Статья МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА В КАЗАХСТАНЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Оценка 4.9
Игры
docx
математика +1
Все классы
27.03.2017
На начальной стадии обучения ребенок учится использовать обе руки для операций с косточками счетов, что приводит к амбидекстрии – развитию функции обеих рук, вне зависимости, правша ребенок или левша. Это обеспечивает работу обоих полушарий мозга. Учить ребенка писать обеими руками – обычная практика для японских школ.
Далее дети постигают все четыре вида математических операций, а также вычисление квадратного и кубического корней.
Матаева Роза. МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА.docx
МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА В КАЗАХСТАНЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Матаева Р.Р. – ведущий специалист
филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ЮКО
«Воображение важнее знания. Знание ограничено.
Воображение охватывает весь мир».
А.Эйнштейн
В последние годы широкую популярность в Казахстане набирают школы ментальной
арифметики (менар). Не так давно 9летний астанчанин Данияр Курманбаев произвел
настоящий фурор на шоу «Пусть говорят» и «Самый лучший». Он, продемонстрировав,
как легко и быстро человек может делить, умножать четырех и даже пятизначные
цифры, заставил крепко задуматься казахстанских родителей. СМИ пестрит
заголовками: «Ментальная арифметика: модное увлечение или новый этап
образования?»,
«Как древние традиции арифметики способствуют эволюции
современного человека?». Социальные сети Facebook и Instagram изобилуют
видеороликами с участием детей, молниеносно считающих сложнейшие примеры.
Для начала – что представляет собой ментальная арифметика?
Ментальная арифметика – это форма вычисления, основанная на системе устного
счета, которая производится благодаря возможностям разума. Другими словами,
математические вычисления выполняются в уме, без использования какихлибо
дополнительных инструментов, таких как компьютер, калькулятор, бумага или карандаш.
Освоив «менар», как иначе называют ментальную арифметику, ребенок сможет
производить в уме любые вычисления за долю секунды.
На начальных этапах обучения ученики производят арифметические вычисления с
помощью абакуса. Абакус – один из древнейших инструментов для проведения
математических расчетов, созданный в Китае более 5000 лет назад. Приспособление
представляет собой деревянную доску со спицами и косточками. Всего в абакусе 4 ряда,
в каждом из которых по 10 цифр.
Механические счетные устройства:
В качестве аналога можно привести обыкновенные русские счеты. Отличие
заключается в количестве спиц и косточек на них, принцип работы примерно одинаков:
при счете используется техника двух рук и четырех пальцев – больших и указательных.
Сначала ученики обучаются работать с настоящим абакусом за счет перебирания
косточек. В течение последующих тренировок дети учатся создавать перед глазами
образ виртуального абакуса и решать арифметические задачи на ментальном уровне.
Изучение абакуса с помощью техники двух рук позволяет стимулировать: зрительные ощущения;
слуховые ощущения;
чувство осязания;
способность к воображению.
Когда все эти четыре чувства (зрение, слух, осязание и воображение)
стимулируются одновременно, интеллект человека развивается гораздо быстрее, чем
обычно.
Наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Левое полушарие «думает»
о вещах с помощью слов, тогда как правое полушарие воспринимает вещи только в виде
образов. Именно в правом полушарии мозга скрыт колоссальный потенциал.
Наукой доказано: способность к успеху зависит от гармоничного развития правого
и левого полушарий мозга. К сожалению, у большей части населения земного шара
развитие левого полушария значительно преобладает над правым. Иными словами,
логическое мышление развито хорошо. Зато творческое мышление — интуиция, выбор
правильных путей и поступков — работает из рук вон плохо.
Получается, что если нам с вами развить правое полушарие до уровня левого,
то мы обретем способность к успеху?
В какойто степени — да. Но гораздо более серьезных результатов достигнет здесь
не взрослый, а ребенок 512 лет. Именно в этом возрасте мозг наиболее пластичен.
Поэтому данная методика эффективнее для детей дошкольного и младшего школьного
возраста. То есть именно в этом возрастном промежутке у ребенка есть все шансы стать
Архимедами, Декартами, Ньютонами и Лобачевскими. Вот только если великие ученые
математики прошлых столетий с мастерством ювелира годами совершенствовали свой
дар, тренировали мозг многоступенчатыми формулами, то в ментальной арифметике все
намного проще. Согласно этой методике, все, что нужно – это специальные счеты и
непосредственно сам ребенок.
На начальной стадии обучения ребенок учится использовать обе руки для операций
с косточками счетов, что приводит к амбидекстрии – развитию функции обеих рук, вне
зависимости, правша ребенок или левша. Это обеспечивает работу обоих полушарий
мозга. Учить ребенка писать обеими руками – обычная практика для японских школ.
Далее дети постигают все четыре вида математических операций, а также
вычисление квадратного и кубического корней.
Пройдя эту стадию, дети переходят к счету в уме. Каждая тренировка ослабляет
привязку ребенка к счетам и стимулирует воображение, благодаря чему впоследствии
он сможет производить расчеты в уме, лишь представляя абак перед собой и мысленно
совершая движения косточками (работа с воображаемыми счетами). В итоге ребенок
может сложить десятизначные числа за несколько секунд.
Единого стандарта обучения ментальной арифметике в мире не существует. Есть
несколько крупных международных школ, которые работают независимо друг от друга.
Отличаясь нюансами в методах преподавания, все они стремятся к одному: научить
ребенка воспринимать цифры и числа как образы. Адепты программы утверждают, что
это не только учит быстрому счету, но и развивает прочие когнитивные способности.
Мнения казахстанцев расходятся: одни считают, что методика способствует
улучшению внимания, памяти, воображения, творческого мышления, другие же на деле
столкнулись с негативными последствиями от такого механического счета и считают это
очередной бизнесидеей.
Преподаватели математики, практикующие традиционные способы обучения,
ментальную новинку категорически не принимают и все как один называют ее главный
недостаток – ментальная арифметика превращает ребенка в счетную машину, лишая его
возможности совершенствоваться привычными для всего человечества путями. Минусов
предостаточно, считают они: механический (устный) счет не формирует правильные
математические представления у детей. Методики формирования математических
представлений в классической педагогике складывались веками. «Порядковый, обратный счет», «состав числа», «сравнение чисел» формируют нагляднообразное
мышление, а далее – словеснологическое.
Сторонники же предрекают: следующее поколение казахстанцев умножать и делить
в столбик не будет. Регулярная шлифовка мозга по методу ментальной арифметики
впоследствии обязательно даст абсолютно невероятные результаты, обещают
последователи обучения – у ребенка повышается успеваемость в школе, он становится
более усидчивым, внимательным, хорошо усваивает материал, полученный от
преподавателя, повышается концентрация внимания. Понятно, что от таких перспектив
не откажется ни один амбициозный родитель.
Если раньше детей старались отдавать на шахматы, на пианино, чтобы развивать
моторику, умственный потенциал ребенка, то сейчас это новшество, новая технология –
ментальная арифметика. Занятия ментальной арифметикой помогают натренировать
нейронные связи головного мозга ребенка, развивают скорость и качество его
мышления. С любыми задачами в учебе, карьере, увлечениях и т.п. тренированный мозг
справляется легче и быстрее, чем нетренированный.
Республика Казахстан конкурентоспособное государство, в основную задачу
которого входит войти в число 50 самых развитых стран мира. Безусловно, что наряду с
реформами в образовании внутри государства, необходимо развиваться в ногу со
временем, и обмен опытом с другими успешными государствами планеты играет в этом
не последнюю роль, практика участия в международных исследованиях PISA, TIMMS и
PIRLS этому пример.
Данная методика работает уже в 52 странах мира (США, Канада, Великобритания,
Австрия, Испания, Австралия, Япония, Малайзия, Таиланд, Китай и др.), развивая у
учащихся самостоятельность, инициативность, умение критически оценивать себя.
В настоящее время рассматривается возможность введения данного предмета в
Государственный обязательный стандарт общего среднего образования Республики
Казахстан.
Положительные стороны введения предмета «Ментальная арифметика» для
казахстанских учащихся:
повышение успеваемости по предметам в школе (не только по математике);
разностороннее развитие от математики до музыки;
быстрое изучение иностранных языков;
уверенность в себе;
инициативность и самостоятельность;
развитие лидерских качеств;
поступление в престижный ВУЗ;
фундамент для реализации себя в жизни;
самореализация и достойная работа.
В этой связи необходимо организовать огромную деятельность: организацию курсов
повышения квалификации для педагогов с привлечением иностранных специалистов,
введение данного предмета в вузах, придется менять традиционную систему
образования, которая приведет, соответственно, к немалым финансовым вложениям.
Готовы ли казахстанцы к очередным новым реформам? Приведет ли это к
ожидаемым результатам?
Использованная литература:
1. Софуоглу Э. Ментальная арифметика. Сложение и вычитание. Часть 1. Москва,
2. Бенжамин А. Матемагия, Секреты ментальной математики, 2014г.
3. http://marypoppins.kz/oprogrammementalnayaarifmetika/
4. http://detki.kz/interviews/ayvilinatiangmentalnayaarifmetikaneimeetpobochnyheffektov
5. https://kapital.kz/gosudarstvo/48161/mentalnayaarifmetikaumzarazumilimyshleniexxi
2015г.
veka.html
Статья МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА В КАЗАХСТАНЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Статья МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА В КАЗАХСТАНЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Статья МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА В КАЗАХСТАНЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.