Влияние мелкой моторики на развитие речи младших школьников на логопедических занятиях.
Оценка 4.8

Влияние мелкой моторики на развитие речи младших школьников на логопедических занятиях.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык +1
Взрослым
04.05.2017
Влияние мелкой моторики на развитие речи младших школьников на логопедических занятиях.
Выступление на ШМК учителей начальных классов по работе над темой по самообразованию «Влияние мелкой моторики на развитие речи младших школьников на логопедических занятиях». Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Выступление по теме Влияние мелкой моторики на развитие речи.docx
Выступление на ШМК учителей начальных классов  по работе над темой по самообразованию.   их   функциях, В 2015­2016 учебном году выбрана   тема самообразования «Влияние мелкой моторики на развитие речи младших школьников на логопедических занятиях». В 2016­2017 учебном году продолжаю работу по этой теме. В ходе работы  по данной теме познакомилась с теоретическим и практическим материалом о методах развития мелкой   моторики,   составляя   конспекты логопедических   занятий   с   учащимися,   особенно   1   класса,   предусматриваю систематическое включение упражнений и заданий по развитию мелкой моторики рук. В течение работы по теме ведётся подбор наглядного, раздаточного материала для развития   мелкой   моторики   рук,   показ   и   разучивание   пальчиковых   игр   на коррекционных занятиях с младшими школьниками. На родительских собраниях в 1­2 классах   проводились   беседы   с   практической   направленностью   по   теме   «Мелкая моторика и развитие речи младших школьников».   характеристиках; Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое   влияние   на   развитие   активной   речи   ребенка.   Известный   педагог   В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука – это своего рода внешний мозг", ­ писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому развитие мелкой моторики имеет большое значение для развития ребенка в целом.   Пальчиковая   гимнастика  для   школьников   используется   во   время   занятий письмом.   Для   формирования   каллиграфического   почерка   важно,   чтобы   рука школьника   была   хорошо   подготовлена.   Многие   дети   мало   занимаются   письмом   и рисованием до школы. Поэтому их рука быстро устает и это заметно по следующим признакам: ­кисть руки дрожит во время письма; ­ребенок крепко сжимает ручку; ­буквы как бы вдавлены в тетрадный лист и имеют дрожащий контур; ­кончики пальцев руки белеют от напряжения. Таким   школьникам   полезно   делать   любые   пальчиковые   упражнения,   а   также расслабляющий   массаж   и   самомассаж   кистей   рук.   Младшим   школьникам   очень нравятся игровые пальчиковые физкультминутки. После такого отдыха письменная и устная работа на уроке становятся более продуктивными. Чтобы пальчиковая гимнастика для детей достигла своей цели, необходимо выполнять основные правила ее проведения: 1. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. 2. Все упражнения выполняются в медленном темпе до 5 раз, сначала одной рукой  (ведущей), затем другой, а потом двумя руками вместе. 3. Необходимо   следить   за   правильной   постановкой   кисти   руки,   точным переключением с одного движения на другое. 4. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки;   пальцы   обеих   рук   при   пальчиковых   гимнастиках   должны   нагружаться одинаково. 5. Нужно   добиваться,   чтобы   все   упражнения   выполнялись   ребенком   легко,   без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость. 6. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.  7. При   повторных   упражнениях   учащиеся   начинают   произносить   текст   частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, учащиеся произносят его целиком, соотнося слова с движением. 8. После хорошего выполнения упражнения и точного запоминания текста, следует вводить   новые   пальчиковые   гимнастики. Наиболее   понравившиеся   упражнения можно выполнять по желанию и при показе самими учащимися. Развитие мелкой моторики в разных видах деятельности.  Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковой гимнастики. Массаж рук с использованием разнообразных предметов и материалов: шишки, каштаны, пробки, шарики и пр.  Работа с бумагой.  Этот вид деятельности доступен детям с младшего возраста. Они знакомятся со свойствами бумаги: рвется, мнется, шуршит. Дети из бумаги делают   комочки,   составляют   аппликации   (отрывная   аппликация),   объемные поделки (оригами).  Работа   с   ватой.  Дети   наматывают   вату   на   карандаш,   скатывают   в   шарики, украшают поделки, раскрашивают, дополняют деталями.  Работа   с   нитками,   тесьмой   и   тканью.  Эта   работа   требует   более   сложных движений   рук,  ловкости   пальцев.  Дети  учатся   координировать   движения   рук   и глаз.   Наматывают   нитки   и   тесьму   на   катушки,   в   клубочки.   Плетут   из   тесьмы веревочки, косички. После этого они изготавливают объемные поделки из ниток, вышивают на пяльцах, шьют игрушки, а также вязание и макраме. Здесь же можно использовать  шнурки, шнуровки, бусины, пуговицы.  Нанизывая бусы, ребенок учится   по­разному   складывать   пальцы   в   зависимости   от   того,   какой   формы   и толщины предмет ему приходится брать: или тремя пальцами («щепотью»), или двумя (кончиками большого и указательного пальцев – «пинцетный захват»).   Работа   с   природным   материалом   и   пластилином.  В   этой   работе   пластилин используется   как   основа,   на   которую   крепится   природный   материал   методом вдавливания. Эта работа требует от ребенка усидчивости и терпения.  Лепка ­ работа с пластилином, тестом, глиной.  Действия с крупой, лапшой, орешками, семечками, сухими ягодами  хорошо развивает мелкую моторику, согласованность работы рук и глаза, воображение, память. А усилие, которое ребенок прилагает, размазывая пластилин по основе, способствует развитию силы пальцев.  Рисование  с использованием различных техник,   а также  штриховка  в заданном направлении, обводка по точкам предметов, раскрашивание.   Собирание мозаики. Создание  рисунков  с помощью элементов мозаик. Можно использовать мозаику созданную совместно с ребенком (из кусочков ткани, бумаги, фольги, картона и т.п.)  Работа   с   прищепками.   Обычные   бельевые   прищепки   ­   это   готовый   тренажер. Многократное   повторение   движения   разжимания   и   сжимания   с   усилием   дает отличную   тренировку   пальчикам   руки.   Важно   научить   детей   брать   прищепки  тремя   пальцами   –   большим,   указательным   и   средним   и   цеплять   их   к   любому плоскому   предмету,   например,   к   картонке,   широкой   линейке,   тарелке.   Из прищепок   и   картонного   круга   можно   сделать   разноцветную   ромашку,   ежика, кактус.   Работа с крышками от пластиковых бутылок.  Эффективным тренажером для пальцев   рук   может   стать   обыкновенная   крышка   от   пластиковой   бутылки.   А заданий   и   игр   с   таким   простейшим   приспособлением   можно   придумать   много: «Чьи бусы длиннее?», «Змейки», «Паровозик с вагончиками». Дети выкладывают на полу или на столе цепочки из крышечек одного цвета или чередуя цвета. Чем старше дети, тем сложнее варианты, например: 4 синих, 1 красная, 2 белых и т.д. «Пирамиды,   башенки,   арки,   города».   Пластиковые   крышки   с   успехом   могут заменить   строительный   конструктор.   Необычность   материала   пробуждает фантазию   школьников.   Постройки   могут   быть   сделаны   группой   детей   (и   тогда важны умения договориться и действовать сообща в рамках единого замысла) и индивидуальные   (и   тогда   возникает   соревновательный   элемент:   чья   постройка выше, чья прочнее, кому больше крышек понадобилось для пирамиды, башенки, домика). В   заключении   хочется   ещё   раз   подчеркнуть,   что   для   младших   школьников огромное   значение   имеет   проведение   последовательной   работы   по   развитию пространственных   представлений,   по   целенаправленному   развитию координационных способностей и мелкой моторики. Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у школьников рук ­ развиваем и языковой аппарат. Учитывая   все   выше   сказанное,   хочется   отметить,   что   особенное   внимание каждый   педагог   должен   уделяться   развитию   мелкой   моторики   и   тактильно­ двигательного   восприятия   младших   школьников.   С   этой   целью   педагогам необходимо   использовать   разнообразные   приемы   и   методы   работы   на   уроках русского языка, технологии, ИЗО, а также во внеурочной деятельности. У логопедов больше возможностей в реализации задач по поставленной теме, т.к.: ­   небольшое   количество   учащихся   на   занятии   позволяет   быстрее   увидеть усвоение   материала   каждым   ребёнком   и   доступнее   изготовление   раздаточного материала; ­   нет   зависимости   от   учебных   программ   и   учебников,   поэтому   выбор разнообразных   заданий   и   упражнений   для   достижения   поставленных   задач   за специалистом. У каждого педагога есть свои приёмы и методы, помогающие развитию мелкой моторики младших школьников.  Возможно, мое выступление помогло вспомнить некоторые из них. Буду рада, если приведенные  виды работы вы добавите в свою методическую  копилку и будете использовать в дальнейшей своей работе. Желаю успехов!

Влияние мелкой моторики на развитие речи младших школьников на логопедических занятиях.

Влияние мелкой моторики на развитие речи младших школьников на логопедических занятиях.

Влияние мелкой моторики на развитие речи младших школьников на логопедических занятиях.

Влияние мелкой моторики на развитие речи младших школьников на логопедических занятиях.

Влияние мелкой моторики на развитие речи младших школьников на логопедических занятиях.

Влияние мелкой моторики на развитие речи младших школьников на логопедических занятиях.

Влияние мелкой моторики на развитие речи младших школьников на логопедических занятиях.

Влияние мелкой моторики на развитие речи младших школьников на логопедических занятиях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017