Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"
Оценка 4.8
Работа с родителями +1
docx
воспитательная работа +1
Детсад
13.10.2017
В данной статье описаны особенности детей с ограниченными возможностями, трудности, возникающие при работе с такими детьми. Рассматриваются конкурсы как эффективное средство, способное при правильном использовании их, в поучительной и ненавязчивой форме развивать стремление детей к соревнованию, расширять репертуар учащихся, укрепляют их сценическую выносливость, желание заниматься какой - либо деятельностью, приводят к высоким результатам в развитии ребенка в целом, к развитию музыкальных способностей в частности.
статья конкурсы.docx
ДЕТСКИЕ КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ
ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Шведова М.В.
Музыкальный руководитель МБДОУ дс №27 компенсирующего вида,
РФ, Московская область, Балашиха, мкр.
Железнодорожный
Актуальность
Всё чаще педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений в
своей практике сталкиваются с детьми, которые в силу какихто своих
особенностей выделяются в социуме сверстников. Как правило, такие ребята
с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на
занятиях, у них нарушены двигательные функции, координация движений,
часто у них отсутствуют мотивация и инициатива. Процент детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья постоянно
растет. Поэтому, за последние годы изменились нормативно – правовые,
экономические и административные условия существования системы
дошкольных образовательных учреждений. Образовательная программа
дошкольной образовательной организации формируется как программа
психологопедагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с
этим все образовательное содержание программы, в т.ч. и музыкальное,
становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и
детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения
ребёнка в мир социальных отношений, формирования гармонично развитой
личности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
В нашем дошкольном учреждении встречаются дети с ограниченными
возможностями здоровья. К ним можно отнести как детейинвалидов, так и не
признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие
категории:
• с нарушением слуха;
• с дисфункцией речи;
• с патологией опорнодвигательного аппарата;
• с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
• с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
• дети с сочетанными, сложными нарушениями развития. Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых
определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая
практическая деятельность индивидуума.
Работая с такими детьми важно определить цель, задачи и средства
образовательного процесса.
Необходимо создание комплексной системы психологопедагогических
условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному
росту детей в социуме.
Необходима взаимосвязь всех специалистов ДОУ (педагогапсихолога,
учителялогопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре)
Я как музыкальный руководитель осуществляю музыкальное и эстетическое
воспитание детей, но с учетом психологического, речевого и физического
развития детей при подборе материала для занятий.
В своей работе сталкиваешься с еще одной особенностью таких детей –
отсутствие инициативности, которая является одним из важных факторов,
влияющих на этот процесс развития ребенка.
Существуют четыре основные сферы инициативы:
творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную
творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное
мышление);
инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды
продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие
усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются
произвольность, планирующая функция речи);
коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со
сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
познавательная инициатива – любознательность (включенность в
экспериментирование, простую познавательноисследовательскую
деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно
временные, причинноследственные и родовидовые отношения)[4,с.85].
Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность
творчески, проявлять познавательную активность. Развитие творчества
зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы
деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в
окружающем мире и его осведомленности. В своей работе приходишь к
выводу о том, что для развития инициативы необходимы дополнительные
способы и средства.
Роль детских исполнительских конкурсов как средства поддержки
детской инициативы в музыкальном развитии детей
Детские исполнительские конкурсы повсеместно играют большую роль в
развитии ребенка. В то же время, конкурсы не должны являться самоцелью.
Нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию, но никак не
смысл всей работы. Они повышают самооценку ребёнка и заставляют
добиваться лучших результатов, являются стимулом для развития
музыкальных способностей.
Кроме того, конкурсы дают возможность понять родителям, что их ребенок
лучший, он способен на многое, а это очень важно знать родителям детей с
ОВЗ.
Для подготовки детей к конкурсам необходима планомерная работа с
детьми, их родителями, система развития музыкальных способностей.
Мной осуществляется комплексный подход в сопровождении детей с
речевыми нарушениями в условиях ДОУ компенсирующего вида. Я тесно
взаимодействую с учителемлогопедом и воспитателем, мы пришли к выводу,
что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем
успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.
В нашем детском саду образовательная деятельность осуществляется на
основе комплекснотематического планирования, составляющей частью
которого является раздел музыкального развития детей, с использованием
логоритмических упражнений, с учетом возможностей и потребностей детей с
различными речевыми нарушениями.
Цель моей работы — помочь детям с ЗПР активно войти в мир музыки,
стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать
коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной
деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических
тем.
Основная задача моей коррекционнопедагогической работы состоит в том,
чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях
обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризую основные направления работы музыкальной
деятельности.
Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной
деятельности:
восприятия музыки — сложного чувственного процесса, наполненного
внутренними переживаниями. Он переплетается с музыкальными ощущениями
и восприятиями, где предыдущий опыт соединяется с живыми ассоциациями,
переживаемыми ребенком в данный момент, а следование за развитием
музыкальных образов выражается в ярких ответных реакциях. Восприятие
музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так
и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение,
движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах).
Для слушания музыки я использую вокальные и инструментальные
произведения (программные и не программные), разные по тематике; детского
исполнительства, которое предполагает изобразительно деятельностное
проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном
инструменте;
музыкальнообразовательной деятельности, проявляющейся в усвоении
детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных
особенностях, а также обеспечивающей развитие навыков и умений в
различных видах музыкальной деятельности;
детской музыкальнотворческой деятельности, выражающейся в
элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.
Музыкальное воспитание детей мной осуществляется посредством различных
форм музыкальной деятельности:
музыкальных занятий,
музыкальной деятельности вне занятий,
художественнодосуговой деятельности.
Музыкальное занятие — основная форма организации музыкального
воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами
средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных
требованиях, составленных с учетом клиникопсихологических, возрастных
особенностей таких детей. Музыкальные способности дошкольников с
проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым. Я и педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов
влияют на индивидуальное развитие каждого дошкольника. При этом
используется положительный пример сверстников, помогающих ребенку,
испытывающему трудности, быстрее их преодолеть.
Музыкальная деятельность вне занятий — форма музыкальной деятельности,
организация и проведение которой осуществляются педагогом в группе, где, с
одной стороны, он закрепляет навыки, полученные детьми на музыкальных
занятиях, и учит использовать в их игровой деятельности, в быту, а с другой
— обеспечивает индивидуальную коррекционную работу с ребенком
посредством музыкальной деятельности. Эту работу педагог осуществляет в
процессе:
музыкальноигровой деятельности (музыкальнодидактических игр, игр под
пение, включение знакомых песен в сюжетные игры, в режимные процессы, в
свободную деятельность в группе);
музыкальнотеатрализованной деятельности (инсценирование взрослым и
детьми песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, по ролям,
проведение пантомимических игр руками под музыку и т. д.).
Художественнодосуговая деятельность — форма музыкальной деятельности
дошкольников, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и
взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести
опыт общения,создает ощущение торжества. Красочное оформление
помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы,
присутствие родителейзрителей — все это обеспечивает сильные,
незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и
развлечения — важное средство художественного развития, формирования
художественной культуры.
Большое внимание мы уделяем работе с родителями. Это консультации и
совместные занятия детей с родителями.
Занятия не только несут художественно эстетическую направленность, но
они еще знакомят родителей с различными формами работы по развитию у
детей слухового внимания, памяти, творческого воображения, по
совершенствованию координации движений, по работе над дикцией и
правильным звукопроизношением.
Родители вместе с детьми играют! А ведь это очень важно для ребёнка. Папа
и мама вместе с малышом танцуют, поют песни, играют в подвижные игры,
рисуют и делают поделки. Материал и содержание занятий подбираются с учётом того речевого
материала, которым дети овладели, учитываются сезоны года, народные и
государственные праздники, знаменательные даты. Цели: знакомство с
разнообразием звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными
инструментами, учить воспринимать контрастные части музыки; развитие
изобретательности и звукотворчества, чувства ритма, умения слушать слово и
музыку, двигаться под музыку, развивать слуховое внимание, произвольность
действий, развитие координации движений и мелкой моторики; воспитывать
интерес к творческой деятельности, умение работать в коллективе.
В результате дети вместе с родителями выступают на праздниках, а затем
участвуют в концертах и на конкурсах.
Т.О., в соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет
удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а
именно:
развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализация самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной,
конструктивномодельной, музыкальной и др.).
Вся эта систематическая работа приводит к высоким результатам в развитии
ребенка в целом, к развитию музыкальных способностей, к желанию,
возможности участия и победы на всевозможных музыкальных и театральных
конкурсах.
В заключение хочется отметить, что конкурсы для детей, в общем,
чрезвычайно полезны. Они помогают открывать таланты, являются
поучительной и ненавязчивой практической школой для преподавателей,
развивают стремление детей к соревнованию, расширяют репертуар учащихся,
укрепляют их сценическую выносливость и становятся праздничными
кульминациями в жизни музыкальных школ! И, наконец, благодаря подготовке и участию в конкурсах, дети не только
становятся ценителями и любителями высокого искусства, но и учатся
исполнительству профессионально, что является основной актуальной
задачей новых образовательных программ предпрофессионального обучения
детей.
Список литературы:
1 Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания,
деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. –
С. 113–119.
2 Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов
педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4е изд., перераб. и доп.
– М.: Юрайт – М, 2001. – 607 с.
3 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования:
Миры детства: конструирование возможностей /Т.Н. Доронова [и др.]; науч.
рук. А.Г. Асмолов, Т.Н. Доронова. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 206с.
4 Толковый словарь Ушакова онлайн – [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=21205
5 Скоролупова О.А., Лобанова Т.И. «ФГОС дошкольного образования.
Особенности построения образовательного процесса в дошкольных
образовательных организациях», Просвещение,2014 г.
6 Инструктивнометодическое письмо ОГА ОУ ДПО «Белгородский
институт развития образования»: «Создание условий для инклюзивного
образования детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья в 20152016 учебном году».
Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"
Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"
Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"
Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"
Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"
Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"
Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.