Статья "Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности"
Оценка 5
Педсоветы
docx
информатика +1
Взрослым
13.11.2018
«Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.»
Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной
деятельности
«Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной
стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой –
объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым
огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить
до ясных понятий.»
(И.Г. Песталоцци)
Использование межпредметных связей одна из наиболее сложных задач
учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим
предметам. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных
предметных областей, это именно та дисциплина, где реально можно
воплотить идею развития системного мышления, у каждого учащегося.
Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает
сотрудничество учителя информатики с учителями химии, физики, биологии,
истории, что сложно, т.к. у учителя информатики своя учебная программа.
Поэтому внеурочная деятельность как нельзя лучше позволяет реализовать
межпредметные связи, работая над проектами разных учебных дисциплин.
В нашей школе информатика перешла в разряд внеурочной деятельности
в 5 классе.
В данном возрасте использование ребенком компьютера в своей
деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его
психического развития. Он осваивает новые виды деятельности, тесно
связанные с компьютерными играми: компьютерное конструирование,
творческое экспериментирование. Компьютер для ребенка становится средой
не только для накопления знаний, но и для обмена знаниями, общения с
другими людьми.
1 Общеизвестно, что интерес ребенка к предмету «информатика»
необычайно высок. Поэтому, изучая этот предмет внеурочно возможно
развитие мотивации к изучению и других дисциплин. Для этого, я использую
практические задания, в основе которых лежат межпредметные связи. В ходе
выполнения заданий по информатике ребенок не только приобретает знания
по предмету, но и повторяет понятия из других школьных дисциплин:
литература, история, математика и т.д. В этом случае предмет
«информатика» выступает в поддержку общеобразовательных дисциплин, что
способствует повышению качества изучения последних.
Мне кажется, наиболее целесообразно во время внеурочной деятельности
обучать конкретным информационным технологиям (приемам и способам
обработки информации различного вида: текстовой, графической, числовой и
т.д.), используя для этого различное программное обеспечение.
В содержании по информатике из государственного стандарта выделены
следующие направления практической работы на компьютере для
обучающихся:
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной
формы в пространственнографическую или знаковосимволическую
модель; умение строить разнообразные информационные структуры
для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы,
самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать
схемы и т.д.,
форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТкомпетентность – широкий спектр умений и навыков
использования средств информационных и коммуникационных
2 технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
навыки создания личного
различных видов информации,
информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых
использование
сообщений;
восприятие
и
создание,
гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Разрабатывая свои упражнения, я придерживалась именно этих
направлений работы учащихся на уроках информатики. При разработке
упражнений я старалась охватить как можно больше общеобразовательных
областей: русский язык, математика, изобразительная деятельность.
Упражнения, интегрирующие знания не только теории информатики, но и
других учебных дисциплин выглядят особо привлекательно для ребят.
При изучении методов набора текста на клавиатуре, в информатике часто
используются всем известные клавиатурные тренажеры. Для того, чтобы
разнообразить деятельность ребенка в этом направлении, были разработаны
специальные упражнения по математике. Задания этой группы направлены на
отработку навыка поиска на клавиатуре цифр и служебных символов. В
электронных таблицах и текстовом редакторе
возможно простейшее
программирование на проверку ответа, полученного учащимся, что очень
удобно. Использование подобных заданий позволяет более целенаправленно и
дозировано отрабатывать навыки работы на клавиатуре.
Развитие у ребенка творческих способностей является одной из
важнейших задач обучения и воспитания, именно поэтому важно на
занятиях информатики использовать задания с элементами творчества.
Возможности компьютерных технологий для развития познавательных
3 процессов и творческих способностей школьников безграничны. В курсе
информатики одной из тем является знакомство со средой и инструментами
графических редакторов. Знакомство с графическим редактором это не
только рисование, но и познание формы различных геометрических фигур, их
взаимного сопряжения, компоновки, развитие пространственного и
конструкторского мышления. Интеграция изобразительной деятельности
учащихся с информатикой, на мой взгляд, является эффективным методом в
развитии творческих способностей учащихся, художественного вкуса,
фантазии, восприятии мира, в развитии познавательных процессов, таких как
в развитии навыков
внимание, воображение,
мышление,
память,
практического воплощения своих идей.
На внеурочных занятиях по информатике ребята не только изучают
возможности компьютера, но и знакомятся при этом с целостной картиной
мира. С самых первых занятий учащиеся начинают осознавать, что
информатика это не наука о компьютерах, а наука об информации, которой
наполнен весь окружающий нас мир.
4
Статья "Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности"
Статья "Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности"
Статья "Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности"
Статья "Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.