Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"
Оценка 4.7

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
физическая культура
Детсад
04.02.2019
Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"
Данная статья йога для детей дош-го возраста включает основные понятия о пользе йоги. Знакомит с различными названиями и направлениями. Рассказывает о первооткрывателе йоги в России. Методика и особенности проведения занятий по йоге для детей. Основные названия упражнений с описанием правильного выполнения асан.
ЙОГА с детьми дош. возраста.docx
Йога с детьми дошкольного возраста. Данные по детской заболеваемости в Российской Федерации поражает воображение. По неумолимой статистике, более 60% детей в возрасте 5 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья,   30­40   %   детей   отклонения   со   стороны   опорно­двигательного аппарата и т. д. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а ведь учебный труд потребует от них выносливости, упорства, способности к умственной и физической нагрузке и, вечно же, здоровья. Современные   жизненные   условия,   нарушения   экологической обстановкой   побудили   меня   к   написанию   этой   работы   для   оздоровления детей,   которая   включает   все   виды   здоровьесберегающих   технологий (дыхательной   корригирующей   гимнастик,   психогимнастики,   элементов релаксации) с включением гимнастики хатха­йоги. Одной из основных целей инструкторов по физической культуре в детских дошкольных учреждениях увлечь ребёнка и привить ему любовь и интерес к занятиям спортом.           Йога   для   детей   –   это   комплекс   йога   упражнений,   который способствует нормальному физическому и психическому развитию детского организма. Основная задача йоги для детей — укрепить здоровье и развить в ребенке   внимательное   и   уважительное   отношение   к   своему   телу. Нейрофизиологи называют детский комплекс хатха­йоги гимнастикой мозга —   и   не   напрасно:   когда   мы   не   двигаемся   и   не   развиваем   вестибулярную систему, мы перестаём принимать информацию из окружающей среды, то есть замыкаемся в себе. Отсюда берётся синдром гиперактивности у ребёнка, или обратный — синдром замкнутости. Й гаоо   — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность   различных   духовных,   психических   и   физических   практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на   управление   психическими   и   физиологическими   функциями   организма   с целью   достижения   индивидуумом   возвышенного   духовного   и   психического состояния. Основные направления йоги — это раджа­йога, карма­йога, джнана­ йога, бхакти­йога и хатха­йога. В контексте философии индуизма, под йогой понимается система раджа­йоги.    Три наиболее важные вида йоги, как контроль ума: Карма­йога — «йога деятельности» Бхакти­йога — «йога преданности», или «йога преданного служения» Джнана­йога — «йога знания»   Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать. Хатха­йога  —   направление   йоги,   сформированное   в   X—XI   веке. Очищении тела, приводящего к очищению ума, жизненной энергии.   Конечная   цель   йоги   может   быть   совершенно   разной:   от   улучшения физического здоровья до обуздание волнений, изменчивости присущих уму. За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с  хатха­ йогой  и   её  асанами  —   физическими   упражнениями,   что   не   отражает духовного и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином. История   йоги   уходит   своими   корнями   в   древние   времена.   На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской   цивилизации   (3300­1700   года   до   н.   э.),   изображены   фигуры   в медитативных или йогических позах. Йогой   в   России   интересовались   ещё   до   революции   1917   года.   В советское время йогой заниматься было опасно, поскольку идеологически она была   запрещена,   но   энтузиасты   были   и   занимались   они,   в   основном,   по уцелевшим книгам и самиздату. Только   в   1963   году   открыл   школу   Йогов   в   г.   Москве   Геннадий Григорьевич Стаценко. В 1989 году при школе открыл Академию йоги — высшее   профессиональное   учебное   заведение.   В   1994   году   Академию переименовали в Институт Йога Гуру Ар Сантэма (ИЙГАС). В настоящее время является Учителем Школы и ректором ИЙГАС. Первым   сертифицированным   преподавателем   йоги   в   СССР   стал Анатолий Николаевич Зубков. Дающий право преподавать йогу и лечить с помощью йоги.   В конце 1980­х годов в Москве появилась лаборатория по изучению нетрадиционных методов оздоровления, с помощью кундалини­йоги помогать наркозависимым подросткам. Методика проведения занятий йогой с детьми.     Занятия йогой с детьми, как правило, носят игровой, динамический характер. Детки бегают, прыгают, играют, снимая все динамические зажимы, и  при   этом   выполняют   все  необходимые  для  снятия   статических  зажимов асаны. Инструктор пытается завладеть фантазией ребенка при помощи сказки. Детям   нравится   копировать   поведение   животных,   поэтому   они   с удовольствием   повторят   асану  «лягушки»  или   «собаки   мордой   вниз»  т.д. Даже   уже   в   этом   возрасте   становится   заметно,   что   ребёнок   становится внимательным, добрым, здоровым и более физически развитым, по сравнению с незанимающимися физическими упражнениями сверстниками.   Детская   йога   помогает   развить   координацию,   физическую выносливость,   гибкость   и   силу.   Асаны   или  «позы   йоги»  планомерно укрепляют   все   мышцы   тела,   без   исключения,   делают   их   эластичными, развивают подвижность суставов. Очень важная функция таких упражнений – это   укрепление   внутренних   органов   ребенка,   как   следствие   улучшение защитных   свойств   организма   и   работы   желудочно­кишечного   тракта, увеличение сопротивляемости  инфекционным заболеваниям. Йога помогает формированию   правильной   осанки,   так   как   укрепляет   мышечный   корсет. Кроме   того,   для   детей,   страдающих   избыточным   весом,   и   не   имеющих возможности   или   желания   активно   двигаться,   набор   асан   йоги   станет отличным помощником в борьбе за стройность. Задачи: Занятия по детской йоге, как правило, включают: развитие гибкости и силы (повышаются подвижность суставов, эластичность связок и мышц, расширяется спектр движений); выпрямляется и укрепляется позвоночный столб; осознания своего тела (гармонично развиваются правое и левое полушария мозга); формирование   правильного   дыхания   (здоровый   сон,   спокойствие   ума, освобождение эмоциональных блоков и творческой энергии); внимательность, активизация интеллектуальных способностей; повышение самооценки (растет уверенность в себе). Особенности и условия проведения занятий по гимнастике ­ йога. Для   детей   выбирают   те   упражнения,   которые   не   влияют   на гормональный   фон   и   такие,   что   физически   доступны   для   них.   Всегда приступайте   к   совместной   практике   с   детьми   в   тёплом   и   открытом помещении,   где   находится   минимум   мебели,   и   отсутствуют   острые   или бьющиеся предметы. Убедитесь, что ребёнок, выполняя асаны, не пытается задерживать дыхание, а дышит спокойно и ровно. Если   выполнение   какой­либо   позы   причинят   ребёнку   боль   или неудобство, не позволяйте ему перенапрягаться — путь он поработает над ней потом приступайте к практике йоги не раньше, чем через два часа после еды. Для   занятий   используйте   специальные   коврики.   Одежда   должна   быть свободной   и   удобной,   лучше   из   х/б   тканей.   Однако   избегайте   слишком мешковатой одежды, в складках которой можно запутаться. Во   время   практики   занимайтесь   босиком,   снимите   часы,   украшения, очки. Если ребёнок без очков чувствует себя дискомфортно, позвольте ему их оставить,  но  проследите, чтобы  он  обязательно  снимал   их  во   время  поз  с переворотами.   Детям   нежелательно   подолгу   находиться   в   перевернутом положении. Маленьким   детям   ни   в   коем   случае   нельзя   стоять   на   голове   – неокрепший позвоночник еще не в состоянии выдержать вес ребенка, а это значит,   что   такие   упражнения   могут   привести   к   нежелательным последствиям. Очень   важно   следить   за   дыханием   малыша   –   ребенок   должен   дышать свободно, не стоит навязывать ему темп и динамику вдохов/выдохов. От   всего,   что   вы   делаете,   занимаясь   йогой,   необходимо   получать удовольствие.   Важным   условием   выполнения   большинства   дыхательных упражнений   является   выпрямленный   позвоночник,   поэтому   старайтесь   не сгибать спину, если это специально не оговорено. Можно представлять, что позвоночник вытянут, как натянутая струна. Перед   выполнением   асан   и   дыхательных   упражнений   опорожните мочевой пузырь и кишечник. После комплекса обязательно выполните с ребёнком Шавасану (позу полного покоя)   —   все   упражнения   следует   делать   в   состоянии   возможно   более полного расслабления. Основные упражнения используемых в работе с детьми. "Фламинго".  Помогает   укрепить   корпус   и   ноги,   развить   чувство равновесия. А это что­то вроде нашей ласточки, которую учат делать даже в школе на уроках физкультуры. Встаньте прямо, ноги вместе, руки вытянуты по бокам и в стороны, как крылья. Отведите свою левую ногу назад и наклонитесь вперёд. Сохраняйте баланс   с   помощью   рук.   Можно   махать   ими,   как   крыльями.   Лучше   всего балансировать   получается,   если   вы   одновременно   наклоняетесь   вперёд   и отводите ногу назад. Вес тела должен быть перенесён на внутреннюю часть опорной ноги. Также вы можете зацепиться взглядом и постоянно смотреть в одну точку — очень помогает! И не забудьте сменить ноги! Как правило, на одной из ног легче удерживать баланс, чем на второй. У кого­то это может быть правая нога, у кого­то — левая. "Дерево". Это еще одна асана для равновесия, к тому же она вытягивает позвоночник, укрепляет мышцы ног. Встаньте   прямо,   ноги   вместе.   Согните   правую   ногу   в   колене,   отведите   в сторону и поместите подошву на колено левой ноги. Чем выше относительно колена вам удалось поставить стопу, тем легче балансировать, поэтому можно помочь себе руками и поставить стопу как можно выше. После того как вы зафиксировали ногу в удобной позиции, сожмите руки ладонями перед грудью в   намасте   и   поднимите   их   вверх   над   головой.   В   этой   позе   можно   легко покачиваться из стороны в сторону, как деревья на ветру. "Собака вниз  головой".  Укрепляет верхнюю  часть корпуса, помогает растянуть спину, мышцы на задней поверхности ног. Упритесь руками в пол, при этом колени должны находиться под бёдрами, то есть ноги у вас будут немного согнуты. Затем постарайтесь выпрямить колени и надавите ладонями на пол, пятками тянитесь к полу. Получается, что вы вытягиваете спину и растягиваете заднюю поверхность ног. Если для детей это слишком легко, они могу поднять одну ногу вверх (носок вытянут, колено смотрит в пол, таз не разворачивается в сторону, а смотрит чётко вниз) или упереться головой в пол. Вариантов этой позы существует довольно много, так   что   вам   будет   из   чего   выбрать.   При   этом   желательно,   чтобы   ступни полностью стояли на полу. "Морская звезда". Укрепляет мышцы рук и верхней части тела. Встаньте в позу собаки мордой вниз. Сделайте небольшой шаг вперёд правой ногой и разверните стопу так, чтобы носок смотрел влево. Раскройте свою правую сторону, оторвав левую руку от пола и подняв её вверх. После этого поднимите   вверх   левую   ногу.   Постарайтесь   сохранить   устойчивость   как можно дольше. "Тачка". Помогает укрепить мышцы шеи, поясницу. Лягте на спину, колени согнуты, ступни на полу. Оттолкнитесь ногами от пола и перенесите их себе за голову так, чтоб пальцы ног доставали до пола. Колени   слегка   согнуты.   Если   позволяет   растяжка,   можете   попытаться выпрямить   ноги.   Руки   лежат   на   полу   вдоль   тела   и   обеспечивают   вам устойчивость. Убедитесь в том, что ваши лопатки плотно прижаты к полу, и медленно переходите в стандартную берёзку, выпрямляя полусогнутые ноги вверх.   Из   берёзки   также   медленно   возвращайтесь   в   исходное   положение, укладывая спину на пол позвонок за позвонком. "Мостик". Позволяет поддерживать гибкость позвоночника. Лягте на пол, ноги согнуты в коленях, ступни плотно прижаты к полу как можно ближе к тазу. Руки согнуты в локтях и поставлены чуть выше плеч, ладони плотно прижаты к полу, пальцы смотрят в сторону стоп. Аккуратно и медленно вытолкните своё тело вверх, выгнув позвоночник. Вес должен быть перенесён   на   руки,   бёдра   должны   продолжать   смотреть   вперёд   и   не разъезжаться в стороны. "Сэндвич". Делает более гибкими тазобедренные суставы. Сядьте   на   пол,   ноги   вместе,   колени   выпрямлены.   Начинайте   наклоняться вперёд к ногам с выпрямленной спиной. И помните, что вы делаете наклон не за счёт спины и поясницы, а за счёт тазобедренных суставов. Что это значит? Это   значит   то,   что   вы   должны   тянуться   животом   (нижними   рёбрами)   к бёдрам, грудью к коленям и подбородком к ступням. Никаких прогибов в пояснице, смотрите вперёд, спина плоская, лопатки сведены вместе. Можно помогать себе руками, обхватив ступни и притягивая себя к ногам. У каждого инструктора будет свой набор упражнений, но все они направлены на то, чтобы сделать тело более гибким, укрепить суставы. "  Счастливый   малыш".   Эта   поза   расслабления,   и   она   отлично растягивает бёдра и нижнюю часть спины. Лягте на спину, ноги согните в коленях, притяните их к груди и возьмитесь руками   за   ступни,   колени   или   заднюю   часть   бёдер.   Осторожно   нажмите руками на ноги так, чтоб бёдра тянулись к полу, и покачайтесь немного из стороны в сторону. " Танцор" Эта поза на баланс. Также она хорошо растягивает и укрепляет позвоночник и ноги. Встаньте прямо, ноги вместе. Согните правую ногу и обхватите её правой рукой за ступню или лодыжку. Наклонитесь немного вперёд и одновременно с этим постарайтесь отвести правую ногу назад и вверх. Левую руку вытяните вперёд для балансировки. Дети умудряются в этой позе не просто стоять, но ещё и прыгать или вертеться вокруг своей оси. " Лодка"  Эта поза отлично подходит для того, чтобы держать в тонусе ваш пресс. Для детей предлагается упрощённая версия. Сядьте на пол, согните ноги в коленях, оторвите стопы от пола и попробуйте немного   побалансировать   на   своей   попе.   Как   только   вы   почувствовали стабильность, обхватите большие пальцы ног руками и медленно выпрямите ноги, продолжая сохранять баланс. Можете немного покачаться вперёд­назад, как лодка на волнах. Ещё один вариант: вы может делать это без помощи рук, просто подняв ноги и сохраняя баланс в позе буквы V. "  Ледяная горка"  Эта поза только со стороны выглядит простой. На самом же деле это отличная тренировка для рук и попы. Сядьте   на   пол,   ноги   вместе.   Поставьте   руки   за   бёдра   на   небольшом расстоянии,   пальцы   должны   быть   направлены   в   сторону   ног.   Упритесь ступнями в пол и поднимите вверх таз и бёдра, голова запрокинута назад. Представьте себе, что вы детская горка и дети скользят по вам вниз. Если это положение для вас слишком тяжёлое, можете согнуть колени. "Ласковая и сердитая кошечка". Простая поза для детей способна развить у ребенка гибкость, силу, укрепить позвоночник и улучшить осанку, научить управлять своим телом. Встаньте   на  колени,  упираясь   ладонями   в  пол.  Выполните   прогиб  спины, опуская поясницу и поднимая голову вверх («ласковая кошечка»).  А затем выполните выгиб спины и опустите голову («сердитая кошечка»). "Лягушка".  Асана   помогает   сделать   более   гибкими   тазобедренные суставы. Прыжки в этой позе повышают гибкость и нижней части спины.   Встаньте прямо, ноги на ширине бёдер. Присядьте на корточки и заведите руки за ноги. Из этой позиции медленно переместите свой вес немного вперёд и   начинайте   прыгать.   При   этом   от   пола   должны   отрываться   руки   и   ноги. Можете даже поквакать немного, пока прыгаете — деткам это понравится. Если прыжки кажутся вам невыполнимой задачей, тогда просто постарайтесь сесть в этой позе как можно глубже. На самом деле эта поза является подготовкой к позе светлячка — это когда вес   полностью   переносится   на   руки   и  ноги   отрываются   от   пола.   Поэтому после того как дети хорошо освоили позу лягушки, пусть попробуют немного балансировать   на   руках.   А   еще  «Лягушка»   –  это   подготовка   к   позе "Светлячок" (ребенок свой вес полностью переносит на руки, отрывая ноги от пола).   Существуют также методики занятий йогой для самых маленьких —  «бэби йога»,  которые   по   технике   ближе   к   массажу   или  «принудительной гимнастике», чем к йоге. Общедидактические принципы педагогики: «Йога   для   детей»  построена   на   общедидактических   принципах педагогики: систематичности (занятия проводятся регулярно), доступности (с учетом особенностей возраста), прогрессирования (возрастания физической нагрузки), а также принципах гуманистической педагогике: Безоценочной деятельности (освобождение детей от страха делать ошибки); сознательности   и   активности   (предусматривает   воспитание   у   детей инициативы, активности, самостоятельности в решении поставленных перед ними задач, умения регулировать свое психофизическое состояние); творческой   деятельности   (предусматривает   возможность   применения ребенком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке);  сотрудничества и кооперации (дается возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем­то или группой)'; взаимодействия с родителями (семья во многом определяет отношение детей к   физической   культуре,   их   интерес   к   спорту,   активность   и   инициативу). Родители   —   частые   гости   на   занятиях,   они   участвуют   в   различных совместных физических досугах и праздниках. Их постоянно информируют о состоянии физического развития детей. Конспект НОД по физической культуре с использование элементов гимнастики хатха­йоге  в занятиях  с воспитанниками средней группы. Тема: «Прогулка в осенний лес». Задачи: 1.Учить детей быть спокойными, веселыми, не причинять вреда другим. 2. Учить правильно дышать, расслабляться. 3. Развивать умение укреплять слабые мышцы. 4. Воспитывать выразительность и плавность движений. Ход занятия.   Звучит музыка. Дети врассыпную входят в зал, оглядываются вокруг. Было пасмурно, но вскоре небо стало проясняться. Дети перестраиваются в круг.   Выглянуло солнышко. Дети приветствуют его. Стоя, ладони сложить перед грудью. Сказать «Здравствуй, солнце!»  Дети разбрелись по лесу. Перестроение в шахматном порядке.   И вдруг дети увидели высокую гору. Поза горы. И. П. – стоя прямо, пятки и носки соединены вместе, руки опущены. Руки медленно поднять. Ладони соединить (5­7сек.) Около горы в лесу росло много деревьев. Поза дерева. И.   П.   –стоя,   правую   ногу   поднять,   прижав   ее     подошвой   к   внутренней поверхности левого бедра, руки вверх, соединив ладони. То же левой.         Росло много и разных кустиков. Поза кустика. И. П. –стоя, ноги вместе, руки вверху. Медленно наклон вперед, коснуться руками пола.        Вокруг росли красивые цветы. Среди них рос прекрасный цветок лотос: белый, стройный, нежный. Поза лотоса. И. П. –сидя, скрестив ноги, руки соединить перед грудью.         Вдруг послышался шорох. Все напряглись. Поза сосредоточения внимания. И.   П.   –   сидя,   ноги   скрестить,   руки   на   бедра,   соединить   большой   и указательный пальцы.         Ну, вот все затихло. Только слышно было как в пруду плещутся рыбки. Поза рыбки. И. П. – лежа на спине, выпятить грудь, убрать руки под спину, выгнуться.                Теперь снимем всю усталость. Лягте ровно, руки за голову, закройте глаза и представьте: над собой синее­синее небо, светит улыбаясь осеннее солнышко. Подумайте, о чем­то хорошем, добром.         Дети встаньте, Перестроение в круг. Давайте поблагодарим солнце за его тепло. Дети дружно говорят «Спасибо, солнце!». Литература. Чистяков М. И. Психогимнастика – М.,1990г. 2. Бянь Чжичжун. Секреты молодости и долголетия­   М., 1989г. 3.  ж. «Дошкольное воспитание»­1993г. Евтимов В.Йога­М.,1986г. Васильев Т. Э., Начало Хатха­йоги. 1998г. Мартынов С. М. «Здоровье ребенка в ваших руках». 1991г. Республиканский врачебно­физкультурный диспансер Минздрава мордовской ССР.   Кузнецова   М,   Н.   «Система   комплексных   мероприятий   по   оздоровлению детей».М. 2003г. Дюмулен Г. Глава 2. Элементы йоги в буддизме // История дзэн­буддизма. Индия и Китай. — СПб.: ОРИС, 1994. — 336 с. — ISBN 5­88436­026­6. Казак О. Йога в СССР // Yoga Journal. — 2010. — № 36 ноябрь/декабрь. Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода. СПб.: Лань, 1999. ISBN 5­8114­0184­1 Ферштайн Г. Энциклопедия йоги / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР­ ПРЕСС, 2002. — С. 637. — 728 с. — ISBN 5­8183­0397­7. Фойерштейн Г. Глубинное измерение йоги / Пер. с англ. И.А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — ISBN 5­7905­4315­4.

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"

Статья на тему "ЙОГА с детьми дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2019