Статья на тему "Формирование экологической культуры учащихся"
Оценка 4.7

Статья на тему "Формирование экологической культуры учащихся"

Оценка 4.7
Семинары
docx
экология +1
Взрослым
23.03.2017
Статья на тему "Формирование экологической культуры учащихся"
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Экология как наука давно переросла рамки сугубо естественной науки. Сейчас экология динамично развивается: оказывает влияние на многие науки, проникает в сферу искусства, меняет мировоззрение людей… И конечно, она немыслима без экологического воспитания. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, его особенный взгляд на все с самого раннего возраста. Несомненно, экологическое воспитание очень тесно связано с социальным воспитанием, а оно, в свою очередь с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия своей практической деятельности при взаимодействии с природой.
формирование экологической культуры учащихся.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНУЮ И ВНЕУЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .

Нагноенко О.Ю.

учитель высшей категории

 "Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе... - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни".

В.А.Сухомлинский

Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из актуальных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением.

Зависимость человека от окружающей его природы, точнее - от географической среды, не оспаривалась никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась различными учеными различно. К тому же природная среда рассматривается как результат предшествующего процесса взаимодействия человеческого общества и природной среды его обитания. И общество понимается как субъект, оказывающий посредством своего материального производства глобальное воздействие на географическую среду. Темпы, рост и масштабы воздействия на окружающую среду обществом переросли в настоящее время в экологическую проблему.

Одним из первых подошёл к проблеме экокультуры академик Вернадский В.И.

Этот знаменитый мыслитель и исследователь впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера*”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

 

В настоящее время происходят значительные изменения в окружающей нас среде, обусловленные разноплановыми преобразованиями в жизни всего человеческого общества. Мир вступил в эпоху глобализации, информатизации и всеобщей коммуникации.

В этих условиях роль экологической культуры в сознании населяющих планету людей, несомненно, будет возрастать.

 Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

Чтобы понять сущность происходящих процессов, необходимо уяснить характер и масштабы влияния антропогенной деятельности на природные компоненты, а помощь этому пониманию должна оказать экологическая культура.

Что же включает в себя понятие экологическая культура:

знания в областях валеологии, как науки об индивидуальном здоровье человека, технологий формирования социальной и индивидуальной экологической культуры, экологического сознания, субъективного и субъектного отношения к природе, научно–медицинских основ экологической культуры человека и социально-медицинских вопросов здоровья.

 Экологическая культура - это качество личности, компонентами которого являются: интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность в природной среде; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

Формирование экологической культуры человека- это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение жизни планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природа - Человек - Общество.

Цель формирования этой культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умение и навыков по ее изучению и охране, а также грамотному использованию природных ресурсов, что к сожалению, на практике в настоящее время не всегда выполняется.

  Структура экологической культуры личности

(экологическая сознательность)Экологические убеждения, ценности, ответственность,
нравственное отношение к природному миру, любовь к природе.

 (экологическая образованность) Экологические знания,
представления, умения, навыки.

(экологическая деятельность)Экологические поступки, поведение
участие в экологических мероприятиях.

Условия оптимального развития экологической культуры:

– педагогическая диагностика уровня развития экологической культуры детей;

– целенаправленное общение школьников с природой;

– организация разнообразной экологической деятельности учащихся;

– междисциплинарность процесса развития экологической культуры учащихся;

– систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры;

– единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы;

– показ двух сторон единого процесса взаимодействия человека и природы;

– использование искусства в процессе развития экологической культуры;

– организация мышления учащихся в процессе экологического образования;

– создание ситуации успеха учащихся в экологической деятельности;

– взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития экологической культуры.

Важно и то, что экологическая культура интернациональна по существу, это часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда, тесно связна с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа. Экологическая культура, таким образом, генетически взаимосвязана с фундаментом воспитательной и просветительной деятельностями.

 Становление экологической культуры - процесс длительный. Это процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней.

К задачам экологического образования следует отнести следующие:

Ø Формирование эмоционально-положительного отношения к природе.

Ø Усвоение учащимися знаний по экологии природных систем.

Ø Формирование навыков исследовательской и практической деятельности в природе.

Ø Формирование представлений о культурных традициях и народных промыслах, связанных с природой.

Ø Освоение приемов литературного и художественного творчества для выражения своего отношения к природным объектам.

В овладение экологической культурой, должна прослеживаться тесная взаимосвязь с такими науками, как философия, психология, экономика, право, этика.

 Природа должна рассматриваться как источник творчества человека и, как эстетическая ценность, в которой задействован весь потенциал естественных эстетических наслаждений и эмоциональных человеческих чувств.

 Основные этапы работы:

1.Диагностический.

2. Прогностический.

3. Организационный.

4. Практический.

5. Обобщающий.

6. Рефлексивный

Направления деятельности по экологическому воспитанию:

Ø «учиться знать» – познавать природу (формирование экологических знаний и умений);

Ø – «учиться делать» – создание собственных творческих продуктов, реализация учебных экологических проектов;

Ø – «учиться жить» – сохранение среды обитания;

Ø – «учиться быть» – выбор жизненного пути, самореализация в процессе экологической деятельности.
В начале учебного года в школе были проведены психодиагностики по определению уровня экологической культуры учащихся и учителей-экспериментаторов. 

Ø Данные психодиагностики необходимы для того, чтобы:

Ø изучить пути реализации экологического воспитания учащихся;

Ø - обеспечить контроль за динамикой психологического развития детей;

Ø - дать возможность учителю определить программу дальнейшей работы с учащимися по экологическому воспитанию;

Ø - установить направления продуктивного развития учащихся, проявляющих особые способности.

Всего было опрошено 338 учащихся 3-11кл.

На вопрос: Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? Большинство учащихся ответили положительно.

Вопрос: Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? С возрастом у учащихся все больше положительных ответов.

Вопрос: Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? Большинство учащихся ответили «Да».

Что вызывает у Вас  потребность заниматься экологической деятельностью?        любовь к природе-86;. стремление быть полезным-63;   пример других людей-42;. интерес к экологическим проблемам-42; требования учителей – 52.

Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?-163 ответили «да»

3.Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?

А да, считаю-181;

Б скорее да, чем нет-101.

Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?

не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность-131,

большая загруженность другой работой-88.

В  микроисследование по определению готовности учителей к педагогическому эксперименту приняли участие 14 учителей ГУ «Гимназия №2».

Результаты микроисследования

 1) На вопрос: «Уверены ли Вы, что интерес к инновациям в педагогической

деятельности для Вас устойчиво привлекателен?» «Да» ответили - 89%, затруднились с ответом – 11%.

Выявленные проблемы. Среди тех учителей,  для кого интерес к инновациям устойчиво привлекателен,  большинство тех, кто уже участвует в опытно-экспериментальной работе. Среди затруднившихся с ответом есть учителя, только начинающие работать в этой области.

 2) Причины, тормозящие внедрение в массовую практику новых педагогических идей, методов, форм и приемов работы, учителя распределили следующим образом:

•        Слабое финансирование инновационного движения, материального стимула  - 53%

•        Недостаток времени и сил для создания и применения педагогических нововведений – 46%

•        Слабая связь науки и практики – 40%

•        3) Учителя считают, что инновационная деятельность привлекательна следующими сторонами:

•        Повышается интерес детей к учению и воспитанию – 94%

•        Интересно создать что-то свое, необычное, лучше, чем было – 85%

•        В новшествах полнее реализуешь свой опыт, силы и способности –  75%

•        Возрастает самоуважение, формируется новый взгляд на се¬бя – 60%

•        4) Среди сомнений, которые возникают при создании или применении нового, учителя назвали следующие:

•        Новые идеи трудно практически реализовать – 79%

•        Неизбежны потери времени для работы по-новому, а это ни¬кто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия – 60%

•        5) Свою готовность к созданию новшеств учителя определяют по следующим признакам:

•        Обладаю психологическим видением жизни детей – 66%

•        Ориентируюсь в структуре и психологии личности – 34%

•        Владею нестандартным мышлением – 41%

•        6) Факторы, которые, по мнению учителей, могут помочь им в реализации жизненных планов, они расставляют следующим образом:

•        Большая личная трудоспособность – 43%

•        Надежда на собственные силы и способности – 56%

•        Умение самореализовать¬ся в деле – 60%

7) В достижении жизненных целей учителя отдают приоритет:

•        Общекультурному и профессиональному саморазвитию – 89%

•        Физическому и психическому здоровью – 79%

•        Удачной семейной жизни – 76%

•        Доброжелательным отношениям к людям – 56%

•        Профессиональному сотрудничеству – 56%

•        Изобретательности и творчеству своего Я – 56%

•        8) Слагаемые успеха в жизни и в достижении целей учителя определили следующим образом:

•        Целеустремленность, умение сосредоточиться на главном- 78%

•        Умение ориентироваться в обстоятельствах – 63%

•        Полная самоотдача в любом деле – 56%

•            Реалистичность и конкретность задач по достижению цели – 56%

•2. Исследуя карту педагогической оценки и самооценки можно сделать выводы, что учителя - экспериментаторы:

-уверены  в своих силах -97%

 осознают значимость непрерывного образования в педагогической деятельности-78%,

 целеустремленны-86%,

 умеют доводить начатое до конца- 97%,

имеют способности к самоанализу и рефлексии, самоконтролю-76%.

умеют планировать время и свою работу, перестраивать систему деятельности-87%.

умеют видеть противоречия и проблемы-76%.

Самоанализ подготовки педагогов-экспериментаторов  показал, что они достаточно высоко оценивают свои навыки к проведению экспериментальных исследований. Так оценили свою подготовку к  проведению экспериментальных исследований соответствующую высшему уровню 10 % педагогов. 30 % педагогов проявляют интерес к инновациям в области педагогики, могут подхватить оригинальную педагогическую инновацию, принимают участие в разработке программы и проведении эксперимента. Владеют информацией о передовом  педагогическом опыте,

владеют методами исследования, могут применять методы первичной

и вторичной статистической обработки, анализировать и обобщать полученные результаты.  Подавляющее большинство (60%) педагогов считают, могут оказать посильную помощь в разработке программы и проведении эксперимента, но не в полном объёме владеют навыками проведения экспериментальных исследований. Принимают участие во всех экспериментальных исследованиях образовательного учреждения, Проявляют интерес к инновациям в области педагогики. 0% считают, что являются пассивными участниками исследований, проводимых в образовательных учреждениях.

(Из опыта работы КГУ «Гимназия №2» по внедрению эксперимента «Формирование экологической культуры школьников»)

 

 В заключение хотелось бы отметить, что экологическая культура включает в себя творческую деятельность человека в процессе познания природы и, как самореализация личности, носит продуктивный и творческий характер в динамично развивающейся природно-общественной системе. Такие качества, как готовность к природоохранной деятельности, экологически ориентированные оценочные суждения, направленность потребностей, социальная активность, основанные на системе экологических взглядов и убеждений, должны стать неотъемлемыми качествами современного человека, обладающего экологической культурой. Формирование экологической культуры - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономической формации.

«Человек, овладевший экологической культурой, относится к природе как к матери, считает её своим родным домом, который надо беречь и о котором надо заботиться»

    Академик И.Д. Зверев

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда: Учебник для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-566 с.

Вагнер И.В. Экологическая этика как гуманитарный компонент экологического образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова Серия « Педагогика и психология» №2, -М.: 2008. 121 с.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрис-пресс, 2004. -560 с.: ил.

Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи - М.: Мол. Гвардия, 1990. -271 с.

Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование: Учеб. для вузов / Н.Н. Родзевич. - М.: Дрофа, 2003. - 256 с.: ил., карт.


 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру

Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру

Экологические убеждения, ценности, ответственность, нравственное отношение к природному миру, любовь к природе

Экологические убеждения, ценности, ответственность, нравственное отношение к природному миру, любовь к природе

Становление экологической культуры - процесс длительный

Становление экологической культуры - процесс длительный

В начале учебного года в школе были проведены психодиагностики по определению уровня экологической культуры учащихся и учителей-экспериментаторов

В начале учебного года в школе были проведены психодиагностики по определению уровня экологической культуры учащихся и учителей-экспериментаторов

В микроисследование по определению готовности учителей к педагогическому эксперименту приняли участие 14 учителей

В микроисследование по определению готовности учителей к педагогическому эксперименту приняли участие 14 учителей

Неизбежны потери времени для работы по-новому, а это ни¬кто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия – 60% • 5)

Неизбежны потери времени для работы по-новому, а это ни¬кто не принимает в расчет, нет компенсации за новаторские усилия – 60% • 5)

Самоанализ подготовки педагогов-экспериментаторов показал, что они достаточно высоко оценивают свои навыки к проведению экспериментальных исследований

Самоанализ подготовки педагогов-экспериментаторов показал, что они достаточно высоко оценивают свои навыки к проведению экспериментальных исследований

Такие качества, как готовность к природоохранной деятельности, экологически ориентированные оценочные суждения, направленность потребностей, социальная активность, основанные на системе экологических взглядов и убеждений, должны стать неотъемлемыми…

Такие качества, как готовность к природоохранной деятельности, экологически ориентированные оценочные суждения, направленность потребностей, социальная активность, основанные на системе экологических взглядов и убеждений, должны стать неотъемлемыми…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017