Статья "Коллаборативная среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".
Оценка 5

Статья "Коллаборативная среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Оценка 5
Педсоветы
docx
русский язык
Взрослым
19.01.2017
Статья "Коллаборативная  среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".
Коллаборативное обучение (обучение в сотрудничестве) - педагогический подход в преподавании и обучении, который представляет собой групповую работу учащихся для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. В основе коллаборативного обучения лежит идея о том, что обучение – это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения. Коллаборативное обучение предполагает создание на уроке атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Коллаборативная среда в обучении .docx
Августовское педагогическое совещание  работников образования Житикаринского района  август,2016г. Альмухамедова Б.К.,  учитель русского языка и литературы  высшей категории средней  школы №12 Коллаборативная  среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний. г. Житикара, 2016 Коллаборативная среда в обучении как благоприятное условие для  повышения качества знаний. Современный учитель  ­ это  творческий человек. К основным качествам творческой личности могут быть отнесены такие, как умение поставить творческую цель и её  достигнуть, способность к быстрому переключению мыслей, умение планировать  свою деятельность и осуществлять самоконтроль, стремление к повышению  профессионального мастерства путём самообразования.       Учитель находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с  детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.  Поэтому, чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности в  «школе будущего», необходимо не только увеличить объём получаемой  информации, количество используемых форм и методов работы, применения новых  образовательных технологий, но и создать вокруг себя такие условия, которые  будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию.       Внедрение в процесс преподавания и обучения теоретических основ  Кембриджского подхода к преподаванию, по моему мнению, действительно  помогает учителю стать ближе к своим ученикам, уметь слышать их, понимать,  оценивать их деятельность. Использование семи модулей данной Программы  позволяет учителю глубже проникнуться во внутренний мир каждого учащегося,  осознать свою роль не как лидера и диктатора, а как помощника, советника,  наставника, создателя подмостков. Значение создания коллаборативной среды в процессе преподавания и обучения  известно и доказано давно.  Для того чтобы процесс обучения был эффективным,  необходимо создавать в организациях образования условия, способствующие  раскрытию интеллектуального потенциала учащихся.Для обеспечения этого  состояния необходимо внимание учителя к каждому ученику, к его  физиологическим и интеллектуальным особенностям. Каждому ребенку очень  важно ощущать себя «своим» на занятии, не бояться высказать свое мнение, знать,  что любой его ответ будет услышан учителем, сверстниками и никто его не осудит  за, возможно, неправильный ответ. Коллаборативное обучение (обучение в сотрудничестве) ­ педагогический  подход в преподавании и обучении, который представляет собой групповую работу  учащихся для решения проблемы, выполнения задания или создания какого­либо  продукта. В основе коллаборативного обучения лежит идея о том, что обучение –  это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются  друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения. Коллаборативное обучение предполагает создание на уроке атмосферы  сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Этому способствует  проведение психологического настроя, которым я начинаю каждый урок. Одним из приемов является прием «Добрые пожелания», когда взявшись за руки, дети дают  добрые пожелания друг другу.  Такие тренинги как  «Почувствуй надёжное  плечо  друга!», "Мне нравится в тебе...", "Клубок пожеланий", "Круг радости",  «Поздоровайся локотками» сближают учащихся между собой, дают им возможность раскрыться, преодолеть страх, неуверенность, к тому же далее на уроке при работе  в парах, в группах учащиеся чувствуют себя более увереннее, комфортнее. Для  создания коллаборативной среды очень хорошо помогает работа в группах. Она  позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит  умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы, обсуждая ту  или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению. Применение на уроках групповой формы работы способствует свободе  творческой фантазии и учителя, и учащихся, возможности учащимся обсуждать с  одноклассниками массу интересной информации, возможность излагать свою точку  зрения, услышать мнение других. Эффективность групповой работы во многом  зависит от самого учителя, от того насколько будет заранее продуман предстоящий  урок. Групповая работа в классе будет плодотворной тогда, когда учителем будут  учтены индивидуальные, возрастные, и психологические особенности учащихся. У  каждого ученика имеются определенные знания, нужно всего лишь дать  возможность создать условия для их проявления. Положительный результат урока  будет зависеть от того, насколько учитель заранее продумает и запланирует: 1. задания, требующие участия всех членов группы. Учащиеся в группе  должны чувствовать, что они все вместе, что успех каждого возможен только в  случае успеха всей группы. Чувство, что от тебя зависит успех твоих сверстников,  является сильным мотивом в групповой работе. 2. задания для группы должны предусматривать вынесение суждений,  оценивания и обоснования, аргументирования решений. 3.задания должны соответствовать возможностям и способностям учеников. 4. необходимо предусмотреть наличие духа соревнования между группами.  Группы могут получить одинаковые задания и соревноваться в нескольких  категориях – самое неожиданное решение, эффективная презентация, самый  доступный метод изложения материала и.т.д. 5. учитель обязан подробно объяснить классу, как будут работать группы, как будет оцениваться работа. Разъясняется цель работы. Групповая работа более  успешна тогда, когда учеников оценивают на основании заранее разработанных и  известных ученикам критериев оценивания. 6.ученикам необходимо привить такие навыки, которые помогут работать в  группе, это – активное слушание, терпимость к другим мнениям, помощь другу в  усвоении материала, умение принимать критику, не создавать, а разрешать  конфликты. В классе эти правила должны быть обсуждены и приняты учениками. Поэтому при планировании групповой работы 1.Определяю цели и задачи урока ­ какие знания умения и навыки учащиеся должны усвоить; ­как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся; 2.Готовлю и отбираю учебный материал( текст, материал из хрестоматии,  учебника, видеофильм или презентация), определяю критерии оценки результатов  работы учащихся. 3. Разрабатываю задания для групп в соответствии с целями урока. 4.Заранее планирую как будут сформированы группы, выбраны руководители  в группах и определяю последовательность работы в группах . При формировании групп, я стараюсь разделить так,  чтобы в группе были  ученики с сильным, средним и слабым уровнем успеваемости. Иногда формирую  группы из слабых и средних учеников, объединив их в одну группу, но тогда  задания этой группе даю более легкой или средней сложности, чтобы ориентация на успех оставалась, при этом моей целью является развитие самостоятельности,  организованности, и уверенности в своих возможностях отдельных учеников.      На  уроках  я проводила упражнении, игры, которые позволили преодолеть  барьеры в общении между учащимися, повысить взаимное доверие, сплочение их в  дружную команду, развить в них потребность участвовать в дискуссиях и  разговорах с классом. Например, мной было проведено упражнение «Найди нового друга», которым  я ставила перед собой задач создать пары для дальнейшей работы на уроке, а также  дополнительным моментом упражнения повышение настроения и снижение  усталости. Главным условием задачей являлось то, что сформировавшиеся пары  максимум должны показать, что они довольны своим напарником, не зависимо от  того, кем они приходились друг другу до урока.  Проведенное упражнение «Найди нового друга», позволило создать  благоприятную и доброжелательную атмосферу на уроке. Таким образом, при создании коллаборативной среды, применяя групповую  работу на своих уроках, хотелось бы отметить, что повышается учебная и  познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха  оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких­то задач, в группе выше  обучаемость (взаимообучение­ сильные­слабые), эффективность усвоения и  актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит  взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу,  групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе,  развитию взаимоуважения, умения вести диалог и аргументировать свою точку  зрения. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и  значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не  только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и  нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость  успеха или горечь неудачи ­ также естественно, как смеяться, петь, радоваться  жизни. Главная идея обучения в сотрудничестве ­ учиться вместе, а не просто что­то  выполнять вместе!   Основное   внимание   сосредоточено   на   Члены   группы   вырабатывают Традиционное обучение Низкий уровень взаимозависимости Совместное обучение  уровень   позитивной Высокий  взаимозависимости        Основное внимание сосредоточено на действиях группы действиях индивидуума Учитель   дает   инструкции  по   различные варианты решений выполнению задания   Навыки   работы   в   команде  не     формированию   навыков  прививаются команде   зависимости от ситуации   работы и эффективность сотрудничества       Знания каждого ученика оцениваются учителем    Лидер назначается и не меняется   Основное   внимание   уделяется работы   в   Лидером  может   стать   любой  в   Группаобсуждает   качество  своей     Ученики, обучающиеся в сотрудничестве, способствуют успехам друг друга  следующим образом: 1. Оказывают и принимают помощь и поддержку, причем речь идет не только  о помощи в учебе, но и о чисто человеческом, дружеском участии. 2. Обмениваются информацией и «материальными ресурсами», т.е. всем, что  необходимо для выполнения задания. 3. Усваивают сведения, сообщаемые товарищами точно и беспристрастно, и  стараются использовать их с максимальной пользой для себя. Устные объяснения,  обдумывание и обобщение информации, передача своих знаний и навыков другим — все это приводит к систематизации знаний, к их более осознанному усвоению и к  готовности внести свой личный вклад в достижение общей цели. Критически  слушая объяснения товарища по группе, участник получает возможность  присовокупить к своим и чужие знания. 4. Реагируют на академические успехи и поведение друг друга, т.е. в группе  налажена обратная связь. Каждый член группы, обучающейся в сотрудничестве,  постоянно на виду, в поле зрения своих товарищей. Все его поступки находят  незамедлительный отклик, а если он нуждается в помощи, она обязательно будет  ему оказана. 5. Учат друг друга вести дискуссии и аргументировать свою точку зрения.   Конфликты на интеллектуальной почве развивают любознательность, побуждают к овладению знаниями и к их переосмыслению, к более глубокому проникновению в  изучаемую проблему, а также формируют много других полезных качеств и  навыков. 6.  Поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше. Ученик, помогающий учиться своим товарищам, и сам начинает делать  заметные успехи. 7. Оказывают влияние друг на друга. Члены группы обучающейся в сотруд­ ничестве, используют любую возможность для того, чтобы повлиять на товарищей, и в свою очередь открыты их влиянию. Если кто­то из членов группы знает, как лучше выполнить задание, остальные с ним, как правило, быстро соглашаются. 8. Имеют четко выраженную мотивацию. Стремление к овладению знаниями  усиливается благодаря коллективному труду во имя общей цели. 9. Создают обстановку взаимного доверия и поддерживают «установленную  планку» на высоком уровне. Члены группы доверяют своим товарищам и стремятся  вести себя так, чтобы товарищи доверяли им, что и создает условия для  максимальных успехов.  Взаимное доверие — прекрасная основа для высоких  достижений каждого. 10. Успешно справляются со стрессами и раздражительностью.  Сосредоточенность на достижении общего успеха отвлекает от собственных дел и  благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся. И свое выступление я хочу закончить следующими словами: Мы должны:     ­ видеть в каждом ребенке в первую очередь личность, любить, уважать его интересы и потребности, узнавать эти потребности и помогать ему  реализовать их; ­ на уроках дифференцированно относиться к каждому ученику, учитывая  уровень его развития, его способности и компетенции; ­ любить свой предмет, нести ответственность за качество его преподавания,  воспитывать у учащихся уважение и любовь к нему. Хочу закончить свое  выступление словами известного русского историка и профессора Василия  Осиповича Ключевского: «Чтобы быть хорошим педагогом, нужно любить то, что  преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Также хочется отметить, что учитель должен уметь поощрять учащихся,  правильно подобранными словами. Его вид, его выражение, его мимика должна  нести заряд положительных эмоций, чтобы учащиеся, глядя на него, заражались  позитивностью и настроем на положительную работу. Без упреков, нотаций,  выговоров и обвинений в лености. И все это – доброжелательно, искренним  признанием права каждого на ошибку. Современный урок – это тонко построенный механизм, важно чтобы этот  механизм работал в правильной, гуманной и здоровой атмосфере. Используемая литература. 1. Б.М. Бим­Бад. Психологическая атмосфера урока. 2.Артамонова Е. Компетентностный подход к формированию педагога в  условиях модернизации образования // Воспитание школьника. ­ 2008. ­ №1. 3.Байхонова С. З. Управление качеством образования на основе  компетентностного подхода // Менеджмент в образовании. ­ 2010. ­ №4. 4.Деятельность методической службы в системе повышения квалификации  педагогических кадров. (Алматы, 2009 ­ РИПКСО) Учитель:Альмухамедова Баян Куандыковна,  сш №12.

Статья "Коллаборативная среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Статья "Коллаборативная  среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Статья "Коллаборативная среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Статья "Коллаборативная  среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Статья "Коллаборативная среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Статья "Коллаборативная  среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Статья "Коллаборативная среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Статья "Коллаборативная  среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Статья "Коллаборативная среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Статья "Коллаборативная  среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Статья "Коллаборативная среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Статья "Коллаборативная  среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Статья "Коллаборативная среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".

Статья "Коллаборативная  среда в обучении как благоприятное условие для повышения качества знаний".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017