Статья "Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. "
Оценка 5

Статья "Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. "

Оценка 5
Лекции
docx
химия
8 кл—11 кл
10.02.2019
Статья "Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. "
Развивающий аспект темы выражается в возможностях содержания темы для развития приёмов мышления, особенно при использовании проблемного подхода; в этой теме претерпевают значительный скачок важнейшие понятия (о химическом элементе, веществе, химической реакции), следствием чего также является развитие мышления учащихся. Выделим основные этапы изучения периодического закона и периодической системы. На первом, подготовительном, этапе учащиеся усваивают основные понятия, необходимые для дальнейшего усвоения периодического закона. Это понятия об атоме, химическом элементе, атомной массе, валентности, о простых и сложных веществах, о классах неорганических соединений и их генетических связях. Происходит также накопление фактов об отдельных химических элементах и их соединениях. Второй этап представляет непосредственное изучение периодического закона и периодической системы, теории строения вещества. На третьем этапе при изучении химии элементов происходит конкретизация учения о периодичности. Четвёртый этап – этап обобщения и углубления данной теоретической концепции. Существует несколько методических подходов к изучению периодического закона. Так, вывод периодического закона на основе изученных важнейших классов неорганических соединений и сформированных понятий о естественных группах химических элементов характеризует исторический подход. Другой подход, когда сначала изучается теория строения атома, а затем выводится периодический закон в свете электронных представлений, характеризует логический подход. Изучение периодического закона в первом случае является исследовательским для учащихся, так как они сами приходят к выводу о естественной взаимосвязи элементов. Кроме того, данный подход отражает логику открытия закона в истории науки. Изучение строения атома до периодического закона в этом отношении является уязвимым: именно открытие периодического закона стимулировало развитие науки в области строения атома и вещества, поиск причин периодичности; при этом в меньшей степени реализуется воспитательный и развивающий аспект изучения периодического закона. Для выявления системы классификации используется работа с карточками, в которых отражены сведения об элементах малых периодов: химический символ, атомная масса, высшая валентность, формулы высшего оксида и гидроксида. Учитель предлагает учащимся самим в ходе самостоятельной работы «открыть периодический закон», выявив взаимосвязь элементов. При этом возможно два варианта:1 учащиеся раскладывают в ряд карточки химических элементов по мере возрастания атомных масс, а затем объединяют сходные элементы в вертикальные столбцы;2 учащиеся объединяют элементы в группы на основании высшей валентности, формы и характера их соединений. Упорядочение элементов внутри групп и между группами достигается на основе учета атомной массы
статья.docx
Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов  Д.И.Менделеева. Развивающий аспект темы выражается в возможностях содержания темы для развития  приёмов мышления, особенно при использовании проблемного подхода; в этой теме  претерпевают значительный скачок важнейшие понятия (о химическом элементе, веществе,  химической реакции), следствием чего также является развитие мышления учащихся.  Выделим основные этапы изучения периодического закона и периодической системы.  На первом, подготовительном, этапе учащиеся усваивают основные понятия, необходимые  для дальнейшего усвоения периодического закона. Это понятия об атоме, химическом  элементе, атомной массе, валентности, о простых и сложных веществах, о классах  неорганических соединений и их генетических связях. Происходит также накопление  фактов об отдельных химических элементах и их соединениях.  Второй этап представляет непосредственное изучение периодического закона и  периодической системы, теории строения вещества.  На третьем этапе при изучении химии элементов происходит конкретизация учения о  периодичности.  Четвёртый этап – этап обобщения и углубления данной теоретической концепции.  Существует несколько методических подходов к изучению периодического закона. Так,  вывод периодического закона на основе изученных важнейших классов неорганических  соединений и сформированных понятий о естественных группах химических элементов  характеризует исторический подход. Другой подход, когда сначала изучается теория  строения атома, а затем выводится периодический закон в свете электронных  представлений, характеризует логический подход. Изучение периодического закона в  первом случае является исследовательским для учащихся, так как они сами приходят к  выводу о естественной взаимосвязи элементов. Кроме того, данный подход отражает логику  открытия закона в истории науки. Изучение строения атома до периодического закона в  этом отношении является уязвимым: именно открытие периодического закона стимулировало развитие науки в области строения атома и вещества, поиск причин периодичности; при этом в меньшей степени реализуется воспитательный и развивающий аспект изучения  периодического закона. Для выявления системы классификации используется работа с  карточками, в которых отражены сведения об элементах малых периодов: химический  символ, атомная масса, высшая валентность, формулы высшего оксида и гидроксида.  Учитель предлагает учащимся самим в ходе самостоятельной работы «открыть  периодический закон», выявив взаимосвязь элементов. При этом возможно два варианта:1  учащиеся раскладывают в ряд карточки химических элементов по мере возрастания атомных масс, а затем объединяют сходные  элементы в вертикальные столбцы;2 учащиеся объединяют элементы в группы на основании  высшей валентности, формы и характера их соединений. Упорядочение элементов внутри  групп и между группами достигается на основе учета атомной массы.Какой подход  предпочесть? 2­ой подход, который соответствует процессу познания от единичного  (свойства отдельных элементов) к более общему, характерному для отдельных групп  объектов (выделение естественных семейств элементов). и как завершающий этап –  выделение ещё более общего, которое связывает отдельные группы объектов (открытие  периодического закона). Д.И. Менделеев обнаружил, что свойства меняются нелинейно (немонотонно), а  периодически, то есть через определенное число элементов встречаются сходные. Эту закономерность и называют законом периодичности. Особое внимание обращается на трудности поиски зависимости между атомными массами и  свойствами элементов; эти трудности обусловлены следующими обстоятельствами: атомные массы некоторых элементов были неточно определены, что приводило к путанице в  случае формального использования этих величин; к середине XIX в было открыто всего 63 химических элемента. Необходимо обратить внимание учащихся на отличие подходов к классификации химических элементов, предложенных разными учеными.

Статья "Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. "

Статья "Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. "

Статья "Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. "

Статья "Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2019