Статья на тему "Формирование УУД на уроках в начальной школе"
Оценка 4.7
Лекции +3
doc
Междисциплинарный 6
1 кл—4 кл
06.04.2019
Многие педагоги, ученые, методисты считают, что ключевая роль в воспитании и обучении ребенка принадлежит начальной школе. Именно в ней дети овладевают навыками письма, чтения. Они учатся слушать и слышать, говорить, считать, сопереживать. В качестве приоритетной задачи сегодня рассматривается формирование и совершенствование способности ребенка самостоятельно формулировать цели, моделировать варианты их достижения, оценивать и контролировать свои действия. Другими словами, развивается умение учиться. Реализация этой задачи становится возможной с использованием технологии формирования УУД. В данной статье рассматривается, как она реализуется на практике.
Мокшанова_Формирование УУД на уроках в начальной школе.doc
Формирование УУД на уроках в начальной школе
Многие педагоги, ученые, методисты считают, что ключевая роль в воспитании и
обучении ребенка принадлежит начальной школе. Именно в ней дети овладевают навыками
письма, чтения. Они учатся слушать и слышать, говорить, считать, сопереживать. В
качестве приоритетной задачи сегодня рассматривается формирование и
совершенствование способности ребенка самостоятельно формулировать цели,
моделировать варианты их достижения, оценивать и контролировать свои действия.
Другими словами, развивается умение учиться. Реализация этой задачи становится
возможной с использованием технологии формирования УУД. В данной статье
рассматривается, как она реализуется на практике.
Функции комплекса универсальных действий
Формирование УУД на уроках в начальной школе позволяет:
1. Обеспечить возможности детей самостоятельно ставить цели, осуществлять
поиск, выбирать и использовать способы для их достижения, оценивать и
контролировать результаты и сам процесс своей деятельности.
2. Создать условия для гармоничного развития личности ребенка,
самореализации при готовности к непрерывному образованию.
3. Обеспечить успешное усвоение материала, совершенствование навыков,
компетентности, умений в разных предметных областях.
Значение
Формирование УУД на уроках в начальной школе сегодня имеет особое значение.
Универсальные действия представляют собой совокупность вариантов поведения ребенка,
обеспечивающую его способность самостоятельно усваивать знания, включая организацию
непосредственно самого процесса восприятия и понимания материала. Программа
формирования УУД порождает мотивацию к образованию, позволяет детям
ориентироваться в разных предметных сферах.
Классификация
Универсальные действия группируются в 4 крупных блока:
1. Формирование личностных УУД направлено на осознание, изучение,
восприятие жизненных
позволяют
ориентироваться в моральноэтических правилах и нормах, вырабатывать
собственную позицию в отношении с миром, обеспечивают осмысленность
образовательного процесса.
ценностей. Такие
действия
2. Формирование регулятивных УУД способствует развитию способности к
управлению познавательной деятельностью. Эта задача реализуется в
процессе постановки цели, планирования, контроля, корректировки своих
действий, а также анализа успешности усвоения.
3. Формирование коммуникативных УУД направлено на обеспечение
возможности для сотрудничества. В частности, развиваются умения
слушать и слышать, понимать собеседника. Дети начинают согласованно выполнять коллективные задания,
контролируют и поддерживают друг друга.
распределяют роли,
взаимно
4. Формирование познавательных УУД предполагает развитие способности к
исследованию, поиску, выбор и структурирование необходимых сведений,
проектирование изучаемого содержания.
Ключевые показатели
Формирование УУД учащихся должно увязываться с определенными оценочными
критериями. К таким показателям, в частности, относят:
1. Состояние здоровья.
2. Успеваемость по ключевым предметам.
3. Уровень речевого развития.
4. Умение слушать и воспринимать слова преподавателя, задавать ему
вопросы.
5. Степень владения родным языком.
6. Стремление принимать задачу и находить решение.
7. Коммуникативные навыки.
8. Умение контролировать свое поведение.
С учетом этих показателей моделируются методы формирования УУД.
Практическое применение
Формирование УУД на уроках математики, например, может осуществляться с
использованием логических моделей и знаковосимволических инструментов. Детям
предлагается несколько заданий. В них необходимо отыскать схему, которая отображает
логическую связь между известной информацией и искомой. В данном случае дети решают
непосредственно учебную задачу. Кроме этого, они устанавливают логическую модель,
определяющую соотношение имеющихся данных. Формирование УУД на уроках
математики выступает как важнейший этап на пути к успешному усвоению общих приемов
решения задач.
Русский язык
Существуют различные средства формирования УУД. На занятиях по русскому
языку весьма эффективными являются само и взаимопроверки текстов. Детям
предлагаются тексты, в которых присутствуют разные ошибки (стилистические,
пунктуационные, графические, лексические, орфографические). Совместно с учащимися
формулируются правила по проверке, которыми устанавливаются алгоритмы действий.
Переходя последовательно от одной операции к следующей, почти все дети без
посторонней помощи начинают справляться с задачей. Ключевым моментом здесь
выступает проговаривание действия каждым ребенком. Оно обеспечивает выполнение всех
без исключения звеньев контроля и понимание содержания действия.
Формирование коммуникативных УУД Такие универсальные действия позволяют обеспечить социальную компетентность,
умение слушать и вести диалог, ориентацию на других детей и взрослых. Они способствуют
участию в коллективном обсуждении, интеграции в группу сверстников, построению
продуктивного сотрудничества со сверстниками. Формирование УУД на уроках в
начальной школе должно осуществляться путем создания условий, связанных с внедрением
взаимодействий в образовательный процесс. Занятия по литературному чтению, изучению
окружающего мира проводятся в форме педагогической мастерской. Она основывается на
работе детей в группах. Ученики вместе планируют свою деятельность, распределяют
между собой роли, функции, корректируют ошибки. Формирование УУД на уроках
окружающего мира осуществляется в форме прессконференции. Например, один из
учеников выступает в роли какоголибо лесного животного – «гостя». Он отвечает на
вопросы, которые ему задают ученики«журналисты»:
Как тебя зовут?
Что ты ешь?
Где живешь?
Формирование УУД на уроках в начальной школе должно осуществляться в
условиях, когда каждый ребенок может высказать собственное мнение, зная, что его
примут.
Виды действий
К коммуникативным УУД следует отнести:
1. Планирование сотрудничества с педагогом и сверстниками – установление
функций участников, целей, вариантов взаимодействия.
2. Формулирование вопросов – инициативная коллективная работа при поиске
и сборе сведений.
3. Разрешение конфликта – обнаружение и идентификация проблемы, поиск и
анализ альтернативных вариантов, принятие и реализация решения.
4. Управление действиями партнера – осуществление контроля, коррекции,
оценка поведения.
5. Способность достаточно полно и точно выражать мысли в соответствии с
условиями и задачами взаимодействия, владение диалогической и
монологической речевыми формами согласно синтаксическим и
грамматическим нормам языка.
Индивидуальные действия
Формирование УУД в школе обеспечивает развитие ценностносмысловой
ориентации детей. Такие действия развивают умение соотносить поступки и явления с
принятыми в обществе эстетическими нормами, узнают моральные правила и выделяют
нравственную сторону поведения. Благодаря им обеспечивается ориентация в
межличностных отношениях и социальных ролях. В рамках учебной деятельности можно
выделить такие универсальные действия:
1. Самоопределение – профессиональное, личностное, жизненное. 2. Нравственноэтическая ориентация – моральное оценивание изучаемого
обеспечивающее выбор на базе общественных и
содержания,
индивидуальных ценностей.
3. Смыслообразование – установление связи между учебной целью и мотивом,
результатом обучение и побуждающим фактором. Ребенок должен задаться
вопросом о том, какое значение имеет для него образование, и суметь найти
на него ответ.
Литературное чтение
Формирование УУД в начальной школе происходит постепенно. На первых этапах
достаточно сложно бывает создать коллектив в классе. Для привития моральных норм,
правил нравственного поведения, налаживания взаимоотношений необходимо провести
большую работу. В нее входят разные мероприятия. Формирование УУД в начальной
школе происходит в рамках классных часов, индивидуальных бесед, внеклассных занятий,
совместных праздников. Моральноэтическому развитию очень способствует литературное
чтение. Оно представляет собой осмысленную, творческую деятельность, которая
обеспечивает освоение идейнонравственной сути художественных текстов. С учетом того,
что каждый ребенок увидит и прочувствует произведение посвоему, преподаватель
должен стараться раскрыть его индивидуальность. Достаточно много времени следует
отводить самостоятельной работе учеников – чтению самим себе. Это позволит ребенку
выявить непонятные моменты, отыскать близкие ему сюжеты, поделиться своими
впечатлениями.
Важное условие
Формирование УУД, способствующих познавательному, общекультурному
развитию реализуется в ходе комплексного образовательного процесса, в метапредметной
деятельности, в рамках изучения системы дисциплин, организации форм взаимодействия
при решении задач. Но все эти мероприятия будут эффективны только в благоприятной
обстановке. Каждый ребенок должен чувствовать поддержку и заинтересованность со
стороны преподавателя.
Функции педагога
Основной целью начального обучения выступает обеспечение содействия ребенку
в пробуждении всех заложенных в нем задатков с помощью образовательного процесса. Он
должен найти себя и понять, чтобы в итоге захотеть устранить негативные стороны и
развить позитивные. Ключевая роль в этой деятельности отводится педагогу. Каждый
преподаватель должен четко осознавать, к чему он стремится в обучении и воспитании
детей. Образовательный процесс задает содержание и характеристики деятельности
ребенка, определяет сферу ближайшего развития универсальных действий.
Работа преподавателя
Для совершенствования умения анализировать и адекватно оценивать собственные
действия, дети вместе с педагогом разрабатывают алгоритм. При этом внимание
акцентируется на развивающую ценность заданий. Преподаватель не сравнивает учеников
друг с другом, а сопоставляет сегодняшний результат ребенка со вчерашним. Педагог
привлекает детей к процессу открытия новых знаний. Совместно с учителем школьники
обсуждают суть того или иного задания, его значение, как оно может пригодиться в будущем. Преподаватель уделяет особое внимание самопроверке детей. Он показывает им,
как можно обнаружить и исправить ошибку. Педагог обучает детей методам
взаимодействия в группах. Вместе они ищут единое решение, анализируют конфликты,
находят пути их разрешения.
Карта достижений
Она выступает как один из эффективных методов формирования УУД. Каждый
ребенок создает свою карту, в которой указываются его достижения в той либо другой
области. Для нее может отводиться специальное место на стенде. Представлена она, как
правило, в виде тетради, в которой схематично отражаются все достигнутые результаты.
Карта может помочь детям в:
1. Сознательном выборе того материала, который больше подходит для
решения задач.
2. Обозначении и понимании своего индивидуального пути продвижения в
освоении дисциплины.
3. Планировании дальнейших действий.
Заключение
Формирование УУД осуществляется в рамках усвоения различных дисциплин.
Этот процесс является системным, целенаправленным. Он реализуется через различные
предметные области, внеклассную деятельность. Все действия задаются по ФГОС.
Формирование УУД в начальной школе происходит в соответствии со схемой, указываемой
в тематическом планировании. Стандарты определяют ключевые моменты в выборе
содержания, планировании и организации всего образовательного процесса. При этом
учитываются возрастные и психологические особенности детей. Способы учета степени
сформированности универсальных действий присутствуют в требованиях к показателям
освоения каждой дисциплины и в программах по внеурочной деятельности. Достигнутые
результаты определяются для каждого конкретного класса. Они выступают в качестве
ориентира при организации мониторинга достижений.
Статья на тему "Формирование УУД на уроках в начальной школе"
Статья на тему "Формирование УУД на уроках в начальной школе"
Статья на тему "Формирование УУД на уроках в начальной школе"
Статья на тему "Формирование УУД на уроках в начальной школе"
Статья на тему "Формирование УУД на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.