Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"
Оценка 4.8

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Оценка 4.8
Работа с родителями +1
docx
воспитательная работа +1
Детсад
13.10.2017
Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"
В данной статье описаны особенности детей с ограниченными возможностями, трудности, возникающие при работе с такими детьми. Рассматриваются конкурсы как эффективное средство, способное при правильном использовании их, в поучительной и ненавязчивой форме развивать стремление детей к соревнованию, расширять репертуар учащихся, укрепляют их сценическую выносливость, желание заниматься какой - либо деятельностью, приводят к высоким результатам в развитии ребенка в целом, к развитию музыкальных способностей в частности.
статья конкурсы.docx
ДЕТСКИЕ КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ                                                                                                                               Шведова М.В.                                 Музыкальный руководитель МБДОУ дс №27 компенсирующего вида,                       РФ, Московская область, Балашиха, мкр. Железнодорожный Актуальность Всё чаще педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений в  своей практике сталкиваются с детьми, которые в силу каких­то своих  особенностей выделяются в социуме сверстников. Как правило, такие ребята  с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на  занятиях, у них нарушены двигательные функции, координация движений,  часто у них отсутствуют мотивация и инициатива. Процент детей  дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья постоянно  растет. Поэтому, за последние годы изменились нормативно – правовые,  экономические и административные условия существования системы  дошкольных образовательных учреждений. Образовательная программа  дошкольной образовательной организации формируется как программа  психолого­педагогической поддержки позитивной социализации и  индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с  этим все образовательное содержание программы, в т.ч. и музыкальное,  становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и  детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения  ребёнка в мир социальных отношений, формирования гармонично развитой  личности. Дети с ограниченными возможностями здоровья В нашем дошкольном учреждении встречаются дети с ограниченными  возможностями здоровья. К ним можно отнести как детей­инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие  категории: • с нарушением слуха; • с дисфункцией речи; • с патологией опорно­двигательного аппарата; • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития; • с поведенческими расстройствами и нарушением общения; • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития. Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых  определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Работая с такими детьми важно определить цель, задачи и средства  образовательного процесса. Необходимо создание комплексной системы психолого­педагогических  условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному  росту детей в социуме. Необходима взаимосвязь всех специалистов ДОУ (педагога­психолога,  учителя­логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по  физической культуре) Я как музыкальный руководитель осуществляю музыкальное и эстетическое  воспитание детей, но с учетом психологического, речевого и физического  развития детей при подборе материала для занятий. В своей работе сталкиваешься с еще одной особенностью таких детей –  отсутствие инициативности, которая является одним из важных факторов,  влияющих на этот процесс развития ребенка.  Существуют четыре основные сферы инициативы: ­творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную  творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное  мышление); ­инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие  усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются  произвольность, планирующая функция речи); ­коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со  сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи); ­познавательная инициатива – любознательность (включенность в  экспериментирование, простую познавательно­исследовательскую  деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно­ временные, причинно­следственные и родо­видовые отношения)[4,с.85]. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность  творчески, проявлять познавательную активность. Развитие творчества  зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы  деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в  окружающем мире и его осведомленности. В своей работе приходишь к  выводу о том, что для развития инициативы необходимы дополнительные  способы и средства. Роль детских исполнительских конкурсов как средства поддержки  детской инициативы в музыкальном развитии детей  Детские исполнительские конкурсы повсеместно играют большую роль в  развитии ребенка. В то же время, конкурсы не должны являться самоцелью.  Нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию, но никак не  смысл всей работы. Они повышают самооценку ребёнка и заставляют  добиваться лучших результатов, являются стимулом для развития  музыкальных способностей. Кроме того, конкурсы дают возможность понять родителям, что их ребенок  лучший, он способен на многое, а это очень важно знать родителям детей с  ОВЗ. Для подготовки детей к конкурсам необходима планомерная работа с  детьми, их родителями, система развития музыкальных способностей. Мной осуществляется комплексный подход в сопровождении детей с  речевыми нарушениями в условиях ДОУ компенсирующего вида. Я тесно  взаимодействую с учителем­логопедом и воспитателем, мы пришли к выводу,  что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем  успешнее преодолеваются отклонения в его развитии. В нашем детском саду образовательная деятельность осуществляется на  основе комплексно­тематического планирования, составляющей частью  которого является раздел музыкального развития детей, с использованием  логоритмических упражнений, с учетом возможностей и потребностей детей с различными речевыми нарушениями. Цель моей работы — помочь детям с ЗПР активно войти в мир музыки,  стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать  коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной  деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических  тем. Основная задача моей коррекционно­педагогической работы состоит в том,  чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях  обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризую основные направления работы музыкальной  деятельности. Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями  здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной  деятельности: восприятия музыки — сложного чувственного процесса, наполненного  внутренними переживаниями. Он переплетается с музыкальными ощущениями и восприятиями, где предыдущий опыт соединяется с живыми ассоциациями,  переживаемыми ребенком в данный момент, а следование за развитием  музыкальных образов выражается в ярких ответных реакциях. Восприятие  музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так  и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение,  движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах). Для слушания музыки я использую вокальные и инструментальные  произведения (программные и не программные), разные по тематике; детского исполнительства, которое предполагает изобразительно­ деятельностное  проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном  инструменте; музыкально­образовательной деятельности, проявляющейся в усвоении  детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных  особенностях, а также обеспечивающей развитие навыков и умений в  различных видах музыкальной деятельности; детской музыкально­творческой деятельности, выражающейся в  элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности. Музыкальное воспитание детей мной осуществляется посредством различных  форм музыкальной деятельности: музыкальных занятий, музыкальной деятельности вне занятий, художественно­досуговой деятельности. Музыкальное занятие — основная форма организации музыкального  воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных  требованиях, составленных с учетом клинико­психологических, возрастных  особенностей таких детей. Музыкальные способности дошкольников с  проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым. Я и педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов  влияют на индивидуальное развитие каждого дошкольника. При этом  используется положительный пример сверстников, помогающих ребенку,  испытывающему трудности, быстрее их преодолеть. Музыкальная деятельность вне занятий — форма музыкальной деятельности,  организация и проведение которой осуществляются педагогом в группе, где, с одной стороны, он закрепляет навыки, полученные детьми на музыкальных  занятиях, и учит использовать в их игровой деятельности, в быту, а с другой  — обеспечивает индивидуальную коррекционную работу с ребенком  посредством музыкальной деятельности. Эту работу педагог осуществляет в  процессе: музыкально­игровой деятельности (музыкально­дидактических игр, игр под  пение, включение знакомых песен в сюжетные игры, в режимные процессы, в  свободную деятельность в группе); музыкально­театрализованной деятельности (инсценирование взрослым и  детьми песен на фланелеграфе, в настольном театре, на ширме, по ролям,  проведение пантомимических игр руками под музыку и т. д.). Художественно­досуговая деятельность — форма музыкальной деятельности  дошкольников, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и  взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести  опыт общения,создает ощущение торжества. Красочное оформление  помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы,  присутствие родителей­зрителей — все это обеспечивает сильные,  незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и  развлечения — важное средство художественного развития, формирования  художественной культуры.  Большое внимание мы уделяем работе с родителями. Это консультации и  совместные занятия детей с родителями. Занятия не только несут художественно­ эстетическую направленность, но  они еще знакомят родителей с различными формами работы по развитию у  детей слухового внимания, памяти, творческого воображения, по  совершенствованию координации движений, по работе над дикцией и  правильным звукопроизношением. Родители вместе с детьми играют! А ведь это очень важно для ребёнка. Папа  и мама вместе с малышом танцуют, поют песни, играют в подвижные игры,  рисуют и делают поделки. Материал и содержание занятий подбираются с учётом того речевого  материала, которым дети овладели, учитываются сезоны года, народные и  государственные праздники, знаменательные даты. Цели: знакомство с  разнообразием звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными  инструментами, учить воспринимать контрастные части музыки; развитие  изобретательности и звукотворчества, чувства ритма, умения слушать слово и музыку, двигаться под музыку, развивать слуховое внимание, произвольность  действий, развитие координации движений и мелкой моторики; воспитывать  интерес к творческой деятельности, умение работать в коллективе. В результате дети вместе с родителями выступают на праздниках, а затем  участвуют в концертах и на конкурсах. Т.О., в соответствии с ФГОС через музыкальную деятельность идет  удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, а  именно: развитие предпосылок ценностно­смыслового восприятия и понимания  произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира  природы становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей  (изобразительной, конструктивно­модельной, музыкальной и др.). Вся эта систематическая работа приводит к высоким результатам в развитии  ребенка в целом, к развитию музыкальных способностей, к желанию,  возможности участия и победы на всевозможных музыкальных и театральных  конкурсах.  В заключение хочется отметить, что конкурсы для детей, в общем,  чрезвычайно полезны. Они помогают открывать таланты, являются  поучительной и ненавязчивой практической школой для преподавателей,  развивают стремление детей к соревнованию, расширяют репертуар учащихся, укрепляют их сценическую выносливость и становятся праздничными  кульминациями в жизни музыкальных школ! И, наконец, благодаря подготовке и участию в конкурсах, дети не только  становятся ценителями и любителями высокого искусства, но и учатся  исполнительству профессионально, что является основной актуальной  задачей новых образовательных программ предпрофессионального обучения  детей. Список литературы: 1 Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания,  деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. –  С. 113–119. 2 Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов  педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4­е изд., перераб. и доп.  – М.: Юрайт – М, 2001. – 607 с. 3 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования:  Миры детства: конструирование возможностей /Т.Н. Доронова [и др.]; науч.  рук. А.Г. Асмолов, Т.Н. Доронова. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 206с. 4 Толковый словарь Ушакова онлайн – [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=21205 5 Скоролупова О.А., Лобанова Т.И. «ФГОС дошкольного образования.  Особенности построения образовательного процесса в дошкольных  образовательных организациях», Просвещение,2014 г. 6 Инструктивно­методическое  письмо ОГА ОУ ДПО «Белгородский  институт развития образования»: «Создание условий для инклюзивного  образования детей­инвалидов и детей с ограниченными возможностями  здоровья в 2015­2016 учебном году».

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"

Статья на тему: "Детские конкурсы как средство поддержки детской инициативы детей с ограниченными возможностями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2017