних видах
(арфы, волынки и пьесы для них) сложилась тогда,
когда ирландцы уже назывались ирландцами, а не
кельтами. Это уже потом начались изыскания на темутого, чьи же они потомки, и насколько славны были
их могущественные предки. Да и известные многим
саги прежде всего являются ирландскими, а не
кельтскими мифами, появившимися уже после того,
как кельты исчезли с лица земли. «Кельтский бум» в
мире начался после получивших широкое
распространение и переведенных на многие языки
«Поэм Оссиана» Макферсона в 1760х годах.
Макферсон в своем творчестве использовал
популярных в народном фольклоре героев для
создания вымышленных сюжетов. Позже, свою долю
в общую копилку популярности кельтов внесли
романы Вальтера Скотта, поэзия Томаса Мура.
Подобные им популяризаторы противопоставляли
происхождение ирландцев от «благородных и
древних кельтов» грубым варвараманглосаксам,
подогревая, таким образом, народ на новые и новые
вооруженные восстания против колониального
правления. Стоит при этом отметить, что англичане,
в свою очередь, тоже считали ирландцев грубыми
варварами и невежами, и, стоит признать, частично
были правы. Внедрение романтизированных и
мифологизированных представлений о кельтах с
новой силой продолжилось после создания в 1893 г.
Гэльской лиги, занимавшейся пропагандой
ирландского языка, культуры и истории среди самихирландцев, к тому моменту поголовно
англизированных. Известна анекдотическая история,
когда функционеры Гэльской лиги «возродили» килт,
как вид ирландской национальной одежды.
Найденное в древнеирландских манускриптах
описание предмета одежды, доходящего до колен (то
есть, грубо говоря, тунику) они объявили его
древним ирландским килтом, заявив, при этом, что
шотландцы переняли традицию килтов у ирландцев.
Само слово «килт», имеющее скандинавские корни,
эти исследователи возводили все к тому же слову
«кельт». Позже, уже в середине XX в., историки и
филологи убедительно доказали, что никаких килтов
древние ирландцы не носили, но само это
заблуждение здравствует и до сих пор. Существуют
расцветки тартанов, изобретенные в XIX в.,
существуют и процветающие фирмы, занимающиеся
пошивом «ирландских килтов». В конце концов,
стабильный спрос на них существует всегда – далеко
не все вникают в исторические нюансы. В свою
наиболее активную фазу «кельтский пиар» вошел
после Второй Мировой войны, когда Ирландия
сделала попытку наконецто стать полноправным
членом мирового сообщества. Надо признать, что
попытка удалась. Огромную роль в распространении
имиджа «кельтского государства» сыграла и большаяирландская диаспора в США, появившаяся там в
результате массовой эмиграции ирландцев, начиная с
XIX в. Интересный факт: так сложилось, что
наиболее популярным местом работы у эмигрантов
стала служба в полиции. С тех пор типажем
американского полицейского стал обязательный
католик О’Хара или Мёрфи, герой множества
анекдотов. То, что мы видим сейчас на рынке, всё это
количество музыки, продающейся под ярлыком
«кельтской», является результатом
целенаправленной работы, проводящейся с целью
придать холодному острову на задворках Европы
уникальное всемирное значение.
Обратите внимание, только «кельтская» музыка
достигла такой популярности в мире. Из
традиционных музыкальных культур ни одна не
может в этом плане хотя бы сравниться с ней. При
этом, двуязычие Ирландии является для "кельтского
рынка" большим плюсом. Так как большинство
ирландских песен написаны на английском языке,
ставшим сейчас воистину языком мирового общения,
потенциальная аудитория «кельтской музыки»
просто потрясает – практически весь мир может
слушать и понимать эти песни, в отличие, скажем, от
песен на языке индейцев кечуа. Азаинтересовавшиеся англоязычной стороной
Ирландии рано или поздно приходят к непонятному
ирландскому языку, что еще более стимулирует
интерес к «кельтам», «кельтскому наследию»,
«кельтской истории», и, в первую очередь, Ирландии,
как «стране кельтов». Неудивительно, что
звукозаписывающие компании, издающие как музыку
первой категории, так и второй, особенно напирают
на «кельтскость», «аутентичность», «подлинность»
материала, ведь это продается, и продается хорошо.
Там где есть спрос – есть и предложение.
Групп, играющих «кельтскую» и «кельтообразную»
музыку сотни, и постоянно появляются всё новые и
новые.
Популярность ирландской, шотландской, бретонской
музыки будет расти с каждым годом, подпитываемая
все новыми и новыми неофитами и новыми
креативными идеями от участников рынка.
Например, сочетание степа с мягкими ирландскими
танцами, впервые продемонстрированное ансамблем
“Riverdance”, дало Ирландии миллионы искренних
поклонников по всему миру, в том числе, и в России.
А негативная сторона здесь в том, что одна из
немногих уникальных живых традиций современногомира в итоге сводится к набору общепринятых
коммерческих стандартов, сглаживающих
региональные, диалектные и другие различия. В этом
свете, она вполне способна выродиться
окончательно. Правда, это уже проблемы далекого
будущего. И, пожалуй, не наши.Кач в
танцевальной
музыке
Статьи о музыке » Музыкальные
интересности
Часть 1
Както я задумался об одной вещи:иногда достаточно одного баса,
ударника и пары тарелок, чтобы
народу хотелось дёргаться от этой
примитивщины! Почему так
происходит? В чём причина? В
процессе исследования этого явления
и родилась теория кача, о которой
посвящён цикл статей. Я не ручаюсь,
что после прочтения их ваши
композиции станут хитами, но был бы
рад этому.
Прежде всего вкратце о теории кача.
Кач термин, выдуманный мною,
который имеет отношение к драйву.
Кач может быть частью драйва, но
драйв может быть без кача. Кач
прежде всего это понятие,
характеризующее "танцевальность".
Драйвом обычно называют то, от чего
музыка заводит настроение.
Поскольку драйвом может
обозначаться что угодно (к примеру,
я считаю Лунную Сонату Бетховена
драйвовой). Девчонки тащатся отРуки Вверх. Металлюги от сольных
партий электрогитар...
Кач это сборище принципов и
технических приёмов "раскачивания"
народа на дискотеках. Ритмическая
основа драйва. Термин удачный,
потому что в его сущности и
расшифрована основа кача: от слова
'качать, раскачивать'.
Понять, если ли кач у трека или нет,
очень просто. Сядем на стул и начнём
его слушать. Если вам не сидится на
стуле, хочется вскочить и танцевать
это означает, что кач у трека есть.
(Примечание: если вы в сонном
состоянии, глухие, бухие или в коме,
этот тест может не сработать)
Явление кача очень сложное и имеет
психофизическую природу. Оно
связано с ритмом, но больше связано
с циклическими процессами и
резонансами.Для примера возьмите поплавок на
речке. Под воздействием волн он
двигается вверх и вних. Его качает.
Это наиболее близкая аналогия кача
музыкального.
Явление кача было замечено ещё
много тысяч лет назад. Сначала оно
использовалось в ритуальных целях,
позже стало основой современной
танцевальной музыки.
Кач возникает, когда под
воздействием ритмических звуков у
человека возникают психо
резонансные явления, приводящии к
изменению психики и даже
физиологии. Магическая вещь!
Очень хитрые товарищи могут задать
вопрос: раз кач сходен движению
поплавка на речке, почему человека
не качает, когда он слышит только
размеренные удары, к примеру,
ударника, или метронома? Отвечаю:
одного циклического движениянедостаточно.
Необходимо несколько разных
циклов разных параметров звука,
специально связанным по
определённым правилам.
Другие хитрые товарищи могут
задать ещё вопрос: хорошо, раз кач
возникает, когда есть циклы, почему
возникает кач, когда слушаешь
просто речь негров? Отвечаю: в речи
негров есть циклы. Причём очень
много и они сложены правильным
образом.
Как же достичь этого кача, который
так прост, но в тоже время
непонятен?
Существует три основных
принципа кача:
1 Качает, когда есть циклические
ритмы.2 Когда они вложены друг в друга и
подчиняются друг другу.
3 Когда какиелибо параметры
музыки изменяются согласно этим
ритмам плавно.
Хитрые товарищи опять не
угомонятся: ура, мы поняли кач
связан с ритмом, метром и акцентами
музыки! Только не понятно, почему
же наши композиции, в которых это
всё есть, не качают?
Отвечаю и им. Кач никак не связан с
музыкальными понятиями ритма и
метра. Потому как одного этого не
достаточно. Более того: то, что было
придумано в качестве нот
практически не годится для описания
кача. Особо умным товарищам,
окончившим музшколу, ну... или
музучилище, скажу так: все ваши
знания никак не связаны с качем.
Качу надо учиться отдельно. Потомучто ему вас никто не учил. В лучшем
случае, вас отведут к барабанщику и
он научит вас правильно стучать, в
худшем, будут вас ругать и говорить,
что в музыке, которую вы играете на
фортепиано, нет ритма, акцентов,
задора, чувственности, жара,
живости.... (ещё 3456 слов, которые
вы сами напишите, вспоминая вашего
учителя музыки). Потому как
практически невозможно языком
объяснить и даже показать, что такое
кач.
Ну а я всёже попытаюсь.
Часть 2
Итак, рассмотрим музыкальную
композицию другими глазами... тьфу,
ушами.
Упражнение 1. Включаем вашу
любимую музыку с качем, слушаем и
пытаемся определить наиболеедлинное циклическое изменение в
музыке. Это не обязательно связано с
размером.
Мы слышим один из циклов,
связанный с качем. Назовём это
главной или первичной волной. Итак,
главная волна это наиболее
длительное циклическое изменение в
музыке. Часто главная волна связана
с музыкальным размером, часто нет.
Волна может выделяться чем угодно:
громкостью, мелодичным рисунком,
тембром, высотой и др. Самый
основной параметр это громкость.
Для примера, показывающего, что кач
никак не связан с размером. возьмите
"В лесу родилась ёлочка". У неё
размер 2/4. Однако качающий размер
будет другим.
В лесу(акцент) родилась
е(акцент)лочка, в лесу(акцент) она
росла(акцент) можно так
раскачивать.В лесу(акцент) роди(акцент)лась
е(акцент)лочка, в лесу(акцент) она
росла(акцент) а можно и так.
Упражнение 2. Слушаем опять и
пытаемся найти в первичной волне
ещё циклические изменения.
Волн в музыке очень много и они
связаны друг с другом, подчиняясь
друг другу. Связь волн между собой
очень проста. Главная волна делится
на целое количество более слабых
подволн. Подволны делятся опять на
целое количество других подволн и
так далее.
Иногда встречается такое явления,
как пересечение волн между собой.
Такое бывает обычно в гоа трансе, в
джангле и другой музыке, где
имеется игра сильными и слабыми
долями. Например, три
последовательной волны однойдлительности могут звучать в то
время, как играют две других волны
другой длительности.
Иногда длительности волн меняются
со временем. Иногда количество
подволн меняется. Короче, автор
музыки может делать что угодно с
волнами, но при условии вложенности
и подчинении волн друг другу. И
такая музыка будет качать.
Практический вывод первый:
используем волны!
С первым правилом кача разобрались.
Разберёмся со вторым.
Упражнение 3. Слушаем нашу
любимую композицию и теперь
замечаем, как соотносятся друг с
другом волна и подволны.
Упражнение даст нам новые знания.
Оказывается, главная волна самыяярко выраженная, остальные волны
слабее. Насколько слабее зависит от
идеи композиции. Обычно
соотношения связаны приблизительно
как 3/4.
Вывод второй. Вложенные
волновые структуры должны
подчиняться друг другу.
Именно поэтому компрессируют
басы, ударные. Басы и ударные
основы построения главной волны и
самых заметных подволн волн
верхнего уровня. Если их не выделять
громкостью, они потонут в общей
массе звуков и мы потеряем как сами
волны, так и взаимоотношения друг с
другом.
Упражнение 4. Практическое.
Вооружившись знаниями и родным
секвенсором, создадим трек с одним
ударником. Нарисуем 8 ударников на
равном расстоянии друг от друга изациклим их. Пытаясь поиграть
Velocity отдельных ударников,
создадим небольшую качающую
структуру. Убедимся, что резкие
изменения параметра Velocity не дают
эффекта кача. Пробуем менять
Velocity более плавно. За 23 удара.
Что мы слышим?
Как видно из упражнения, кач
возникает при плавных изменениях.
Если мы будем делать резкие
изменения Velocity, вместо кача мы
получим ритмический рисунок, но не
кач. Это главная причина того, что
нотами отобразить кач невозможно.
Нотная запись дискретна по своей
сути, кач же плавен. Нотами можно
выставить места акцентов, но вот
характер изменения ими не передать.
Упражнение 5. Замечаем плавные
изменения параметров волн.
Вот мы и разобрали основные трипринципа появления кача. Далее мы
рассмотрим более сложные случаи.
Но это в другой раз.
Домашнее задание. Послушать речь
негров и заметить в ней волны.
Попытаться понять, почему
возникают эти волны.
Часть 3
Итак, 3я часть. На этот раз ближе к
практике и к самим секретам.
В прошлых 2х частях были
рассмотрены самые азы кача. Теперь
рассмотрим то, что кожется на
первый раз шаманством. Я о таких
эффектах как:
Говор негров под музыку и их
музыка
Микросдвиги
Пульсации ... (приёмов много)
Не зря я давал вам домашнее задание
слушать негров. Вот в них лежат
самые глубокие секреты кача,
которые, причём полностью
соответствуют моим трём принципам
кача. Напомню:
Качает, когда есть циклические
ритмы.
Когда они вложены друг в друга
и подчиняются друг другу.
Когда какиелибо параметры
музыки изменяются согласно
этим ритмам плавно.
На первый взгляд, речь негров
абсолютно не соотвествует этой
системе, т.к. их звуки могут не
попадать в воображаемую
ритмическую сетку. Они могут изапаздывать и опережать.
Такое же явление наблюдается, если
слушать музыку, у которой
некоторые нотки сдвинуты немного
вперёд или назад.
Казалось бы, что всё летит пропадом.
Отнюдь!
Теперь мы подходим к такой вещи в
каче, которая называется градиентом
(ещё один мой термин. Не пугайтесь,
другого подходящего слова я не
нашёл).
В математике вектором градиента
называется направление изменения
какого либо параметра.
Ну так вот. Замечено, что если
подчёркивать какойлибо момент
времени ещё до его момента
появления (например, протяжным
звуком Open Hihat перед следующим
ударом), то следующее за такимзвуком место акцентируется, даже
если там не будет никакого звука.
Пример градиента раскачка качелей.
Направление усилия прикладываемой
силы и будет градиентом. Мы
прикладываем силу раньше пика
амплитуды качелей, но следим
именно за пиками. Таким образом,
нам не обязательно прикладывать
силу в строго определённые моменты
времени. Достаточно в произвольные,
но с правильным усилием. Так и в
музыке, где ноты не привязаны точно
к ритмической сетке, можно
акцентировать волны.
Общая качающая система нот
образует "полукруги" интенсивности.
Они похожи на полукруги моря,
рисуемые детьми в прямом или
перевёрнутом виде. Схематично
можно изобразить это так:
__.^.__.^.__.^.__.^.__.^.__Внутри одного полукруга могут быть
другие полукруги и т.д. Получаем
вложенную систему градиентов. Чем
сильнее качает музыка, тем явней у
неё эта система.
Некачающая музыка тоже имеет
градиенты. Только они не образуют
полукруги, а, например,
треугольники, или прямоугольники с
пиками (как классическая система
обозначения размера). Пример
некачающих волн:
__|__|__|__|__|__|__|__|__
Можете это проверить путём
прослушивания композиций, которые
не качают (интенсивности слабые,
размазываются или хаотичны) и
которые качают (каждая партия
придерживается градиента, тем
самым усиливая основную волну и
создавая вложенные).В некачающей композиции вложенные
волны будут гасить друг друга.
Упражнение 6. Теперь опять
слушаем негров и пытаемся
определить такие места.
Оказывается, всё очень просто. Негры
размещают звуки хоть и хаотично, но
немного изменяют параметры звука
(громкость, тон, тембр и прочее) так,
что мы опять слышим всё теже
волны. Только вот пики и спады
выделяются заранее.
Ещё один пример, поясняющий
принцип градиента. В трансе есть
такой приём, называемый
"зависалово". Когда бит пропадает и
вместо него идёт довольно длинный
напряжённый звук, который .... (тут
вдумываемся внимательно) ...
который подчёркивает сделующий за
зависаловом удар.Мало примеров? Ещё один. Вспомним
последный звук квадрата. Обычно там
или отсутствует звук ударника, или
вводится один или ещё один
дополнительный удар, который опять
подчёркивает следующее начало
квадрата.
Ещё пример: ломаные ритмы.
Думаете, что там удары расположены
хаотично? Хехе. Они расположены
так, чтобы ... Стоп. Про ломаные
ритмы расскажу позже. Но, впрочем,
в качестве домашнего задания
подумайти сами насчёт этого.
Итак, мы познакомились с
градиентом. Градиент это
подчёркивание пика или спада волны
с помощью звуков, расположенных
ещё до момента пика или спада.
Градиенты очень сильная вещь. Они
увеличивают кажущую амплитуду
волны.А теперь вспомним третий принцип:
"Когда какиелибо параметры музыки
изменяются согласно этим ритмам
плавно".
Таким образом градиент это
средство плавного изменения, за счёт
которого человек предсказывает, что
будет дальше.
Теперь о микросдвигах. Часть
микросдвигов дают градиент, но
часть градиентов дают ещё один
эффект, который называется обычно
"убыстрением, разгоном". По этому
принципу нотки распологаются чуть
ближе, чем им положено находиться
по сетке. В этом случае человек
чувствует, что будто темп музыки
увеличивается и тем самым обращает
внимание на момент следующего
пика. Опять подчёркивание.
Ещё вам один технический приём,
относящийся к принципу градиентов.Я его называю раскачкой. По этому
принципу я растягиваю и сужаю
промежутки времени между пиками
качающей волны путём небольшого
увеличениясужения длительностей
подволн. Т.е. немного смещаю
привязку сетки. Например, вот схема
ударов с привязкой:
*****
С раскачкой:
*****
Или, наоборот:
*****
Ещё один приём, который я называю
пульсациями.
Упражнение 7. Слушаем psytrance.
Или Скутера. Находим, почему там
качает.Итак, правильный ответ это
пульсации. В психоделике обычно
пульсирует один из басов. Скутер
пульсирует обычно звуками TB303.
Объясню это явление. Пульсации
относятся с первому принципу кача,
однако тут есть тонкость. Они очень
заметны. Даже заметней, чем волны,
образованные ударником и главным
басом. А тонкость в том, что они
просто выделяют амплитуду
подволны от подволн, идущих под
качающей волной. Т.е. получаем
очень развитую систему связанных
волн.
Тут главное принцип: интенсивность
музыки подчиняется полукруглым
волнам острыми местами вверх. Как
дети рисуют воду. Пики приходятся
на устойчивые места в музыке и часто
совпадают с размером.
Самые сильные волны образуютсябасом и киком. Менее сильные
(вложенные в сильную волну) хэтом,
некоторыми ударниками,
мелодической партии, а в трансе
паттерновым рисунком) Ещё менее
сильные мелизмами, мелодией,
разными инструментами.
Хозяйке на заметку: чем более
заметна система волн, тем сильнее
качает музыка.
В следующий раз разберём ещё
приёмы кача. Уже несколько иного
рода. Самые секреты из секретов.
Пока я только рассказывал то, о чём
по крайней мере некоторые пишут в
инете (правда не зная, что существует
целостная система теории кача). Ну...
как говорится, это их проблемы...
Часть 4
Итак, 4 часть. Последняя,
посвящённая времени. Одному из