Программа кружка «Шахматы в школе»
Оценка 5

Программа кружка «Шахматы в школе»

Оценка 5
Разработки курсов
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
10.02.2017
Программа кружка «Шахматы в школе»
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Программа кружка шахматы для начинающих.docx

Утверждаю СОШ №16

                                                                                                                                                                                        директор

__________________  

                                                                                                                                                                                                      А. М. Аубакирова

___________ 2017 г.

Программа  кружка  «Мектептегі шахмат»

Программа кружка «Шахматы в школе»

Пояснительная  записка

В настоящее время  большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает  целеустремлённость, терпение и характер.  Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы  нужны как способ самовыражения творческой активности человека.

       Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

      Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребёнка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во - первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во - вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. 

      Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях  педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям школы.

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Достигается указанная цель через решение следующих задач:

Обучающие:                                               

·         Ознакомить с историей шахмат;

·         Обучить правилам игры;

·         Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

·         Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

·         Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и  к сопернику;

·         Формировать навыки запоминания;

·         Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

·         Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

·         Прививать навыки самодисциплины;

·         Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идёт освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

 Предметные компетенции обучающихся:

1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

Участии в тренировочных играх, в соревнованиях по шахматам;

В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

В проведении педагогом инструктажей;

В применении индивидуальных форм работы;

В корректировке игры;

В рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формой    отслеживания роста предметной компетенции  являются:

Педагогическое наблюдение;

2. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;

Изучении специализированной литературы;

Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

Компетентностный подход выражен:

В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;

В проведении бесед;

В применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами  отслеживания роста предметной компетенции  являются:

Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях  по шахматам;

Определение уровня эрудиции обучаемых.

      

        Учебно - тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.  Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки  юных  шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы: 

·         структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами; 

·         актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника. 

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

   На занятиях используются:

 магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;

 таблицы к различным турнирам;

 раздаточные материалы для тренинга;

 вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

 словарь шахматных терминов;

 комплекты шахматных фигур с досками – 10 штук.  

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения:

Закончив 1 год обучения учащийся должен знать:

правила игры в шахматы;

права и обязанности игрока;

иметь представление об истории и происхождении шахмат;

основные понятия о тактике и стратегии.

Должен уметь:

применять указанные знания на практике;

концентрировать внимание, ценить время;

играть в шахматы с удовольствием.

 

 

Примерное  планирование  занятий  «Шахматы в школе»

1        год  обучения

 

№  п/п

№  занятия

Тема  занятия

 

Кол – во  часов

 Дата  

2 класс

Дата  

3 класс

Приме -

чание

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

    1

     1

 

Общее  понятие  о  шахматах. Знакомство с шахматной доской и фигурами.

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.


"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

      1

 

 

 

    2

     2

Знакомство с геометрией шахматной доски.

      1

 

 

 

    3

     3

Изучение шахматной нотации.

      1

 

 

 

    4

     4

Запись положения фигур на шахматной доске.

      1

 

 

 

    5

     5

Закрепление знаний, полученных на первых уроках.

       1

 

 

 

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

   6

 

   6

 

Запись шахматных ходов.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая".
На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

       1

 

 

 

 

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

    7

     7

Передвижение ладьи по шахматной доске.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит

в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

       1

 

 

 

    8

     8

Изучение записи шахматных ходов.

       1

 

 

 

    9

     9

Изучение и запись ходов слона.

       1

 

 

 

   10

   10

Передвижение короля и ферзя.

       1

 

 

 

   11

   11

Обучение прыжкам коня.

       1

 

 

 

   12

   12

Знакомство со всеми правилами поведения пешек во время игры.

       1

 

 

 

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

   13

   13

Понятие о цели шахматной игры.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых".
Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля".
Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля".
Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры".
Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

       1

 

 

 

   14

   14

Знакомство с шахом, матом, патом.

       1

 

 

 

   15

   15

Правильная начальная расстановка фигур и их быстрейшее развитие в начале партии.

       1

 

 

 

   16

   16

Понятие об основных идеях дебюта.

       1

 

 

 

   17

   17

Знакомство с рокировкой.

       1

 

 

 

   18

   18

Знакомство с правильной формой записи шахматной партии.

       1

 

 

 

   19

   19

Развитие шахматной памяти.

       1

 

 

 

   20

   20

Знакомство с дебютом (испанская партия).

       1

 

 

 

   21

   21

Знакомство с основными дебютными принципами.

       1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   22

   22

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.

Борьба с «детским матом».

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах".
Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

       1

 

 

 

   23

   23

Понятие о сравнительной ценности фигур.

       1

 

 

 

   24

   24

Понятие линейного мата.

       1

 

 

 

   25

   25

Линейный мат двумя ладьями.

       1

 

 

 

   26

   26

Правильное оформление задач на мат.

       1

 

 

 

   27

   27

Рокировка, мат двумя ладьями.

       1

 

 

 

   28

   28

Линейный мат ферзём.

       1

 

 

 

   29

   29

Линейный мат ладьёй.

       1

 

 

 

   30

   30

Оппозиция.

       1

 

 

 

   31

   31

Квадратный мат ладьёй.

       1

 

 

 

   32

   32

Мат методом ограничения.

       1

 

 

 

   33

   33

Мат двумя слонами.

       1

 

 

 

   34

   34

Планирование своих действий.

       1

 

 

 

   35

   35

Король с пешкой против короля.

       1

 

 

 

   36

  36

Обобщение изученного

       1

 

 

 


Ожидаемые результаты

К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;  решать элементарные задачи на мат в один ход.
Система представления результатов
Участие в шахматных турнирах школьного, районного и городского уровня.

Литература:

Оригинальные учебники и пособия-сказки
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.


Дидактические шахматные сказки

Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.

Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

1.       В.И. Мульдияров. Шахматы уроки мудрой игры. Ростов на Дону»Феникс», 2009.

2.       Гил В.Я.  Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.

3.       Шишигин. Шахматный Горизонт. Кызыл – 1978г

4.       Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.

5.       Костьев А.Н.  Учителю о шахматах. -  М,: Физкультура и спорт, 1986.

6.       Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.

7.        Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. -  Донецк:  2004.

8.       Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.

9.       Славин И.И.  Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000. 

10.   Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

11.   Юдович М.М.  Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт», 1966 .

 

Для учащихся:

1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994. 

2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.

3.       Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.

4.   Горенштейн Р.Я.  Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.

5.  Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .

6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986

7.  Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель,  2007.

8.   Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.

 

 

 


 

Утверждаю СОШ №16 директор __________________

Утверждаю СОШ №16 директор __________________

Обучающие: ·

Обучающие: ·

Изучении специализированной литературы;

Изучении специализированной литературы;

Примерное планирование занятий «Шахматы в школе» 1 год обучения № п/п № занятия

Примерное планирование занятий «Шахматы в школе» 1 год обучения № п/п № занятия

Чем отличаются? (Цветом, формой

Чем отличаются? (Цветом, формой

Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника

Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника

Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру

Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру

Ожидаемые результаты К концу учебного года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без…

Ожидаемые результаты К концу учебного года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без…

Добрыня, посол князя Владимира (былина)

Добрыня, посол князя Владимира (былина)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017