«Изучение истории казачества в начальной школе в условиях реализации УМК «Доноведение».
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.
В последние годы началась активная работа повозрождению казачества, которая включает в себя задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи. Наша школа получила статус казачьей школы.
В нашем мире всё взаимосвязано и диалектично. Традиционное и новаторское, старинное и современное иногда так тесно переплетаются, что трудно понять, где начинается одно и заканчивается другое. В самом деле, что может быть традиционнее казачества, его быта, культуры именно в нашем крае, где казаки всегда играли большую роль. Сейчас внедрение этнокультурного (казачьего) компонента в учебно-воспитательный процесс учреждений общего и дополнительного образования является жизненной необходимостью , но требует не только большой подготовительной работы, но и понимания актуальности и пользы данного компонента.
Такие высокие нравственные качества, живущие в казачестве: стремление встать на защиту Родины и женщины, уважительное отношение к старшим и доброе — к младшим — и определили актуальность традиций казачества и внедрение элементов этнокультурного (казачьего) компонента в учебно-воспитательный процесс нашей школы начиная с младших классов.
Эффективным механизмом в воспитании подрастающего поколения может стать обращение к национальным традициям, хранителями которых традиционно являлись казаки. Казачество является неотъемлемым культурно-историческим феноменом российской истории и происходящее сегодня возрождение казачества – один из возможных путей решения проблем, стоящих перед Россией. Казачье образование в традициях педагогики казачества начинается с самого детства. Это воспитание и развитие личности, обладающей нравственной культурой, гражданским самосознанием.
Работа по изучению истории казачества формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении истории родного края и своей родословной развивает увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей, формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Возрождение культурных традиций донского казачества актуально и с точки зрения педагогической, так как культурное казачье наследие является фундаментом нравственно-патриотических ценностей народного воспитания.
В своей работе с младшими школьниками я применяю теоретические сведения по истории казачества. На уроках «Доноведения» стараюсь уделять внимание на историю казачества, культурных традициях, истории быта казака.
Развитие казачьей деятельности в школе является приоритетным.
Администрация и педагогический коллектив направили свою деятельность на решение этой задачи.
Целью казачьей школы является подготовка молодого человека к достойной службе Отечеству на гражданском или военном поприще.
Исходя из этого, педагоги ведут учебно-воспитательную работу по следующим направлениям:
1.Формирование у учащегося на основе общечеловеческих ценностей и христианской морали чувств патриотизма, гражданственности. Личной ответственности за судьбу России, Дона; воспитание учащихся в лучших традициях казачества.
2.Формирование у воспитанников таких качеств, как честность, отзывчивость,доброта, чувство справедливости, нетерпимость ко лжи и эгоизму.
3.Воспитание эстетического вкуса, любви к прекрасному.
4.Формирование и совершенствование трудовых навыков, пропаганда здорового образа жизни.
5.Развитие устойчивой потребности в самосовершенствовании и самообразовании.
Выпускник казачьей школы - это ориентир, на который направлено образование. Это человек, обладающий способностью к самоопределению, т.е. ответственно относящийся к деятельности, не испытывающий неопределённости и дискомфорта, адекватный ситуации, осуществляющий неслучайный выбор.Человек, готовый к самореализации, т.е. способный в условиях меняющейся ситуации действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений и строить новый проект своей деятельности.
Обучающиеся начальных классов принимают активное участие в жизни школы. Дети вовлечены в массовые мероприятия школы, такие как «Масленица», смотр художественной самодеятельности, выставкам поделок на тему казачества, казачьи посиделки. Проводятся интересные уроки на казачью тематику. Ребята знакомятся с культурой, бытом,прикладным искусством своих предков, пробуют себя в творчестве, мастерят поделки, разучивают казачьи танцы, игры, песни, соревнуются в спорте. Очень любят малыши Сказки Тихого Дона, творчество донских писателей вызывают живой интерес, формируют у маленького человека чувство патриотизма, гордости за своих предков.
Патриотическое воспитание всегда рассматривается как фактор консолидации всего общества. Является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны. Её государственной целостности и безопасности. Это и является одной из главных задач в воспитательной системе нашей школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.