|
В сущности, звук в физике - явление колебательного движения
частиц в упругих средах, распространяющегося в виде волн, более всего часто
мы воспринимаем звуки в воздухе. Важной характеристикой звука считается его
спектр - совокупность простых гармонических (синусоидальных) колебаний, на
которые раскладывается звук, представленный чаще всего графиком соотношения
амплитуд (образно выражаясь, размахом скачков) и частот (количеством скачков
за единицу времени) этих колебаний. Звук сплошного спектра слышится как шум.
Все музыкальные звуки имеют линейчатый (или комбинированный, очень близкий к
линейчатому - у фортепиано, к примеру) спектр. Такой спектр на графике
выглядит как множество отрезков разной длины - множество тонов кратных частот
и разной амплитуды, называемых в этом случае гармониками. Первый отрезок
самой низкой частоты и самой высокой амплитуды называется основным тоном, все
прочие - обертонами, призвуками основного тона, их амплитуда в целом резко
убывает с ростом частоты. Природа наделила эти звуки замечательным свойством
- отношения частот основного тона и всех обертонов можно представить рядом
натуральных чисел, поэтому восходящий по частоте ряд обертонов называется
натуральным звукорядом. Музыкальные звуки одной и той же длительности четко
количественно характеризуется высотой - восприятием на слух частоты основного
тона, - и качественно различаются тембром, определяемым обертонами.
Еще одной существенной субъективной характеристикой является громкость,
зависящяя от интенсивности и частоты звука. Аппарат человеческого слуха
довольно интересен - мы воспринимаем звуки с частотами приблизительно от 16
Гц до 20 кГц, ощущаем изменение громкости и высоты логарифмически (отсюда
всестороненнее применение такой нелинейной относительной единицы, как Бел или
дециБел) и наиболее чувствительны к звукам в диапазоне от 450 Гц до 5 кГц;
они кажутся нам громче остальных при той же интенсивности, и именно в этом
диапазоне, расширенном до нижнего порога слышимости, находятся все
музыкальные звуки.
Для
минимального выражения музыкальной мысли - построения мелодии - необходимы
различные по высоте звуки и их сочетания. Всякое соотношение двух звуков по
высоте, а точнее по частоте основного тона, в музыке и акустике называется
интервалом - если звуки взяты одновременно (созвучие), то интервал
гармонический, если последовательно, то мелодический. Более высокий звук при
этом зовется вершиной, а более низкий - основанием. Издавна человек отметил,
что наиболее приятными, спокойными, красивыми кажутся ему такие сочетания
звуков, где их высоты относятся как самые простые числа натурального ряда -
естественная пропорциональность как объективный критерий красоты.
Само собой, в мелодиях тех времен по возможности использовались только такие
интервалы - система высотных взаимоотношений между звуками в виде четкой
математической структуры стала называться музыкальным строем, расположение
этих звуков по высоте звукорядом (не стоит путать его с натуральным
звукорядом обертонов), а отдельные его звуки стали именоваться ступенями.
Музыкальный строй находил свое практическое применение в конструировании и
настройке музыкальных инструментов.
Простейшим вариантом созвучия является унисон, совпадение звуков по высоте,
так называемый интервал чистой примы, самый совершенный консонанс. Не трудно
догадаться, что следующее отношение высот из самых простых - 2:1, два к
одному. Это есть интервал чистой октавы, весьма совершенный консонанс - такие
звуки тоже практически сливаются по ощущению слушателя. Физический смысл
этого очень прост, и напрямую связан с натуральным звукорядом - обертона
основания включают в себя все обертона вершины, включая основной тон.
Получается, что вершина как бы усиливает призвуки основания, не внося никаких
новых частотных составляющих. Отношения 3:1, 4:1 и так далее аналогичны по
природе, но гораздо более остры для слуха - ведь усиливаются все более
дальние призвуки основания, неуловимо тихие при его сольном звучании.
Очередное простое отношение, также объединяющее многие обертона пары звуков
(и соотносящее частоты первого и второго обертонов) - 3:2, чистая квинта,
совершенный консонанс. Последний совершенный консонанс, чистая кварта,
получался из соотношения высот 4:3.
Все эти отношения были известны в Древней Греции и легли в основу мелодически
благозвучного Пифагорова строя, применявшегося в свое время только для
одноголосной музыки и поныне типичного для музыки некоторых народов. Ступени
уже известного в то время семиступенного звукоряда для такого строя
получались из сложения (умножения отношений) уже описанных интервалов
относительного некоего основного тона. В средневековье, где Пифагоров строй
стал главенствующим уже для многоголосной музыки, им были даны привычные нам
буквенные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля, си - по первым слогам
церковного гимна). Сами интервалы, в целом именуемые простыми, стали носить
названия латинских числительных - прима, секунда, терция, кварта, квинта,
секста, септима и октава. Упомянутая приставка "чистый"
гарантировала простую пропорцию в отношении. Соседние ступени интервально
соотносились либо как 9:8 (один тон в современном понимании), либо как
256:243 (один полутон). Также в разные времена в музыке обращались к так
называемому чистому строю, в котором довольно сложное интервальное отношение
терции Пифагорова строя (81:64) заменялось на гораздо более лаконичное и
естественное с точки зрения натурального звукоряда 5:4 - это соотношение
также использовалось в качестве базы для построения интервалов (в том числе
основных, вроде малой терции 6:5).
Чистый строй имел более богатое и яркое гармоническое звучание, способствовал
формированию мажорного и минорного ладов и общему развитию гармонии, но в нем
всего острее проявились недостатки неравномерных строев. К тому времени (XIV
век) основным церковным инструментом стал многоголосый орган, вовсю
использовались тональные переходы и смещение (транспонирование) мелодий вверх
и вниз, потребовавшее расширения звукоряда и введения новых интервалов, кроме
семи простых - фактически, разделения тонов на полутона. Простым делением
ничего нельзя было добиться - ведь половина тона не была равна полутону
(корень из 9:8 не равен 256:243)! Тогда эти новые интервалы (сейчас вкупе с
простыми называющихся основными) получали, откладывая от базового тона (до) в
обе стороны чистые квинты и добавляя к новым звукам относительно названий
старых знак "диез" при движении вверх и "бемоль" - при
движении вниз.
Для рационального построения инструментов фиксированной настройки
получившийся квинтовый круг должен быть замкнутым относительно октавы, на
деле же в нем различались по высоте звуки до, си-диез и двойное понижение
ре-дубль-бемоль - и это кроме того, что к семи основным ступеням
распространенной музыкальной системы добавилось пять пар (например, соль-диез
и ля-бемоль) дополнительных, очень близких по высоте между собой. Многолетней
практикой было решено оставить только пять дополнительных звуков (но
сохранились инструменты с 17-ю клавишами в октаве), пониженные логически
приравняли к повышенным - в теории музыки такое равенство называется
энгармонизмом. Таким образом, каждая октава в получившемся звукоряде включала
в себя двенадцать звуков, использовалось двенадцать интервалов. Так
настраивались все средневековые клавишные инструменты - при неизменном
октавном соотношении, все прочие звуки настраивались квинтами (а также
большими терциями, в случае чистого строя), использовались либо пониженные,
либо повышенные звуки. В результате при относительном мелодическом
благозвучии, часть гармонических интервалов звучала просто ужасно (их
называли "волчьими").
Решением стала темперация - выравнивание интервальных соотношений, сутью
которой были небольшие изменения величин интервалов (главным образом самих
квинт) по сравнению с акустически точной по натуральному звукоряду величиной.
Основой для такого шага явилось еще одно замечательное психофизиологическое
свойство человека, открытое, впрочем, много позже - зонное восприятие звука.
Зоны в музыке - области, при изменении в пределах которых физических
количественных характеристик звука, в данном случае частоты основного тона,
качественно не меняется его восприятие человеком (зоны также наблюдаются в
области темпа, ритма, тембра и динамики). Так был создан
равномерно-темперированный строй, использующийся теперь повсеместно по всему
миру. Минимальное расстояние (точнее говоря, соотношение) между соседними
ступенями - полутон - в нем строго равно корню двенадцатой степени из двойки,
двенадцать полутонов в сумме дают чистую октаву (2:1). Любой тон в точности
равен двум полутонам, а интервал чистой квинты, к примеру, имеет соотношение
2,9966:2. В таком строе энгармонически равные интервалы равны и по величине
отношения высот звуков - на самом деле, это немного ограничивает
интонационные, выразительные возможности инструментов с фиксированной
настройкой. На инструментах же вроде скрипки, виолончели, валторны, тромбона
и даже человеческого голоса возможно исполнение точных интервалов,
продиктованных ладовой структурой. В качестве базового тона, с которого
ведется настройка высот остальных звуков, выбрана частота 440 Гц, это ля
первой октавы современного звукоряда.
Всякий интервал определяется объемной (количественной) величиной - числом
составляющих его ступеней семиступенного звукоряда, - и тоновой
(качественной) величиной - числом заполняющих его тонов и полутонов. Вот
полный список основных интервалов:
Название
|
Обозначение
|
Тоновая величина
|
Чистая прима
|
.ч.1 T
|
0 тонов
|
Малая секунда
|
.м.2 -2
|
0,5 тона
|
Большая секунда
|
.б.2 2
|
1 тон
|
Малая терция
|
.м.3 m
|
1,5 тона
|
Большая терция
|
.б.3 M
|
2 тона
|
Чистая кварта
|
.ч.4 4
|
2,5 тона
|
Увеличенная кварта
|
.ув.4 -5
|
3 тона
|
Уменьшенная квинта
|
.ум.5 -5
|
3 тона /
|
Чистая квинта
|
.ч.5 5
|
3,5 тона
|
Малая секста
|
.м.6 +5
|
4 тона
|
Большая секста
|
.б.6 6
|
4,5 тона
|
Малая септима
|
.м.7 7
|
5 тона
|
Большая септима
|
.б.7 +7
|
5,5 тона
|
Чистая октава
|
.ч.8 8
|
6 тонов
|
Все приставки - "чистая", "малая", "большая",
"увеличенная", "уменьшенная" - помогают понять, какой же
именно по тоновой величине простой интервал разделяет два звука в музыкальной
системе, звукоряде. Например, в секунде до-ре один тон (большая секунда), а
секунда ми-фа состоит всего лишь из полутона (малая секунда). Интервалы могут
быть изменены - увеличены (из чистых и малых) и уменьшены (из чистых и
больших) - для этого один из звуков интервала повышается или понижается на
полутон. Такое действие для звука называется альтерацией. Возможно двойное
увеличение или уменьшение интервала в случае разнонаправленной альтерации его
основания и вершины. Всякая такая альтерация считается хроматизмом и не
меняет качественного характера интервала - например, из чистой кварты до-фа
понижением вершины получается уменьшенная кварта до-фа-бемоль. Она
количественно не соответствует большой терции до-ми, но одинакова с ней по
тоновому составу - это и есть интервалы, равные энгармонически.
Перемещение основания интервала вверх (или вершины - вниз) на октаву
называется обращением интервала. Все чистые интервалы обращаются в чистые,
большие в малые, увеличенные в уменьшенные и наоборот. Именно с помощью
обращений построенный по квинтам звукоряд убирается в пределы одной октавы.
Интервалы же шире октавы (составные) образуются прибавлением к октаве
основных и имеют те же свойства - это нона (7 тонов), децима (8), ундецима
(8,5), дуодецима (9,5), терцдецима (10,5), квартдецима (11,5) и квинтдецима
(12).
Из перечисленных интервалов чистая прима и чистая октава считаются весьма
совершенными консонансами, чистая кварта и чистая квинта образуют пару
совершенных консонансов, несовершенными консонансами являются терции и
сексты. Секунды, септимы, а также увеличенная кварта и уменьшенная квинта
считаются диссонирующими интервалами. Они, несмотря на дискредитирующее
именование, имеют огромное значение в современной музыке.
Не касаясь гармонических многозвучий, и внимательно рассматривая (точнее
говоря, прослушивая) мелодию в одном голосе можно заметить, что составляющие
ее звуки кроме всех перечисленных акустических качеств имеют еще одно,
заметное только в соотношении с другими звуками в процессе развития мелодии.
Часть звуков обладает неустойчивым характером (вызывая эмоции напряженности,
беспокойствия), стремясь и тяготея к другим, устойчивым звукам (вызывающим в
последовании мелодии ощущение покоя, расслабленности), в особенности к одному
самому устойчивому, опорному. Система таких взаимотношений устоев и неустоев,
сформулированная интервально в рамках какого-либо строя и выраженная в
конкретном звукоряде и называется ладом. Критерием существования
определенного лада следует считать именно качественное (пусть даже
эстетическое) различие его ступеней. Первая ступень, основной устой именуется
тоникой, а восходящая или нисходящая последовательность всех ступеней лада в
пределах одной октавы называется гаммой. Термином ладотональность определяют
конкретное звуковысотное положение лада (точнее говоря, его тоники). В
русской терминологии то же самое чаще называется просто тональностью.
|