Статья "Коммуникативный подход при организации работы студентов над анализом художественного произведения."
Оценка 4.8
Документация
docx
русский язык +1
Взрослым
03.04.2018
А педагогу русского языка и литературы вообще сложно: заставить (именно так) прочитать какое-либо произведение почти невозможно, а заинтересовать и того тяжелее. В связи с этим в педагогике возникла острая необходимость разнообразить методы и приёмы преподавания, и для этого возникают различные технологии обучения. Время диктует особые условия. Современному обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, а личность, ориентированная на творческое восприятие жизни, в условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать обучающегося к современной жизни, а значит, научить его самостоятельно осваивать и систематизировать знания, научить проявлять инициативу, воспитывать коммуникативную культуру. Такие возможности даёт коммуникативно-деятельностный подход к обучению.
Коммуникативный подход при организации работы студентов.docx
Ранцева И.П.,
преподаватель русского языка и литературы
Коммуникативный подход при организации работы студентов над анализом
художественного произведения.
Чтение – вот лучшее учение!
А.С. Пушкин
Современный подросток, юноша, девушка – спросите его, читает ли он. В лучшем случае
ответит, что читает сообщения в телефоне или по интернету, реже новости то телевидению.
Поэтому, глядя на современных молодых людей, становится грустно: меняются приоритеты,
книга перестаёт быть авторитетом для них. А педагогу русского языка и литературы вообще сложно:
заставить (именно так) прочитать какоелибо произведение почти невозможно, а заинтересовать и того
тяжелее. В связи с этим в педагогике возникла острая необходимость разнообразить методы и приёмы
преподавания, и для этого возникают различные технологии обучения. Время диктует особые условия.
Современному обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, а личность,
ориентированная на творческое восприятие жизни, в условиях нарастающего потока информации и
расширения информационного пространства необходимо адаптировать обучающегося к современной
жизни, а значит, научить его самостоятельно осваивать и систематизировать знания, научить
проявлять инициативу, воспитывать коммуникативную культуру. Такие возможности даёт
коммуникативнодеятельностный подход к обучению.
Этот подход способствует развитию инициативности обучающихся, их способности к
творческому поиску. Они должны ощущать, что вся система работы ориентирована на их
непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при
организации общения на уроке.
На уроках литературы важно использовать коммуникативный подход к художественному
произведению, то есть обращение к нему как к особому общению между писателем и читателем.
Преподаватель должен помочь студентам увидеть глубину художественного произведения,
вовлечь их в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных проблем, открыть
перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Литература позволяет увидеть человека
«изнутри», заглянуть в его мир. Урок должен вызвать эмоциональный отклик, обогащать духовный мир
студентов.
При реализации коммуникативной компетенции формы методы и приемы работы
направлены на то, чтобы содержание учебного материала стало источником для самостоятельного
поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.
На уроках должны присутствовать сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
все виды пересказа
анализ сцен и эпизодов
учебный диалог
ролевые игры
обсуждения, дискуссии.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
сочинения и изложения, доклады
подготовка сообщений
участие в конкурсах сочинений. Исследовательский метод, дискуссии, технология «критического мышления», групповые
формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую
активность, формируют мыслительную деятельность, учат студентов отстаивать свою точку
зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Эффективным средством, позволяющим успешно влиять на формирование коммуникативной
культуры студентов, является учебный диалог.
Диалог это возможность взаимодействия друг с другом. Он требует уважения и доверия друг
к другу, готовности принимать позицию другого, особенной эмоциональной атмосферы,
способствующей искренности в выражении мыслей и чувств. Диалог часто начинает преподаватель,
ставя перед студентами проблемный вопрос. Когда обучающиеся начинают выдвигать аргументы,
главная задача преподавателя – выслушать эти аргументы, помочь студентам выйти на свое
личное знание о предмете диалога, знание, основанное на собственном наблюдении, собственном
размышлении.
Обучению диалогическому общению во многом может способствовать анализ образцов
диалогов, содержащихся в художественных произведениях.
Примеры диалогов: диалогиспоры Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе И.С.
Тургенева «Отцы и дети»; внутренние диалоги Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание», монологи героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» др.
На уроке могут использоваться индивидуальные, парные, групповые формы работы.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение
сотрудничать. Групповые формы работы помогают наиболее эффективно реализовать
коммуникативный подход и компетентностный подход на практике. Такая форма работы позволяет
активно включать обучающихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения,
стимулировать личностное восприятие литературы. Общаясь, студенты непосредственно в процессе
усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их,
дискутируют.
Примеры групповых заданий на уроках литературы
При подготовке к уроку «Поэзия периода Великой Отечественной войны» студенты
разделяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку:
1я группа («исследователи») готовит краткое сообщение о К. Симонове, А. Твардовском, О.
Берггольц;
2я группа («чтецы») готовит чтение стихов наизусть 1 каждого автора;
3я группа – «критики» готовит анализ стихов, которые звучат на уроке, от лица
литературоведов;
4я группа («актёры») инсценирует отрывок из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин» или
стихотворение К.Симонова «Жди меня».
Групповая работа. Как правило, деля обучающихся на группы, предполагается работа не
только с текстом произведения, но и с дополнительной литературой. К примеру, к уроку по теме «В
смятеньи мы… Что нужно человеку?» (А.Чижевский) по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание» было домашнее задание по группам: создать цветопись Родиона Раскольникова. Это
задание предполагает знание не только текста произведения, но и знание того, что обозначают цвета,
их соотнесение с героем, а также умение защитить свою работу и работать в группе.
На таких уроках довольно часто даются творческие задания группам: написать монолог
какоголибо героя (если нужно, то даже придуманного, например, Душа Раскольникова), создать
цветопись на уроке за 57 минут одного или двух героев (Раскольникова и Сони Мармеладовой) во
взаимодействии. На урокахисследованиях по литературе можно организовать поисковую деятельность
обучающихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного
творческого решения.
Данный групповой метод позволяет достичь высокой степени самостоятельности обучающихся
в интерпретации литературоведческого материала: отбор фактов, форма изложения, способ
оформления и защиты.
Коммуникативный подход к художественному произведению способствует развитию
стремления обучаемого к правильному взаимодействию с окружающим миром.
Художественное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его
компоненты (идейнотематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства)
взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере
развития сюжетной линии произведения образ раскрывается перед читателем все новыми сторонами.
Данная особенность требует работать над произведением в его целостном восприятии, т. е. с синтеза
(чтения произведения целиком). Анализ следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу
более высокого качества. Но подчас педагог сталкивается с тем, что обучающийся не знает, как
анализировать то или иное произведение прозаического или стихотворного жанра, поэтому с
течением времени выработался определенный алгоритм, согласно которому и работают обучающиеся.
Анализ эпизода занимает важное место в изучении эпических, лироэпических и драматических
произведений. Преподаватель отбирает ключевые, опорные эпизоды, анализ которых должен дать
студентам целостное представление о произведении.
План анализа художественного произведения (проза):
1) особенности композиции, сюжета, жанра;
2) тематика, проблематика;
3) система персонажей, их краткая характеристика;
4) авторская позиция (отношение к изображаемым событиям);
5) смысл заглавия;
6) тема, идея, основная мысль произведения.
План анализа стихотворного произведения:
1. Название, автор стихотворения.
2. Кем и когда написано стихотворение.
3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение и
т.д.).
4. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания.
5. Центральная тема, тематическая направленность (пейзажная, философская, любовная,
гражданская лирика).
6. Основная мысль – в каких строчках это подтверждается (цитата).
7. Есть ли лирический герой, каково его настроение цитата.
8. Особенности композиции: деление на части, главки, строфы; соединение образов, лейтмотивом.
9. Идея стихотворения.
Или:
Краткий анализ стихотворного произведения: 1.
2.
3.
4.
5.
Тема стихотворного произведения.
Основная мысль – цитата.
Лирический герой – краткая характеристика, цитаты.
Основной мотив стихотворения.
Идея (призыв).
Анализ не должен быть случайным, фрагментарным, не должен сводиться к простой
передаче впечатления или пересказу. Анализ поэтического текста включает в себя решение
трёх вопросов: истолкование, восприятие, оценка. Речь может идти о личном интеллектуально
эмоциональном восприятии стихотворения. Обучающийся может написать о том, какой отклик
нашло в нём это произведение, какие мысли и чувства вызвало.
С течением времени выяснилось, что обучающиеся крайне редко читают в последнее время
(а поэтические произведения тем более), поэтому становится уместен именно краткий анализ
произведений. Его чаще всего и использую на уроках.
Хорошим приемом при анализе произведения является постановка вопросов к тексту.
Проблемный вопрос, как правило, обнажает связи отдельных элементов художественного
текста с общей концепцией произведения.
Постановка вопросов проблемного характера целесообразна при чтении произведений, где есть
ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий и поступков, этических
проблем, затронутых писателем: «Что вы вынесли для себя из этой сцены?»; «Какие нравственные
ценности поднимает автор в своём произведении?», «А как бы вы поступили на месте этого героя?»
Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом литературного произведения и
его элементами (эпизод, глава и т.д.). При этом задача учителя найти вместе с детьми черты
целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым. Такая работа развития
действия включает в себя и анализ композиции, раскрывающей логику развития авторской мысли.
Безусловно, это сложно, так как требует умения обобщать, абстрактно мыслить. В практике такой
анализ применяется редко.
Далее можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету
на разных этапах подготовки и проведения урока. В этот период ЭОР (электронные
образовательные ресурсы) по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются
обучающимися в основном как источники информации.
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы
на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического,
методического, а также аудио и видеоматериала.
Использование ИКТ на уроках подобного типа – одна из форм презентации материала,
способ активизации слушателей, отражение структуры выступления.
Во всех случаях ИКТ выполняют функцию «посредника», «который вносит
существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром». В результате
учитель и обучающийся не только овладевают информационными технологиями, но и учатся
отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать
собственные медиатексты.
Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии,
которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала (набор слайдовиллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для
работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом, а зрелищность, яркость,
новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами
делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Компьютер, конечно, не может на уроке заменить живое слово учителя, изучение
художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.
Учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе позволяют
решить ряд проблем:
повысить интерес обучающихся к предмету;
повысить успеваемость и качество знаний обучающихся;
дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках,
но и в домашних условиях;
помогают и учителю повысить уровень своих знаний, профессионализма.
Информационнокоммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска
дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета
можно найти и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы,
фотодокументы, иллюстрации.
Наиболее эффективной формой работы является работа с учебной презентацией.
Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть
представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио и видеоматериалы.
Если презентация – творческая работа обучающегося или группы обучающихся, то
необходимо как можно более точно сформулировать цель работы, определить контекст работы
в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. Лучше,
если с презентацией, созданной обучающимся, учитель познакомится заранее, особенно, если
она играет концептуальную роль в уроке. Это также помогает в лучшей организации
деятельности обучающихся при целостном анализе художественного произведения. Так, при
создании уроков очень часто педагогом создаются собственные презентации на различные темы
(по биографиям писателей и поэтов, по тематике уроков, какомулибо отрывку урока).
Мультимедийные технологии – это практическая реализация методологических и
теоретических основ формирования информационной культуры педагога. Современному
учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.
Таким образом, у обучающихся формируются ключевые компетентности,
предъявляемые образовательными стандартами:
умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей
теме;
умение работать в группе;
умение находить информацию в различных источниках;
коммуникативная компетентность;
осознание полезности получаемых знаний и умений.
В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению,
активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое,
научноестественное мышление.
Какие еще есть приемы для понимания текста при организации работы?
пересказ;
рисование словами и на рисунках;
анализ иллюстраций; дидактические игры;
чтение по ролям;
инсценировка;
придумывание небольшого рассказа о герое;
музыкальная иллюстрация произведения – камертон.
сочинение от лица героя;
Это те приёмы, с помощью которых я работаю.
Когда чтение проходит с комментированием, это может занять много времени на уроке, но
опора обучающихся на собственные ассоциации и воображение компенсируют эту трату времени,
потому как пересказ будет звучать уже более полным. Обучающийся будет анализировать и обобщать,
синтезируя полученную информацию в соответствии со своим опытом, и понимать текст он будет в
несколько раз быстрее.
Есть масса способов, методов и приемов, направленных на обучение обучающихся пониманию
текста на уроках литературы. Остается только выбирать по душе. Ведь это и есть ключ к достижению
успешного и ненавязчивого нравственного воспитания.
2017г., январь
Статья "Коммуникативный подход при организации работы студентов над анализом художественного произведения."
Статья "Коммуникативный подход при организации работы студентов над анализом художественного произведения."
Статья "Коммуникативный подход при организации работы студентов над анализом художественного произведения."
Статья "Коммуникативный подход при организации работы студентов над анализом художественного произведения."
Статья "Коммуникативный подход при организации работы студентов над анализом художественного произведения."
Статья "Коммуникативный подход при организации работы студентов над анализом художественного произведения."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.