Статья "Как помочь пятикласснику?"
Оценка 5

Статья "Как помочь пятикласснику?"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
администрации
5 кл
13.11.2019
Статья "Как помочь пятикласснику?"
В статье описываются проблемы, которые возникают при переходе обучающихся из начальной школы в основную школы. Также поднимаются способы миминизации этих проблем при адаптации пятиклассников к требованиям в основной школе. Приведены примеры работы конкретного образовательного учреждения, даны рекомендации по устранению рисков.
Как помочь пятикласснику.docx

Как помочь пятикласснику?

(проблемы и поиск путей их решения при переходе обучающихся из начальной в основную школу)

Н.В. Каримова

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский

Процесс перехода из начальной школы в основную заставляет учителей и родителей размышлять и осмысливать эту не новую проблему. Сложность проблемы преемственности обучения школьников заключается в том, что ученики в V классе снижают показатели обученности, встречаются с большим количеством предметов, требований, учителей, отличающихся стилем общения, темпом речи, тембром голоса, применяемыми  в образовательном процессе технологиями. Обучение в основной  школе предъявляет достаточно высокие требования к уровню сформированности у выпускников начальной школы универсальных  учебных действий. Это педагогическая сторона проблемы.

Приход детей в основную школу совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика показывает, что в этом возрасте проявляется утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности. Это психологическая сторона проблемы.

В современных условиях в связи с резким снижением количества здоровых детей, увеличением числа детей, имеющих хронические заболевания, неврозы из-за гиподинамии, нарушения состояния экологической и социальной среды, все чаще и острее встает проблема преемственности в сохранении здоровья учащихся в образовательном процессе

Как преодолеть снижение уровня обученности в 5 классе?

Сбор и анализ информации в школе позволил выявить причины дезадаптации детей в новых условиях учебной деятельности в основной школе, разработать учебно-воспитательные мероприятия по устранению причин снижения уровня обученности пятиклассников.

В нашей школе указанная проблема решается следующим образом:

1.  Систематически проводятся совместные заседания методических объединений учителей начальных классов и учителей- предметников с целью обеспечения взаимодействия в прохождении программ, выборе форм, методов обучения, уровня изложения предметного материала, требований к его оформлению.

2.  В начальной и основной школе педагогами используется единый подход к критериально-оценочной деятельности, учету индивидуальных особенностей учащихся.

3.  Осуществляется взаимопосещение уроков с последующим их анализом (учителя начальных классов              учителя основной школы): на уроках в начальной школе присутствуют учителя основного общего образования, имея, таким образом, возможность оценить особенности учеников данного класса и методику преподавания, используемую учителем и наоборот.

4.  В основной  школе (5-6 классы) с целью более эффективного управления процессом адаптации школьников некоторые предметы (математика, биология.) ведет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, курирующий начальную школу и учитель начальных классов высшей категории.

Все это позволяет в 5 классе в адаптационный период сохранять стабильный уровень обученности, а также предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально создавать предпосылки для успешной адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

Однако одних только учебно-воспитательных мероприятий недостаточно. Как создать комфортную внутришкольную среду, способствующую успешной адаптации пятиклассников к новым условиям жизнедеятельности, эмоциональной устойчивости, снижению тревожности, утомляемости детей? Ответ на этот вопрос кроется  только в совместной деятельности администрации, психологов,  социальных педагогов, специалистов других направлений для реального комплексного взаимодействия при решении многих аспектов проблемы преемственности

Одной из форм такого сотрудничества является школьный психолого-педагогический консилиум. Его целью является отработка взаимодействия учителей начальной школы и учителей-предметников основной школы  по всем аспектам учебной деятельности. Особая роль в этом консилиуме принадлежит психологической службе, силами которой к концу обучения детей в начальной школе проводится комплексная диагностика интеллектуально-личностно- деятельностных характеристик каждого ребенка, переходящего в 5 класс (или региональные  исследования по оценке готовности пятиклассников к обучению в основной школе в соответствии с ФГОС). По ее итогам психологи совместно с учителями начальных классов составляют подробную психолого-педагогическую карту на каждого ребенка и класс в целом. На консилиуме обсуждаются индивидуально-психические особенности пятиклассников, которые требуют повышенного внимания в основной школе, формируются группы учащихся для коррекционных занятий.

Другой формой сотрудничества являются малые педсоветы, на которых психологи информируют педагогов, работающих в 5 классах, об объективных показателях психолого-педагогического исследования личностного развития выпускников начальной школы, рекомендуют формы и методы работы с детьми данного класса, выявляют его специфику как детского коллектива, определяют принципы дифференцированного обучения.

Ежегодный анализ результатов мониторинга показателей интеллектуального и личностного развития учащихся 4,5 классов выявляет положительную динамику: развитие вербальной памяти, повышение уровня познавательных процессов у детей с низкими и средними значениями, рост адекватности и устойчивости самооценки.

В целях укрепления здоровья, повышения умственного и физического потенциала учащихся нами разработана и реализуется программа «Школа, содействующая сохранению и утеплению здоровья», одним из направлений которой является физкультурно-оздоровительная работа. Основными формами физического воспитания как учащихся начальной школы, так и учащихся основной школы являются физкультурные занятия (в том числе плавание), физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, активный отдых (физкультурные праздники, дни здоровья), самостоятельная двигательная деятельность детей на школьной площадке. В системе дополнительного образования и внеурочной деятельности в школе работают спортивные кружки секции. Мониторинг уровня физического развития учащихся 5 классов ежегодно фиксирует рост скоростных и силовых показателей физического развития учеников по сравнению с их показателями в начальной школе.

Таким образом, в школе создана единая предметно-развивающая среда, обеспечивающая преемственность форм физического воспитания при переходе из начальной школы в основную и сохранение здоровья учащихся.

Конечно, эти меры не могут разрешить всех аспектов проблемы преемственности. Однако практические пути ее разрешения, предпринимаемые в нашей школе, несомненно способствуют продвижению в этом направлении, накоплению опыта и помогают детям, учителям и родителям преодолевать трудности адаптационного периода при переходе учащихся из начальной  школы на уровень основного общего образования.

 

 


 

Как помочь пятикласснику? (проблемы и поиск путей их решения при переходе обучающихся из начальной в основную школу)

Как помочь пятикласснику? (проблемы и поиск путей их решения при переходе обучающихся из начальной в основную школу)

Одной из форм такого сотрудничества является школьный психолого-педагогический консилиум

Одной из форм такого сотрудничества является школьный психолого-педагогический консилиум
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2019