Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ
Оценка 4.6

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
история
5 кл—11 кл
05.02.2019
Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ
статья на тему КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ. В статье затрагивается проблема клипового мышления сегодняшних школьников. Рассмотрены основные характеристики клипового мышления, история изучения данного явления. Выявлены причины формирования клипового мышления, а также предложены для применения на уроках истории конкретные методики, которые одновременно учитывают специфику клипового сознания современных учащихся, а также помогают использовать сильные стороны клипового мышления при обучение истории
СТАТЬЯ.docx
КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ  ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ  СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО  ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ.  Как­то удалось  оказаться в одном из кафе города. Обычная  повседневность. Во время ожидания заказа наблюдал за сотрудником данного  заведения,  который успевал совершать в течение одной минуту множество  операций. Не отрываясь от своих прямых обязанностей, вывести необходимую  сумму на рабочем аппарате,  он стал отвечать на телефонный звонок.  Одновременно, официант спрашивает вопрос по меню, и парень с трубкой, на  доли секунды подняв глаза, ответил. Затем повернул голову с телефоном к  входу и с улыбкой поприветствовал новых посетителей. Указав на свободные  столики и проговорив несколько слов о сегодняшней акции, он продолжил  общаться по телефону и нажимать на кнопки кассы…  Действия этого человека  были доведены до автоматизма. Этот, на первый взгляд, двадцатилетний парень  — представитель поколения с таким восприятием действительности, которое  считается проблемным, потому что юноша больше походил на робота, нежели  человека. Ведь совершать одновременно множество второстепенных операций  свойственно машине. То,  с чем мы столкнулись, называется клиповое мышление. Именно об  этом явлении, вызывающее сегодня у родителей чувство беспокойства за своих  детей, пойдет речь в нашей статье. В статье затрагивается проблема клипового  мышления сегодняшних школьников. Рассмотрены основные  характеристики  клипового мышления, история изучения данного явления. Выявлены причины  формирования клипового мышления, а также предложены для применения на  уроках истории конкретные методики, которые одновременно учитывают  специфику клипового сознания современных учащихся, а также помогают  использовать сильные стороны клипового мышления при обучение истории. Цель нашей статьи – раскрыть суть явления «клипового мышления» и  рассмотреть использование различных методик на уроках истории.   Начнем мы нашу статью с определения. Что же означает это понятие? Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «вырезка»,  «отрезок», «отрывок». Таким образом, этот феномен представляет собой такой  тип мышления, при котором человек воспринимает окружающий мир, как набор  фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов1.  Такая непопулярная у подрастающего поколения умственная операция,  как «думанье», больше свойственна людям постарше с понятийным мышлением,  позволяющим смотреть на мир вдумчиво и целостно. Это прерогатива  интеллектуально развитой личности. Чем больше развито понятийное мышление, тем более успешен человек и тем лучше справляется с трудностями. Есть  мнение, что с ростом технического прогресса оно постепенно превращается в  рудимент и уходит в прошлое2... Какова история происхождения этого явления? Почему данный тип  мышления свойственен современным подросткам?! Чем будут отличаться новые поколения? Давайте рассмотрим этапы изучения процесса “клиповое мышление” и разберем его детально. Так, американские психологи Г. Смолл и Г. Ворган в  своей монографии «Мозг онлайн. Человек в эпоху интернета» пишут, что новое  поколение Next», будет обладать совсем другой психикой и образом мышления  по сравнению с людьми старшего поколения. Мало того, весьма вероятно, что  сама структура организации головного мозга у людей нового поколения будет  отличаться от той, которая существует в настоящее время3.  1 https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/8011/ 2 https://www.oum.ru/samorazvitie­i­samosovershenstvovanie/klipovoe­myshlenie/ 3 Кушнир Е.Н. Клиповое мышление/сознание студентов как психолог­педагогическая  методическая  проблема// статья в сборнике трудов конференции Страницы: 104­114. Клиповое мышление  – особенность современного человека образно  воспринимать информацию через короткую трансляцию, послания,  промелькнувшие в новостях СМИ, интернета. Когда появился термин «клиповое мышление»? В Европе и США на данный феномен было обращено внимание еще  в середине прошлого века. Первое упоминание в качестве «клиповой культуры»  описывается в книге американского футуролога Э. Тоффлера «Третья волна»  как бесконечное мелькание информационных отрезков4.  “…На личностном  уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам  фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из­под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами»,  мгновенными кадрами»5.  Одним из первых исследователей данного феномена стал отец теории  коммуникации современного информационного общества М. Маклюэн. В своей  книге вышедшей в 1964 г., в период создания компьютеров третьего поколения  (1959­1971 гг.) он писал, что «…общество, находясь на современном этапе  развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную  деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации,  многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации  возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная  последовательность знаков перестаёт быть базой культуры»6.  4 https://2018­2019.ru/zhenskie­shtuchki/klipovoe­myshlenie­u­sovremennyh­shkolnikov 5 Ашихмина Т. В. Методы обучения студентов, обладающих клиповым мышлением // Научно­ методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 706–710.  6 Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. //  Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120­летию со дня  рождения С.Л. Рубинштейна “Психология человека в современном мире”. Том 5. Личность и  группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд­во “Институт  психологии РАН”, 2009. – С. 110­112. В начале 1980­ых заговорили о порождении этой проблемы. В 1987­м году  психолог Ларри Розен в своей статье один из первых заявил, что человек,  слишком долго работающий с персональным компьютером, утрачивает  способность к общению с людьми, ухудшается его коммуникабельность7. Нужно заметить, что о феномене клипового мышления в России активно  заговорили, лишь фактически после распада СССР, т.е. в 1990­ых гг. Первым  исследователем данного феномена стал философ Ф.И. Гиренок8, который в 1994 г. ввел понятие «клиповое сознание» в книге «Метафизика пата», далее  появилась новая работа “Клиповое сознание”, которая, нужно заметить,  написано в стиле, который очень близок к «клиповому стилю мышления». Он  говорил о том, что логическое мышление перестало играть важную роль в  современном мире: «…происходит замена линейного, бинарного мышления  нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств.  Русская культура, поскольку корни ее византийские, ­ на системе показа. И мы в себе воспитали понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное  мышление, а клиповое, …реагирующее только на удар». Подведем небольшой итог. Мы познакомились с основными теориями  изучения такого феномена как “клиповое мышление”. В последние годы  особенно серьезное влияние на молодых людей оказывают социальные сети –  интернет­сервисы, участники которых делятся фото и видеоинформацией,  пишут друг другу сообщения, обсуждают те или иные события культурной и  общественной жизни, вместе играют и т.д. В такой насыщенной информацией  среде молодым людям приходится постоянно взаимодействовать друг с другом:  отвечать на лаконичные личные сообщения, комментировать фото и видео.  Причем скорость реакции зачастую очень высока. Создатель самой популярной  7 Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man). – М.: Академический проект, 2005. – 496 с. 8 Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. – №1. в мире социальной сети Facebook М. Цукерберг считает, что стремление к  уединению перестает быть социальной нормой, поставив, таким образом,  общение во главу угла.  Далее рассмотрим, какими признаками обладают школьники, которые  являются носителями клипового мышления, а также рассмотрим  характеристики этого явления. Проблема клипового мышления приобретает масштабность. Печальным  становится тот факт, когда человек полностью «потерялся» в информационных  дебрях, разучился мыслить и думать самостоятельно: «зачем, если можно  спросить Google?». Определить человека с клиповостью сознания можно по  следующим признакам: 1. Поколение, живущие в эпоху интернета одновременно могут бродить по сети, слушать музыку, общаться в чате, редактировать фотки, делая при этом уроки; 2. Дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и  углублению в текст, неспособность к восприятию длительной линейной  последовательности ­ однородной информации, в том числе книжного  текста. Запоминание большого количества информации без учета  сущностного содержания; 3. Рассеянность, гиперактивность; 4. Бедность мимики и эмоций; 5. Отсутствие эмпатии (сопереживания); 6. Поспешные суждения и выводы; 7. Скудный словарный запас, цитирование фразами из фильмов,  афоризмов, мемов из соцсетей; 8. Большая скорость обработки информации; 9. Отсутствие системности мышления, снижение способности к анализу,  податливость к манипуляциям и влиянию; 10. Обманное восприятие смысла “Клиповое сознание/мышление”, так как  оно безответственно, потому как сеть сама по себе неформальна и  непублична;  11.Быстрая реакция на стимулы и изменения. Человек, обладающий клиповым мышлением, может эффективно работать  только с короткими отрывками информации и ему трудно воспринимать  большие и сложные объемы. Исходя из перечисленных характеристик, можно  сказать, что на данный момент мы наблюдаем конфронтацию двух разных  поколений. Поколение “прошлое” и “будущее”, двух реальностей ­ книжной и  экранной. В этой связи интересно мнение Д. Мартина, который утверждает,  что, по большому счету, всех людей можно разделить на две группы: «люди  книги» и «люди экрана». Отличительной чертой первого типа личностей  становится большой объем внимания и умение концентрироваться на основном  вопросе. Для «людей экрана» характерно размытое внимание, перескакивание с вопроса на вопрос.  Как бороться с клиповым мышлением? Есть ли способ предотвратить  нашествие этой “стихии”?! Ответ очевиден – нет. Это неизбежность времени.  Как быть с методической точки зрения, готово ли педагогическое сообщество  ответить на этот вызов? Если говорить о нынешнее поколение и школьников, то их последнее время обрасывают лестными характеристиками в свой адрес.  Учителя бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать  длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий  коэффициент усвоения  знаний. Им не под силу прочитать «Войну и мир»  даже по главам. Они  неспособны конспектировать, написать реферат,  не задумываются, что при  решении  задачи не может получиться 2,5 человека, а из  8  км невозможно  вычесть 3 часа.  При выполнении домашних заданий   стараются  воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями,  решебниками..  Не оперируют понятиями и терминами, сидят в интернете и  используют разнообразные гаджеты и современные технологии, которые отучили их использовать мозги. У них плохо развита долгосрочная память,  идет процесс деградации (отупения) молодежи и т.п. высказывания мы часто  слышим, видим и встречаем, как при личном общении преподавателей,  родителей, так и при общении преподавателей, обучающихся и их родителей9. Давайте рассмотрим разные методики преподавания истории, которые  учителя могут применять для успешного освоения материала. При этом  обязательно учитываются особенности и характеристики клипового мышления  нынешних школьников. Учитывая характеристику клипового мышления, преподаватели советуют  разбивать текст на фрагменты – смысловые блоки небольшие по объему (2–3  абзаца). Тексты должны эмоционально воздействовать на человека и  сопровождаться визуальными и слуховыми средствами передачи информации.  Сделать медиаокружение более дискретным: короткие сюжеты, динамичные  видео­ и аудиоблоки. Интернет не терпит книжной организации текста, где  фрагменты текста следуют один за другим. Приоритетными становятся яркие,  четкие, наглядные, образные, запоминающиеся формулировки. Актуальной задачей станет создание узко­тематических фильмов  (видеороликов) с наглядными примерами, экспериментами, e­learning  технологиями (Электронное обучение), электронный учебник. Урок истории – это прежде всего работа с текстом. Необходимо  сконцентрировать усилия на исследовании текста с обязательной функцией  наблюдений, предельно краткое обобщение которых представит своеобразную  словесную формулу. Главная задача учителя – помочь ребятам. Уместно здесь  вспомнить о том, кто такой идеальный читатель? Это тот, кто всё время  спрашивает себя: всё ли мне понятно? Такой вопрос имеет особое значение. Он позволяет учащимся осознать, что в тексте ему ясно, что нет. Это помогает не  пройти мимо трудностей и в какой­то степени избежать иллюзии понимания.  9 Кушнир Е.Н. Клиповое мышление/сознание студентов как психолог­педагогическая   методическая проблема// статья в сборнике трудов конференции Страницы: 104­114 Идеальный читатель выделяет в тексте непонятные слова и выражения и  выясняет их значение. Для этого он обращается к словарям, справочникам,  дополнительной литературе и к тем людям, которые могут дать нужные  разъяснения. Делать выписки – необходимое условие начала постижения тайны слова и загадки произведения. Эмоциональная реакция от такой работы тоже  важна: школьники начинают чувствовать слово, а работа над выписками  углубляет состояние удивления, продлевает его. Не менее важным является  выбор ключевого слова, которое определит дальнейший ход исследования  авторского текста. Использование технологии развития критического мышления позволяет  человеку решить множество интеллектуальных проблем10. Прежде всего таких,  как умение установить проблему в тексте информации, определение  значимости информации для решения проблемы, а также оценка и поиск  альтернативных решений. Вместе с развитием критического мышления  формируется новый стиль интеллектуальной работы, который включает в себя  осознание многозначности различных точек зрения и альтернативности  принимаемых решений. Глубоко и последовательно мыслить также учат также такие активные  методы обучения, как:  ­ дискуссия;  ­ мозговой штурм,  ­ дебаты, форум,  ­ круглый стол, ­  семинар­дискуссия (групповая дискуссия); Один из самых универсальных и простых приемов для повышения  эффективности умственной деятельности с применением образов – это  10 .Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2­х томах. М.: Народное  просвещение, 2005. cтр.40. интеллектуальные карты, mindmapping (ментальные карты) ­ это удобная и  эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Использование в учебном процессе метода зеркальной аудитории (flipped  classroom). «Слово «зеркальный» в названии метода означает, что аудиторные и домашние задания «поменялись местами»: лекции учащиеся смотрят дома по  видео, а в аудитории делают то, чем раньше занимались дома, ­ обдумывают  проблемы и ставят вопросы». Составление синквейнов (пятистишие, построенное по определённым  правилам). 1 строка – название темы, 2 строка – это определение темы в двух  прилагательных, 3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках  темы, 4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме, 5  строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью  речи. Данный метод активирует умственную деятельность школьников, через  чтение и письмо. Новый этап работы – составление предположительной цепочки, которая  фиксирует ход мысли и требует обобщения, вывода. Что даёт такая работа?  Прежде всего, она способствует осознанному восприятию текста и развитию  монологической речи, так как формула, записанная учениками, содержит план  высказывания, по которому можно судить о целостном восприятии текста,  школьники учатся аргументировать свои доводы.  Схемы­визуализаторы, приём кластера позволяет эффективно совместить  визуальный символ и логику, графические схемы ­ «Фишбоун» или «Рыбий  скелет». Данная графическая техника помогает структурировать процесс более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями  проблемы. Метод «шести шляп» – это психологическая ролевая игра. Шляпа  определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её,  человек включает этот режим. Приём «Инсерт» ­ чтение с пометками: «v» ­ уже знал, «+» ­ новое, «?» ­ не  понял, есть вопросы; маркировочные таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»,  составление сравнительных таблиц. Все самое важное и применимое давно сказано и проэксперементировано  Великими. Итальянский психолог с 35­летним стажем Л.Д. Палладино в своей  книге «Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху  клипового мышления» делится простыми и работающими рекомендациями: ­ перестать следить за новостями (кроме негатива и незначительных  событий они не несут); ­ любую сомнительную информацию подвергать критике и анализу; отписаться от соцсетей (для начала, если это тяжело, то от 1 – 2); ­ начать читать книги в бумажном варианте, информация усваивается лучше на 25%, нежели чем с электронных носителей, как альтернативу можно  слушать аудиокниги; ­ 1 – 2 раза в неделю устраивать дни без гаджетов, насколько это является  возможным. 1. При отвлечении внимания от дела на смартфон или новости в интернете  важно начать осознанно наблюдать за собой и задать вопрос: «Чего я сейчас не  делаю? – это помогает осознать беспокойство и избегание. 2. Борьба с прокрастинацией. 3. Начать развивать в себе уверенность. 4. Развивать эмоциональный интеллект – клиповое мышление приводит к  «скудности» эмоций. 5. Воспитывать в себе и детях духовность, прививать непреходящие во  времени ценности. Список литературы Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в  современном мире. // Материалы Всероссийской юбилейной научной  конференции, посвященной 120­летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна  “Психология человека в современном мире”. Том 5. Личность и группа в  условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд­во  “Институт психологии РАН”, 2009. – С. 110­112.  Ашихмина Т. В. Методы обучения студентов, обладающих клиповым  мышлением // Научно­методический электронный журнал «Концепт». – 2016.  – Т. 17. – С. 706–710. Косенко Александра. Чем опасно клиповое мышление и как с ним бороться.  [Текст] http://www.lookatme.ru/mag/how­to/inspiration­howitworks/207449­clip. Кушнир Е.Н. Клиповое мышление/сознание студентов как психолог­ педагогическая  методическая проблема// статья в сборнике трудов  конференции Страницы: 104­114 Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего.  (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man). – М.: Академический проект, 2005. – 496 с. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2­х томах. М.:  Народное просвещение, 2005. Фрумкин Константин. Клиповое мышление и судьба линейного текста. http://www.topos.ru/article/7371. Ястребов Л.И. Записки репетитора. Повышение эффективности обучения. http://vio.uchim.info/Vio_121/cd_site/articles/art_2_2.htm https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/8011/ https://www.oum.ru/samorazvitie­i­samosovershenstvovanie/klipovoe­myshlenie/ https://2018­2019.ru/zhenskie­shtuchki/klipovoe­myshlenie­u­sovremennyh­ shkolnikov

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ

Статья на тему "КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДИК НА УРОКЕ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛИПОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ УЧЕНИКОВ", 5-11 КЛАССЫ, ИСТОРИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2019