Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
география
8 кл
31.03.2018
В статье "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся" рассматриваются вопросы, связанные с проблемой снижения культурного уровня обучающихся. Рассматриваются причины необходимости обращения к данной проблеме. Приводятся примеры из разных курсов географии, как можно способствовать повышению культурного уровня обучающихся.
Статья Культурологический подход.docx
Корщикова С.Н.
преподаватель географии
высшей категории ЕкСВУ,
магистр педагогики
Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий
формирования личности учащихся.
В современном образовании происходят значительные изменения. Они обусловлены
коренными преобразованиями в жизни, развитием человеческой цивилизации, которая в
новом тысячелетии вступила в эпоху информации и глобализации всей деятельности. Нарастает
всеобщая коммуникация человечества, усиливаются гуманистический и культурологический
потенциал общего среднего образования подрастающего поколения.
В докладе Государственного Совета РФ "Образовательная политика России на
современном этапе" цель общего среднего образования сформулирована так –
«подготовка разносторонне развитой личности с учетом традиций отечественной и
мировой культуры, системы ценностей и потребностей современной жизни, формирование
личности, способной к самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой
деятельности, к самообразованию и самосовершенствованию».
Культурологический принцип и культурологический подход как педагогическое явление
стали особенно актуальны в 90е годы прошлого столетия, в связи с переосмыслением целей
общеобразовательной школы и переходом к личностноориентированному обучению.
Необходимость обращения к культурологическому подходу можно объяснить:
недостаточным культурным уровнем части учащихся и их семей.
недостаточной связью и взаимодействием учреждений образования и культуры.
низким уровнем культуры общения (среди детей и взрослых)
•
•
•
• низким уровнем культурной грамотности основной массы выпускников школ
В.М.Розин пишет « образованный человек – это не только специалист и не только
личность, а именно человек культурный и подготовленный к жизни, к сменам образа жизни, к
смене своих представлений, мировоззрений, мироощущения; образованный человек является
культурным и в том смысле, что принимает и понимает иные культурные позиции и ценность не
только с позиции собственной независимости, но и чужой».
Культурологическая парадигма вводит новые смыслы в сущность воспитания и
образования. Так, воспитание понимается, как создание условий, стимулирующих
развитие каждого ребенка, раскрытие и умножение его творческого потенциала. Вслед за
этим образование рассматривается как процесс освоения человеческой культуры.
В этих условиях возрастает роль школьной дисциплины «География». География как
наука находится на стыке естественных и общественных подходов, что обеспечивает связь
культурологических знаний.
К числу наиболее важных задач школьной географии следует отнести задачу
развития и формирования у школьников географической культуры составной части
общей культуры человека. О роли географии в образовании, о ее вкладе в общечеловеческую культуру высказывали
мысли многие выдающиеся личности М.Ломоносов, Н.В.Гоголь, К.Д.Ушинский и др.
Многие ученые географы (Н.Н.Баранский, Ю.Г.Саушкин, В.С.Преображенский,
В.П.Максаковский и др. писали о значении географической культуры.
География как наука и как учебная дисциплина обладает огромным культуротворческим
потенциалом.
«Связь географии с литературой вполне понятна. В землеведении и страноведении
огромную роль играет описательный элемент, представляемый словом. Особенно
близка к чисто научному описанию художественная проза. Описание лесостепи Сергеем
Аксаковым или Тургеневым, степи Гоголем или Чеховым производит неизгладимое в чисто
географическом смысле впечатление». Семенов – Тянь Шанский.
Поэтому цель моего исследования изучить возможности применения
культурологического принципа в обучении географии.
Задачи:
1. Проанализировать методическую литературу по данной теме исследования.
2. Выявить основные особенности использования культурологического потенциала для
повышения познавательной активности учащихся и развития их творчества.
создание целостного географического образа России, отдельных стран мира, познание их
К основным целям изучения географии культуры можно отнести:
•
своеобразия и неповторимости.
•
освоения и развития географического пространства России, трудовыми навыками населения;
•
• формирование бережного отношения к памятникам культуры России,к природным и
ознакомление учащихся с вкладом населения в культуру России, с основными этапами
развитие патриотических качеств личности, формирование любви к Родине;
историческим.
воздействия:
К средствам достижения целей можно отнести средства эмоционального
поэтические и прозаические описания природы (слайды 9,10,23 24,25)
различные высказывания (слайды 9, 10,1831) живопись и фото (слайд 16, 17,18)
геральдика (слайд 15)
видеофильмы коллекция «Золотой глобус», «Наследие человечества»,
Национального географического общества, Непутевые заметки и другие.(в
моей коллекции подобрано огромное количество видеофильмов и
видеофрагментов) памятники природы и культуры, формирующие образ данной территории
(слайды 1114)
полезны образные сравнения, пословицы и поговорки (слайд 20, 2426)
национальные и религиозные традиции (слайд 19 23, 2426) слайды
Использование данного подхода позволяет значительно расширить
кругозор, повысить культурный уровень, поднять эмоциональный настрой
учащихся. Все это повышает активность учащихся на уроке и их интерес к
предмету.
Способствует достижению поставленных целей создает целостный географический образ
России, еесвоеобразие и неповторимость, происходит развитие патриотических качеств
личности, чувство любви кРодине; бережное отношениек памятникам культуры России, как
кприродным, так и историческим. Знакомство с обычаями и традициями других стран, позволяет
понять их особенности, взять на заметку все лучшее из достижений мировой культуры.
Список использованной литературы:
1. Андрюшова Ю.С. Влияние географии на развитие эмоциональной сферы личности. Журнал:
География в школе, № 6, 2002.
2. Баринова И.И. Современный урок географии. Часть 5. М.: Школьная Пресса, 2003.
3. Корнев И.Н. Культурологический принцип в российской научной и учебной
географии на рубеже 19 и 20 веков. Журнал: География в школе, № 2, 2002.
4. Корнев И.Н. Культурологический принцип в российской
научной и учебной
географии на рубеже 19 и 20 веков. Журнал: География в школе, № 2, 2002.
5. Уральская природа в творчестве Д.Н.Мамина Сибиряка «Милыезленные горы».
Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1990
6. Щенев Г.М. культурологический принцип в изучении географии своей области Журнал:
География в школе.
Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."
Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."
Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."
Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."
Статья "Культурологический подход в преподавании географии как одно из условий формирования личности учащихся."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.