Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"
Оценка 4.6
Работа в классе
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл
01.04.2017
На рубеже веков появилась масса методической литературы о новых дидактических средствах и методиках преподавания. Хочу поделиться опытом использования в своей практике преподавания предмета метода «клоуз-тест». Впервые о работе с клоуз-тестом я узнала при прохождении уровневых курсов по Программе, созданной совместно с Кембриджским университетом Великобритании по третьему (базовому уровню и заинтересовалась данной методикой работы, так как клоуз-тесты помогают развивать следующие умения: вступать в диалог с автором, управлять своей читательской деятельностью, развивают контекстное мышление, коммуникабельность.
статья.doc
Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности
Баум И.А.
КГУ «Фурмановская средняя школа», а. Байтерек
.В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в
том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни.
Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана
поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий
по развитию функциональной грамотности школьников.
«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать
высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже
явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно
овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном
производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной
грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы
наши дети были адаптированы к современной жизни».
Н.А.Назарбаев
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность
становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в
социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также
обучению на протяжении всей жизни.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и
навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе
социальных отношений,
который считается минимально необходимым для
осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Образование при этом рассматривается как сфера деятельности, средство,
обеспечивающее определенный уровень грамотности.
Основная миссия педагога при этом заключается в том, чтобы обеспечить
обучающимся получение качественного образования с учетом индивидуальных
потребностей, особенностей,
творческих запросов обучающихся, обеспечить
формирование творческой личности.
Именно воспитанию творческой и активной личности, умеющей учиться,
самосовершенствоваться и самостоятельно добывать знания, и подчиняются основные
задачи современного образования.
.В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является
целью образования. Поэтому педагогический процесс имеет ориентацию на
индивидуальный подход к каждому ученику, который имеет свои способности. И
педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, учитывать особенности
его личности, формировать у него положительную Я концепцию, стимулировать «к
учению с увлечением», повышать качество образования.
Современные требования к урокам русского языка достаточно высокие. На
уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения:
вооружение учащихся знаниями основ науки о языке (знание признаков
грамматических понятий, их классификация и др.);
формирование умений практического владения русским языком (его
орфографическими, пунктуационными, культурноречевыми нормами),
умения чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных
жизненных ситуациях, воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и
выразительности русской речи.
Решению всех этих задач способствует формирование читательской грамотности.
Читательская грамотность
Слово «грамотность» произошло от греческого «grammata» чтение и письмо.
Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на
родном языке.
Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие
человека.
Грамотность как определённая степень владения навыками устной и письменной
речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения.
Конкретное содержание понятия грамотность меняется на различных этапах
экономического и политического развития общества вместе с повышением его
культурных запросов (БСЭ).
Читательская грамотность способность человека понимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
[PISA ].
Основой читательской грамотности является сформированность читательских
умений, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Это нахождение и
воспроизведение школьником необходимой информации, формулирование выводов по
определенной части текста, интерпретация действий основных героев, подтверждение
примерами из текста и первоначальный анализ структуры текста.
Современные УМК позволяют решать задачи по развитию читательской
грамотности:
понимать коммуникативную цель чтения текста;
фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого
пересказа (устного или письменного);
определять основную мысль текста;
дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную
информацию;
выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или
аргументирующую выдвинутый тезис;
комментировать и оценивать информацию текста.
Для решения этих задач в учебный процесс стараюсь внедрить инновационные
методики,
развивают
самостоятельность учащихся. Использую в своей работе такие формы, как мастерская
знаний, проектная технология, ТРКМ, информационнокоммуникационные технологии и
др.
которые обеспечивают индивидуализацию обучения,
На рубеже веков появилась масса методической литературы о новых
дидактических средствах и методиках преподавания. Хочу поделиться опытом
использования в своей практике преподавания предмета метода «клоузтест». Впервые
о работе с клоузтестом я узнала при прохождении уровневых курсов по Программе,
созданной совместно с Кембриджским университетом Великобритании по третьему
(базовому уровню и заинтересовалась данной методикой работы, так как клоузтесты
помогают развивать следующие умения: вступать в диалог с автором, управлять своей
читательской деятельностью, развивают контекстное мышление, коммуникабельность.
В прошлом году я проводила диагностику умений работать с текстом в 6 классе.
Анализ диагностики показал, что особые трудности у учащихся вызвали задания на
определение темы и идеи текста, на определение изобразительновыразительных средств, на вставку пропущенных слов в тексте, поэтому неслучайно я заинтересовалась
данной методикой работы. Работа с клоузтестом помогает ликвидировать подобные
«пробелы» в обучении.
Что понимается под клоузтестом?
Клоузтест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором. Как
правило, используется в методике преподавания иностранных языков. Клоузтест на
уроках русского языка позволяет формировать очень важные компетенции:
коммуникативное и контекстное мышление.
В лингвистике и методике преподавания русского языка клоузтестом принято
называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами,
но не только). Задача выполняющего клоузтест вставить эти компоненты.
Главная цель работы с клоузтестом связана с тем, чтобы научить ребёнка
понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе
работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным
условием формата клоузтеста явились пропуски ключевых слов, восстановление
которых возможно исходя из смысловой организации текста. При этом формальная и
смысловая стороны текста понимаются как единство двух процессов смысло и
текстообразования. Круг материала составляют такие тексты, которые позволяют
работать с двумя сторонами ключевых слов свойством повторяемости (вариативного
повтора) и свойством концептуальности, то есть выражения главного, концептуально
значимого смысла текста. Дополнительные (неключевые) слова выступают в клоуз
тестах в качестве материала для дополнительной языковой работы с текстом.
Таким образом, клоузтест, построенный на основе пропусков ключевых слов,
обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста
и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»).
Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать,
понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и
связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто,
что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его
обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации.
Клоузтест это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках
филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и
универсальных учебных действий, как способность чтения и понимания текста, умение
обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по
ключевым словам), информационная компетенция, коммуникативные способности и
умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание
в смысловую позицию автора (диалог «автор читатель»), восприятие, понимание чужой
версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий (диалог «ученик
ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная
компетенция).
В какой учебной ситуации может использоваться клоузтест?
а) на уроке русского языка:
при обучении изложению (например, при подготовке к его написанию);
как подготовительная работа с текстом перед сочинениемрассуждением, при
обучении его написанию;
при обучении чтению и пониманию текстов разных типов;
при подготовке к сочинению;
при изучении тем «Лексика», «Текст», «Средства связи в тексте»,
«Типы текста», многих тем по развитию речи, при изучении тем по стилистике и
др; как предварительная работа с языковым анализом текста: дети сначала вникают
в смысл текста, а потом переходят к грамматике, орфографии, синтаксису, пунктуации,
к комплексному анализу текста;
при изучении нового материала, при проведении обобщающих уроков, на первых
вводных уроках в начале года, при повторении;
в) при диагностике…
контекстного мышления и коммуникативных навыков,
читательского и «писательского» уровня у учеников,
умения устанавливать внутритекстовые связи,
способности понимания текста, его смысла,
понимания смысловой, композиционной целостности текста,
затруднений учащегося (в грамматике, лексической сочетаемости, в работе с
текстовым смыслом какой тип затруднения испытывает учащийся).
Главным условием построения качественного клоузтеста является то, что
пропущенное слово обязательно можно найти из контекста. Не угадать, а именно найти,
опираясь на контекст, зная законы построения текста, законы функционирования
ключевых слов.
Сначала предлагается вопрос на первичное восприятие общего смысла текста с
пропусками. Этот вопрос задаётся на этапе перед заполнением пропусков. Такой
вопрос, с одной стороны, заставляет ребят увидеть главное в тексте, уловить наиболее
общее, невзирая на пропуски. С другой стороны, для учителя это диагностический
вопрос: если дети на него отвечают, то можно приступать к заполнению пропусков.
Часто это вопрос об основной мысли, теме текста, задание на озаглавливание.
Какова технология работы с тестом?
Чтение текста с пропусками с целью понимания смысла текста (Зачем
авторразворачивает текст?). Вопрос (задание) на первичное восприятие текста с
пропусками и диагностику понимания основного смысла текста. Индивидуальное
выполнение клоузтеста (отводится ограниченное время). Фиксация возникающих в
классе вариантов (письменно, таблица: Мои версии. Версии моих одноклассников.
Авторская версия). Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению
пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов
и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как
подбирать слово). Фиксация результатов работы. Оценка, самооценка результатов
работы. Сравнение с авторским вариантом. Чтение текста без пропусков. Вопросы
(задания), направленные на анализ языковых средств. Рефлексия деятельности:
предметная (Что удалось понять?), операциональная (Как, с помощью каких средств это
удалось понять?), личностная (Что я понял о себе как о читателе? как об обучающемся?
как о коммуниканте?).
Клоузтесты могут быть обучающие и диагностические.
В качестве обучающего момента необходимо использовать памятку по
выполнению клоузтеста.
Памятка (для учащихся).
Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у
текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?).
Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово,
как правило, ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его
главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста. Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для
этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в
различных вариантах.
Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но
и грамматически.
С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые
помогли восстановить вам пропущенное слово.
Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с
другими читателями.
При работе с клоузтестом очень важно выдерживать принцип от простого к
сложному. Начинать можно с тестов, в основе которых одно два высказывания, то есть
очень короткий текст. Затем постепенно увеличивать объём.
Диагностический клоузтест возможно проводить только после систематической
работы обучающего характера. Регулярность совместной, обучающей работы с клоуз
тестом примерно 1 раз в 2 недели в течение 34 мес. В результате такой работы дети
знают признаки ключевых слов, понимают критерии оценки версий по вставке слов,
умеют выдвигать и объяснять свою версию по вставке слова, умеют принимать чужую
версию, сопоставлять разные версии, умеют различать среди пропусков ключевые слова
и неключевые, умеют отвечать на вопрос об основном смысле текста по тексту с
пропусками. Если такое обучение состоялось, можно проводить диагностику.
Дети, обученные работе с клоузтестом, успешно применяют имеющиеся навыки
в других ситуациях текстовой деятельности, например, при написании изложения:
слушая текст, они фиксируют ключевые слова, фрагменты текста, а затем именно по
ним восстанавливают текст. Поэтому клоузтест эффективен как способ подготовки к
изложению, сочинению.
Работа над клоузтестом прошла на уроке успешно, если:
ученики обосновывают выбор слова, опираясь на текст, на смысл текста;
была возможность каждому учащемуся доказать свой вариант вставки; учитель
мотивировал каждого ученика на работу;
дети понимают замысел автора и готовы вступить с ним в диалог; состоялся
диалог на основе прочитанного;
ребята заинтересовались работой с текстом, самим текстом (тема, проблема
текста близка и интересна учащимся); идёт активная работа со стороны учащихся; был
высокий уровень учебной мотивации;
варианты вставленных слов были разнообразны, оригинальны (не менее
интересны, чем авторский вариант) и стали основой для обсуждения;
к концу работы с текстом учащиеся поняли смысл текста более глубоко, чем в
начале;
возможно продолжение разговора по содержанию текста;
учащиеся смогли оценить себя как читателей; сделан анализ после проведения
теста; произошло движение вперёд в освоении клоузтеста;
учащиеся смогли сформулировать собственную позицию по проблеме текста;
работа принесла удовлетворение всем участникам учебного процесса (учитель
тоже продвинулся в понимании и смысла текста, и законов его устройства, и себя как
читателя);
работа над клоузтестом не стала самоцелью, а была подчинена какойлибо
учебной задаче; работа с текстом помогла достигнуть цели, поставленной в зависимости
от учебной ситуации;
больше половины класса справились с работой;
работа по конкретному тесту включена в контекст систематической работы. Хочется поделиться опытом работы с клоузтестом на уроках русского языка.
Начинать работать по данной методике нужно с простых тестов. Приведу
примеры таких тестов, они используются как обучающие методике восстановления
клоузтеста. Здесь мы видим предложенные варианты слов для вставок. Учащиеся
должны выбрать подходящие слова и аргументировать свой выбор. (Приложение 1)
Данный тест рекомендуется использовать на начальном этапе знакомства с клоуз
тестом в 56 классах. Материалы адресованы учащимся, изучающим в курсе русского
языка раздел «Словообразование», а также могут использоваться в старших классах на
факультативных занятиях по проблемам авторского словообразования –
словотворчества. Попутное повторение пунктуации и орфографии (правописание
приставок, изменяемых и неизменяемых на письме).
При работе над клоузтестом закрепляются изученные понятия, повторяется
понятие «речевая ситуация». После восстановления слов в тесте можно продолжить
работу над текстом с помощью вопроса: «Каким образом вторая часть (или: какие слова
второй части) текста помогает подобрать наиболее точные слова, пропущенные в
начале текста, и наоборот: как начало текста подсказывает, какие слова пропущены во
второй его части? (Проявление композиционной завершённости.)
Составленный клоузтест может помочь как при изучении отдельных тем, так и
при организации подготовки учащихся к экзаменам. Тест предназначен для учащихся 8 –
9 классов на этапе повторения стилей речи, тире между подлежащим и сказуемым; 9
класс на этапе повторения сложных предложений. Перед анализом текста следует
обратить внимание учащихся на то, что ключевыми словами являются разные формы
одних и тех же слов.
Предлагаемый тест МОЖНО ПОРАЗНОМУ(Приложение 7) предназначен
для учащихся 8 – 9 классов на этапе повторения стилей речи, понятия об основной
мысли текста, обособления обстоятельств; 9 класс на этапе изучения сложных
предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Тест может быть также
использован на классном часе, посвященном выбору жизненного пути.
Данный тест предназначен для учащихся 8, 9 классов. КОГДА… (Приложение 8)
В 8 классе можно использовать для знакомства с данной формой работы. На уроках
русского языка в 9 классе его можно использовать при повторении темы «Правописание
отрицательных местоимений». Апробация теста была проведена мною на уроке русского
языка в 8 классе с целью знакомства обучаемых с этой формой работы. Ученики
работали в парах. Перед тем, как раздать тесты, я познакомила учащихся со значением
слова «клоузтест»; автором методики использования «клоузтеста» в обучении
иностранным языкам американским ученым Тейлором. Я объяснила, как нужно
восстанавливать пропущенное слово (которое чаще всего ключевое), – чтобы оно
находилось во взаимосвязи с другими словами текста и поддерживалось ближним и
дальним контекстом. После самостоятельной работы по восстановлению слов была
проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов. Ученики
поняли принцип восстановления, затруднение вызвало только слово «раздражаюсь», две
пары учащихся правильно его восстановили и обосновали, найдя в тексте форму этого
слова «раздражаться».
Применение данной методики позволило повысить интерес учащихся к русскому
языку, повысить уровень речевого развития.
Я достигла следующих результатов:
развила положительное отношение к заданиям творческого и проблемно
поискового характера; изменила у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям,
возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло
умение преодолевать трудности);
смогла мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся
рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);
смогла создать атмосферу доверия, сотрудничества, выработать осознанное
отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
Применяя метод «клоуз – теста» на своих уроках, мы вместе с учениками
добиваемся успеха в поиске истины в метафорическом мире художественного
произведения, стараемся понять замысел автора и оценить, как он воплощён в слове.
Это развивает способность ребенка не только воспринимать информацию и
прослеживать сюжетную линию, но и способность эмоционально чувствовать настроение
автора и его литературных героев. Как говорил Ф.М.Достоевский «Чтение хороших
книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой
разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли».
Считаю, что возвращение к духовным истокам как источнику, мощному импульсу
в развитии личности, помогут учащимся почувствовать потребность духовной красоты,
служения ей через художественное слово. Начинать нужно с себя. Если учитель не
ограничивает свои уроки механическим воспроизведением материала учебника, а
находится в постоянном творческом поиске, много читает сам, может вызвать интерес
детей одной лишь мыслью, удачно подобранной фразой из текста , тогда, я думаю,
учитель сможет разбудить внимание ученика, повысить интерес к чтению. Научить
ребенка мыслить, рассуждать, разбудить в нем чувства и желание творить – это заветное
желание любого учителя. Все в наших руках.
Список литературы
1. Голев Н.Д. Тексты и тесты: комплексный анализ текста и тестирование в
школе и вузе. Барнаул: 2009.
2. Львова С.И. Уроки словесности: 59 классы. М.: 1996.
3. Максимова Н.В. Стратегии взаимодействия: социокультурные приоритеты
Социокультурные проблемы современной молодёжи:
материалы
Международной научнопрактич. конф. Часть 2. Новосибирск: 2006, С.48
52.
4. Максимова Н.В. О коммуникативных стратегиях учебного диалога. Русская
словесность. 2006. № 1. С. 7477.
5. Лутошкина В.Н, Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности
младших школьников: учебнометодическое пособие./ В.Н. Лутошкина, Е.Н.
Плеханова. – Красноярск: КК ИПК ППРО, 2012.
6. Материалы сайта http
7. Материалы сайта www
54.
:// www
. edu
. ru
. ucoz
. kgo
/3953
ru / user
Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"
Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"
Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"
Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"
Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"
Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"
Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"
Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.