Статья на тему: «Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки в условиях общеобразовательной школы»

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 16.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Во всех учебных заведениях начала XX века, хотя и на разном качественном уровне, обучали церковному пению. Музыкальные занятия, ориентированные на подготовку певцов для церковного хора, стали эффективным средством эстетического воспитания, как самих исполнителей, так и слушателей. Главной задачей церковных школ конца XIX — начала XX столетия было нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание. Проблем с дисциплиной в этих учебных заведениях не было, и родители с удовольствием приводили сюда детей, хотя церковно-приходские школы были материально беднее, чем светские. Детям прививалось уважение к старшим, милосердие к ближнему, любовь к труду, стремление к справедливости. Музыка, прежде всего пение, была любимой учебной дисциплиной. В практике работы современной школы урок музыки также может стать одним из важных элементов духовного воспитания. Включение в программу произведений духовной музыки дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа « Музыка» под редакцией Т.Сергеевой и Е.Критской дает возможность успешного приобщения школьников к традициям русской духовной культуры
Иконка файла материала Статья на тему.docx
Водопьянова Т.М. Статья на тему: «Духовно­ нравственное воспитание на уроках музыки                    в условиях общеобразовательной школы  (Программа «Музыка» под редакцией Т.Сергеевой и Е. Критской»).          Во всех учебных заведениях начала XX века, хотя и на разном качественном уровне,  обучали церковному пению. Музыкальные занятия, ориентированные на подготовку певцов  для церковного хора, стали эффективным средством эстетического воспитания, как самих  исполнителей, так и слушателей. Главной задачей церковных школ конца XIX — начала  XX столетия было нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание. Проблем с  дисциплиной в этих учебных заведениях не было, и родители с удовольствием приводили  сюда детей, хотя церковно­приходские школы были материально беднее, чем светские.  Детям прививалось уважение к старшим, милосердие к ближнему, любовь к труду,  стремление к справедливости. Музыка, прежде всего пение, была любимой учебной  дисциплиной. Авторы статей в периодических изданиях того времени пишут  о том, что  церковное пение по справедливости считалось  душой церковно­приходской школы,  именно здесь ему отводится видное и подобающее место. Дети пели в два­три голоса. Их  стройное пение вызывало у присутствующих непритворные слезы умиления. Этот предмет  приносил высокое эстетическое наслаждение не только школьникам, но и их родителям и  прихожанам. Богослужебное пение лучше любых других воспитательных средств  воздействует на детскую душу, укрепляет христианские настроения в душах детей и  подготавливает их к непосредственному и сознательному участию в церковном  богослужении. Хоровое пение – основа музыкального искусства России. Пение «на голоса» бытовало многих семьях совсем недавно.  В практике работы современной школы урок музыки также может стать одним из важных  элементов духовного воспитания. Включение в программу произведений духовной музыки дает возможность учащимся осваивать духовно- нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.    Программа « Музыка» под редакцией Т.Сергеевой и Е.Критской дает  возможность успешного приобщения школьников к традициям русской духовной культуры. Так уже в начальной школе в содержании Программы заложено изучение в каждом классетемы «О России  петь, что стремиться в храм». Шаг за шагом происходит приближение  ребенка к постижению и принятию духовной музыки. Сначала, как бы основываясь на  самых первых впечатлениях  детей, проходят уроки, посвященные колокольным звонам.  Учитель вместе с учениками выясняет особенности и великое значение этого уникального  инструмента. Произведения русских композиторов, в которых происходит развитие образа  «колокольности», помогают школьникам ощутить родное, национальное звучание в  интонациях  «Рассвета – на Москва ­ реке» М.Мусоргского, сюиты «В монастыре»  А.Бородина. Ученики младших классов на уроке музыки знакомятся  с темой «Святые  земли русской». На страницах учебника читают тексты о князе Владимире, Илье Муромце,  Кирилле и Мефодии, Александре Невском, Сергии Радонежском, рассматривают  иллюстративный материал, слушают фрагменты музыкальных произведений, посвященных  памяти людей, составляющих опору нашего отечественного самосознания. Ученики  второго – четвертого класса знакомятся с основными праздниками православной церкви,  разучивают песни, небольшие  песнопения к Рождеству, Пасхе, Троице. В такие уроки  удачно вписываются сценки, музыкально – драматические композиции, инсценировки.  Занятия, входящие в раздел «День, полный событий», основанные на циклах «детской»  музыки П.Чайковского, М.Мусоргского, С.Прокофьева,   переносят детей в  позапрошлый  век, знакомят с бытом детей. Наши предки с раннего детства начинали день с молитвы, а  вечер посвящали церкви («пьесы «Детского альбома» Чайковского).  Но, пожалуй,  самым  важным в формировании этического  самосознания детей  становятся уроки по опере  М.Глинки «Иван Сусанин». Ария  Сусанина из четвертого действия показывает  не только  образец самопожертвования,  в ней композитор сумел передать самые главные черты  поведения глубоко верующего человека. В свой страшный и последний час он ищет  поддержки  у Бога, обращается к нему  с мольбой: « Ох, страшный час! Господь, меня ты  подкрепи, ты подкрепи!». Незабываемые впечатления ждут детей в разделах, связанных народными музыкальными тр адициями  и праздниками  Русской православной церкви. Это урок «Древнейшая песнь мат еринства «Радуйся, Мария!»,  где звучат «Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинова,  церковные песнопения: тропари, молитвы, величания («Ангел вопияше» П. Чесноков). Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Колокола звучат по­разному, рассказывая  людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. Многие русские  композиторы, и Рахманинов один из них, включали в свои произведения различные  колокольные звоны. В основе музыки «Сюиты для двух фортепиано»  ранниевпечатления Рахманинова: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства  связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского  Софийского собора которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по  праздничным дням…». На мотиве из четырех «серебряных» колокольных нот, которые с  детства ассоциировались у Рахманинова с мыслью о слезах, основана третья часть –  «Слезы». Финальная часть Сюиты, озаглавлена «Светлый праздник» (с эпиграфом из  стихотворения Хомякова), впечатляет картиной перезвона больших и малых колоколов и  появляющейся темой церковного напева «Христос воскресе».  «Перезвоны» ­   произведение русского композитора конца ХХ века Валерия Гаврилина.  «Когда я пишу, я представляю людей, картины», ­ говорил композитор. В подзаголовке  произведения обозначено  «По прочтению В. Шукшина», однако «Перезвоны» почти  целиком основаны на текстах самого композитора. Основа сюжета ­ русский характер на  разных этапах истории народа, «смысл человеческой жизни», вечная борьба добра и зла,  размышление о том, как надо жить и как надо умирать. «Когда буду умирать, в последний  миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне… Дело, наверное,  в том, что даёт родина каждому из нас  в дорогу». Известны слова, записанные Шукшиным  незадолго до его кончины. «Не теряй свои нравственные ценности, где бы ты ни  оказался…. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной  тяжести победы, наши страдания — не отдай всего этого за понюх табаку... Мы умели  жить. Помни это. Будь человеком». «Это написано кровью сердца; живая, современная  музыка, глубоко народного склада и современного мироощущения, рожденная на наших  просторах»,  ­ так отозвался о «Перезвонах» композитор Г. Свиридов. В «Перезвонах» В.   Гаврилин стремится единым взором охватить Вечность и Время, историю Руси и жизнь  отдельного человека. Фрагменты этой вечности: народные традиции, жанры, образы и  приближающиеся к «простым законам нравственности» «вечные ценности». История и мир  человеческой души предстали здесь и как громадная вселенная, и как «согласный» с  хоровым звучанием целого отдельный звон. В этом видится внутреннее обоснование  хорового начала, истинная традиционность и новаторство жанра». «Перезвоны» Валерия  Гаврилина завораживают спокойно льющимся внутренним светом, покоряющей  искренностью и свежестью образов. С радостным волнением прозреваешь в них черты чего­ то близкого, родного, что как будто забылось, но теперь неожиданно всплыло из глубин  памяти, оно таит подлинную духовность и глубину. Из пестрой мозаики картин, как из  отдельных голосов, складывается грандиозная многоплановая фреска. Многочисленныезвоны колоколов, курантов и колокольчиков знают историю страны и «звонкие судьбы»,  праздники и войны, Дорогу и Дом, высокую колокольню, изгнание, лишение языка,  вершины русской художественной и публицистической литературы, искусства, музыки.  Олицетворением  красоты становится для человека его самая «малая родина», его Мать.  Она незримо сопровождает его через всю жизнь, через все его «перезвоны». Образ ее  предельно обобщен и для каждого конкретен. Он мельчайшее звено и символ связи  человека с народом, родиной и природой, ведь един и корень («род»), объединяющий  эти  слова. «Мать­небесная», воплощение света и доброты, той реальной земной веры, что ведет и хранит человека в его нелегком пути. Родина, Душа и Совесть — главные источники  красоты, правды и добра, три главные нити, связывающие человека с его народом.  «Манящее в слове дорога — это не почтовый тракт, а что­то дикое, вечное для нашей  несчастной Родины». Из песен и хоров встает вольная перезвонная Русь», ­ говорил  Н.В.  Гоголь. Величием Божьей милости Под трепет поющих ангелов Столетья Софии Киевской Возвысили православную. О, раскачай свой колокол, София!  «Фрески Софии Киевской» назвал свое симфоническое произведение Валерий Кикта.  Фреска это одна из техник стенных росписей, выполняется она по сырой штукатурке, При  высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую  плёнку, делающую фреску долговечной. Греки перенесли эту технику, вместе с  православной религией в Россию, где были украшены ею важнейшие киевские и  новгородские церкви. Жанр "музыкальных фресок" получил распространение в  современной отечественной музыке, это «Фрески Дионисия» Щедрина, «Фрески для  фортепиано» Абелиовича и другие. Валерий Григорьевич Кикта родился в 1941 г. в селе  Владимировка Донецкой области. . В 1965 г. окончил Московскую консерваторию, где  обучался по классу композиции у  Т. Н. Хренникова. Валерий Кикта является автором   балетов, концертов, вокально­симфонических и хоровых сочинений,  ораторий «Княгиня  Ольга» и «Свет молчаливых звезд», ораториальной летописи «Святой Днепр»; хоровых  концертов «Хвала мастеру» и «Хоровая живопись», «Литургии Иоанна Златоуста»,  «Пасхальных распевов Древней Руси», поэмы «Русь богатырская: по картинам В.  Васнецова», скоморошья потеха «Про прекрасную Василису Микулишну», музыки длятеатра. «Фрески Софии Киевской»  ­  произведение глубоко личное. Оно было создано с  желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и  зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что музыка стала  необыкновенно популярной  и постоянно звучит в концертном исполнении, на телевидении и радио. Концерт ­  симфония для арфы и оркестра состоит из 9 частей, которые соответствуют отдельным  фрагментам  уцелевших росписей в киевском храме. Композитор  воплотил идею вечности  живого прошлого через сближение искусств ­ музыки и древней живописи. Создание   произведения было вызвано неизгладимым впечатлением от фресковой росписи в храме  Святой Софии в Киеве. Кикта  говорил, что храм для него ­ предмет эстетического и  эмоционального воздействия. Памятники зодчества и архитектуры вызывали  у него  чувство необыкновенного подъема, идущее из глубины души. И это чувство композитор  воплотил  в музыке. «Фрески»­ взгляд современного художника на события старины.  Наиболее интересна часть «Михайловский придел», в которой отображен  образ архангела  Михаила, защитника Киева, которому молились в тяжелые времена. На фресках  Михайловского придела Архангел держит в правой руке сферу, а в левой  ­ знамя. Сфера  украшена знаком Креста, утвержденного на Голгофе, — символом мученической смерти  Христа. На знамени начертаны греческие слова Агнос, Ангос, Агнос,  (свят, свят, свят) —  это начальные слова гимна в честь Христа, приведенного в «Апокалипсисе». В этой пьесе  Кикта прибегает к стилизации народного жанра ­ духовного стиха. В  песне Свиридова  на стихи Есенина «О, Родина, в счастливый…» из цикла «  Отчалившая Русь»  произошло сплетение жанров, которое делает произведение  многоплановым, сложным. В мощном гуле аккордов фортепианного вступления слышится  неистовый колокольный перезвон, точнее тревожный набат. Он ширится, растет, заполняя  собой весь горизонт звукового диапазона. Так с первых тактов музыки произведение как бы переносится в плоскость вселенских образов и проблем. Ассоциации с музыкой  православной церкви, ее жанровой природой, обусловлено внутренней логикой есенинского стиха, в котором глубинная жизнь героя неразрывно связана с Богом, соборностью.  Колокольная звукопись в русской классической музыке ведет традицию от произведений  А.Бородина, М.Мусоргского, С. Рахманинова. Мелодия – это душа произведения.  Интонационное зерно произведения – активные восходящие ходы в диапазоне кварты  (интервал между двумя звуками в четыре ступени звукоряда).Для Свиридова, который с  детства был воспитан на музыкальных традициях курской губернии, более других  сохранивших  этническую музыку праславян, подобный интонационный строй сталхарактерным (вокальный цикл «У меня отец крестьянин», кантата «Поет зима, аукает» на  стихи С. Есенина, «Курские песни». (Исполняется фрагмент кантаты «Поет зима, аукает»). Георгий Васильевич Свиридов, один из последних русских композиторов – классиков   сумел соединить исконную певческую традицию с современной формой­гармонией,  оркестровкой. . Строка Я ­ последний поэт деревни потрясла и сразу стала музыкой, тем  ростком, из которого выросла Поэма памяти Сергея Есенина­ произведение этапное для  Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания нашим обществом многих  сторон русской жизни тех лет. Среди его есенинских сочинений ­ волшебные по своей  поэтической насыщенности хоры (Душа грустит о небесах, Вечером синим, Табун),  кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно­вокальной поэмы Отчалившая Русь.  Разные авторы обращались к стихотворениям Сергея Есенина, но более глубоко это  выразилось в хоровых сочинениях. На вершине пирамиды композиторов стоит Свиридов,  ибо по мироощущению, пониманию России, её образов эти художники весьма схожи.