Классный час " Немцы сожгли мою деревню"
Оценка 4.6

Классный час " Немцы сожгли мою деревню"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
история +2
5 кл—11 кл
28.04.2020
Классный час " Немцы сожгли мою деревню"
Классный час. " Немцы сожгли мою деревню"
Классный час«Немцы сожгли мою деревню…» .docx

Методическая разработка классного часа предназначена для учащихся 5-11 классов, содержит краткие сведения о  событиях  ВОВ.

 

Цель: Воспитать у обучающихся патриотические чувства к своей Родине. Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.

Задачи:  Образовательные -Погрузить детей в атмосферу военного времени. Расширить знания обучающихся о событиях 1941-1945 гг. Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитательные- Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях победивших фашизм, чувства гордости за свою страну. Воспитание честности, благородства, сострадания.

Развивающие - Развивать интерес к изучению истории.

Форма организации деятельности детей – классный час в виде лекции – семинара.

Ход мероприятия   (Слайд 1)

 Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы находимся в преддверии прекрасного дня – Дня Победы в Великой Отечественной Войне. И этот классный час хочется начать с таких строк.

Победа грезилась, мечталась.

Был дорог жизни каждый миг…

Тут я спросил: Как… воевалось?..

«Обычно, – произнёс старик,

Война ни есть, какое дело.

Мир – вот что главное, сынок».

Чтоб миру быть – нужна тут смелость:

Не допустить несчастий срок…



Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких.

Этому событию мы посвятим наш классный час- «Немцы сожгли мою деревню…» (Слайд 2)

(Слайд 3) 22 марта 1943 года немцы сожгли и расстреляли 149 жителей  деревни Хатыни. Об этом знают все. Но в Беларуси был населенный пункт, в котором фашисты уничтожили в 12 раз больше людей.  (Слайд 4) Рано утром 14 января 1944 года в деревне Ола Паричского (ныне — Светлогорского) района Бобруйской (ныне — Гомельской) области были убиты 1758 человек, из них 950 детей. Про Олу почему-то не писали в учебниках, там не строили мемориал, про нее не снимали фильмы, очевидцев той трагедии уже нет в живых. Что же происходило в полесской деревне 77 лет назад? (Слайд 5 )

Согласно рассказам очевидцев, дело было так.

В декабре 1943-го на мостике через реку в Оле застрелили двух немецких солдат. Местные понимали: ничего хорошего их после этого не ждет. Ведь у фашистов действовал принцип общего коллективного наказания, когда за одного убитого немца могли сжечь всю деревню. Люди решили не дожидаться беды — и ушли в лес.

— Представляете: зима, землянки,  дети малые. Выдержать это сложно, люди устали — и на Коляды решили вернуться в деревню. Вернулись — а рано утром немцы окружили деревню и уничтожили жителей.

В Оле, согласно довоенной переписи, проживало 168 человек, но почему тогда такое количество погибших? Неужели среди них были партизаны или солдаты?

Ола не была партизанской деревней, в 10 км от деревни уже находился фронт. Все погибшие  мирные жители. Женщины, старики, дети. Они пришли в Олу из леса, из соседних деревень оттуда их выгнали немцы, заняли их дома. Люди искали спасения в Оле. (Слайд 6)

Людей было много, а домов всего чуть более 30. По словам очевидцев тех событий, в одной деревенской хате в то время могло находиться по 50−60 человек.

(Слайд 7) Основываясь на свидетельствах очевидцев этих бесчеловечных расправ, вырисовывается примерный алгоритм действий карателей после окружения деревни.  Они были не прочь поживиться чем нибудь после расправы, поэтому после уничтожения людей всегда занимались грабежом домов, уводили скотину. И именно по этой причине выгоняли людей в одно общее место для расправы, чаще всего сарай. (Слайд 8) Надо принимать во внимание то, что некоторые деревни были перенаселены - жители городов тянулись в село, к родне. До половины всех жителей деревень - были дети и подростки. Как выносить награбленное, когда вокруг трупы и начинающийся пожар? На повозках!

Если деревня была большая, как Ола, то расправа могла затянуться на весь день и сжигать людей могли сразу в нескольких сараях и даже домах.

Однако самым распространенным типом расправы был обычный расстрел. Каратели ходили из дома в дом и просто убивали всех людей без разбора, кидали в погреба гранаты. Для них это было несложно, вероятность нарваться на партизан была минимальна, встречали их в домах обычно женщины и дети. Детей было много.

Выжить просто убежав из деревни было почти невозможно - всю территорию оцепляли каратели, они убивали всех кто пытался выбраться из населенного пункта.

Чаще всего люди укрывались в подполе, что редко спасало от смерти - каратели практически в автоматическом режиме открывали их в каждом доме.

Люди знали о том, что каратели могут прийти расстрелять или сжечь, поэтому иногда готовились к этому заранее.

(Слайд 9) Как они это делали? Делали тайники. Выкапывали неглубокие укрытия в земле на отшибе двора. Эти укрытия тщательно маскировались сверху настилом и землей. Иногда люди набивались в них так, что невозможно было пошевелится и продохнуть. По сути это была небольшая могилка. Тайники могли делать где угодно - под полом, под крыльцом, в сарае, во дворе, главное чтобы не был заметен и в него можно было быстро и незаметно укрыться всей семье.

Единственный живой свидетель Николай  Журун рассказал, как немцы огнем уничтожили его деревню вместе с жителями.

(Слайд 10) "73 года прошло, а у меня каждый день перед глазами картина, как по деревне идут немецкие каратели, как сгоняют соседей в сараи, как доносятся женский и детский плач, выстрелы", — начинает свой рассказ Николай Журун из деревни Зиняки Щучинского района.

В конце войны немецкий карательный отряд у него на глазах сжег родное село вместе с жителями. 85-летний пенсионер — единственный живой свидетель, которому в тот день чудом удалось спастись из пылающей деревни.

Николай Иванович одно за другим восстанавливает события 22 января 1944 года. Тот день, когда он в последний раз видел маму, младшего брата и двух сестер, а также всех друзей и соседей.

 

Тогда Николаю было всего 12 лет. Признается, что сейчас, спустя более 70  лет, помнит все до мелочей, как будто это случилось вчера. Он вспоминает, что накануне ничто не предвещало беды, в деревне шла обычная для войны жизнь — смотрели за хозяйством, принимали на побывку жителей соседних деревень, которым немцы угрожали расправой.

"Зима была не суровая, снега было мало. Я в тот день на санках катался, нос разбил", — вспоминает Николай Иванович. Правда, взрослые подозрительно перешептывались: почему всем соседним деревням приказали собрать  повозки.  Только на следующий день стало понятно, что повозки соседних сельчан были нужны, чтобы увозить добро и пожитки из домов жителей Зиняков. Но тогда об этом никто и не догадывался.

(Слайд 11) Карательный отряд численностью примерно 300 человек прибыл в середине ночи. На рассвете они стали окружать деревню. В те времена в Зиняках было 89 дворов, она занимала большую территорию.

Как говорит Николай Иванович, часов в шесть утра он проснулся от непривычного шума возле дома — ехали запряженные в повозки лошади, слышалась иностранная речь. К нам зашел староста. Мама тогда стала расспрашивать: "А что с нами будет?"

"Плохо. Наверное, будут бить", — ответил староста.

Две старшие сестры решили уйти из деревни. Николай видел, что на окраине их задержали сторожевые из окружения и отвели обратно домой. И тут он заметил, что немцы гонят людей в сторону одного из сараев. Там были и мужчины, и женщины, которые несли на руках маленьких детей.

Он тогда предложил младшему брату: "Мишка, давай во двор к соседу пойдем прятаться". А тот сказал, что от мамы никуда не пойдет, вернулся в дом. Николай Иванович делает долгую паузу, смахивает со щеки слезу и продолжает: "Я прыгнул через забор и побежал один. Больше я своих не видел".

(Слайд 12) Расправа была жестокой. Людей сгоняли в спешке. Многие даже не успели надеть теплый тулуп, кто-то шел босиком. Одну дряхлую бабушку оставили в доме, она сгорела, лежа на кровати.

В одном из сараев мужчины выбили дверь, вырвались из огня, но их тут же расстреляли. Маленьких детей фашисты забросили в пламя. (Слайд 13) В тот день сгорело и погибло 419 человек, из них 68 детей, родившихся до войны и во время войны. Их имена неизвестны. В огне погибло более 60 жителей соседних деревень, в том числе и те, которые ожидали расправы над своими селениями

Запомнился ему еще один эпизод. Лежа под крышей, наш герой слышал крики женщин, детский плач, выстрелы, едкий запах дыма.

А потом стали выгонять из сараев животных, забирать вещи и грузить их на прибывшие телеги. Мальчишка догадался: когда немцы заберут все добро из домов, то начнут жечь постройки. Он улучил удачный момент, выбрался из укрытия и стал убегать. На окраине деревни потерявшие бдительность сторожевые его все-таки заметили, стали стрелять, но Николаю удалось укрыться в лесу.

Причина жесткой расправы над Зиняками — подозрение, что в деревне прячутся партизаны. Каратели обыскали каждый дом, никого не нашли, но операцию все равно решили довести до конца. (Слайд 14)

 

Местные жители потом вспоминали, как волки и другие лесные хищники таскали останки сожженных людей. Ведь похоронить их было некому. В послевоенное время всех погибших перезахоронили в одной братской могиле на месте одного из сараев. (Слайд 15) Их фамилии и имена увековечены на стене памяти, которая установлена возле братской могилы.

 

Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

И их голоса когда – то звучали,

 По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Среди нас нет тех,

Кто шёл на фронт и не вернулся.

Вспомним через века, через года,

 О тех, кто уже не придёт никогда. Вспомним! (Слайд 16)

Почтим память героев, не пришедших с войны, минутой молчания (минута молчания) – Прошу всех встать. Прошу садиться.

9 мая принято поздравлять друг друга и ветеранов с Праздником Победы, а также благодарить живых и павших участников той войны за то, что они отстояли родную землю и обеспечили на долгие годы мирное небо над головой потомков. (Слайд 17)

Наш классный час закончен. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне, будете с уважением относиться к ветеранам ВОВ не только в преддверии этого дня, но и в течение всего года, и по возможности, помогать им в жизни. Я желаю Вам быть добрыми людьми и патриотами своей страны.



 

Методическая разработка классного часа предназначена для учащихся 5-11 классов, содержит краткие сведения о событиях

Методическая разработка классного часа предназначена для учащихся 5-11 классов, содержит краткие сведения о событиях

Про Олу почему-то не писали в учебниках, там не строили мемориал, про нее не снимали фильмы, очевидцев той трагедии уже нет в живых

Про Олу почему-то не писали в учебниках, там не строили мемориал, про нее не снимали фильмы, очевидцев той трагедии уже нет в живых

Детей было много. Выжить просто убежав из деревни было почти невозможно - всю территорию оцепляли каратели, они убивали всех кто пытался выбраться из населенного пункта

Детей было много. Выжить просто убежав из деревни было почти невозможно - всю территорию оцепляли каратели, они убивали всех кто пытался выбраться из населенного пункта

Слайд 11) Карательный отряд численностью примерно 300 человек прибыл в середине ночи

Слайд 11) Карательный отряд численностью примерно 300 человек прибыл в середине ночи

Память героев почтим, И их голоса когда – то звучали,

Память героев почтим, И их голоса когда – то звучали,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020