Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."
Оценка 4.8

Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."

Оценка 4.8
Лекции
doc
биология +2
Взрослым
27.04.2018
Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."
В статье "Итоговая аттестация - это не просто..." рассмотрены основные проблемы подготовки к итоговой аттестация обучающихся 9 и 11 классов по биологии. также даны практические рекомендации по решению основных проблем при подготовке к сдаче экзаменов разного уровня. данная статья будет полезна для учителей биологии.
Итоговая аттестация - это не просто.doc
Итоговая аттестация – это не просто… МАОУ «Гимназия №48» Учитель биологии Танюшина Юлия Леонидовна г. Норильск Бесспорным   в   нашей   педагогической   практике   является   факт,   что   основной показатель   качества   образования   на   сегодняшний   день     –     успешная   сдача   итоговой аттестации выпускниками 9 и 11 классов.  Как любое явление, итоговая аттестация имеет две стороны «медали». С одной  – это независимая экспертная оценка знаний и умений выпускников, а с другой (увы!) – психологический стресс для каждого ученика (да и учителя тоже!). Ведь за два часа работы решается судьба –  возможность поступления в желаемый вуз, «билет в будущее», и это не может   не   вызывать   волнения   и   переживания   у   экзаменующихся,   что,   как   правило, негативно сказывается на их работоспособности. И чтобы понять, итоговая аттестация – просто ли это, необходимо принять в ней участие…  Мне, в силу возраста, не удалось получить личный опыт сдающего ЕГЭ, однако как учитель, преподающий биологию в средней и старшей ступенях школы, ежегодно, когда мои ученики участвуют в этой «милой» процедуре, переживаю то, что просто волнением назвать нельзя.  Все это позволяет мне проанализировать данную ситуацию, высказать свое мнение и сделать некоторые выводы. Единый   государственный   стал   официальной   и   единственной   формой   аттестации учащихся всех средних школ нашей страны, довольно удобной формой непредвзятой и профессиональной оценки знаний учащихся, универсальной и справедливой (очень хочется в   это   верить!). Кроме   того, ЕГЭ является   гарантом     получения   аттестата   о   среднем (полном)   образовании,   одновременно   и   вступительным   экзаменом   в   высшие   учебные заведение страны. И это требует особенных усилий  учителя,  так как не хочется стать виновником неуспеха ученика (для родителей всегда кто виноват?), притчей во языцех на совещаниях в родном учебном заведении и управлении образованием.  К   тому   же   выпускникам   по   обязательным   предметам   (математике   и   русскому языку) для получения аттестата достаточно набрать чуть выше проходного балла, а вот для «получения» баллов по предметам, необходимым для поступления в вузы, требуется более высокое качество знаний и, соответственно, более продуктивная и результативная работа учителя.   И   тут   уж   приходится   забыть   о   том,   что   ты   мама,   жена,   женщина…   Ты   для требующих усиленного внимания выпускников и их не менее требовательных родителей даже не человек, а машина с вечным двигателем по имени «УЧИТЕЛЬ». К ЕГЭ плотненько приклеилось и ГИА девятиклассников: не должно отставать от веяний времени и необходимо убедить учеников (конечно, вместе с их родителями!), что сдача   итоговой   аттестации   в   новой   форме   –   это   единственно   правильный   выбор! Сторонники   считают,   что   введение   такой   системы   способно   повысить общеобразовательный   уровень   нации,   и,   соответственно,   Россия   получит   более образованную   молодежь,   что   впоследствии   скажется   на   социально­экономическом развитии государства.   Но мне, как учителю с немалым стажем, хочется перейти от высокопарных слов к реальной действительности. По моим наблюдениям, в отличие от выпускников 11 классов, девятиклассники выбирают, как им кажется, предметы «полегче» (в том числе и биологию) и   сталкиваются   с   рядом   проблем:  большой   объем   фактического   материала,   научная терминология в заданиях итоговой аттестации. Казалось бы, что мне огорчаться: биология не является обязательным для сдачи предметом,   поэтому   пусть   о   качестве   подготовки   к   итоговой   аттестации   волнуются «математики»   и   «руссоведы».   Но   вот   он,   подводный   риф   для   нас,   «биологов»:     наш предмет необходим для поступления в вузы медицинского, экологического, спортивного и (даже!) хореографического направлений. Как показывает практика моей работы, экзамен по   биологии   ежегодно   выбирают   не   менее   5   одиннадцатиклассников   и   более   15 девятиклассников.   Такой   повышенный   интерес   к   моему   предмету   потребовал   от   меня   серьезной   и скрупулезной подготовки. В первую очередь тщательно изучила кодификаторы по ГИА и ЕГЭ. Анализ показал, что в экзаменационные задания включены темы школьного курса, который  выпускники   давно  позабыли!  По  ботанике  (темы   6  класса),  зоологии   (темы  7 класса), анатомии и физиологии человека (темы 8 класса) в ГИА – 87%, ЕГЭ – 52%. И всего лишь 13% экзаменационных материалов составляют задания по изученным в 9 классе темам и 48% – в 10­11 классах. Несколько, если мягко сказать, смущает такой нюанс, как количество   часов   биологии   в   6   классе,   сокращенное   до   одного   часа,   хотя   основной программный материал не изменен. К тому же, в программном материале по ботанике (это все тот же 6 класс)  не включена необходимая для сдачи ЕГЭ научная терминология. Это и требует   расширения   и   углубления   знаний   по   уже   изученному   материалу,   который,   по правде сказать, дает лишь поверхностные представления по ряду тем.   Не стоит также исключать и фактор времени: как правило, учащиеся выпускных классов   имеют   лишь   общие   воспоминания   об   изученном   в   средней   школе.   Отсюда возникает острая необходимость дополнительной подготовки учащихся к сдаче экзаменов. А отсюда и дефицит времени, и пресловутая перегрузка учащихся. Готовиться ведь нужно к экзаменам не только по биологии. Плюс тренажерка, плавательный бассейн, танцы…    Таким образом, остро встает проблема: необходимо не только усвоить огромный объем фактического материала, но и иметь реально высокий уровень знаний и умений по темам всего курса. Данная проблема нашла отражение в книгах по подготовке школьников к итоговой аттестации многих авторов, которые в своих методических разработках [1, 3, 5, 6] достаточно подробно и серьезно рассматривают основные разделы биологии, при этом используя на доступном для выпускников языке научную терминологию. Однако следует заметить,   что   в   предлагаемых   книгах   мало   внимания   уделяется   иллюстрационному материалу к тексту, чем и затрудняется процесс понимания и запоминания школьниками материала. А учебники, особенно для 6­7 классов, наоборот, содержат массу иллюстраций, но   не   дают   необходимой   научной   терминологии.   Таким   образом,     для   себя   выявила необходимость в интеграции материалов научной литературы и иллюстраций учебников. В этом мне неоценимую помощь оказали учащиеся, так как своими вопросами и просьбами объяснить тот или иной процесс, описанный в «методичках» для подготовки к экзаменам, они подтвердили необходимость данной работы.  За   2   года   работы   (2009­2010   и   2010­2011   учебные   года)   создала   методическую разработку   «Краткий   курс   биологии»,   состоящий   из   четырех   разделов   –   «Органы растений», «Многообразие растений», «Зоология»,  «Анатомия  и физиология  человека». Мне показалось нецелесообразным делать разработки по темам общей биологии, так как этот раздел изучается последним  и материал  учебников подобран с учетом возраста и уровня мышления выпускников, что соответствует требованиям к уровню их подготовки. Внимание сконцентрировала на материале, который изучается в 6­8 классах.   Для создания комфортного психологического климата при сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ГИА все самостоятельные и контрольные работы по темам (с 6 и до 11 класса) мной сформированы по принципу контрольно измерительных материалов. Содержание заданий разбито на части: часть А – тестовые вопросы с одним верным ответом, В – задания на соответствие   и   (или)   определения   последовательности   явлений   или   процессов,   С   – вопросы,   предполагающие   краткий   и   лаконичный   ответ.   В   выпускном   классе,   при подготовке   к   итоговой   аттестации   постоянно   использую   в   работе   тематические   тесты подготовки к ЕГЭ [2, 4], решение которых является своеобразной обратной связью для меня и позволяет учащимся определить свой уровень знаний по каждой теме курса. Также считаю   необходимым   проведение   пробных   ЕГЭ   и   ГИА   как   в   рамках   своего образовательного учреждения, так и на базе пункта проведения экзамена, что поможет в дальнейшем учащимся чувствовать себя психологически более уверенными (защищенными) во время процедуры экзаменов. Результаты,   итоговой   аттестации,   полученные   моими   выпускниками,   дают возможность   делать   выводы   о   целесообразности   и   продуктивности   моего   подхода   к решению проблемы подготовки и сдачи итоговой аттестации выпускниками:  Учебный год 2009­2010 2010­2011 2011­2012 биология 9 класс кол­во 4 1 0 качество 1 уч­ся – «5» 3 уч­ся – «4» 1 уч­ся – «4» биология 11 класс кол­во средний балл 8 ­ 13 60 61 Полученные результаты в 2012 году – средний балл 61, что выше, чем по России (54,2 балла) и по Красноярскому краю (50 баллов). Таким образом, проанализировав свою практическую деятельность, можно сделать вывод о том, что итоговая аттестация – это ответственный шаг не только для выпускников, но и для учителя (!). Считаю также немаловажным организацию комплексной подготовки по   предмету,   сопровождение   иллюстрационным   материалом   изучения   теоретического материала (учителю придется и это подготовить, в очередной раз проявить творческий подход), включение проверочных работ в формате ЕГЭ в весь образовательный процесс. Бесспорным является и такой момент, как включение выпускников в пробные экзамены по биологии на муниципальном уровне (психологический аспект). Подводя   итоги   сказанному,   хочу   отметить,   что   качественно   подготовить выпускников   к   итоговой   аттестации   –   это   просто,   если   педагог­наставник целенаправленно, методично и творчески помогает ученику изучать предмет. Список использованной литературы Антонова И.П.,Щеголькова Е.Ю. Биология. Практикум по подготовке 1. к ЕГЭ. – М.: Вентана­Граф, 2011. 2. Гребенюк А.А.и др. Тесты по биологии.   – Ростов­на­Дону: Феникс, 2006. 3. Кириленко А.А.и др. Биология. 9класс. Подготовка к ГИА­2012. – Ростов­на­Дону: Легион, 2012 4. 5. С.Г.Мамонтов Биология. – М.: Дрофа,2008. Сидоров   Е.П.   Зоология   для   поступающих   в   ВУЗы.   –   М.:   Уникум­ центр,1998. 6. центр,1998. Сидоров   Е.П.   Ботаника   для   поступающих   в   ВУЗы.   –   М.:   Уникум­

Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."

Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."

Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."

Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."

Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."

Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."

Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."

Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."

Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."

Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2018