Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"
Оценка 4.6

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл
01.04.2017
Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования  читательской грамотности"
На рубеже веков появилась масса методической литературы о новых дидактических средствах и методиках преподавания. Хочу поделиться опытом использования в своей практике преподавания предмета метода «клоуз-тест». Впервые о работе с клоуз-тестом я узнала при прохождении уровневых курсов по Программе, созданной совместно с Кембриджским университетом Великобритании по третьему (базовому уровню и заинтересовалась данной методикой работы, так как клоуз-тесты помогают развивать следующие умения: вступать в диалог с автором, управлять своей читательской деятельностью, развивают контекстное мышление, коммуникабельность.
статья.doc
Метод клоуз – теста как средство формирования  читательской грамотности Баум И.А. КГУ «Фурмановская средняя школа», а. Байтерек .В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Главой  государства Нурсултаном Назарбаевым в Послании  народу Казахстана поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно   недостаточно.   Наши   граждане   должны   быть   готовы   к   тому,   чтобы   постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве.   Необходимо   также   уделять   большое   внимание   функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».   Н.А.Назарбаев  В   современном,   быстро   меняющемся   мире,   функциональная   грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной,   культурной,   политической   и   экономической   деятельности,   а   также обучению на протяжении всей жизни. Функциональная   грамотность   есть   определенный   уровень   знаний,   умений   и навыков,   обеспечивающих   нормальное   функционирование   личности   в   системе социальных   отношений,   который   считается   минимально   необходимым   для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Образование   при   этом   рассматривается   как   сфера   деятельности,   средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности. Основная   миссия   педагога   при   этом   заключается   в   том,   чтобы   обеспечить обучающимся   получение   качественного   образования   с   учетом   индивидуальных потребностей,   особенностей,     творческих   запросов   обучающихся,   обеспечить формирование творческой личности. Именно   воспитанию   творческой     и   активной   личности,   умеющей   учиться, самосовершенствоваться и самостоятельно добывать знания, и подчиняются основные задачи современного образования. .В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, которая и является целью   образования.   Поэтому   педагогический   процесс   имеет   ориентацию   на индивидуальный   подход   к   каждому   ученику,   который   имеет   свои   способности.   И педагогу нужно найти в каждом ученике его лучшие качества, учитывать особенности его личности, формировать у него положительную Я ­ концепцию, стимулировать «к учению с увлечением», повышать качество образования. Современные   требования   к   урокам   русского   языка   достаточно   высокие.   На уроках должны быть реализованы следующие взаимосвязанные задачи обучения: вооружение   учащихся   знаниями   основ   науки   о   языке   (знание   признаков грамматических понятий, их классификация и др.); формирование   умений   практического   владения   русским   языком   (его орфографическими, пунктуационными, культурно­речевыми нормами),  умения чётко, ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в разных жизненных ситуациях, воспитание чувства ответственности по отношению к слову, чуткости к красоте и выразительности русской речи. Решению всех этих задач способствует формирование читательской грамотности. Читательская грамотность Слово «грамотность» произошло от греческого «grammata» чтение и письмо.   ­   Грамотность   –   степень   владения   человеком   навыками   письма   и   чтения   на родном языке.  ­ Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.  ­Грамотность как определённая степень владения навыками устной и письменной речи   является   одним   из   важнейших   показателей   культурного   уровня   населения. Конкретное   содержание   понятия   грамотность   меняется   на   различных   этапах экономического   и   политического   развития   общества   вместе   с   повышением   его культурных запросов (БСЭ).  ­   Читательская   грамотность   способность   человека   понимать   и   использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [PISA ]. Основой читательской грамотности является   сформированность читательских умений, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Это нахождение и воспроизведение школьником необходимой информации, формулирование выводов по определенной части текста, интерпретация действий основных героев, подтверждение примерами из текста и первоначальный анализ структуры текста.   Современные   УМК     позволяют   решать   задачи   по   развитию   читательской грамотности: ­понимать коммуникативную цель чтения текста; ­фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного); ­определять основную мысль текста; ­дифференцировать   главную   и   второстепенную,   известную   и   неизвестную информацию; ­выделять   информацию,   иллюстрирующую   языковые   факты,   явления   или аргументирующую выдвинутый тезис; ­ комментировать и оценивать информацию текста. Для решения этих задач в учебный процесс стараюсь внедрить инновационные методики,   развивают самостоятельность учащихся. Использую в своей работе такие формы, как мастерская знаний, проектная технология, ТРКМ, информационно­коммуникационные технологии и др.     которые   обеспечивают   индивидуализацию   обучения, На   рубеже   веков   появилась   масса   методической   литературы   о   новых дидактических   средствах   и   методиках   преподавания.     Хочу   поделиться   опытом использования в своей практике преподавания предмета метода  «клоуз­тест».  Впервые о работе с клоуз­тестом я узнала при прохождении  уровневых курсов по Программе, созданной   совместно  с  Кембриджским  университетом  Великобритании    по  третьему (базовому уровню  и заинтересовалась данной методикой работы, так как клоуз­тесты помогают развивать следующие умения: вступать в диалог с автором, управлять своей читательской деятельностью, развивают контекстное мышление, коммуникабельность. В прошлом году я проводила диагностику умений работать с текстом в 6  классе. Анализ   диагностики   показал,   что   особые   трудности   у  учащихся   вызвали   задания   на определение   темы   и   идеи   текста,   на   определение   изобразительно­выразительных средств, на вставку пропущенных слов в тексте, поэтому неслучайно я заинтересовалась данной методикой работы. Работа с клоуз­тестом помогает ликвидировать подобные «пробелы» в обучении.  Что понимается под клоуз­тестом? Клоуз­тест был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором. Как правило,   используется  в  методике  преподавания   иностранных  языков.  Клоуз­тест на уроках   русского   языка   позволяет   формировать   очень   важные   компетенции: коммуникативное и контекстное мышление. В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз­тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз­тест ­ вставить эти компоненты. Главная   цель   работы   с   клоуз­тестом   связана   с   тем,   чтобы   научить   ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать   с   языковыми   явлениями,   законами,   правилами.   Поэтому   обязательным условием   формата   клоуз­теста   явились   пропуски   ключевых   слов,   восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. При этом формальная и смысловая   стороны   текста   понимаются   как   единство   двух   процессов   ­   смысло­   и текстообразования.   Круг   материала   составляют   такие   тексты,   которые   позволяют работать с двумя сторонами ключевых слов ­ свойством повторяемости (вариативного повтора) и свойством концептуальности, то есть выражения главного, концептуально значимого   смысла   текста.   Дополнительные   (неключевые)   слова   выступают   в   клоуз­ тестах в качестве материала для дополнительной языковой работы с текстом.  Таким образом, клоуз­тест, построенный на основе пропусков ключевых слов,  обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста  и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»).   Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что,   кому,   зачем   и   почему   говорит;   способность   выбирать   знак   на   основе   его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации.  Клоуз­тест ­ это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких  ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как  способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать   информацию   (сжатие   текста   до   ключевых   слов,   развёртывание   по ключевым  словам),   информационная  компетенция,   коммуникативные  способности  и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор ­ читатель»), восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий (диалог «ученик ­ ученик»),   основанное   на   критериях   понимания   смысла   текста   (коммуникативная компетенция).  В какой учебной ситуации может использоваться клоуз­тест?  а) на уроке русского языка: ­ при обучении изложению (например, при подготовке к его написанию); ­ как подготовительная работа с текстом перед сочинением­рассуждением, при обучении его написанию; ­ при обучении чтению и пониманию текстов разных типов; ­ при подготовке к сочинению; ­ при изучении тем  «Лексика», «Текст», «Средства связи в тексте»,   «Типы текста», многих тем по развитию речи, при изучении тем по стилистике и др; ­ как предварительная работа с языковым анализом текста: дети сначала вникают в смысл текста, а потом переходят к грамматике, орфографии, синтаксису, пунктуации, к комплексному анализу текста; ­ при изучении нового материала, при проведении обобщающих уроков, на первых вводных уроках в начале года, при повторении; в)  при диагностике… ­ контекстного мышления и коммуникативных навыков, ­ читательского и «писательского» уровня у учеников, ­ умения устанавливать внутритекстовые связи, ­ способности понимания текста, его смысла, ­ понимания смысловой, композиционной целостности текста, ­ затруднений учащегося (в грамматике, лексической сочетаемости, в работе с текстовым смыслом ­ какой тип затруднения испытывает учащийся). Главным   условием   построения   качественного   клоуз­теста   является   то,   что пропущенное слово обязательно можно найти из контекста. Не угадать, а именно найти, опираясь   на   контекст,   зная   законы   построения   текста,   законы   функционирования ключевых слов. Сначала предлагается вопрос на первичное восприятие общего смысла текста с пропусками.   Этот   вопрос   задаётся   на   этапе   перед   заполнением   пропусков.   Такой вопрос, с одной стороны, заставляет ребят увидеть главное в тексте, уловить наиболее общее,   невзирая   на   пропуски.   С   другой   стороны,   для   учителя   это   диагностический вопрос: если дети на него отвечают, то можно приступать к заполнению пропусков. Часто это вопрос об основной мысли, теме текста, задание на озаглавливание.  Какова технология работы с тестом? Чтение   текста   с   пропусками   с   целью   понимания   смысла   текста   (Зачем авторразворачивает   текст?).    Вопрос   (задание)   на   первичное   восприятие   текста   с пропусками и  диагностику   понимания   основного  смысла   текста.    Индивидуальное выполнение  клоуз­теста (отводится ограниченное время).  Фиксация возникающих в классе   вариантов   (письменно,   таблица:   Мои   версии.   Версии   моих   одноклассников. Авторская версия).  Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и   вариантов,   противоречащих   смыслу   текста;   углубление   понимания   того,   как подбирать слово).    Фиксация результатов работы. Оценка, самооценка результатов работы. Сравнение с авторским вариантом.  Чтение текста без пропусков.  Вопросы (задания),   направленные   на   анализ   языковых   средств.    Рефлексия   деятельности: предметная (Что удалось понять?), операциональная (Как, с помощью каких средств это удалось понять?), личностная (Что я понял о себе как о читателе? как об обучающемся? как о коммуниканте?). Клоуз­тесты могут быть обучающие и диагностические. В   качестве   обучающего   момента   необходимо   использовать   памятку   по выполнению клоуз­теста.  Памятка (для учащихся). ­ Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?). ­ Восстанавливая пропущенное слово,   имейте   в виду, что пропущенное слово, как   правило,   ­     ключевое,   то   есть   важное   для   понимания   смысла   всего   текста,   его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста. ­  Работа   с  ближним  и   дальним   контекстом   поможет  восстановить   слово,  для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах. ­ Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически. ­ С помощью стрелок  покажите смысловые отношения  между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.  ­ Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями. При   работе  с  клоуз­тестом  очень  важно  выдерживать   принцип  от  простого  к сложному. Начинать можно с тестов, в основе которых одно ­ два высказывания, то есть очень короткий текст. Затем постепенно увеличивать объём.  Диагностический клоуз­тест возможно проводить только после систематической работы обучающего характера. Регулярность совместной, обучающей работы с клоуз­ тестом  ­ примерно 1 раз в 2 недели в течение 3­4 мес. В результате такой работы дети знают признаки ключевых  слов, понимают критерии  оценки версий  по вставке  слов, умеют выдвигать и объяснять свою версию по вставке слова, умеют принимать чужую версию, сопоставлять разные версии, умеют различать среди пропусков ключевые слова и   неключевые,   умеют   отвечать   на   вопрос   об   основном   смысле   текста   по   тексту   с пропусками. Если такое обучение состоялось, можно проводить диагностику. Дети, обученные работе с клоуз­тестом, успешно применяют имеющиеся навыки в   других   ситуациях   текстовой   деятельности,   например,   при   написании   изложения: слушая текст, они фиксируют ключевые слова, фрагменты текста, а затем именно по ним восстанавливают текст. Поэтому клоуз­тест эффективен как способ подготовки к изложению, сочинению. Работа над клоуз­тестом прошла на уроке успешно, если: ­ ученики обосновывают выбор слова, опираясь на текст, на смысл текста; ­ была возможность каждому учащемуся доказать свой вариант вставки;  учитель мотивировал каждого ученика на работу; ­ дети понимают замысел автора и готовы вступить с ним в диалог; состоялся диалог на основе прочитанного; ­ ребята заинтересовались работой с текстом, самим текстом (тема, проблема текста близка и интересна учащимся); идёт активная работа со стороны учащихся;  был высокий уровень учебной мотивации; ­   варианты   вставленных   слов   были   разнообразны,   оригинальны   (не   менее интересны, чем авторский вариант)  и стали основой  для обсуждения; ­ к концу работы с текстом учащиеся поняли смысл текста более глубоко, чем в начале; ­ возможно продолжение разговора по содержанию текста; ­ учащиеся смогли оценить себя как читателей; сделан анализ после проведения теста; произошло движение вперёд в освоении клоуз­теста; ­ учащиеся смогли сформулировать собственную позицию по проблеме текста; ­ работа принесла удовлетворение всем участникам учебного процесса (учитель тоже продвинулся в понимании и смысла текста, и законов его устройства, и себя как читателя); ­ работа  над  клоуз­тестом не стала  самоцелью, а  была  подчинена какой­либо учебной задаче; работа с текстом помогла достигнуть цели, поставленной в зависимости от учебной ситуации; ­ больше половины класса справились с работой; ­ работа по конкретному тесту включена в контекст систематической работы. Хочется поделиться опытом работы с клоуз­тестом на уроках русского языка.  Начинать   работать   по   данной   методике   нужно   с   простых   тестов.   Приведу примеры   таких   тестов,   они   используются   как   обучающие   методике   восстановления клоуз­теста.   Здесь   мы   видим   предложенные   варианты   слов   для   вставок.   Учащиеся должны выбрать подходящие слова и аргументировать свой выбор. (Приложение 1) Данный тест рекомендуется использовать на начальном этапе знакомства с клоуз­ тестом в 5­6 классах. Материалы адресованы учащимся, изучающим в курсе русского языка раздел «Словообразование», а также могут использоваться в старших классах на факультативных   занятиях   по   проблемам   авторского   словообразования   – словотворчества.   Попутное   повторение   пунктуации   и   орфографии   (правописание приставок, изменяемых и неизменяемых на письме).  При   работе   над   клоуз­тестом   закрепляются   изученные   понятия,   повторяется понятие «речевая ситуация». После восстановления слов в тесте можно продолжить работу над текстом с помощью вопроса: «Каким образом вторая часть (или: какие слова второй части)   текста помогает   подобрать наиболее точные   слова, пропущенные в начале текста, и наоборот: как начало текста подсказывает, какие слова пропущены во второй его части? (Проявление композиционной завершённости.) Составленный клоуз­тест может помочь как при изучении отдельных тем, так и при организации подготовки учащихся к экзаменам. Тест предназначен для учащихся 8 – 9 классов на этапе повторения стилей речи, тире между подлежащим и сказуемым; 9 класс  ­ на этапе  повторения  сложных  предложений.  Перед анализом  текста следует обратить внимание учащихся на то, что ключевыми словами являются разные формы одних и тех же слов.  Предлагаемый тест       МОЖНО  ПО­РАЗНОМУ(Приложение 7) предназначен для учащихся 8 – 9 классов на этапе повторения стилей речи, понятия об основной мысли   текста,   обособления   обстоятельств;   9   класс   ­   на   этапе   изучения   сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Тест может быть также использован на классном часе, посвященном выбору жизненного пути.  Данный тест предназначен для учащихся 8, 9 классов. КОГДА… (Приложение 8) В 8 классе можно использовать для знакомства с  данной формой работы.  На уроках русского языка в 9 классе его можно использовать при повторении темы «Правописание отрицательных местоимений». Апробация теста была проведена мною на уроке русского языка   в   8   классе   с   целью   знакомства   обучаемых     с   этой   формой   работы.   Ученики работали в парах. Перед тем, как раздать тесты, я познакомила учащихся со значением слова     «клоуз­тест»;   автором     методики   использования   «клоуз­теста»   в   обучении иностранным   языкам   ­   американским   ученым   Тейлором.   Я   объяснила,   как   нужно восстанавливать   пропущенное   слово   (которое   чаще   всего   ключевое),   –   чтобы   оно находилось  во взаимосвязи  с другими  словами  текста и поддерживалось  ближним и дальним   контекстом.   После  самостоятельной  работы   по  восстановлению  слов     была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов. Ученики поняли принцип восстановления, затруднение вызвало только слово «раздражаюсь», две пары учащихся правильно его восстановили и обосновали, найдя в  тексте форму этого слова «раздражаться».  Применение данной методики  позволило повысить интерес учащихся к русскому языку, повысить уровень речевого развития.  Я достигла следующих результатов: развила   положительное   отношение   к   заданиям   творческого   и   проблемно­ поискового характера; изменила   у   учащихся   отношение   к   собственным   ошибкам   и   затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности); смогла   мотивировать   учащихся   к   дальнейшей   деятельности   (они   учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру); смогла   создать   атмосферу   доверия,   сотрудничества,   выработать   осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; Применяя   метод   «клоуз   –   теста»   на   своих   уроках,     мы   вместе   с   учениками добиваемся   успеха   в   поиске   истины   в   метафорическом   мире   художественного произведения, стараемся   понять замысел автора и оценить, как он воплощён в слове. Это   развивает   способность   ребенка   не   только   воспринимать   информацию   и прослеживать сюжетную линию, но и способность эмоционально чувствовать настроение автора и его литературных героев. Как говорил Ф.М.Достоевский «Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли». Считаю, что возвращение к духовным истокам как источнику, мощному импульсу в развитии личности, помогут учащимся почувствовать потребность духовной красоты, служения   ей   через   художественное   слово.   Начинать   нужно   с   себя.   Если   учитель   не ограничивает   свои   уроки   механическим   воспроизведением   материала   учебника,   а находится в постоянном творческом поиске, много читает сам, может вызвать интерес детей  одной лишь  мыслью,  удачно подобранной  фразой из  текста , тогда, я думаю, учитель сможет разбудить внимание ученика, повысить интерес к чтению.     Научить ребенка мыслить, рассуждать, разбудить в нем чувства и желание творить – это заветное желание любого учителя. Все в наших руках. Список литературы 1. Голев   Н.Д.  Тексты  и  тесты:   комплексный   анализ   текста и  тестирование  в школе и вузе. ­  Барнаул: 2009.  2. Львова С.И. Уроки словесности: 5­9 классы. ­  М.: 1996. 3. Максимова   Н.В.   Стратегии   взаимодействия:   социокультурные   приоритеты Социокультурные   проблемы   современной   молодёжи:   материалы Международной научно­практич. конф. Часть 2. ­  Новосибирск: 2006,  С.48­ 52. 4. Максимова Н.В. О коммуникативных стратегиях учебного диалога. Русская словесность. ­  2006. № 1. С. 74­77. 5. Лутошкина В.Н,  Плеханова Е.Н.   Формирование читательской грамотности младших школьников: учебно­методическое пособие./ В.Н. Лутошкина, Е.Н. Плеханова. – Красноярск: КК ИПК ППРО, 2012.  6. Материалы сайта http  7. Материалы сайта www   54.    ://   www   .  edu   .  ru  .  ucoz    .  kgo   /3953  ru   /  user

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования  читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования  читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования  читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования  читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования  читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования  читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования  читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования читательской грамотности"

Статья "Метод клоуз – теста как средство формирования  читательской грамотности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017