Статья: Музыка в России

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 05.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На территории России археологи находят древние следы занятий музыкой. Близ Воронежа в жилищах древнего каменного века найдены камни со следами ударов друг о друга - это был "оркестр ударных инструментов". Наскальные рисунки, "петроглифы", вероятно, служили для рассказа, пения эпических поэм. В Карелии в 19 веке был записан эпос "Калевала", где герой Вяйнемяйен поет и играет на струнном инструменте - "кантеле". Эти инструменты (по-эстонски "гандель") сохранились, на них можно играть и сейчас. Очень древнее происхождение имеют горловое пение народов Сибири и Дальнего Востока, пляски народов Кавказа.
Иконка файла материала 2.docx
Русская музыка ___________________________ На   территории   России   археологи   находят   древние   следы занятий музыкой. Близ Воронежа в жилищах древнего каменного века найдены камни со следами ударов друг о друга ­ это был "оркестр   ударных   инструментов".   Наскальные   рисунки, "петроглифы", вероятно, служили для рассказа, пения эпических поэм. В Карелии в 19 веке был записан эпос "Калевала", где герой   Вяйнемяйен   поет   и   играет   на   струнном   инструменте   ­ "кантеле".   Эти   инструменты   (по­эстонски   "гандель") сохранились,   на   них   можно   играть   и   сейчас.   Очень   древнее происхождение   имеют   горловое   пение   народов   Сибири   и Дальнего Востока, пляски народов Кавказа.В середине 1 тысячелетия  нашей  эры в европейской  части России расселились славянские племена, прославившие себя как музыканты, певцы и танцоры. Об этом сообщают византийские и германские источники. Известно, что в 591 году аварский хан послал к византийскому императору послами славянских певцов с гуслями. Русские народные песни и пляски формируются в два цикла: один ­ это песни и пляски, связанные с календарными обрядами (севом, жатвой и др.), другой ­ с семейными обрядами (свадьбы,   похороны).   Более   индивидуализированы,   распевны лирические песни. К эпохе Древней Руси относятся героические былины, "славы", певшиеся князьям, инструментальная музыка (дудки, рога, свирели, бубны, литавры).  С принятием христианства, из Византии было заимствовано церковное пение вместе со способом его записи ­ "знаменным" ("крюковым"). В конце 17 века в Россию из Польши и Украиныпришло   "партесное   пение"   (многоголосие,   обычно   от   3   до   12 голосов)   с   одновременным   и   разновременным   произнесением текста   разными   голосами.   Крупным   мастером­композитором этого типа был москвич "государев дьяк" Василий Титов, автор знаменитого   "Многолетия".   Со   второй   половины   века сочинялись многолосные песни ­ "канты" как религиозного, так и светского содержания (в том числе любовные и шуточные). При Петре   I   особенно   популярны   были   канты­панегирики, воспевавшие успехи государства, армии и флота.  С   18   века   в   России   успешно   утверждалась   музыка европейского   типа   с   нотной   записью.   Создавались   домашние оркестры   и   театры.   Были   особенно   знамениты   крепостные театры   Шереметевых   и   Воронцовых.   С   1730­х   годов   в Петербурге   существовал   придворный   итальянский   театр,   для которого работали такие композиторы, как Бальтассаре Галуппии Доменико Чимароза. В 1780 в Москве был основан первый в России   музыкальный   Петровский   театр.   С   1783   года музыкальные   спектакли   ставились   в   Петербурге   в   Каменном театре. Этому примеру последовали провинциальные города.    блестящими В   18   веке   сложилась   и   русская   композиторская   школа, впитавшая   вольнолюбивые   просветительские   идеи,   интерес   к народной песне. Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский были инструментальными композиторами.   Евстигней   Фомин   прославился   в   жанре "песенной" оперы на русские мотивы ("Ямщики на подставе" на текст Н.А. Львова) и в жанре оперы­трагедии ("Орфей" на текст Я.Б.   Княжнина).   Скрипиач­виртуоз   Иван   Хандошкин   ­   автор очаровательно   мелодичных   сонат   и   вариаций   на   русские народные   темы.   Осип   Козловский   завоевал   популярность   оперными,патриотическими   полонезами   ("Гром   победы,   раздавайся!")   и "российскими песнями".  Открытие русской музыки 18 века стало событием недавних лет.   Музыка   19   столетия   известна   гораздо   больше.   Она открывается романтическими и патриотическими сочинениями Алексея   Верстовского   (особенно   популярна   была   опера "Аскольдова   могила"   с   ее   мрачным   таинственным   образом Древней   Руси),   проникновенными   бытовыми   романсами Алябьева, Варламова и Гурилева. А.Алябьев , М. Глинка и А. Даргомыжский стали основоположниками русской музыкальной классики. Сосланный в Сибирь А. Алябьев лишь недавно стал открыт для публики (знамениты его романсы "Соловей" на слова А.А. Дельвига, "Нищая" на слова П.­Ж. Беранже).Глинка стал знаменит благодаря чудесным романсам на стихи Пушкина и Н. Кукольника, монументальным операм ("Жизнь за царя",   "Руслан   и   Людмила"),   мелодичным   симфоническим сочинениям   ("Камаринская",   "Арагонская   хота",   "Ночь   в Мадриде"), хотя богатство идей композитора раскрыто больше в камерной   музыке     секстет). Даргомыжский   больше   тяготел   к   бытовым   интонациям, народным   мелодиям   (опера   "Русалка"),   к   выразительному речитативу (опера  "Каменный  гость") и даже к сатире  (песни "Червяк", "Титулярный советник").  ("Патетическое   трио", В середине 19 в. начался новый подъем музыкальной жизни в России: сложились новые формы концертной деятельности, было образовано   Русское   музыкальное   общество   (1859),   регулярно проводившее   циклы   симфонических   и   камерных   концертов. Братья Антон и Николай Рубинштейн на основе музыкальныхклассов   основали   Консерватории   в   Москве   и   Петербурге. Центром   музыкальной   жизни   стала   "могучая   кучка"   ­   группа радикальных   молодых   композиторов,   поборников   идей народности культуры, художественной правды и общественного служения, ­ в ее состав входили Милий Балакирев, Цезарь Ким, Николай   Римский­Корсаков,   Модест   Мусоргский,   Александр Бородин.  Вокруг   этого   поразительно   богатого   идеями   музыкального очага   группировались   отнюдь   не   бездарные   современники   и последователи.   Это   высокообразованный   Александр   Соколов, автор   опер   "Вражья   сила",   "Рогнеда",   Цезарь   Кюи   ­   автор нежных романсов, он же "важный генерал", учивший наследника престола искусству фортификации. Александр Глазунов, автор многих   симфоний,   прославился   романтическим   балетом   ученик   Чайковского   и "Рогнеда";   Сергей   Танеев,глубокомысленный философ, известен как знаток музыкальной формы; среди русских музыкантов 19 в. можно найти множество имен, достойных упоминания.  Эта высокая культура получила в 20 в. развитие в творчестве двух   лидеров,   отразивших   бурный   пафос   своей   беспокойно эпохи   ­   речь   идет   о   Сергее   Рахманинове,   великом   пианисте, авторе   импульсивных   и   эмоциональных   концертов   для фортепиано   и   тонких   "этюдов­картин"   и   об   Александре Скрябине   ­   чутком   мечтателе,   воплотившим   в   музыке   свои яркие, личностные фантазии.  Рядом   с   ними   выступили   экспериментаторы   ­ основоположники   музыки   20   века,   ­   Игорь   Стравинский   и Сергей Прокофьев ­ не боявшиеся новых, резких, полных дикой энергии   созвучий   и   тембров.   Сергей   Дягилев   привлек   их   к"русским сезонам" в Париже, и они ошеломили Европу дерзким напором своих сочинений ­ Стравинский ­ балетами "Петрушка" и   "Весна   священная",   оперой   "Мавра",   Прокофьев   v   операми "Любовь   к   трем   апельсинам",   "Огненный   ангел",   балетом "Сказка про шута", оригинальными пьесами и концертами для фортепиано. В   первые   годы   советской   власти   параллельно   продолжали развиваться как традиционное, так и новаторское направления. К первому можно отнести Глазунова, Рейнголда Глиэра (автора балетов   "Красный   мак",   "Медный   всадник"),   Михаила Ипполитова­Иванова.   Второе   представлено   творчеством "авангардистов" ­ симфонисты Николай Мясковский, молодой Дмитрий Шостакович.В 30­е годы советская  власть  ориентируется на "массовую культуру",   и   на   первые   места   выдвигаются   авторы оптимистической   хоровой   песни   ­   Александр   Александров, Исаак   Дунаевский,   Василий   Соловьев­Седой.   Шостакович   и вернувшийся из эмиграции Прокофьев подверглись опале.  Нормализация   музыкальной   жизни   во   второй   половине   20 века   не   только   возвратила   в   концертные   залы   классическую музыку   эмигрантов   и   "диссидентов",   но   и   обнаружила   новые поколения   талантливых   новаторов,   как   Георгий   Свиридов, Валерий   Гаврилин,   Родион   Щедрин,   и   даже   крайних авангардистов,   Софья Гайбадуллина, Эдисон Денисов.    как   Альфред   Шнитке,   таких,