ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНУЮ И ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .
Нагноенко О.Ю.
учитель высшей категории
"Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе... - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни".
В.А.Сухомлинский
Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из актуальных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением.
Зависимость человека от окружающей его природы, точнее - от географической среды, не оспаривалась никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась различными учеными различно. К тому же природная среда рассматривается как результат предшествующего процесса взаимодействия человеческого общества и природной среды его обитания. И общество понимается как субъект, оказывающий посредством своего материального производства глобальное воздействие на географическую среду. Темпы, рост и масштабы воздействия на окружающую среду обществом переросли в настоящее время в экологическую проблему.
Одним из первых подошёл к проблеме экокультуры академик Вернадский В.И.
Этот знаменитый мыслитель и исследователь впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера*”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.
В настоящее время происходят значительные изменения в окружающей нас среде, обусловленные разноплановыми преобразованиями в жизни всего человеческого общества. Мир вступил в эпоху глобализации, информатизации и всеобщей коммуникации.
В этих условиях роль экологической культуры в сознании населяющих планету людей, несомненно, будет возрастать.
Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.
Чтобы понять сущность происходящих процессов, необходимо уяснить характер и масштабы влияния антропогенной деятельности на природные компоненты, а помощь этому пониманию должна оказать экологическая культура.
Что же включает в себя понятие экологическая культура:
знания в областях валеологии, как науки об индивидуальном здоровье человека, технологий формирования социальной и индивидуальной экологической культуры, экологического сознания, субъективного и субъектного отношения к природе, научно–медицинских основ экологической культуры человека и социально-медицинских вопросов здоровья.
Экологическая культура - это качество личности, компонентами которого являются: интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность в природной среде; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.
Формирование экологической культуры человека- это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение жизни планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природа - Человек - Общество.
Цель формирования этой культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умение и навыков по ее изучению и охране, а также грамотному использованию природных ресурсов, что к сожалению, на практике в настоящее время не всегда выполняется.
Структура экологической культуры личности
(экологическая сознательность)Экологические
убеждения, ценности, ответственность,
нравственное отношение к природному миру, любовь к природе.
(экологическая образованность) Экологические
знания,
представления, умения, навыки.
(экологическая деятельность)Экологические
поступки, поведение
участие в экологических мероприятиях.
Условия оптимального развития экологической культуры:
– педагогическая диагностика уровня развития экологической культуры детей;
– целенаправленное общение школьников с природой;
– организация разнообразной экологической деятельности учащихся;
– междисциплинарность процесса развития экологической культуры учащихся;
– систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры;
– единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы;
– показ двух сторон единого процесса взаимодействия человека и природы;
– использование искусства в процессе развития экологической культуры;
– организация мышления учащихся в процессе экологического образования;
– создание ситуации успеха учащихся в экологической деятельности;
– взаимодействие педагогов
и родителей в процессе развития экологической культуры.
Важно и то, что экологическая культура интернациональна по существу, это часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда, тесно связна с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа. Экологическая культура, таким образом, генетически взаимосвязана с фундаментом воспитательной и просветительной деятельностями.
Становление экологической культуры - процесс длительный. Это процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней.
К задачам экологического образования следует отнести следующие:
Ø Формирование эмоционально-положительного отношения к природе.
Ø Усвоение учащимися знаний по экологии природных систем.
Ø Формирование навыков исследовательской и практической деятельности в природе.
Ø Формирование представлений о культурных традициях и народных промыслах, связанных с природой.
Ø Освоение приемов литературного и художественного творчества для выражения своего отношения к природным объектам.
В овладение экологической культурой, должна прослеживаться тесная взаимосвязь с такими науками, как философия, психология, экономика, право, этика.
Природа должна рассматриваться как источник творчества человека и, как эстетическая ценность, в которой задействован весь потенциал естественных эстетических наслаждений и эмоциональных человеческих чувств.
Основные этапы работы:
1.Диагностический.
2. Прогностический.
3. Организационный.
4. Практический.
5. Обобщающий.
6. Рефлексивный
Направления деятельности по экологическому воспитанию:
Ø «учиться знать» – познавать природу (формирование экологических знаний и умений);
Ø – «учиться делать» – создание собственных творческих продуктов, реализация учебных экологических проектов;
Ø – «учиться жить» – сохранение среды обитания;
Ø – «учиться быть» –
выбор жизненного пути, самореализация в процессе экологической деятельности.
В начале учебного года в школе были проведены психодиагностики по определению
уровня экологической культуры учащихся и учителей-экспериментаторов.
Ø Данные психодиагностики необходимы для того, чтобы:
Ø изучить пути реализации экологического воспитания учащихся;
Ø - обеспечить контроль за динамикой психологического развития детей;
Ø - дать возможность учителю определить программу дальнейшей работы с учащимися по экологическому воспитанию;
Ø - установить направления продуктивного развития учащихся, проявляющих особые способности.
Всего было опрошено 338 учащихся 3-11кл.
На вопрос: Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? Большинство учащихся ответили положительно.
Вопрос: Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? С возрастом у учащихся все больше положительных ответов.
Вопрос: Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? Большинство учащихся ответили «Да».
Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью? любовь к природе-86;. стремление быть полезным-63; пример других людей-42;. интерес к экологическим проблемам-42; требования учителей – 52.
Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?-163 ответили «да»
3.Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?
А да, считаю-181;
Б скорее да, чем нет-101.
Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?
не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность-131,
большая загруженность другой работой-88.
В микроисследование по определению готовности учителей к педагогическому эксперименту приняли участие 14 учителей ГУ «Гимназия №2».
Результаты микроисследования
1) На вопрос: «Уверены ли Вы, что интерес к инновациям в педагогической
деятельности для Вас устойчиво привлекателен?» «Да» ответили - 89%, затруднились с ответом – 11%.
Выявленные проблемы. Среди тех учителей, для кого интерес к инновациям устойчиво привлекателен, большинство тех, кто уже участвует в опытно-экспериментальной работе. Среди затруднившихся с ответом есть учителя, только начинающие работать в этой области.
2) Причины, тормозящие внедрение в массовую практику новых педагогических идей, методов, форм и приемов работы, учителя распределили следующим образом:
• Слабое финансирование инновационного движения, материального стимула - 53%
• Недостаток времени и сил для создания и применения педагогических нововведений – 46%
• Слабая связь науки и практики – 40%
• 3) Учителя считают, что инновационная деятельность привлекательна следующими сторонами:
• Повышается интерес детей к учению и воспитанию – 94%
• Интересно создать что-то свое, необычное, лучше, чем было – 85%
• В новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности – 75%
• Возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на се¬бя – 60%
• 4) Среди сомнений, которые возникают при создании или применении нового, учителя назвали следующие:
• Новые идеи трудно практически реализовать – 79%
• Неизбежны потери времени для работы по-новому, а это ни¬кто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия – 60%
• 5) Свою готовность к созданию новшеств учителя определяют по следующим признакам:
• Обладаю психологическим видением жизни детей – 66%
• Ориентируюсь в структуре и психологии личности – 34%
• Владею нестандартным мышлением – 41%
• 6) Факторы, которые, по мнению учителей, могут помочь им в реализации жизненных планов, они расставляют следующим образом:
• Большая личная трудоспособность – 43%
• Надежда на собственные силы и способности – 56%
• Умение самореализовать¬ся в деле – 60%
7) В достижении жизненных целей учителя отдают приоритет:
• Общекультурному и профессиональному саморазвитию – 89%
• Физическому и психическому здоровью – 79%
• Удачной семейной жизни – 76%
• Доброжелательным отношениям к людям – 56%
• Профессиональному сотрудничеству – 56%
• Изобретательности и творчеству своего Я – 56%
• 8) Слагаемые успеха в жизни и в достижении целей учителя определили следующим образом:
• Целеустремленность, умение сосредоточиться на главном- 78%
• Умение ориентироваться в обстоятельствах – 63%
• Полная самоотдача в любом деле – 56%
• Реалистичность и конкретность задач по достижению цели – 56%
•2. Исследуя карту педагогической оценки и самооценки можно сделать выводы, что учителя - экспериментаторы:
-уверены в своих силах -97%
осознают значимость непрерывного образования в педагогической деятельности-78%,
целеустремленны-86%,
умеют доводить начатое до конца- 97%,
имеют способности к самоанализу и рефлексии, самоконтролю-76%.
умеют планировать время и свою работу, перестраивать систему деятельности-87%.
умеют видеть противоречия и проблемы-76%.
Самоанализ подготовки педагогов-экспериментаторов показал, что они достаточно высоко оценивают свои навыки к проведению экспериментальных исследований. Так оценили свою подготовку к проведению экспериментальных исследований соответствующую высшему уровню 10 % педагогов. 30 % педагогов проявляют интерес к инновациям в области педагогики, могут подхватить оригинальную педагогическую инновацию, принимают участие в разработке программы и проведении эксперимента. Владеют информацией о передовом педагогическом опыте,
владеют методами исследования, могут применять методы первичной
и вторичной статистической обработки, анализировать и обобщать полученные результаты. Подавляющее большинство (60%) педагогов считают, могут оказать посильную помощь в разработке программы и проведении эксперимента, но не в полном объёме владеют навыками проведения экспериментальных исследований. Принимают участие во всех экспериментальных исследованиях образовательного учреждения, Проявляют интерес к инновациям в области педагогики. 0% считают, что являются пассивными участниками исследований, проводимых в образовательных учреждениях.
(Из опыта работы КГУ «Гимназия №2» по внедрению эксперимента «Формирование экологической культуры школьников»)
В заключение хотелось бы отметить, что экологическая культура включает в себя творческую деятельность человека в процессе познания природы и, как самореализация личности, носит продуктивный и творческий характер в динамично развивающейся природно-общественной системе. Такие качества, как готовность к природоохранной деятельности, экологически ориентированные оценочные суждения, направленность потребностей, социальная активность, основанные на системе экологических взглядов и убеждений, должны стать неотъемлемыми качествами современного человека, обладающего экологической культурой. Формирование экологической культуры - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономической формации.
«Человек, овладевший экологической культурой, относится к природе как к матери, считает её своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться»
Академик И.Д. Зверев
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда: Учебник для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-566 с.
Вагнер И.В. Экологическая этика как гуманитарный компонент экологического образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова Серия « Педагогика и психология» №2, -М.: 2008. 121 с.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрис-пресс, 2004. -560 с.: ил.
Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи - М.: Мол. Гвардия, 1990. -271 с.
Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование: Учеб. для вузов / Н.Н. Родзевич. - М.: Дрофа, 2003. - 256 с.: ил., карт.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.