Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."
Оценка 4.7

Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
география
8 кл
31.03.2018
Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."
В статье "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся" рассматриваются вопросы, связанные с проблемой снижения культурного уровня обучающихся. Рассматриваются причины необходимости обращения к данной проблеме. Приводятся примеры из разных курсов географии, как можно способствовать повышению культурного уровня обучающихся.
Статья Культурологический подход.docx
Корщикова С.Н. преподаватель географии высшей категории ЕкСВУ,  магистр педагогики Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся. В   современном   образовании   происходят   значительные   изменения.   Они  обусловлены коренными   преобразованиями   в   жизни,   развитием  человеческой цивилизации, которая в новом тысячелетии вступила в эпоху информации и глобализации всей деятельности. Нарастает всеобщая  коммуникация   человечества,   усиливаются    гуманистический   и  культурологический потенциал общего среднего образования подрастающего поколения. В   докладе   Государственного   Совета   РФ   "Образовательная   политика   России   на современном этапе" цель общего среднего образования сформулирована так –  «подготовка разносторонне развитой личности с учетом традиций отечественной и мировой культуры, системы ценностей и потребностей современной жизни, формирование личности,   способной   к   самостоятельному   жизненному   выбору,   к   началу   трудовой деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию».  Культурологический принцип и культурологический подход как педагогическое явление стали особенно актуальны в 90­е годы прошлого столетия, в связи с переосмыслением целей общеобразовательной школы и переходом к личностно­ориентированному обучению. Необходимость обращения к  культурологическому подходу можно объяснить:   недостаточным  культурным  уровнем  части учащихся и их семей.  недостаточной  связью и взаимодействием  учреждений образования и культуры.  низким  уровнем культуры общения (среди детей и взрослых)  • • • • низким уровнем культурной грамотности основной массы выпускников школ В.М.Розин  пишет  ­  «  образованный   человек  –  это  не  только   специалист   и  не  только личность, а именно человек культурный и подготовленный к жизни, к сменам образа жизни, к смене   своих   представлений,   мировоззрений,   мироощущения;   образованный   человек   является культурным и в том смысле, что принимает и понимает иные культурные позиции  и ценность не только  с позиции собственной независимости, но и чужой».  Культурологическая   парадигма  вводит   новые   смыслы   в   сущность  воспитания   и образования.   Так,   воспитание   понимается,   как   создание  условий,   стимулирующих развитие каждого ребенка, раскрытие и умножение его творческого потенциала. Вслед за этим образование рассматривается как процесс освоения человеческой культуры. В этих условиях возрастает роль школьной дисциплины «География».  География как  наука находится на стыке естественных и общественных подходов, что обеспечивает связь  культурологических знаний. К   числу   наиболее   важных   задач   школьной   географии  следует   отнести   задачу развития   и   формирования   у   школьников  географической   культуры   ­   составной   части общей культуры человека. О роли географии в образовании, о ее вкладе в общечеловеческую культуру высказывали  мысли многие выдающиеся личности ­ М.Ломоносов, Н.В.Гоголь, К.Д.Ушинский и др.  Многие ученые географы (Н.Н.Баранский,  Ю.Г.Саушкин, В.С.Преображенский,  В.П.Максаковский и др. писали о значении географической культуры. География как наука и как учебная дисциплина обладает огромным  культуротворческим  потенциалом. «Связь географии с литературой вполне понятна. В землеведении и страноведении огромную   роль   играет   описательный   элемент,   представляемый   словом.  Особенно близка   к   чисто   научному  описанию   художественная   проза.   Описание   лесостепи   Сергеем Аксаковым или Тургеневым, степи Гоголем или Чеховым производит неизгладимое в  чисто географическом смысле впечатление». Семенов – Тянь ­ Шанский. Поэтому  цель  моего  исследования  ­   изучить   возможности  применения культурологического принципа в обучении географии. Задачи: 1. Проанализировать методическую литературу по данной теме исследования. 2. Выявить   основные   особенности   использования   культурологического  потенциала   для повышения познавательной активности учащихся и развития их творчества. создание целостного географического образа России, отдельных стран мира, познание их К основным целям изучения географии культуры можно отнести: • своеобразия и неповторимости.  • освоения и развития  географического пространства России, трудовыми навыками населения; • • формирование   бережного   отношения   к   памятникам   культуры   России,к   природным   и ознакомление учащихся с вкладом населения в культуру России, с  основными этапами развитие патриотических качеств личности, формирование любви к Родине; историческим. воздействия: К   средствам   достижения   целей   можно   отнести   средства  эмоционального  поэтические и прозаические описания природы (слайды 9,10,23 24,25)  различные высказывания (слайды 9, 10,18­31)  живопись и фото (слайд 16, 17,18)  геральдика (слайд 15)  видеофильмы   ­   коллекция   «Золотой   глобус»,   «Наследие   человечества», Национального   географического   общества,   Непутевые   заметки   и   другие.(в моей   коллекции   подобрано   огромное   количество   видеофильмов   и видеофрагментов)  памятники   природы   и  культуры,   формирующие   образ   данной   территории (слайды 11­14)  полезны образные сравнения, пословицы и поговорки (слайд 20, 24­26)  национальные и религиозные традиции (слайд 19­ 23, 24­26)  слайды Использование данного подхода позволяет значительно расширить кругозор, повысить культурный уровень, поднять эмоциональный настрой учащихся. Все это повышает активность учащихся на уроке и их интерес к предмету. Способствует достижению поставленных целей ­ создает целостный географический образ России,   еесвоеобразие   и   неповторимость,   происходит  развитие   патриотических   качеств личности,   чувство   любви   кРодине;  бережное   отношениек памятникам культуры России, как кприродным, так  и историческим. Знакомство с обычаями и традициями других стран, позволяет понять их особенности, взять на заметку все лучшее из достижений мировой культуры. Список использованной литературы: 1. Андрюшова Ю.С. Влияние географии на развитие эмоциональной сферы личности. ­ Журнал: География в школе, № 6, 2002. 2. Баринова И.И. Современный урок географии. Часть 5. ­ М.: Школьная Пресса, 2003. 3. Корнев   И.Н.   Культурологический   принцип   в   российской   научной   и  учебной географии на рубеже 19 и 20 веков. ­ Журнал: География в школе, № 2, 2002. 4. Корнев   И.Н.   Культурологический   принцип   в   российской     научной   и  учебной географии на рубеже 19 и 20 веков. ­ Журнал: География в школе, № 2, 2002. 5. Уральская   природа   в   творчестве   Д.Н.Мамина   ­   Сибиряка   «Милыезленные   горы».   ­ Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1990 6. Щенев   Г.М.   культурологический   принцип   в   изучении   географии   своей   области  ­   Журнал: География в школе.

Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."

Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."

Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."

Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."

Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."

Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."

Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."

Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."

Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."

Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018