Статья на тему: "АНАЛИЗ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ"
Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
doc
русская литература +1
Взрослым
25.01.2017
Полноценное восприятие художественного произведения – это способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами поступков героев, уметь анализировать текст, определять авторскую позицию, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Именно полноценное восприятие художественного произведения является приоритетной задачей уроков литературного чтения в начальной школе. Это задача решается при помощи двух компонентов: навыка чтения и анализа художественного произведения
Жданова Мария, 45 группа Статья.doc
АНАЛИЗ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
(по материалам курсового исследования)
Жданова Мария Юрьевна
Научный руководитель – Астахова А.А., преподаватель кафедры дисциплин
гуманитарного цикла, первой категории
Полноценное восприятие художественного произведения – это способность читателя
сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении
картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами поступков героев, уметь
анализировать текст, определять авторскую позицию, то есть находить в своей душе отклик на
поставленные автором проблемы. Именно полноценное восприятие художественного произведения
является приоритетной задачей уроков литературного чтения в начальной школе. Это задача
решается при помощи двух компонентов: навыка чтения и анализа художественного произведения. [6]
Навык чтения состоит их двух независимых операций: озвучивания и понимания текста. В
настоящее время существует проблема текста художественного произведения младшего школьника.
Количество детей растет, которые могут довольно бегло читать, но плохо понимают прочитанное,
следовательно, не умеют анализировать текст. Научить детей уже в начальных классах понимать
художественное произведение, воспитать учащихся как вдумчивых читателей одна из важных задач
обучения на уроках чтения. [6]
Анализ текста художественного произведения помогает формировать навык правильного,
беглого, сознательного и выразительного чтения при получений информаций из текста.
Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым
гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только
узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего
школьника. Сформированный навык работы с произведением, полученный в начальной школе,
приведет учащихся среднего звена к успешной работе, как с художественным текстом, так и с
научным. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные
читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и
достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и
получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров. [6]
Но в образовательном процессе, в основе стандарта второго поколения лежит системно
деятельностный подход, он обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов
деятельности. В основе концепции УУД лежит системнодеятельностный подход.[5,141]
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока [1]
1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаковосимволические;
4) коммуникативные действия. [1]
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и
коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных
предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в
планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное
чтение», «Математика», «Окружающий мир» – в отношении ценностносмыслового, личностного,
познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от
его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные
возможности для формирования универсальных учебных действий. Мы рассмотрим развитие
познавательных УУД в литературном чтений. [2] Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой
информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и
операции, способы решения задач. Так же они помогают учащимся начальной школы лучше познать
навык работы с текстом, сформировать специальные читательские умения, которые помогут им
полноценно читать, работать с текстом и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы
разных жанров. [3]
Таким образом, можно сделать вывод, что познавательные учебные действия помогают ребенку
эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые
продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммуникативным,
эмоционально устойчивым. Так же познавательные учебные действия помогают ребенку лучше
понимать и работать с текстом, они развивают творческий способности учащихся.
Список литературы
Классификация универсальных учебных действий (УУД) «http://school36.org/node/198»
Формируем
чтения
литературного
средствами
УУД
–«http://www.zheschool3.ru/index.php/innova/80ogneva2»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
«http://nsportal.ru/nachalnayashkola»
Универсальные учебные действия – « https://ru.wikipedia.org »
Формирование УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.
Стандарт второго поколения. Стр. 141
Литературное чтение –« http://schoolrussia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=26660»
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
«http://www.eidos.ru/journal/2012/082910.htm»
Статья на тему: "АНАЛИЗ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ"
Статья на тему: "АНАЛИЗ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.