Статья "Критериальная система оценивания результатов обучения"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
администрации
5 кл—9 кл
23.07.2019
Данная статья описывает систему критериального оценивания в целом, ее основную цель и функции. В статье указываются виды критериального оценивания, а также некоторые приемы, которые используются в школе при реализации данной системы оценивания. Статья включает в себя материал программы международного бакалавриата основной школы.
Андреева Е.А. статья %22Критериальное оценивание%22.docx
Е.А. Андреева,
Руководитель основного общего образования (координатор программы МУР), ОЧУ МГ
«Сколково»
Критериальная система оценивания результатов обучения
Система оценивания результатов обучения, используемая в большинстве школ,
не справляется со своими основными функциями – мотивационной, воспитательной,
развивающей и коррекционной. Это связано преимущественно с тем, что оценивание
становится все более субъективным, относительным, на него оказывают влияние
общий уровень знаний детей, желания родителей, мнение администрации.
Для того чтобы избавиться от перечисленных издержек, в Международной
критериальный подход к оцениванию.
гимназии «Сколково» используется
Основополагающие принципы взяты из программы международного бакалавриата.
Данная система оценивания имеет ряд принципиальных преимуществ:
•
•
•
•
•
•
•
снижение тревожности;
объективность;
единство требований;
многогранность;
сравнение достижений учащихся с эталоном;
повышение ответственности учащихся за результат своего труда;
возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля учащихся.
Внедрение критериального оценивания влечет за собой переход к
деятельностному подходу организации учебного процесса, который ориентирован на
развитие не только знаний, но и компетенций учащихся, как общеучебных, так и
специальных. Содержание критериев таково, что они позволяют оценить и уровень
усвоения знаний, и степень сформированности определенных умений и навыков.
Основные цели и задачи оценивания:
•
•
устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
давать общую и дифференцированную информацию о процессе
преподавания и процессе учения;
•
•
•
•
отслеживать индивидуальный прогресс учащихся;
обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
отслеживать эффективность образовательной программы;
информировать профессиональное учительское сообщество. В соответствии с этими целями оценивание осуществляется согласно критериям
– ожидаемым результатам, соответствующим учебным целям образовательной
программы. Оценивается только то, чему учат. Критерии оценивания и алгоритм
выставления отметки заранее известны учителям и учащимся.
Система оценивания выстраивается так, чтобы учащиеся включались в
контрольнооценочную деятельность, приобретая навыки и привычку самооценки.
Созданная система образовательной аналитики в условиях критериального
оценивания достижений учащихся направлена:
•
на обретение учащимися уверенности в своих возможностях и
способностях;
•
информирование учителей о прогрессе и достижениях учащихся;
информирование родителей о прогрессе обучения и развития учащихся.
•
Следует обратить внимание на то, что критериальное оценивание
предусматривает два направления: текущее и итоговое оценивание.
Текущее оценивание
Текущее оценивание осуществляется в ходе обучения, т. е. по мере овладения
учащимися основными знаниями, умениями и навыками изучаемой темы. Этот вид
оценивания позволяет обеспечить обратную связь между учеником и учителем:
помогает ученику корректировать работу, а учителю накапливать информацию об
усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую
работу, т. е. повышать качество процесса обучения.
Цель текущего оценивания – помочь учащемуся достичь более высоких
результатов в образовании. Текущее оценивание во многом напоминает текущий
контроль, принятый в российской образовательной системе. Однако важнейшее его
преимущество в том, что оценки, полученные в процессе изучения темы, выполняют
только информативную и корректирующую функции, т. к. не влияют на итоговый
результат. Текущее оценивание осуществляется учителем в процессе повседневной
работы в классе. Количество таких оценок не регламентируется, зачастую они носят
диагностический и информационный характер.
Алгоритм работы с текущей оценкой:
1. Определить, по каким темам вы будете проводить итоговые контрольные
работы. 2. Составить контрольные работы, включив в них максимум заданий на проверку
знаний, умений и навыков, предусмотренных критериями по предмету.
3. Предложить рубрикаторы для каждой контрольной работы.
4. Разработать чеклисты к темам.
5. Ознакомить учащихся с рубрикаторами.
6. Представить учащимся чеклисты и объяснить методику работы с ними.
7. Вывесить образец контрольной работы в первый день изучения темы, тем
программы, по которым будет проводиться итоговое оценивание.
8. Определить с каждым учеником зону его ближайшего развития.
9. На основе рубрикатора и чеклиста объяснить ученику, что он должен
сделать, чтобы выполнить контрольную работу как можно лучше.
10. При прохождении темы проводить на уроках срезовые работы (тесты, работа
с карточками и т. д.), которые будут определять пошаговый уровень изучения темы
каждым учеником, ставить за них текущие оценки.
11. После каждой текущей оценки проводить рефлексию с учеником: что мы с
тобой должны еще сделать, чтобы написать итоговую контрольную работу как можно
лучше.
12. Текущее оценивание – движение ученика вперед по лестнице достижения
наилучшего результата по итоговой контрольной работе.
13. Текущее оценивание не влияет на итоговую оценку, а определяет зону
ближайшего развития ребенка, служит сигналом к проведению следующего этапа
работы по достижению наилучшего результата.
Итоговое оценивание
Итоговое оценивание проводится в конце изученной темы или раздела. Цель
данного оценивания: дать возможность ученикам продемонстрировать свои
достижения по изученной теме, а учителю – вынести заключительное суждение о
достижениях учащихся, выставить итоговые отметки.
Итоговая оценка выставляется по критериям программы средних лет обучения
международного бакалавриата. Такой подход помогает обеспечить прежде всего
обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (учителям, ученикам и
родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем содержательнее
обратная связь, тем конструктивнее может быть ответная реакция. Для каждой возрастной группы четко определены уровни достижений учащихся
по темам программ по предметам и критерии их оценивания.
Текущее и итоговое оценивание:
•
основано на согласованных между учителями стандартах для каждой
возрастной группы учащихся, с намеченными ожиданиями от учащихся, ясно изложены
для учащихся и родителей;
•
предоставляет учителям и учащимся возможность увидеть конечные цели
изучения тем, предметов и осуществлять совместную работу по их достижению;
•
позволяет учащимся и учителям оценить, что ученик может еще сделать,
чтобы использовать свои знания и умения;
•
способствует развитию практических навыков учащихся, а не только
простому воспроизведению знаний;
•
•
•
стимулирует учащихся к участию в учебном процессе;
способствует развитию навыков самооценивания;
предоставляет возможность учащимся анализировать свой процесс
обучения и узнавать, что им необходимо усовершенствовать;
•
•
носит информационный характер для учащихся, родителей и учителей;
активизирует полученные знания по предмету, подходы к обучению,
умения работать коллективно, строить взаимоотношения;
•
отражает соответствие критериям по предмету и обеспечивает равные
возможности всем учащимся;
•
предоставляет учащимся возможность вне зависимости от обстоятельств
достичь целей за разный период времени различными способами.
Самооценивание образовательных результатов
Использование критериального оценивания позволяет перейти к
самооцениванию. Основными функциями оценивания становятся обратная связь и
коррекция учебной деятельности. Самооценивание способствует приобретению опыта
путем развития рефлексивных способностей (табл. 1).
Форма для проведения рефлексии с учащимся
Таблица 1
Критерий А
Критерий В
Критерий С
Здесь все хорошо
Здесь есть проблема:
Здесь маленькая ________________.
Давай подумаем, что ты
должен сделать для того,
проблема: ____________.
Давай подумаем, что ты
должен сделать для того,
чтобы достигнуть
наилучшего результата:
чтобы достигнуть
наилучшего результата:
• _______________;
• _______________.
• _______________;
• _______________.
Разработан инструментарий реализации системы критериального оценивания
(рисунок) в гимназии по всем видам деятельности обучающихся:
•
•
прописаны четкие цели и задачи изучения каждого предмета;
осуществляется вертикальное и горизонтальное планирование
деятельности по формированию предметных и надпредметных компетентностей;
•
создаются проверочные листы по каждой теме программы (что должен
знать и уметь ученик);
•
•
составляются срезовые и контрольные работы;
оформлены карты учета учебных достижений каждого ученика
(приложение 2).
Анализ
данных
Сбор данных
Обучение
Текущее оценивание
Итоговое ценивание
Коррекция
обучения
Обратная
связь
Заключительное
суждение
Выставление
отметок
Система критериального оценивания
Проверочный лист знаний и умений учащегося
Для того чтобы составить критериальную работу, необходимо:
1. Проанализировать содержание темы.
2. Оформить проверочный лист.
3. Продумать виды проверочных работ. 4. Определить, какие критерии целесообразно использовать.
5. Подобрать задания в соответствии с выбранными критериями.
6. Предложить рубрикатор оценивания.
На основании анализа содержания темы составляется проверочный лист,
который будет служить ученику планом действий при изучении темы (табл. 2).
Проверочный лист заполняется учеником трижды. Первый раз учащимся
раздаются эти листы на уроке повторения и обобщения изученного материала. По
окончании урока они заполняют первую колонку листа, используя знаки: “+” – если
учащийся уверен в своих знаниях по этому вопросу; “+” – если знает, но не очень точно,
“” – если не знает данный материал.
Затем ученик берет проверочный лист домой и использует его для домашней
подготовки к контрольной работе. По результатам работы, проделанной дома
самостоятельно, учащийся второй раз заполняет проверочный лист (вторая колонка).
Последняя, третья колонка заполняется на уроке непосредственно перед контрольной
работой. Опыт работы с такими проверочными листами позволяет сделать вывод о том,
что они способствуют формированию у учащихся навыков самоанализа, самоконтроля,
самокоррекции и самооценивания.
Кроме этого, проверочные листы снижают уровень тревожности перед
контрольной работой, т. к. учащийся знает, что конкретно его ожидает в работе.
Проверочный лист (фрагмент)
I. Определение понятий:
ЗНАТЬ
УМЕТЬ
Рубрикаторы оценивания
Таблица 2
1
1
2
2
3
3
Объективность, единство требований, возможность самооценки, самоанализа,
самоконтроля достигается при критериальном подходе к оцениванию путем введения
рубрикаторов – подробных описателей уровней достижений учащихся по каждому
критерию и соответствующее им количество баллов. Рубрикаторы составляются для
каждого вида тьоговых работ, причем наполнение рубрик меняется в зависимости от
содержания темы, проверяемых данной работой умений и навыков.
Желательно, чтобы уровни достижений описывались в позитивном ключе.
Рубрикаторы делают процедуру оценивания максимально “прозрачной”, т. е. понятной всем участникам образовательного процесса: учителю, ученику, родителям.
Рубрикаторы позволяют учителю и ученику поэлементно анализировать каждую
работу, что дает возможность отслеживать, каких именно знаний, умений и навыков не
хватает каждому ученику, а где есть прогресс. Это дает возможность обеспечить
индивидуальный подход к обучению.
Для учета индивидуальных достижений учащихся каждый учитель ведет карту
учета индивидуальных достижений (далее – карта достижений). Карта достижений
представляет собой таблицу, в графы которой вносятся все основные достижения
учащихся по предметным критериям оценивания, дается общая характеристика успехов
ученика. Заполняется карта достижений по мере освоения тем занятий и обсуждения
на итоговых занятиях, а также в конце оценочного периода.
Данная система требований и рекомендаций, предназначенная для всех
учащихся Гимназии «Сколково», способствует поддержанию единства системы
образования, дает возможность проанализировать результаты учебной деятельности
учащихся, обеспечить преемственность образования и прогресс в обучении учащихся.
Статья "Критериальная система оценивания результатов обучения"
Статья "Критериальная система оценивания результатов обучения"
Статья "Критериальная система оценивания результатов обучения"
Статья "Критериальная система оценивания результатов обучения"
Статья "Критериальная система оценивания результатов обучения"
Статья "Критериальная система оценивания результатов обучения"
Статья "Критериальная система оценивания результатов обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.