Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".
Оценка 5

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
Детсад
16.04.2018
Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".
Существует множество техник развития творческих способностей у детей и взрослых, но среди них есть еще и терапевтические, исцеляющие душу и тело. Одна из таких волшебных арт-методик, самая моя любимая, — это мандалотерапия для детей. Создание мандал — это вид творчества, от которого я и мои дети неизменно получаем огромнейшее удовольствие.Мандала обладает удивительными свойствами, она может использоваться для снятия стрессов, для расслабления восстановления энергетического равновесия, биоритмов, духовного и физического дисбаланса. Развивает мелкую моторику как у детей так и у взрослых способствуя развитию речи, памяти и внимания.
Мандала-терапия чудесное средство успокоения..docx
Мандала­терапия чудесное средство успокоения. Существует множество техник развития творческих способностей у детей и взрослых, но среди них есть еще и терапевтические, исцеляющие душу и тело. Одна из таких волшебных арт­методик, самая моя любимая, — это мандалотерапия для детей. Мандала (Mandala) ­ в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен:  обычно он представляет собой круг с выраженным центром. Суть мандалы заключена не в многообразии и сложности ее символики и деталей,а в ее  центре ­ источнике, из которого вытекает энергия, образующая всю форму. Создание мандал — это вид творчества, от которого я и мои дети неизменно получаем огромнейшее удовольствие. Этот процесс   сближает, убирает напряжение в отношениях, учит относиться друг к другу бережно, терпеливо, уважать личные границы и пространство друг друга. Кроме того, рассматривая, раскрашивая, придумывая или рисуя мандалу, мы наполняемся позитивом, даем спокойствие уму и ясность мыслям, обретаем внутреннюю гармонию,   плавно   находим   примирение   с   миром   и   с   самим   собой,   открываем   в   себе неизведанные глубины, познаем свою индивидуальность и даже вылечиваем психосоматику. И,   конечно   же,   эта   методика   раскрывает   творческое   «Я»,   художественное   и   духовное самовыражение детей и взрослых. Мандала   обладает   удивительными   свойствами,   она   может   использоваться   для   снятия стрессов,   для   расслабления   восстановления   энергетического   равновесия,   биоритмов, духовного и физического дисбаланса. Развивает мелкую моторику как у детей так и у взрослых способствуя развитию речи, памяти и внимания. Чем полезны мандалы для детей?  Развивается мелкая моторика, стимулируется мышление. Тренируется усидчивость и аккуратность, навык доводить начатое до конца.  Раскрывается творческий потенциал.  Ребенок   открывает   для   себя   рецепт   успокоения   и   умиротворения,   узнает,   как снимать   стресс   и   справляться   с   эмоциями   и   сложными   чувствами   (страхами, тревогой, грустью, гневом, ревностью, одиночеством).  И главное — это способ наполнять себя позитивными энергиями, возвращать себя в ресурсное состояние.   Уча этому своих детей, я даю им ценнейший навык — умение сохранять и быстро возвращаться в состояние счастья. Работа с мандалами помогает:  ­ гармонизировать внутреннее состояние;       ­ создавать и реализовывать свои намерения и цели; ­ раскрывать свои творческие способности; ­ научиться познавать себя; ­ гармонизировать личное пространтство; ­ наполнять себя позитивными энергиями; ­ мандала помогает развить саморегуляцию. Существует множество вариантов создания мандал в работе с детьми: их рисуют на бумаге, на плоских камнях, лепят из глины, плетут из проволоки, из ниток, вышивают, делают объемными, насыпными, делают из цветной бумаги, из природных материалов. А чем же полезны мандалы для детей? Зачем их раскрашивать? И зачем их строить? 1. Развивается мелкая моторика. Как при закрашивании мандал, так и при  строительстве. Если у ребенка не получается не вылезать за край ­ не настаивайте! 2. Тренируется усидчивость и аккуратность. Это актуально ля детей 5­7 лет и старше. 3. Тренируется чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического  мышления. Дети знакомятся с разными видами симметрии, познают искусство  орнамента. 4.  Мандалотерапия – одно из направлений арт­терапии (исцеление искусством).Это  естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия  напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества,  художественному и духовному самовыражению детей. 5. Существуют правила работы педагога  с ребенком при использовании  мандалы: 1. Если это мандалы­раскраски, то предлагается несколько – пусть ребенок сам  выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению. 2. Выбор мандалы и сюжет работы ребенок осуществляет самостоятельно. 3. Материалы для работы и  цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски,  пастель) ребенок выбирает самостоятельно. 4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения и удовлетворения работой. 5. Осуществляется принцип невмешательства взрослых в работу ребенка без его  согласия. 6. Принцип избегания комментариев по поводу работы. 7. Ребенок даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной. 8. После работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по поводу  работы над мандалой и его отношения к результату. Настройка  Для создания настоящей мандалы очень важен правильный       психологический настрой,  душевное равновесие, поэтому предварительно необходимо  «погрузиться» внутрь себя.  Для этого возможно использовать различные методы релаксации (длительной или  краткосрочной). Обрести необходимый настрой помогает благоухающая ароматическая  лампа. Зажигаются свечи и вся семья, вместе с малышом уютно располагается прямо полу, чтобы  релаксация была более глубокой. Создание мандалы Теперь ребенок берет лист бумаги с нарисованным кругом, тихонько садится за стол  Предложите ему выбрать самую красивую краску и нарисовать в центре подготовленного  круга все что захочется. При этом периодически можно советовать ребенку менять цвет и  продолжать работу, продвигаясь от центра к краям листа. Так действуем пока весь круг не заполнится. Не нужно останавливать малыша, если ему захочется нарисовать что­то за  пределами круга, пусть рисует. В создании мандалы необходимо учитывать следующие рекомендации: — не разговаривайте друг с другом во время работы, тем более на бытовые темы. Только в  исключительных случаях вы можете шепотом что­то спросить и ответить; — максимально расслабьтесь,  пусть рука сама двигается по кругу, сама берет  «понравившиеся» ей цвета; — действуйте интуитивно, создавайте шедевр не искусственно, а «душой». Здесь намного  важнее сделать искренний рисунок, отражающий ваш внутренний мир. И чем более  искренней и правдивой будет ваша мандала, тем больший эффект вы ощутите. На творческой работе обязательно должна быть подпись автора, поэтому когда малыш  закончит работу, в нижнем правом углу листа напишите фамилию и имя автора, возраст и поставьте дату. Можно вместе с ребенком придумать название мандалы и подписать  рисунок. Описание мандалы Следующий этап работы — это художественное описание мандалы. Тут важно мнение  ребенка, поэтому спросите его о том, что он изобразил. Будет интересно сочинить  историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что это не простое описание  сделанного, это большая развивающая работа. При словесном описании, когда малыш  вербализует рисунок, он учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, способствует  развитию связи между правым и левым полушариями головного мозга. Пока ребенок рассказывает, необходимо дословно записать его рассказ на отдельном листе бумаги формата А4 и затем прикрепить к мандале. Слушайте историю ребенка спокойно и  заинтересованно, воздерживайтесь от каких­либо комментариев и своих интерпретаций.  Завершение работы Создайте уютную, доброжелательную атмосферу. Выключите свет, оставив гореть  свечи, приготовьте чай. В непринужденной обстановке поделитесь друг с другом  своими внутренними ощущениями. Попросите ребенка прислушаться к тому, что он  чувствует, и рассказать об этом. Спросите малыша, как менялось его настроение в  процессе создания мандалы: от подготовительного — до конечного этапа? Менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы? Какое чувство вызывает мандала сейчас? Что  хотел бы еще сказать и спросить? После мандала­терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой­то  степени обогащенной. Эта особенность мандала­терапии дает    возможность ребенку  духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и  временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Помните, не существует «хороших» или «плохих» мандал! Интересные факты о Мандалах:  Изучением мандал занимался Густав Юнг. Не только изучением, но и их  рисованием. Великий создатель «архетипов» отметил взаимозависимость мандал от  настроения рисующего. Настроение влияет на рисунок, но и рисунок способен  повлиять на настроение.  Индуистские храмы строятся в форме мандалы.  В тибетском буддизме создание мандалы из цветного песка и измельченных  полудрагоценных камней – религиозный ритуал, часть духовной практики. После  создания мандала уничтожается. Как напоминание о бренности всего сущего. Мандала изначально была  священным рисунком И символом для медитации с орнаментальным узором. В переводе с санскрита, это слово  означает «круг, центр». Еще ее можно назвать ключом к «настройкам сознания», поскольку (что доказано) при создании или сосредоточении на ней эта структура гармонизирует  внутреннее состояние.  Это графическое изображение с сакральным смыслом можно найти  в христианстве, в культуре древних атцеков, но все же самым яркие примеры мандалы, как  священного изображения мы увидим в буддизме. Я порылась в интернете, нашла  утверждение, что мандала существовала и до буддизма и была перенята у иной культуры,  может быть это так, может быть, нет, но именно тибетские монахи довели искусство  создание мандалы до немыслимого совершенства. Если читать руководства по работе с мандалами, как арт­терапией, можно встретить совет: пользуйтесь теми цветами, что вам приятны, теми,  к каким глаз тянется. Но изначально  при создании мандал разрешалось использовать только чистые, если угодно,  задекларированные контрастные цвета и цветосочетания.  Может быть, это связано с тем,  что палитра природных красителей все же ограничена, а возможно все дело в том, что  каждый цвет нес  свою смысловую нагрузку. Традиционными цветами для священного  рисунка были белый и черный, оранжевый, красный и его более тёмный и более светлый  оттенки, синий, желтый и зеленый, тоже с двумя дополнительными оттенками, а так же  бирюзовый. Еще одно, основное требование – симметричность. Классическая мандала, не  важно, сделана она из песка, нарисована на бумаге или на ткани – это завораживающий  симбиоз искусства и точных расчетов. Мистики говорят, что это «карта мира», психологи  называют «картой сознания». Люди с развитым художественным вкусом просто любят их  за красоту. Чем современные мандалы отличаются от классических? Прежде всего, менее строгой формой и более разнообразным цветовым кругом. Остается  главный принцип центрирования, форма круга. Есть центр, вокруг него располагайте мир  ваших ощущений. В остальном же правил нет. Создавая, рисуя, или раскрашивая мандалу,  вы вкладываете в этот процесс часть себя. Ну а мы все так прекрасно разные, так что двух  одинаковых изображений у вас не получится при всем желании. Удачи в процессе! Каким образом можно создавать мандалы?  Можно раскрашивать готовые мандалы­раскраски. Эта форма работы подходит для тех клиентов, которые выражают неуверенность в способности что­либо  изобразить, волнуются по поводу того, что результат не будет соответствовать  задумке.  Такие раскраски могут быть с завершенным орнаментом (их легко найти в  Интернете), могут предполагать не только раскрашивание, но и дорисовывание. В  качестве изобразительного средства могут выступать цветные карандаши,  фломастеры, восковые карандаши и др. Важно, чтобы у клиента была возможность  выбрать как раскраску, так и изобразительные средства.   Можно создавать групповую мандалу, делая одно общее изображение и  согласовывая свои действия с другими участниками группы. Создание мандалы в  парах, группах придает этой работе интерактивный характер, направленный на  формирование навыков взаимодействия, умения согласовывать свои действия и  потребности с другим человеком (людьми). Это может быть актуально в рамках  работы с семьей, детско­родительскими отношениями, коллективом и пр. Можно  усложнить задачу, например ограничивая вербальное взаимодействие между  участниками.  Можно создавать одну мандалу из индивидуальных кусочков­секторов. Говоря  о групповых мандалах, имеет смысл остановиться на объединении индивидуально  созданных фрагментов (секторов) в единый круг­мандалу. В данном случае каждый  может отразить на своем фрагменте или настроение, или некое представление.  Объединение фрагментов в единый круг делает наглядной некую общую картину в  группе, создает ощущение единства, формирует представление участников о себе  как части группы.   Можно делать мандалу из сыпучих, природных и других материалов. Создание  мандалы из сыпучих и природных материалов особенно привлекательно для детей и  подростков. Я предлагаю создавать мандалы на выбор: в тарелках с бортиками или  на подносах разного диаметра, оставляя за ребятами право выбора материалов для  творчества. У меня на этот случай есть различные крупы, фасоль, горох, сушеные  листья, цветы, камешки, ракушки, шишки и другие материалы. Как показывает  опыт, чем больше выбор, тем интереснее работа. Создание мандал из такого рода материала требует определенных навыков — это связано с «подвижностью»  предлагаемых материалов. В свое время у меня был опыт создания мандал в  походных условиях на земле, что придавало этой работе особое звучание  ландшафтной арт­терапии. Значительный минус — невозможность сохранения  итогового творческого продукта. Я прошу разрешения сфотографировать то, что  получилось. Потом предлагаю детям забрать с собой использованные материалы,  чтобы покормить птиц или рыбок в пруду, что вызывает восторг и удивление.  Можно создать мандалу из пластических материалов.                                               Мандалы могут создаваться, например, из пластилина, который может  «раскрашивать»поверхность и создавать трехмерные объемы. Для многих детей  пластилин в противовес, например, краскам, карандашам является более  привлекательным материалом.  Одна из моих клиенток создает мандалы с помощью пластилина на пластиковых  прозрачных крышках, которыми закрывают банки. Она наносит сначала рисунок  маркером, а потом заполняет его пластилином, «окрашивая» таким образом  нарисованную мандалу. Ювелирная тонкость и изящество получившихся  изображений доставляют ей удовольствие, приносят успокоение и расслабление.  Я люблю рисовать мандалы сама, может быть поэтому мандалы так нравятся моим  клиентам разного возраста. Дети и подростки, создающие различные изображения в кругу,  называют эту работу по­разному: «рисование под музыку», «моя супермедаль», «кусочек  моей души», «круглое настроение»и др.  Мандалы дают возможность погружаться в свой внутренний мир на ту глубину, к  которой ты готов «здесь и сейчас», безопасно исследовать свою личность, а значит,  лучше себя чувствовать и осознавать.  Для чего же используется такой вид арт­терапии. мандала­терапия – это инструмент для оздоровления и исцеления нашей психики. При раскрашивании происходит процесс на глубинном уровне человека в котором  находится возможность для разрешения внутренних конфликтов и, как следствие,  изменение состояния на более ресурсное. Поэтому важно еще несколько дней  взаимодействовать с созданной мандалой, расположив ее на видном месте или выделяя  несколько уединенных минут в день для ее созерцания. Мандала­терапия и дети. В психологической, развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста   мандалы возможно применять в следующих целях: в целях стабилизации эмоционального  состояния, нормализации поведения, снятия внутреннего напряжения в целях диагностики  и коррекции актуального настроения, уровня тревожности в целях развития творческого  мышления, развития мелкой моторики руки, воспитания терпеливости и аккуратности,  развитие устойчивости, концентрации внимания. Техника мандалы используется в  сочетании с другими приемами арт­терапевтической работы, например, с музыкой,  сказкотерапией и др.  Работа с готовыми мандалами – использование заготовок. 1. Разрисовывание мандалы  должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения. 2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя  навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно. 3.  Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо  позитивное подкрепление со стороны взрослого. 4. При разукрашивании мандалы нельзя  давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он  решает, какой цвет нужен в данный момент. 5. В идеале, мандала должна разукрашиваться  от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети  разукрашивают от середины к краю. 6. Избегайте комментариев по поводу работы и  результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство  расслабления. 7. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с  целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество. Мандалы, используемые в работе: Насыпные мандалы творятся из всевозможных круп.  Чем их больше, тем лучше, т.к. это дает большую свободу высвобождения внутренних  импульсов наружу и больше рассказать самому себе о себе. Также можно использовать  цветной песок, бросовый материал, геометрические фигуры (из бумаги, дерева), пуговицы.

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".

Статья "Мандала-терапия чудесное средство успокоения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2018