Статья "ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"
Оценка 4.8

Статья "ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
библиотека
Взрослым
25.01.2018
Статья "ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ  БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"
Приходя в магазин, мы ожидаем, что сможем сделать там необходимые покупки; обращаясь в библиотеку, пользователь ожидает, что получит необходимую информацию. Библиотекарь должен знать ожидания пользователя. Если пользователь рассчитывает получить книгу, справку, а оказывается, что нужной книги или сведений нет, при этом библиотекарь нагрубил, пользователь задает вопрос, зачем нужна такая библиотека. Не обмануть ожиданий пользователя, удовлетворить его информационные потребности, сделать доступной для него информацию — в этом заключается одна из важнейших социальных функций библиотек. Эта функция осуществляется библиотекой путем обслуживания, предоставления услуг.Функция библиотеки выполнять еще и функцию социальной памяти человечества: собирать, сохранять и предоставлять информацию, документы, её содержащие.Это сущностные социальные функции библиотек
статья.docx
ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Известный немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) обратил внимание на то, что главным в социальной жизни является "ожидание", т. е. ориентация на ответную реакцию. Так, приходя в магазин, мы ожидаем, что сможем сделать там необходимые покупки; обращаясь в библиотеку, пользователь ожидает, что получит необходимую информацию. Социальные институты созданы для осуществления определенных ожиданий и обязаны их воплощать. Эти ожидания-обязательства создают предсказуемость, стабильность в обществе. Библиотекарь должен знать ожидания пользователя. Если пользователь рассчитывает получить книгу, справку, а оказывается, что нужной книги или сведений нет, при этом библиотекарь нагрубил, пользователь задает вопрос, зачем нужна такая библиотека. Не обмануть ожиданий пользователя, удовлетворить его информационные потребности, сделать доступной для него информацию — в этом заключается одна из важнейших социальных функций библиотек. Эта функция осуществляется библиотекой путем обслуживания, предоставления услуг. Понятие "функция", согласно "Краткой философской энциклопедии" (1994 г.), определяется значениями — обязанность, круг деятельности. Наряду с названной функцией библиотека выполняет еще и функцию социальной памяти человечества: собирать, сохранять и предоставлять информацию, документы, её содержащие. Это сущностные социальные функции библиотек. Поскольку библиотеки собирают, хранят, предоставляют документы, содержащуюся в них информацию, делают эту информацию путем выполнения услуг доступной пользователям, они участвуют в социальном информационном процессе. Через предоставление информации они наряду с другими социальными институтами осуществляют коммуникацию, передачу культурных ценностей, образцов из поколения в поколение. Ознакомление пользователей с документами, информацией содействует образованию, просвещению. Поэтому можно говорить об информационной, коммуникационной, культурной, просветительной, образовательной и др. ролях библиотек. При этом понятие роли трактуется как характер и степень участия. Кроме того, библиотеки существуют в организациях, учреждениях, относящихся ко всем сферам человеческой деятельности, обеспечивая их информацией, поэтому роль библиотек связывают также с ролью тех учреждений, которые они обслуживают. Общество накопило огромное количество информации. Чтобы она могла быть доступна людям любой территории, организации, профессии, интересов, существуют разные библиотеки, обслуживающие разные потребности пользователей. У каждого вида библиотек есть свое назначение (область, сфера применения), например, научно-техническая, детская, юношеская, деловая библиотека. Изменились ли функции, роль, назначение библиотек в последнее десятилетие? Думается, что сущностные социальные функции не изменились, но возможности их реализации в условиях использования современных информационных технологий стали несколько иными. Дело в том, что осуществление этих функций всегда было сопряжено с трудностями. Сбор документов ограничивался площадью помещений, и даже разветвленная система библиотек не справлялась с возрастающим объемом информации; с сохранностью тоже возникали проблемы (пожары, кражи, разрушение бумаги или других материалов и др.). Большие проблемы связаны с тем, чтобы найти и предоставить необходимую пользователю книгу, информацию: библиотекари всегда задавались вопросом, как отразить в поисковом аппарате документы, чтобы можно было легко выявить информацию, адекватную запросу пользователя. Новые информационные технологии позволяют смягчить некоторые проблемы хранения и обслуживания, т. е. удовлетворения потребностей пользователей. Они дают возможность увеличить объемы собираемой и хранимой информации, ускоряют поиск, предоставляют возможность расширить диапазон действия библиотек, преодолеть пространственные и временные барьеры и, следовательно, сделать более доступной информацию, заключенную в фондах библиотек, для пользователя в любой точке земного шара. Вследствие этого стало возможным говорить о едином информационном пространстве, о единой мировой библиотеке, о библиотеке без границ, хотя многие проблемы поиска и получения нужной информации пока остаются. Эти функции могут быть в современных условиях наиболее полно реализованы при четкой координации деятельности библиотек, архивов, музеев и других социокультурных институтов, собирающих и хранящих документы, с тем, чтобы совокупная память человечества включала всю информацию: и ту, которая представляется сегодня значимой, и ту, которая воспринимается как незначимая. В отношении назначения библиотек можно сказать, что в последние годы оно становится более разнообразным, происходит дальнейшая дифференциация библиотек: появляются деловые библиотеки, библиотеки духовной литературы, семейного чтения, экологической направленности и др. Меняются акценты и в социальной роли библиотек. Если в XIX в. и начале XX в. общество инициировало, главным образом, просветительную роль библиотек, в годы советской власти — идеологическую, то в последнее десятилетие — информационную (обеспечение доступа к информации, ориентация в ней) и образовательную. Кроме того, расширение доступности информации повышает роль библиотек как стабилизирующего социального фактора, обеспечивающего социальную безопасность, социальную устойчивость, выравнивающего информационные возможности разных категорий населения. Изменение роли, назначения библиотек отражается в профессиональном сознании библиотечного сообщества и осмысливается библиотечной философией. Последняя отражает взаимоотношения библиотеки и общества, библиотеки и отдельных социальных институтов общества, отношение библиотеки к проблемам общества (библиотека и культура, библиотека и образование, библиотека и система информации и коммуникации, библиотека и экология, библиотека и технический прогресс и т. а), осмысливает место библиотеки в истории, становлении человека; изучает проблемы библиотечного бытия (библиотечной профессиональных ценностей, жизни), исследует противоречия, существующие в библиотечном деле, и др. проблемы. Библиотечная философия осмысливает миссию библиотек. Понятие "миссия" происходит от латинского слова, переводимого как "посылать". Понятие "миссия" имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для определения миссии библиотеки — ответственное задание, поручение. Миссия библиотеки — это ответственное задание, "поручение" библиотеке как социальному институту, данное обществом. Мне представляется, что каждое конкретное общество, существующее в конкретное время, дает "поручение" библиотеке. Поэтому в разное время и в разных обществах у библиотеки может быть особая миссия, осмысливаемая библиотечной философией. Так, миссия советской библиотеки заключалась в содействии коммунистическому воспитанию трудящихся. Сейчас стало формироваться представление о библиотеке, полезной обществу, личности, служащей общечеловеческим ценностям. В то же время библиотеке (как учреждению не только социальному, но и социокультурному) присуща миссия, определяемая характером развития библиотечной этики, цивилизации (цивилизационная миссия). Через эту миссию библиотека связана как с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным процессом в целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества. Так, в XIX в. — первой половине XX в. миссия библиотеки состояла в просвещении широких слоев народа (началом этого периода можно считать эпоху Возрождения). Библиотекарь осознавал себя просветителем. Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления XX в. привели к изменению миссии библиотеки. Антитоталитарные идеи, идеи интеллектуальной свободы определили новую цивилизационную миссию библиотеки — обеспечение свободного доступа пользователей к мировым ресурсам информации. Эта миссия сегодня отражена и в Законе о библиотечном деле Российской Федерации. Однако за формулировкой библиотечной миссии стоят глубокие научные и философские размышления, имеющие не узкогрупповое, а общечеловеческое значение. Формулировка миссии библиотеки привнесена в библиотечное дело из внебиблиотечной среды. Сегодня библиотекарь все более осознает себя посредником в мире информации, содействующим гуманизации этого мира.

Статья "ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"

Статья "ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ  БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"

Статья "ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"

Статья "ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ  БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"

Статья "ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"

Статья "ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ  БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018