Мандолина — это струнный щипковый музыкальный инструмент. Родом мандолина из Италии, и появилась она там в XVI веке. Инструмент этот небольших размеров, и довольно сильно похож на лютню, так как имеет похожую грушевидную форму. Но, в отличие от лютни, у мандолины короче шейка и гораздо меньше струн. Лютни имели в разные эпохи от шести до четырнадцати и более струн, но у мандолины преимущественно было четыре парные струны. Точнее, четыре парные струны имела самая распространенная, неаполитанская мандолина. Так же были и другие виды мандолин: миланская, с шесть струнами со строем на октаву выше гитарного, сицилийская мандолина, с четырьмя тройными струнами и плоской нижней декой. Известны также флорентийская и генуэзская пяти струнные мандолины.
МАНАДАЛИНА
Мандолина — это струнный щипковый музыкальный
инструмент. Родом мандолина из Италии, и появилась
она там в XVI веке. Инструмент этот небольших
размеров, и довольно сильно похож на лютню, так как
имеет похожую грушевидную форму. Но, в отличие от
лютни, у мандолины короче шейка и гораздо меньше
струн. Лютни имели в разные эпохи от шести до
четырнадцати и более струн, но у мандолины
преимущественно было четыре парные струны. Точнее,
четыре парные струны имела самая распространенная,
неаполитанская мандолина. Так же были и другие
виды мандолин: миланская, с шесть струнами со
строем на октаву выше гитарного, сицилийская
мандолина, с четырьмя тройными струнами и плоской
нижней декой. Известны также флорентийская и
генуэзская пяти струнные мандолины.Играют на мандолине преимущественно плектром
(медиатором) а не пальцами, хотя игра пальцами не
исключена. Самая характерная черта звучания
мандолины — это её тремоло, т.е. быстрое повторение
одного звука. Это связано с тем, что струны
мандолины издают короткий звук и быстро затухают.
Поэтому, чтобы продлить звучание, вместо протяжной
ноты играют тремоло. Известность мандолины
шагнула далеко за пределы Италии. Уже в следующем
столетии она стала одним из самых распространенных
народных инструментов. Но мандолина не осталасьлишь народным инструментом, Моцарт в своей опере
«ДонЖуан» использовал мандолину как основной
инструмент в серенаде.
Мандолина — это универсальный инструмент,
который прекрасно звучит как сольно, так и в
аккомпанементе.
Существуют так называемые
неаполитанские оркестры, они состоят из большогоколичества мандолин разных размеров. Так же
мандолину иногда можно встретить в составе
оперного или симфонического оркестра. В наше время
мандолина имеет огромную популярность в фолк
музыке и в американском блюграссе, где используется
наравне с банджо.
Устройство мандолины.
Всё можно увидеть на картинке =))
Как играть на мандолине?
Настройка мандолины.
2я струна настраивается в унисон с камертоном
"ЛЯ"; 1я струна должна звучать в унисон со второй,
прижатой на 7ом ладу; 3я струна, прижатая на 7ом
ладу, настраивается в унисон со 2ой; 4я струна,
прижатая на 7ом ладу, настраивается в унисон с 3ей.
(струны мандолины парные!)
Плектр (или медиатор) пластинка из кости или
пластических масс. Ей извлекается звук на мандолине.Он должен быть достаточно прочным и упругим,
учитывая сильное натяжение струн мандолины. Чтобы
плектр "ходил" по струнам плавно, без "зацепов", что
очень важно при исполнении быстрых пассажей, у него
должны быть сточены с обеих сторон"ФАСКИ", под
углом 45 градусов.
Посадка исполнителя свободная, непринуждённая.
Шейка грифа мандолины несколько приподнята к
левому плечу.
Четыре пальца левой руки
ЗАКРУГЛЕНЫ и СТРОГО ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО,
подобно молоточкам опускаются на гриф мандолины,
прижимая струны к ладам. Кисть правой руки,
держащая плектр большим и указательным пальцами,
располагается ПАРАЛЛЕЛЬНО натянутым струнам
выше подставки. Ноги положены одна на другую или
находятся при посадке рядом.ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ИГРЫ НА МАНДОЛИНЕ:
«Стакатто, штрих» исполнитель держит плектр в
правой руке большим и указательным пальцем. "Удар"
по струне производится "сверхувниз" или "снизу
вверх". Важно следить за тем, чтобы не происходило
зацепления за соседние струны и не было застревания
между парными струнами.
"Очередной штрих" исполняя мелодию на одной или
разных струнах, удары плектром выполняются
ЧЕРЕДУЯСЬ, "вверхвниз". Необходимо следить за
ритмичностью ударов и исключить "зацепление".
Изучение "очередного штриха" необходимо начинать в
очень медленном темпе, постепенно убыстряя.
"Аккорды" гармоничные созвучия. Звуки, взятые на
разных струнах, звучат как бы "ХОРОМ". Аккорды
бывают мажорные и минорные. Играют аккорды так:
левой рукой прижимают заданные струны на заданных
ладах; правой рукой производят удар медиатором по
нужным струнам "вверх" или "вниз". Следите за тем,
чтобы пальцы левой руки, прижимающие струны на
нужных ладах не "глушили" соседние струны. В работе
правой руки следите за "упругой плавностью".
"Тремоло"визитная карточка мандолины и её
"родственников". Суть этого приёма в быстром,
многократном повторении одной ноты, при котором
извлекаемые звуки как бы "сливаются вРАВНОМЕРНЫМИ,
один".Исполняется быстро следующими друг за
другом,
СТРОГО
РИТМИЧНЫМИ ударами плектра "вверхвниз".
Приём сложный для исполнения и начинать его
изучение нужно после усвоения "очередного штриха",
начиная изучение с МЕДЛЕННОГО ТЕМПА,
ПОСТЕПЕННО УБЫСТРЯЯ.
ИЗБЕГАТЬ
"ЗАЦЕПЛЕНИЯ" И "ЗАСТРЕВАНИЯ"!
"Легато" слитное исполнение нескольких звуков.
После того, как правой рукой взят звук на струне,
прижатой пальцем левой на заданном ладу, другие
пальцы левой руки быстро прижимают другие
заданные лады. Это нужно делать пока не произошло
ЗАТУХАНИЯ ПЕРВОГО ЗВУКА исполняемой
музыкальной фразы!
"Трель" быстрое повторение чередующихся "верхней"
и "нижней" извлекаемой ноты. Два пальца левой руки
быстро чередуясь прижимают струну на заданных
ладах.
"Вибрато"вибрирующий звук. Его добиваются путём
колебательного ("дрожащего") движения пальца левой
руки, прижимающего струну на заданном ладу. Или,
взяв заданный звук правой рукой на не прижатой
("ОТКРЫТОЙ") струне, одновременно покачивая
левой рукой шейку грифа.
"Глиссандо" скольжение. После того, как первый
звук взят правой рукой, палец левой руки,
прижимавший струну на заданном ладу для извлеченияпервого звука, СКОЛЬЗИТ "вверх" или "вниз" по
грифу к следующему ладу. Глиссандо производит
красивый эффект "скользящего", певучего звука.