Статья ИЗУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
Детсад
04.05.2018
Эта статья показывает, как реализуется предмет окружающий мир в подготовительных группах, на примере дошкольной группы в г. Томске. Показаны в каких вопросах дети затрудняются ответить, хотя должны знать ответ.
Говориться о том, что для формирования понятий для предмета «Окружающий мир» достаточно изучать их в комплексе с другими предметы.
ИЗУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ.docx
ИЗУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ
ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Предшкольное образование в настоящее время является одним из звеньев
системы непрерывного образования, которое находится на стыке двух его
подсистем: дошкольного и начального [4]. В настоящее время проблеме
предшкольного образования придается особое значение. Ученые (Т. И.
Ерофеева, А. Н. Джуринский, Н. В. Холмогорова и др.) отмечали, что,
несомненно, положительным является стремление государства создать условия,
обеспечивающие равные стартовые возможности для вхождения в школьную
жизнь всех детей [1]. Вместе с тем важно понимание того, что старший
дошкольный возраст является органической частью целостного периода в
развитии ребенка (от рождения до семи лет), таким образом одной из
превалирующих задач дошкольного образования является подготовка ребенка к
следующему образовательному этапу, эта задача формулируется традиционно
как необходимость обеспечения преемственности между дошкольным и
школьным образованием [2]. А. В. Запорожец говорил о том, что содержанием
образования для дошкольников должна стать амплификация развития, т.е.
максимально полное проживание и расширение возможностей самого
дошкольного детства [6].
В 2013 году появляется ФГОС ДО полностью, в котором достаточно четко
прописан потрет выпускника дошкольного учреждения, и достаточно больше
значение уделяется формированию у ребенка основных понятий об окружающем
мире [5].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования в требованиях к структуре основной образовательной программы
выделяется несколько частей: обязательная часть и вариативная часть, то есть
часть, формируемая участниками образовательного процесса (если же
предполагается инклюзивное образование, то включается еще и коррекционная работа). В обязательной части указывается на необходимость обеспечения
работы по освоению ребенком основных понятий об окружающем мире.
Остановимся подробнее на содержании этого направления.
Ребенок 67 лет должен иметь представления о социуме. Это такие темы,
как «Профессии», «Транспорт», «Одежда», «Дом», «Я и семья», «Я и мои
друзья», «Моя страна», правила дорожного движения, пожарная безопасность,
правила поведения в обществе, ЗОЖ.
Также дети должны иметь начальные представления о природе. Здесь
рассматриваются темы: «Человек» (как часть природы), рыбы, звери (в том
числе и домашние животные), насекомые, флора и фауна региона, где проживет
дошкольник, времена года и сезонные изменения.
Возможны два пути реализации данного содержания через отдельный
комплекс занятий «Ознакомление с окружающим миром» или через особое
содержание и организацию занятий по другим направлениям подготовки,
например, «Развитие речи».
Нами была проанализирована программа предшкольного образования в
МАОУ СОШ № 30 г. Томска. Можно отметить, что нет отдельной дисциплины,
направленной только на изучение окружающего мира, но содержание
окружающего мира рассматривалось в контексте других предметных занятий,
например, «Моторика», «По дороге к Азбуке», «Веселый счет», «Развивающие
занятия». В большой степени основные понятия окружающего мира
рассматривались на «Развивающий занятиях», где дети учили стихотворения,
разговаривали об объектах природы, профессиях и так далее.
В процессе беседы с педагогом было выяснено, что некоторые темы из
окружающего мира проводятся отдельно, замещая развивающие занятия. В
начале учебного года с дети знакомятся с такими понятиями как карта, и на
примере составления карты «по дороге с детский сад» дети параллельно знакомятся с основами правилами дорожного движения. Дети знакомятся с
различными экосистемами, изучают профессии (дети играют в покупателей и
продавцов, при этом закрепляя знания о числах). На вопрос «почему же не
отделить эту дисциплину отдельно, тем самым давая возможность подготовить
более прочную базу для первого класса» учительница ответила, что
программные часы не позволяют этого делать, и поэтому педагоги стараются
дать знания на других занятиях по этой достаточно важной дисциплине. Правда,
педагог отметила, что детям не хватает экскурсий «в природу», чтобы ребята
могли своими глазами увидеть то, о чем они говорят на занятиях.
Для того, чтобы проверить уровень подготовленности к школе
(непосредственно по дисциплине Окружающий мир), была проведена
диагностика детей на выявление уровня форсированности основных понятий, с
которыми дети 67 лет должны быть знакомы. Для этого использовались
некоторые вопросы из книги О.Узоровой и Е. Нефедовой «1000 упражнений для
подготовки к школе» [3]. Количество респондентов – 18 человек. Результаты
представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты оценки уровня подготовленности детей к школе по
дисциплине Окружающий мир
Вопрос
Назови свою фамилию, имя,
отчество (полностью).
Назови свой адрес.
В какой стране ты живешь?
Ты знаешь, на какой планете ты
живешь?
Что такое «луна»?
Как зовут твоих родителей?
(полное ФИО)
Кем работают твои родители?
Кто это?
Верно
15
Неверно
3
% верно
83%
10
13
6
0
9
18
8
5
12
18
9
0
55%
72%
33%
0%
50%
100% Что делает учитель, врач, швея,
повар?
Какое сейчас время года? Как
ты это определил?
Какие еще времена года ты
знаешь? Назови признаки.
Каких животных ты знаешь?
(Назвать несколько представителей
каждой группы)
Какие виды транспорта ты
знаешь? Назови несколько.
У тебя есть дома какието
обязанности? Какие?
18
13
18
16
6
8
0
5
0
2
12
10
100%
72%
100%
88%
33%
44%
Всего:
64%
36%
Таким образом, самыми трудными вопросами для детей оказались про
виды транспорта (дети называли в основном только автомобиль, автобус),
достаточно трудно им оказалось определить время года (весна, а до сих пор еще
лежит снег), оказалось, что многие дети не знают отчеств своих родителей, а
некоторые дети не совсем поняли вопрос про обязанности и то, зачем чтото
выполнять дома (некоторые дети высказались, что совсем не помогают маме и
папе), но самым трудным вопросом для детей оказался вопрос про луну, хотя до
этого дети уже знакомились с этим понятием.
Таким образом, мы выявили противоречие между необходимостью
формирования в условиях предшкольной подготовки детей основных
представлений об окружающем мире и недостаточным количеством времени,
отведенного для реализации данного направления.
Один из вариантов решения данной проблемы мы попытались реализовать
в детском предшкольном центре «Развивайка», где дисциплина «Окружающий
мир» также не является отдельной. Дети знакомятся с основными понятиями,
которые прописаны в ФГОС ДО через различные другие предметные занятия. Более подробно мы остановимся на том, каким образом можно
формировать представления об окружающем мире на дисциплине «Английский
язык».
Таблица 2. Темы занятий и содержание знаний об окружающем мире.
Темы занятий по английскому
языку
I and my family
Animals:
Domestic animals;
Wild animals;
Birds;
Zoo
Clothing:
Boys clothing;
Clothing girls
Season
Space
дикие
животные.
Содержание знаний об окружающем
мире
Дети знакомятся с основными понятиями,
такими как «мама», «папа», «брат»,
«сестра», «сын», «дочь», «дедушка»,
«бабушка», знакомятся с произношением
данных слов на английском языке,
составляют простое генеалогическое
древо и учатся говорить о том, кто у
ребенка есть в семье, используя фразу «I
have a…».
Дети учатся говорить поанглийски
основных представителей данных групп,
например, кот, собака, хомячок –
домашние животные; медведь, лиса, волк
–
Учатся
классифицировать их, учатся говорить о
том, кого можно встретить в зоопарке с
помощью фразы «At the zoo I can see
the…»
Дети учатся называть основные виды
одежды, такие как «куртка», «свитер»,
«ботинки», «брюки/джинсы», «платье» и
так далее. Учатся классифицировать
одежду для мальчиков и одежду для
девочек,
учатся классифицировать
одежду по временам года.
Дети знакомятся со всеми временами
года, называя их яркие признаки,
ассоциируют каждое время года с
определенным цветом, например, winter is
white.
Ребята узнают слова «звезда», «космос»,
«ракета», «космонавт». Данное занятие
строится как путешествие в галактику, Foodstuffs:
Fruit;
Vegetables;
Drinks;
Foodstuffs;
Grocery store
поэтому параллельно дети узнают
интересные факты о планетах.
Дети по отдельности изучаются каждую
категорию. Сначала идут фрукты, затем
овощи, напитки, продукты питания, а
итогом этой темы становится игра «поход
в магазин». Таким образом дети учатся
классифицировать данные предметы,
называть то, что им нравится или же не
нравится путем фразы «I like/dislike…»,
учатся отличать фрукты от овощей.
Таким образом можно сделать вывод о том, что для формирования
основных понятий для дисциплины «Окружающий мир» вполне достаточно
изучать их в комплексе с другими дисциплинами и, если же позволяет
программа или программные часы, то изучать ее отдельно, а затем использовать
как базовый пласт на других дисциплинах.
Список литературы
1. Лаврикова О.А. Проблема предшкольного образования на современном
этапе // Известия Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена. 2008. №88
2. Особенности психического развития детей 67летнего возраста. Под
редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. –
133с.
3. Узорова О., Нефедова Е.1000 упражнений для подготовки к школе.
М.: АСТ, 2007. – 416с.
4. Чумичева Р.М., Платохина Н.А. Предшкольное образование: проблемы
и перспективы развития// Современное дошкольное образование. 2010.
№ 2
5. http://xn80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%BD%D0%BE
%D0%B2%D0%BE
%D1%81%D1%82%D0%B8/3447/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB /2280/13.06.14%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1
%D0%94%D0%9E.pdf
6. http://www.eurekanet.ru/ewww/info_print/13082.html
Статья ИЗУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Статья ИЗУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Статья ИЗУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Статья ИЗУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Статья ИЗУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Статья ИЗУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Статья ИЗУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.