Утверждаю СОШ №16
директор
__________________
А. М. Аубакирова
___________ 2017 г.
Программа кружка «Мектептегі шахмат»
Программа кружка «Шахматы в школе»
Пояснительная записка
В настоящее время большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер. Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нужны как способ самовыражения творческой активности человека.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребёнка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во - первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во - вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), в создании учебно-тематического плана, адаптированного к условиям школы.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач:
Обучающие:
· Ознакомить с историей шахмат;
· Обучить правилам игры;
· Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
· Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
· Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
· Формировать навыки запоминания;
· Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
· Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
· Прививать навыки самодисциплины;
· Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идёт освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Предметные компетенции обучающихся:
1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
Участии в тренировочных играх, в соревнованиях по шахматам;
В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
В проведении педагогом инструктажей;
В применении индивидуальных форм работы;
В корректировке игры;
В рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формой отслеживания роста предметной компетенции являются:
Педагогическое наблюдение;
2. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
Изучении специализированной литературы;
Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
В проведении бесед;
В применении индивидуальных и групповых форм работы.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях по шахматам;
Определение уровня эрудиции обучаемых.
Учебно - тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки юных шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
· структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
· актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
На занятиях используются:
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
таблицы к различным турнирам;
раздаточные материалы для тренинга;
вопросники к контрольным занятиям и викторинам;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 10 штук.
Требования к знаниям и умениям 1 года обучения:
Закончив 1 год обучения учащийся должен знать:
правила игры в шахматы;
права и обязанности игрока;
иметь представление об истории и происхождении шахмат;
основные понятия о тактике и стратегии.
Должен уметь:
применять указанные знания на практике;
концентрировать внимание, ценить время;
играть в шахматы с удовольствием.
Примерное планирование занятий «Шахматы в школе»
1 год обучения
№ п/п |
№ занятия |
Тема занятия |
|
Кол – во часов |
Дата 2 класс |
Дата 3 класс |
Приме - чание |
||
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. |
|||||||||
1 |
1 |
Общее понятие о шахматах. Знакомство с шахматной доской и фигурами. |
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
|
1 |
|
|
|
||
2 |
2 |
Знакомство с геометрией шахматной доски. |
1 |
|
|
|
|||
3 |
3 |
Изучение шахматной нотации. |
1 |
|
|
|
|||
4 |
4 |
Запись положения фигур на шахматной доске. |
1 |
|
|
|
|||
5 |
5 |
Закрепление знаний, полученных на первых уроках. |
1 |
|
|
|
|||
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. |
|||||||||
6
|
6
|
Запись шахматных ходов. |
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь,
конь, пешка, король. |
1 |
|
|
|
||
|
|||||||||
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. |
|||||||||
7 |
7 |
Передвижение ладьи по шахматной доске. |
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение
(начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции;
правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. |
1 |
|
|
|
||
8 |
8 |
Изучение записи шахматных ходов. |
1 |
|
|
|
|||
9 |
9 |
Изучение и запись ходов слона. |
1 |
|
|
|
|||
10 |
10 |
Передвижение короля и ферзя. |
1 |
|
|
|
|||
11 |
11 |
Обучение прыжкам коня. |
1 |
|
|
|
|||
12 |
12 |
Знакомство со всеми правилами поведения пешек во время игры. |
1 |
|
|
|
|||
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР |
|||||||||
13 |
13 |
Понятие о цели шахматной игры. |
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение",
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество,
легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские
пешки, взятие на проходе, превращение пешки. |
1 |
|
|
|
||
14 |
14 |
Знакомство с шахом, матом, патом. |
1 |
|
|
|
|||
15 |
15 |
Правильная начальная расстановка фигур и их быстрейшее развитие в начале партии. |
1 |
|
|
|
|||
16 |
16 |
Понятие об основных идеях дебюта. |
1 |
|
|
|
|||
17 |
17 |
Знакомство с рокировкой. |
1 |
|
|
|
|||
18 |
18 |
Знакомство с правильной формой записи шахматной партии. |
1 |
|
|
|
|||
19 |
19 |
Развитие шахматной памяти. |
1 |
|
|
|
|||
20 |
20 |
Знакомство с дебютом (испанская партия). |
1 |
|
|
|
|||
21 |
21 |
Знакомство с основными дебютными принципами. |
1 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
22 |
22 |
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Борьба с «детским матом». |
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один
ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. |
1 |
|
|
|
||
23 |
23 |
Понятие о сравнительной ценности фигур. |
1 |
|
|
|
|||
24 |
24 |
Понятие линейного мата. |
1 |
|
|
|
|||
25 |
25 |
Линейный мат двумя ладьями. |
1 |
|
|
|
|||
26 |
26 |
Правильное оформление задач на мат. |
1 |
|
|
|
|||
27 |
27 |
Рокировка, мат двумя ладьями. |
1 |
|
|
|
|||
28 |
28 |
Линейный мат ферзём. |
1 |
|
|
|
|||
29 |
29 |
Линейный мат ладьёй. |
1 |
|
|
|
|||
30 |
30 |
Оппозиция. |
1 |
|
|
|
|||
31 |
31 |
Квадратный мат ладьёй. |
1 |
|
|
|
|||
32 |
32 |
Мат методом ограничения. |
1 |
|
|
|
|||
33 |
33 |
Мат двумя слонами. |
1 |
|
|
|
|||
34 |
34 |
Планирование своих действий. |
1 |
|
|
|
|||
35 |
35 |
Король с пешкой против короля. |
1 |
|
|
|
|||
36 |
36 |
Обобщение изученного |
1 |
|
|
|
|||
Ожидаемые результаты
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
Система представления результатов
Участие в шахматных турнирах школьного, районного и городского уровня.
Литература:
Оригинальные учебники и пособия-сказки
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. –
М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И.
Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.:
Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают
спорт. – М.: Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический
мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
Пермяк Е. Вечный Король.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:
1. В.И. Мульдияров. Шахматы уроки мудрой игры. Ростов на Дону»Феникс», 2009.
2. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.
3. Шишигин. Шахматный Горизонт. Кызыл – 1978г
4. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982.
5. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986.
6. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.
7. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004.
8. Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.
9. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000.
10. Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
11. Юдович М.М. Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт», 1966 .
Для учащихся:
1. Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994.
2. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999.
3. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991.
4. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994.
5. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 .
6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986
7. Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007.
8. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.