В статье "Итоговая аттестация - это не просто..." рассмотрены основные проблемы подготовки к итоговой аттестация обучающихся 9 и 11 классов по биологии. также даны практические рекомендации по решению основных проблем при подготовке к сдаче экзаменов разного уровня. данная статья будет полезна для учителей биологии.
Итоговая аттестация - это не просто.doc
Итоговая аттестация – это не просто…
МАОУ «Гимназия №48»
Учитель биологии
Танюшина Юлия Леонидовна
г. Норильск Бесспорным в нашей педагогической практике является факт, что основной
показатель качества образования на сегодняшний день – успешная сдача итоговой
аттестации выпускниками 9 и 11 классов.
Как любое явление, итоговая аттестация имеет две стороны «медали». С одной –
это независимая экспертная оценка знаний и умений выпускников, а с другой (увы!) –
психологический стресс для каждого ученика (да и учителя тоже!). Ведь за два часа работы
решается судьба – возможность поступления в желаемый вуз, «билет в будущее», и это не
может не вызывать волнения и переживания у экзаменующихся, что, как правило,
негативно сказывается на их работоспособности. И чтобы понять, итоговая аттестация –
просто ли это, необходимо принять в ней участие…
Мне, в силу возраста, не удалось получить личный опыт сдающего ЕГЭ, однако как
учитель, преподающий биологию в средней и старшей ступенях школы, ежегодно, когда
мои ученики участвуют в этой «милой» процедуре, переживаю то, что просто волнением
назвать нельзя.
Все это позволяет мне проанализировать данную ситуацию, высказать свое мнение и
сделать некоторые выводы.
Единый государственный стал официальной и единственной формой аттестации
учащихся всех средних школ нашей страны, довольно удобной формой непредвзятой и
профессиональной оценки знаний учащихся, универсальной и справедливой (очень хочется
в это верить!). Кроме того, ЕГЭ является гарантом получения аттестата о среднем
(полном) образовании, одновременно и вступительным экзаменом в высшие учебные
заведение страны. И это требует особенных усилий учителя, так как не хочется стать
виновником неуспеха ученика (для родителей всегда кто виноват?), притчей во языцех на
совещаниях в родном учебном заведении и управлении образованием.
К тому же выпускникам по обязательным предметам (математике и русскому
языку) для получения аттестата достаточно набрать чуть выше проходного балла, а вот для
«получения» баллов по предметам, необходимым для поступления в вузы, требуется более
высокое качество знаний и, соответственно, более продуктивная и результативная работа
учителя. И тут уж приходится забыть о том, что ты мама, жена, женщина… Ты для
требующих усиленного внимания выпускников и их не менее требовательных родителей
даже не человек, а машина с вечным двигателем по имени «УЧИТЕЛЬ».
К ЕГЭ плотненько приклеилось и ГИА девятиклассников: не должно отставать от
веяний времени и необходимо убедить учеников (конечно, вместе с их родителями!), что
сдача итоговой аттестации в новой форме – это единственно правильный выбор!
Сторонники считают,
что введение такой системы способно повысить
общеобразовательный уровень нации, и, соответственно, Россия получит более
образованную молодежь, что впоследствии скажется на социальноэкономическом
развитии государства.
Но мне, как учителю с немалым стажем, хочется перейти от высокопарных слов к
реальной действительности. По моим наблюдениям, в отличие от выпускников 11 классов,
девятиклассники выбирают, как им кажется, предметы «полегче» (в том числе и биологию)
и сталкиваются с рядом проблем: большой объем фактического материала, научная
терминология в заданиях итоговой аттестации. Казалось бы, что мне огорчаться: биология не является обязательным для сдачи
предметом, поэтому пусть о качестве подготовки к итоговой аттестации волнуются
«математики» и «руссоведы». Но вот он, подводный риф для нас, «биологов»: наш
предмет необходим для поступления в вузы медицинского, экологического, спортивного и
(даже!) хореографического направлений. Как показывает практика моей работы, экзамен
по биологии ежегодно выбирают не менее 5 одиннадцатиклассников и более 15
девятиклассников.
Такой повышенный интерес к моему предмету потребовал от меня серьезной и
скрупулезной подготовки. В первую очередь тщательно изучила кодификаторы по ГИА и
ЕГЭ. Анализ показал, что в экзаменационные задания включены темы школьного курса,
который выпускники давно позабыли! По ботанике (темы 6 класса), зоологии (темы 7
класса), анатомии и физиологии человека (темы 8 класса) в ГИА – 87%, ЕГЭ – 52%. И
всего лишь 13% экзаменационных материалов составляют задания по изученным в 9 классе
темам и 48% – в 1011 классах. Несколько, если мягко сказать, смущает такой нюанс, как
количество часов биологии в 6 классе, сокращенное до одного часа, хотя основной
программный материал не изменен. К тому же, в программном материале по ботанике (это
все тот же 6 класс) не включена необходимая для сдачи ЕГЭ научная терминология. Это и
требует расширения и углубления знаний по уже изученному материалу, который, по
правде сказать, дает лишь поверхностные представления по ряду тем.
Не стоит также исключать и фактор времени: как правило, учащиеся выпускных
классов имеют лишь общие воспоминания об изученном в средней школе. Отсюда
возникает острая необходимость дополнительной подготовки учащихся к сдаче экзаменов.
А отсюда и дефицит времени, и пресловутая перегрузка учащихся. Готовиться ведь нужно
к экзаменам не только по биологии. Плюс тренажерка, плавательный бассейн, танцы…
Таким образом, остро встает проблема: необходимо не только усвоить огромный
объем фактического материала, но и иметь реально высокий уровень знаний и умений по
темам всего курса. Данная проблема нашла отражение в книгах по подготовке школьников
к итоговой аттестации многих авторов, которые в своих методических разработках [1, 3, 5,
6] достаточно подробно и серьезно рассматривают основные разделы биологии, при этом
используя на доступном для выпускников языке научную терминологию. Однако следует
заметить, что в предлагаемых книгах мало внимания уделяется иллюстрационному
материалу к тексту, чем и затрудняется процесс понимания и запоминания школьниками
материала. А учебники, особенно для 67 классов, наоборот, содержат массу иллюстраций,
но не дают необходимой научной терминологии. Таким образом, для себя выявила
необходимость в интеграции материалов научной литературы и иллюстраций учебников. В
этом мне неоценимую помощь оказали учащиеся, так как своими вопросами и просьбами
объяснить тот или иной процесс, описанный в «методичках» для подготовки к экзаменам,
они подтвердили необходимость данной работы.
За 2 года работы (20092010 и 20102011 учебные года) создала методическую
разработку «Краткий курс биологии», состоящий из четырех разделов – «Органы
растений», «Многообразие растений», «Зоология», «Анатомия и физиология человека».
Мне показалось нецелесообразным делать разработки по темам общей биологии, так как
этот раздел изучается последним и материал учебников подобран с учетом возраста и
уровня мышления выпускников, что соответствует требованиям к уровню их подготовки.
Внимание сконцентрировала на материале, который изучается в 68 классах.
Для создания комфортного психологического климата при сдаче экзамена в форме
ЕГЭ и ГИА все самостоятельные и контрольные работы по темам (с 6 и до 11 класса) мной
сформированы по принципу контрольно измерительных материалов. Содержание заданий
разбито на части: часть А – тестовые вопросы с одним верным ответом, В – задания на
соответствие и (или) определения последовательности явлений или процессов, С – вопросы, предполагающие краткий и лаконичный ответ. В выпускном классе, при
подготовке к итоговой аттестации постоянно использую в работе тематические тесты
подготовки к ЕГЭ [2, 4], решение которых является своеобразной обратной связью для
меня и позволяет учащимся определить свой уровень знаний по каждой теме курса. Также
считаю необходимым проведение пробных ЕГЭ и ГИА как в рамках своего
образовательного учреждения, так и на базе пункта проведения экзамена, что поможет в
дальнейшем учащимся чувствовать себя психологически более уверенными (защищенными)
во время процедуры экзаменов.
Результаты, итоговой аттестации, полученные моими выпускниками, дают
возможность делать выводы о целесообразности и продуктивности моего подхода к
решению проблемы подготовки и сдачи итоговой аттестации выпускниками:
Учебный год
20092010
20102011
20112012
биология 9 класс
колво
4
1
0
качество
1 учся – «5»
3 учся – «4»
1 учся – «4»
биология 11 класс
колво
средний балл
8
13
60
61
Полученные результаты в 2012 году – средний балл 61, что выше, чем по России
(54,2 балла) и по Красноярскому краю (50 баллов).
Таким образом, проанализировав свою практическую деятельность, можно сделать
вывод о том, что итоговая аттестация – это ответственный шаг не только для выпускников,
но и для учителя (!). Считаю также немаловажным организацию комплексной подготовки
по предмету, сопровождение иллюстрационным материалом изучения теоретического
материала (учителю придется и это подготовить, в очередной раз проявить творческий
подход), включение проверочных работ в формате ЕГЭ в весь образовательный процесс.
Бесспорным является и такой момент, как включение выпускников в пробные экзамены по
биологии на муниципальном уровне (психологический аспект).
Подводя итоги сказанному, хочу отметить, что качественно подготовить
выпускников к итоговой аттестации – это просто, если педагогнаставник
целенаправленно, методично и творчески помогает ученику изучать предмет. Список использованной литературы
Антонова И.П.,Щеголькова Е.Ю. Биология. Практикум по подготовке
1.
к ЕГЭ. – М.: ВентанаГраф, 2011.
2.
Гребенюк А.А.и др. Тесты по биологии. – РостовнаДону: Феникс,
2006.
3.
Кириленко А.А.и др. Биология. 9класс. Подготовка к ГИА2012. –
РостовнаДону: Легион, 2012
4.
5.
С.Г.Мамонтов Биология. – М.: Дрофа,2008.
Сидоров Е.П. Зоология для поступающих в ВУЗы. – М.: Уникум
центр,1998.
6.
центр,1998.
Сидоров Е.П. Ботаника для поступающих в ВУЗы. – М.: Уникум
Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."
Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."
Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."
Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."
Статья "Итоговая аттестация - это не просто..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.