Приходя в магазин, мы ожидаем, что сможем сделать там необходимые покупки; обращаясь в библиотеку, пользователь ожидает, что получит необходимую информацию.
Библиотекарь должен знать ожидания пользователя. Если пользователь рассчитывает получить книгу, справку, а оказывается, что нужной книги или сведений нет, при этом библиотекарь нагрубил, пользователь задает вопрос, зачем нужна такая библиотека.
Не обмануть ожиданий пользователя, удовлетворить его информационные потребности, сделать доступной для него информацию — в этом заключается одна из важнейших социальных функций библиотек. Эта функция осуществляется библиотекой путем обслуживания, предоставления услуг.Функция библиотеки выполнять еще и функцию социальной памяти человечества: собирать, сохранять и предоставлять информацию, документы, её содержащие.Это сущностные социальные функции библиотек
ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ
БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Известный немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920) обратил внимание на то,
что главным в социальной жизни является "ожидание", т. е. ориентация на
ответную реакцию. Так, приходя в магазин, мы ожидаем, что сможем сделать там
необходимые покупки; обращаясь в библиотеку, пользователь ожидает, что
получит необходимую информацию.
Социальные институты созданы для осуществления определенных ожиданий и
обязаны их воплощать. Эти ожидания-обязательства создают предсказуемость,
стабильность в обществе.
Библиотекарь должен знать ожидания пользователя. Если пользователь
рассчитывает получить книгу, справку, а оказывается, что нужной книги или
сведений нет, при этом библиотекарь нагрубил, пользователь задает вопрос,
зачем нужна такая библиотека.
Не обмануть ожиданий пользователя, удовлетворить его информационные
потребности, сделать доступной для него информацию — в этом заключается одна
из важнейших социальных функций библиотек. Эта функция осуществляется
библиотекой путем обслуживания, предоставления услуг.
Понятие "функция", согласно "Краткой философской энциклопедии" (1994 г.),
определяется значениями — обязанность, круг деятельности.
Наряду с названной функцией библиотека выполняет еще и функцию социальной
памяти человечества: собирать, сохранять и предоставлять информацию,
документы, её содержащие.
Это сущностные социальные функции библиотек.
Поскольку библиотеки собирают,
хранят,
предоставляют документы,
содержащуюся в них информацию, делают эту информацию путем выполнения
услуг доступной пользователям, они участвуют в социальном информационном
процессе.
Через предоставление информации они наряду с другими социальными
институтами осуществляют коммуникацию, передачу культурных ценностей,
образцов из поколения в поколение.
Ознакомление пользователей с документами, информацией содействует
образованию, просвещению.
Поэтому можно говорить об информационной, коммуникационной, культурной,
просветительной, образовательной и др. ролях библиотек. При этом понятие роли
трактуется как характер и степень участия.
Кроме того, библиотеки существуют в организациях, учреждениях, относящихся ко
всем сферам человеческой деятельности, обеспечивая их информацией, поэтому
роль библиотек связывают также с ролью тех учреждений, которые они
обслуживают.
Общество накопило огромное количество информации. Чтобы она могла быть
доступна людям любой территории, организации, профессии, интересов,
существуют разные библиотеки,
обслуживающие разные потребности
пользователей. У каждого вида библиотек есть свое назначение (область, сфера
применения), например, научно-техническая, детская, юношеская, деловая
библиотека.
Изменились ли функции, роль, назначение библиотек в последнее десятилетие?
Думается, что сущностные социальные функции не изменились, но возможности
их реализации в условиях использования современных информационных
технологий стали несколько иными. Дело в том, что осуществление этих функций
всегда было сопряжено с трудностями. Сбор документов ограничивался площадью
помещений, и даже разветвленная система библиотек не справлялась с
возрастающим объемом информации; с сохранностью тоже возникали проблемы
(пожары, кражи, разрушение бумаги или других материалов и др.). Большие
проблемы связаны с тем, чтобы найти и предоставить необходимую пользователюкнигу, информацию: библиотекари всегда задавались вопросом, как отразить в
поисковом аппарате документы, чтобы можно было легко выявить информацию,
адекватную запросу пользователя.
Новые информационные технологии позволяют смягчить некоторые проблемы
хранения и обслуживания, т. е. удовлетворения потребностей пользователей. Они
дают возможность увеличить объемы собираемой и хранимой информации,
ускоряют поиск, предоставляют возможность расширить диапазон действия
библиотек, преодолеть пространственные и временные барьеры и, следовательно,
сделать более доступной информацию, заключенную в фондах библиотек, для
пользователя в любой точке земного шара. Вследствие этого стало возможным
говорить о едином информационном пространстве, о единой мировой библиотеке,
о библиотеке без границ, хотя многие проблемы поиска и получения нужной
информации пока остаются.
Эти функции могут быть в современных условиях наиболее полно реализованы при
четкой координации деятельности библиотек, архивов, музеев и других
социокультурных институтов, собирающих и хранящих документы, с тем, чтобы
совокупная память человечества включала всю информацию: и ту, которая
представляется сегодня значимой, и ту, которая воспринимается как незначимая.
В отношении назначения библиотек можно сказать, что в последние годы оно
становится более разнообразным, происходит дальнейшая дифференциация
библиотек: появляются деловые библиотеки, библиотеки духовной литературы,
семейного чтения, экологической направленности и др.
Меняются акценты и в социальной роли библиотек. Если в XIX в. и начале XX в.
общество инициировало, главным образом, просветительную роль библиотек, в
годы советской власти — идеологическую, то в последнее десятилетие —
информационную (обеспечение доступа к информации, ориентация в ней) и
образовательную.
Кроме того, расширение доступности информации повышает роль библиотек как
стабилизирующего социального фактора,
обеспечивающего социальную
безопасность, социальную устойчивость, выравнивающего информационные
возможности разных категорий населения.
Изменение роли, назначения библиотек отражается в профессиональном сознании
библиотечного сообщества и осмысливается библиотечной философией.
Последняя отражает взаимоотношения библиотеки и общества, библиотеки и
отдельных социальных институтов общества, отношение библиотеки к проблемам
общества (библиотека и культура, библиотека и образование, библиотека и
система информации и коммуникации, библиотека и экология, библиотека и
технический прогресс и т. а), осмысливает место библиотеки в истории,
становлении человека; изучает проблемы библиотечного бытия (библиотечной
профессиональных ценностей,
жизни),
исследует
противоречия, существующие в библиотечном деле, и др. проблемы. Библиотечная
философия осмысливает миссию библиотек.
Понятие "миссия" происходит от латинского слова, переводимого как "посылать".
Понятие "миссия" имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для
определения миссии библиотеки — ответственное задание, поручение.
Миссия библиотеки — это ответственное задание, "поручение" библиотеке как
социальному институту, данное обществом. Мне представляется, что каждое
конкретное общество, существующее в конкретное время, дает "поручение"
библиотеке. Поэтому в разное время и в разных обществах у библиотеки может
быть особая миссия, осмысливаемая библиотечной философией. Так, миссия
советской библиотеки заключалась в содействии коммунистическому воспитанию
трудящихся.
Сейчас стало формироваться представление о библиотеке, полезной обществу,
личности, служащей общечеловеческим ценностям.
В то же время библиотеке (как учреждению не только социальному, но и
социокультурному) присуща миссия, определяемая характером развития
библиотечной этики,цивилизации (цивилизационная миссия). Через эту миссию библиотека связана как
с ситуацией конкретного общества, так и с мировым культурным процессом в
целом, в ней отражены этапы духовных исканий человечества. Так, в XIX в. —
первой половине XX в. миссия библиотеки состояла в просвещении широких слоев
народа (началом этого периода можно считать эпоху Возрождения). Библиотекарь
осознавал себя просветителем.
Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные
явления XX в. привели к изменению миссии библиотеки. Антитоталитарные идеи,
идеи интеллектуальной свободы определили новую цивилизационную миссию
библиотеки — обеспечение свободного доступа пользователей к мировым
ресурсам информации. Эта миссия сегодня отражена и в Законе о библиотечном
деле Российской Федерации. Однако за формулировкой библиотечной миссии
стоят глубокие научные и философские размышления, имеющие не узкогрупповое,
а общечеловеческое значение. Формулировка миссии библиотеки привнесена в
библиотечное дело из внебиблиотечной среды. Сегодня библиотекарь все более
осознает себя посредником в мире информации, содействующим гуманизации
этого мира.