Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку.
Оценка 4.6

Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку.

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
русский язык +1
Взрослым
02.09.2017
Реализация  компетентностного подхода  в обучении русскому языку.
идея компетентностно - ориентированного образования открывает новые перспективы: компетенции в общем смысле помогают индивидууму в решении стоящих перед ним задач, в том числе крайне специфических, дают возможность строить жизнь, приносящую удовлетворение, и активно участвовать в дальнейшем политическом и культурном развитии общества, а также позволяют личности быть постоянно востребованной на рынке труда.Хочется также отметить, что систематическое проведение уроков русского языка с использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается. Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей, стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов обучения учащихся и их подготовке к ЕНТ.
Система работы по реализации компетентностного подхода.docx
Система работы по реализации компетентностного подхода  в обучении русскому языку Реализация  компетентностного подхода  в обучении русскому языку. Альмухамедова Баян Куандыковна ­ учитель русского языка и литературы высшей  квалификационной категории  КГУ   «Средняя школа №12  г.  Житикары»     Возможно ли,  сегодня удивить современного учителя, «взбудоражить» его  творческую мысль и воображение, удовлетворить его методические запросы? Что  принципиально нового и интересного еще может предложить современная педагогика,  ведь все, кажется, уже реализовано: и адаптивная школа, и личностно­ ориентированное обучение, развивающие, здоровьесберегающие технологии,  профориентация, профилизация, индивидуализация, гуманизация, глобально­ ориентированные и информационные технологии и т.д. Однако с недавнего времени  я заинтересовалась идеей  компетентностного ­  ориентированного обучения.  Сегодня компетентностный подход – инновация, требующая системного внедрения.  Чем же манит это новшество?    С одной стороны, ориентация на новые стандарты, на формирование компетенций  предполагает переосмысление содержания образования, разработку адекватных  учебных технологий и новых учебных материалов. В связи с этим у современных педагогов появилась надежда на реализацию и  обеспечение возможности каждому ученику достичь того уровня успехов, который  для него желателен и возможен.      С другой стороны, очевидно, что для учеников и их родителей идея  компетентностно ­ ориентированного образования открывает новые перспективы:  компетенции в общем смысле помогают индивидууму в решении стоящих перед ним  задач, в том числе крайне специфических, дают возможность строить жизнь,  приносящую удовлетворение, и активно участвовать в дальнейшем политическом и  культурном развитии общества, а также позволяют личности быть постоянно  востребованной на рынке труда. А главное, компетентность, способность ученика применять знания на практике, в конкретной реальной жизненной ситуации всегда была и остается главным критерием  «подготовленности», «образованности», «воспитанности ученика  (теперь это  называется компетентностью). Человек 21 века должен владеть ключевыми общепредметными и предметными  компетенциями.   Цель моей работы как учителя словесника – обучение живому языку,  «очеловеченному» учебному предмету, востребованному обществом, а не своду  грамматических и пунктуационных правил. Привить интерес к школьному курсу «Русский язык», ввести детей в мир науки о  языке, помочь им ощутить его как стройную, гармоничную систему, приобщить уч­ся  к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова – эти задачи считаю главными в своей работе.   Следуя идее компетентностно­ориентированного обучения, нельзя ограничиваться  формированием только специальных, предметных компетенций и компетентностей.  Поэтому я, как сертифицированный учитель 3 базового уровня,  стараюсь строить  работу таким образом. Для формирования компетентностей необходимо, чтобы на  каждом уроке ребенок осваивал:  1. 2. 3. 4. опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме ее результатов –  знаний; опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений  действовать по образцу; опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные  решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально – ценностных отношений – в форме  личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у уч­ся  способности, осуществлять сложные виды действий, которые в современной  педагогической литературе носят название компетентностей. Чтобы содействовать развитию компетенций, в обучении должны применяться  самые разнообразные методики, причем внимание следует уделять  межпредметным связям, знаниям, выходящим за рамки одного предмета, опоре  на уже имеющиеся знания и опыт, на самостоятельную работу и личную  ответственность учащихся. Осуществить это мне помогает  опыт работы как учителя, прошедшего 3  уровневый курс по повышению квалификации педработников  РК, по которому  я работаю в течение 4 лет. (2012 – 2016 г.) 1. Каждая тема начинается с новых знаний.  Новые знания подаются в жанре  научной или научно­популярной статьи, в виде схемы, краткого вывода,  таблицы, алгоритма, презентации.  Это расширяет рамки привычного школьного  правила, приучает учеников работать со справочной литературой, с интернет –  ресурсами,  развивает общеучебные научно­исследовательские навыки. В этом  отношении эффективна работа с 3 частью учебника «Справочные материалы».  Туда входят различные виды словарей, памятки, репродукции картин. 2. Учебник предусматривает задания «по образцу». Такие задания направляют  ход мыслительной деятельности в заданной логической последовательности,  предостерегают учащихся от несвоевременного «перепрыгивания» через этап,  когда задания не отработаны еще на репродуктивном уровне. 3. Задания, предусматривающие проблемные ситуации, разнообразны и  нестандартны с точки зрения традиционного, привычного, того, что было  предложено учителю ранее. Выполняя такие упражнения, ученики, работая в  нескольких группах,  «открывают» важнейшую функцию языка : язык – средство изучения других предметов, постижение всего происходит посредством языка.  4. Развивающий потенциал учебника трудно переоценить. Начиная с 5 кл.,  учебник учит ребенка рассуждать. Этого требуют высказывания, эпиграфы,  цитаты, тщательно подобранные в соответствии с возрастными особенностями  уч­ся и рассчитанные на развитие философской мысли. Творческие задания, предложенные учебником,  прежде всего доказывают  нестандартность мышления авторов учебников, великолепное знание возрастной практической психологии. Дети приходят в восторг от заданий типа:  *Сочинение – миниатюра. На основе текста  напишите небольшой рассказ  «Цветы ­ синоптики».  *Сочинение – миниатюра. Напишите сказку о том, как весной заяц меняет свою  «зимнюю шубу» на «демисезонное пальто». Постройте текст так, чтобы он  представлял собой повествование с элементами описания. Что вы будете  описывать? Включите в текст рассуждение о том, почему зайцу пришлось  менять одежду. Наконец следует отметить задания, развивающие культуру чувств,  формирующие эстетические и этические взгляды уч­ся. Ребята получают  специфические знания по искусству, особенно широко представлена живопись. Учебник, безусловно, привлекает красочностью. Иллюстрации, фотоколлаж, рисунки – схемы, фотографии… Нет ни одной случайной «картинки». Весь иллюстративный материал подобран с позиций воспитания чувства  прекрасного в человеке. Так ненавязчиво, но систематически и целенаправленно формируется  представление о том, как хороша жизнь, как прекрасна наша Родина ­  Казахстан! Сколько текстов исторического, культурологического содержания,  воспитывающих чувство уважения и любви к Родине.!      Для более прочного усвоения орфографических  норм для каждого класса мною  был разработан ЦОР «Информационно – справочный материал по русской  орфографии для 5 ­11 классов».   Хотелось бы подчеркнуть, что применение  данного информационно­ справочного материала на уроках  русского языка обеспечивает экономию времени при объяснении нового материала;   представление материала в  более наглядном, доступном для восприятия виде;   воздействие на разные системы  восприятия материала; учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение  дифференцированный подход к  учащихся, имеющих разный  готовности восприятия материала. информационно­ справочного  обучению уровень Актуальность материала по русской орфографии за курс общего среднего образования  «Повтори   орфографию!» определяется   необходимостью решать  проблемы повышения  грамотности учеников.  Данный курс предназначен для учащихся 5­11 классов  и  рассчитан на изучение  нового  материала, закрепление и самое главное на  подготовку выпускника  к ЕНТ  и  к итоговой аттестации.    Таким образом, я думаю,  что и  сегодняшний учебник  направлен на развитие  предметных компетенций, но в рамках компетентностного подхода этим не должно  исчерпываться содержание учебного предмета. Поэтому через тексты, формулировку  заданий, логику расположения заданий, иллюстративный материал параллельно идет  процесс формирования ключевых компетенций: ценностно­смысловых,  общекультурных, учебно­познавательных, информационных,  коммуникативных,   социально­трудовых,  компетенций личностного самосовершенствования. Не это ли является главным ориентиром в работе учителя? Для формирования языковых компетенций эффективны задания по афоризмам. Я их  широко использую на всех ступенях обучения. Например, в 8 классе подбираю изречения, учитывая возраст, например: «Быть, а не  казаться» (Станиславский; Льстец, что вор, сначала свечу погасит, потом красть  станет), Д. Фонвизин, «У сильного всегда бессильный виноват» (И.А. Крылов) Предлагаю либо построить высказывание – объяснить смысл, либо написать сочинение – миниатюру,  либо устно прокомментировать,  либо выбрать высказывание, соответствующее речевой ситуации. В 10­11 классе такие задания используются на более высоком уровне: 1. Напишите эссе,  взяв за основу афоризм «Свободу мысли оттаивает тот, кто  способен мыслить» И. Шевелев. 2. Напишите портретный очерк на основе следующего высказывания: «Остаться Человеком, пройдя через мясорубку жизни, — это не озлобиться,  сохранить оптимизм, не утратить чувства Родины». 3. Напишите путевой очерк на основе следующего афоризма: «Душа человека стремится к познанию. Один — искатель истины, другой — искатель  приключений. Первый ищет в самом себе, второй — вокруг себя». (И. Шевелев) 4. Продолжите следующий диалог, придав ему вид спора. –«Говорят, что глаза — это зеркало души. … Ерунда! Если бы вся душа отражалась в глазах, то, знаешь, гораздо меньше было бы людей подлых и глупых, злых и лицемерных! 5. Подчеркните реплики, отражающие вашу позицию в споре. Такие задания заставляют уч­ся размышлять о философии человека, его назначении,  тонкостях души, о прекрасном и добром ложном и низменном, формируют детское  мировоззрение, закладывают основы общечеловеческих ценностей. Как видите, подобные задания не только формируют предметные компетенции, но и  общепредметные и ключевые: формируют мировоззрение, развивают  коммуникативную способность,  воспитывают культуру чувств, нравственность,  заставляют задуматься о духовности.  Основным методом в работе также  я считаю  воспитание словом. Компетентность  педагога в общении является эффективным средством организации педагогического  процесса. Думаю, именно отношения с детьми первичны в педагогическом взаимодействии,  придают каждому «педагогическому движению» неповторимый личностный смысл,  окрашивают учебный материал неповторимый гаммой чувств, без которых никогда не  достигнуть тайников детской души. За каждым конспектом урока, за каждым  воспитательным планом кроется сложная ткань взаимоотношений с учащимися. Технологии, помогающие формировать языковую компетентность ­элементы исследовательской деятельности ­проблемное обучение ­дифференцированное обучение Рефераты, доклады,  мини­исследования,  проекты  исследовательские  работы, анализ текста,  критические статьи… создание проблемных  ситуаций, задания,  требующие творческого  подхода; проблемно­ поисковые уроки  Внутренняя:  неодинаковость  усвоения; деление на  группы, диф.задания,   профильное и  предпрофильное  обучение Психологические приемы, используемые мной на уроках: 1. 2. 3. 4. 5. Здоровый образ мыслей  (установка на внимание, развитие воли, способности  сосредоточиться на уроке, не отвлекаться, необходимые физминутки) Шоковая терапия  (трудные задания для сильных детей, с которыми они не  могут справиться; задания для слабых детей, которые они способны выполнить  на «5») Снежный ком (развитие трудолюбия; по мере выполнения заданий они  усложняются до таких заданий, с которыми дети справляются с трудом) Позитивная критика  (самоанализ деятельности на уроке; оценка товарища) Ремарка самому себе  (вывод, который делает ученик для себя в конце урока) Падение, с которого начинается полет  (анализ собственных психологических  ошибок; рефлексия неудач) 6. 7. Добрая жизнь с запретов  (правила поведения и общения на уроке) Некоторые приемы, формирующие предметные компетенции: 1. Работа с афоризмами (прокомментировано) 2. Талончик на успех (дифференцированные задания) 3. Создание тезиса (самостоятельно)  4. Слово – ассоциация – образ (комплексный анализ слова и текста) 5. Ум – хорошо, а два – лучше (работа в парах или в группах) 6. Круги на воде (создание текста при помощи односоставных предложений) 7. Синтаксическая пирамида (виды сложных предложений) 8. Сочинения различных жанров и видов (до 10 видов: сочинение –повествование,  сочинение – рассказ, сочинение – сказка, сочинение – рассуждение, сочинение –  описание, продолжи по началу, закончи сочинение, сочинение – рецензия,  сочинение – реклама, сочинение с грамматическим заданием …) Формы организации деятельности урок                                                                                     внеурочная деятельность Кружки,  профильная и  предпрофильная подготовка  (прикладные курсы):  «Секреты  орфографии и  пунктуации» (11кл.),  воспитательные мероприятия  по  предмету «Грамматический бой!»,   КВН, Лидер 21 в., викторины и. т. д… Урок – сказка, урок – конференция,  урок – лекция, урок самостоятельного  поиска, урок творчества, урок –  экзамен, урок – дискуссия, урок –  отчет, урок – семинар, урок без  учителя, урок – конкурс,  интегрированный урок Результаты: Победы моих учеников  в республиканских,  областных и районных предметных  олимпиадах (Чижова К., Омарова Д., Акбергенова З. и.т.д)  в  различных  конкурсах  (Скоробогатов К., Ким А., Альмухамедова М. и.т. д.) участие в районных и областных  научно­практических конференциях  (Ахунова А., Акбергенова З., Куандык А.,  Бисембаева Н.  и. т. д). Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.  И   поэтому учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на  понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в  готовом виде, а использовать проблемно­поисковый подход в обучении: например,  предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, включить  ассоциативное мышление – одним словом, создать для ребят ситуацию успеха, чтобы  способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно­практической  сфер, то есть становлению личности в целом.   И в итоге  хочется отметить,  что в настоящее время для  выпускников  основной  задачей является качественная подготовка и сдача ЕНТ.  И одним из эффективных   методов для меня, я считаю, также является использование ИКТ, ресурсы Интернета   (решение Онлайн – тестов, видеоуроки по предмету),  создание ЦОР  как на уроках,  так и во внеурочное время.  Интересной формой работы для подготовки к ЕНТ можно считать и групповую работу на уроках (создание  коллаборативной среды), где  ребята каждый может внести свою идею для понимания той или иной темы. Важен  психологический климат на уроках; способность учителя удивлять, привносить  элемент необычности. Хочется также отметить, что систематическое проведение уроков русского языка с  использованием интерактивных методов и ИКТ даёт возможность сделать вывод о  том, что задача развития творческих способностей учащихся успешно решается.  Одним из главных достижений педагогической деятельности считаю создание на уроке ситуации успеха, что позволяет активизировать развитие творческих способностей,  стимулировать их проявление, а также способствовать повышению результатов  обучения учащихся и их подготовке к ЕНТ. А теперь немного из опыта работы   итоговой аттестации  по русскому языку  с 2011 года. Главный принцип, который  использую в своей деятельности – не просто дать знания, а научить их использовать в  дальнейшей жизни!  . Я готовлю обучающихся к сдаче ЕНТ или Для достижения хорошего результата использую разные формы работы,  способствующие развитию у обучающихся базовых компетенций. 1). При планировании уроков выделяю тот материал, который включён в содержание  контрольно­измерительных материалов, а во время урока делаю на него особый  акцент. 2). На уроках добиваюсь осмысления обучающимися изучаемого материала. Все  непонятные вопросы прорешиваем и обсуждаем. Заученная информация сохраняется  недолго, а понятая и осмысленная – навсегда. 4). Совместно с обучающимися создаём опорные схемы по разным разделам. Работа  проводится в группах, затем собранные схемы по темам  группируем и копируем на  каждого ученика. Данная форма работы способствует развитию зрительной памяти. 5). К каждой теме готовлю тесты, написания мини­ эссе,  решения  которых занимает  всего 10­15 минут. Тесты, задания творческого характера построены по принципу ЕНТ или  подготовки к итоговой аттестации (сочинение­ эссе).  6). В рамках прикладных курсов провожу групповую работу по решению тестовых  заданий,  умения написать эссе.  Сообща, помогая друг другу, работая с различными  источниками, обучающиеся находят верные решения. В данном случае необходимо  выполнить следующее условие: объяснить – почему именно этот ответ является  правильным, а другие ­ нет. Использование представленных форм работы позволяет не только сформировать у  обучающихся базовые компетентности, но и добиться хороших результатов при сдаче  ЕНТ,  итоговой аттестации.      Считаю,  что современному обществу нужны образованные, нравственные,  творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют  навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения.  Другими словами, от школы сегодня  ждут не "нашпигованных" знаниями  выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять  новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.

Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку.

Реализация  компетентностного подхода  в обучении русскому языку.

Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку.

Реализация  компетентностного подхода  в обучении русскому языку.

Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку.

Реализация  компетентностного подхода  в обучении русскому языку.

Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку.

Реализация  компетентностного подхода  в обучении русскому языку.

Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку.

Реализация  компетентностного подхода  в обучении русскому языку.

Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку.

Реализация  компетентностного подхода  в обучении русскому языку.

Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку.

Реализация  компетентностного подхода  в обучении русскому языку.

Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку.

Реализация  компетентностного подхода  в обучении русскому языку.

Реализация компетентностного подхода в обучении русскому языку.

Реализация  компетентностного подхода  в обучении русскому языку.
Скачать файл