Статья на тему: «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук»
Оценка 4.7

Статья на тему: «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук»

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
музыка +1
Взрослым
27.06.2018
Статья на тему: «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук»
В данной статье рассматриваются методы музыкальной коррекции детей и взрослых. Разбирается понятие "Звук", и его воздействие на организм человека , затрагивая период перинатального детства и младенчества и дошкольного возраста. А также раскрываются основы музыкальной терапии при базовой работе с детьми и взрослыми.
Статья Музыкотерапия.docx
Елена Сергеевна Терханова Нижегородский хоровой колледж им. Л. К. Сивухина ЦДОД Нижний Новгород «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук» Музыка - это особый вид искусства, затрагивающий струны души каждого из нас. Она наполнена великой силой эмоции, зримо проявленной в звуках, и способна творить чудеса. Появляясь в жизни еще до рождения, музыка ежедневно сопровождает нас. Малыш, находясь в утробе будущей матери, знакомится с тембром ее голоса, звуками, что мама слышит вокруг себя. Затем эти звуки окружают младенца уже после рождения, формируя первичную звуковую среду. Ребенок, появившись на свет, уже музыкально наполнен тонким слухом, чувством ритма. В первые дни жизни он способен через звук, проявленный в разнообразной интонации плача, выражать свои эмоции и желания. Плач ребенка представляет собой сложнейшее музыкальное вокальное построение, которое выражает многогранные эмоции. Каждая чуткая мама узнает плач родного малыша из тысячи, подсознательно расшифровывая его значение (чувство голода, дискомфорт, испуг и т.д.). Младенец, еще не понимая слов, реагирует на интонации голоса мамы и членов семьи, улыбкой откликаясь на положительный тон взрослого. А что еще более удивительно, малыш помнит и узнаёт музыку и звуки, услышанные во время своего перинатального детства (колыбельную, что пела мама, любимую композицию, что часто звучала в это время). Младенцы позитивно реагируют на подобную музыку, наполняются положительными эмоциями, прислушиваются и успокаиваются. С момента рождения и до трехлетнего возраста ребенку легко развиваться через музыкальную среду. В этом благодатном возрасте при регулярных занятиях развиваются даже самые слабые музыкальные стороны, быстро и легко корректируются и формируются в стабильные навыки. Наше отношение к музыке напрямую зависит от первого знакомства с этим необычным миром, миром звуков, и важно показать ребенку в самом начале его жизненного пути, насколько этот мир совершенен и прекрасен в гармонии и красоте. Ребенок постепенно познает завораживающее рождение звуков, запоминает неповторимые голоса и краски инструментов, учится понимать и любить музыку. И главная задача педагогов, помочь ему соприкоснуться с удивительным музыкальным миром. Неслучайно музыкальные занятия являются обязательными в программе дошкольного образования. Музыка формирует эмоциональную сферу ребенка, помогает в развитии слухового внимания и восприятия, а так же моторной сферы, где происходит взаимодействие между музыкой и движением, развивается координация. Музыкальные занятия развивают речь, корректируют речевые нарушения, формируют чувство ритма. Если у ребенка чувство ритма развито слабо, то речь развивается медленнее, чем у сверстника с развитым чувством ритма. Любое слово, словосочетание, фраза обладают ритмическим контуром, который ребенок начинает воспроизводить еще не осознавая их смысла, просто опираясь на услышанный ритмический рисунок и звуковую линию. Поэтому развитое чувство ритма является некой базой для формирования и развития речи. профессор Санкт- Петербургского государственного университета Татьяна Черниговская, говорит: «Занятия музыкой, начатые в раннем детстве ускоряют и интенсифицируют развитие мозга, улучшают качество нейронной сети, обеспечиваю лучшую пластичность мозга, влияют на состояние мозга в пожилом возрасте, в частности при восприятии устной речи, которая ухудшается с возрастом». Формирование мозга связано с деятельностью человека, а музыка, процесс расшифровки нотного текста, его воспроизведение, эмоциональный отклик - рождаются в доли секунды, тренируя нейронную сеть. Мозг в это время похож на изощренный музыкальный инструмент, организующий этот процесс. С каждым годом в мире все глубже изучается воздействие музыки на организм человека. Подобными разработками по звукотерапии занимаются Научный центр музыкальной терапии и восстановительных технологий (г.Москва), Европейская академия музыкальной терапии (Болгария), Центр лечебной педагогики (г. Москва) и другие. Более ста лет назад, в 1913 году, выдающийся Российский психоневролог, академик В.М.Бехтерев создал комитет по изучению лечебного действия музыки, а чуть позже в Известный нейролингвист, Московском центре восстановительного лечения доктор М. Л. Лазарев начал использовать музыку в оздоровительных программах для будущих мам и малышей. И уже сегодня эти методики успешно используются во всем мире. По данным нейропсихологии мозг реагирует на даже очень слабый звуковой сигнал раньше, чем на другие сенсорные раздражители. В это время музыка представляет собой звуковую волну, которая идет в мозг, получив информацию от периферической слуховой системы и уже только там, расшифровываясь, она воспринимается и становится музыкой. Т.е. наше восприятие звука является неким процессом декодирования любой звуковой информации, которая проявлена на физическом плане. Обычно соприкосновение с подобным звуковым воздействием происходит в трех вариантах: организма, -Мелодия без сопровождения; -Мелодия с гармоническим сопровождением; -Мелодия с сопровождением и звуками природы (призвуки моря, дождя, птиц и т.д.) Второй вариант на практике благоприятнее остальных воздействует на организм, в отличие от первого, где гармоническая основа проявлена не так зримо и явно, и третьего, в котором эффект призвуков расслаивает общее гармоническое восприятие. Исследования, проводимые в Европейской академии музыкотерапии в Болгарии показали, что после прослушивания музыкального фрагмента меняется энергоинформационный баланс организма, происходит торможение симпатической нервной системы и включается гомеостатическая функция парасимпатической нервной системы, носящей восстановительный характер. Снижается уровень происходит гармонизация его функций. Если говорить о звуковой коррекции эмоционального состояния ребенка, то важно соблюдать правила звукового взаимодействия, чтобы сам процесс проходил мягко и гармонично. Подобная коррекция состояний у взрослого человека и у ребенка частично будет отличаться в выборе музыкального наполнения, что важно для достижения положительного результата сеанса. При звуковой коррекции ребенка придерживаются следующих правил: - Музыка выбирается в едином, равномерном, спокойном движении, похожим по темпу на биение маминого сердца (этот темп гармоничен для ребенка, ведь находясь в напряженности - а сон перинатальном детстве, малыш формируется и развивается, слыша ритм ударов сердца мамы). - Музыка не должна содержать низкие частоты и пестрить разнообразием тембров (низкие частоты отрицательно влияют на организм, а тембры (окраска звука) многочисленных инструментов, звучащих в единой музыкальной ткани, приводят к перевозбуждению и перегрузке нервной системы ребенка. Музыка должна быть наполнена простыми гармоническими построениями (музыка эпохи Барокко, классицизма) с минимальным количеством сложных альтерированных гармоний и отклонений в разные тональности (как в музыке Прокофьева, Шостаковича, Шнитке и т.д.) - Музыка не должна вызывать отрицательных, негативных эмоций. Полноценный сон, также отвечает за гармоничное состояние ребенка в течение дня. Если ребенок гиперактивен и легко перевозбуждается, часто находится в контрастных эмоциональный состояниях, плохо засыпает и просыпается с плачем, полезно проводить маленькие сеансы музыкотерапии в домашних условиях. Чтобы состояние стало гармоничным, необходимо стабилизировать переход между Бета - Альфа - Тета - Дельта частотами головного мозга. Это наши этапы бодрствования, переходный момент к засыпанию, глубокому сну и вновь к пробуждению. В момент ритуала засыпания (чтение книги, прослушивание маминой сказки и др.) фоном звучащая музыка, содержащая Альфа частоту в диапазоне 10-13 Гц, будет постепенно уводить ребенка в сон. А на момент пробуждения, если ребенок просыпается с плачем, фоном за 7-10 минут до просыпания ребенка музыка Бета частоты в диапазоне 14-16 Гц организует мягкий выход из сна. После таких небольших звуковых сеансов происходит улучшение функционального состояния организма ребенка, ускоряются восстановительные процессы, выравнивается эмоциональное состояние. Музыка, через звуковые формулы гармоний оказывает на человека удивительное воздействия, пробуждая многогранные эмоции, рождая новые чувства, переживания, порой не свойственные ему в повседневной жизни. Этот эффект несравним по своей силе с действием других произведений искусства. Вспоминаются слова из книги воспоминаний композитора Сергея Терханова «Мои берега»: «Все-таки удивительное полноценным, явление - Музыка!.. Благодаря встрече с ней происходит обыкновенное Чудо… Нас на миг объединяет добрая власть и сила музыки, а мы подчиняясь ей, словно вновь согреваемся теплом детства и утешаемся первой материнской колыбельной. Сама музыка, безусловно, есть подтверждение существования Божественного начала, потому что, рожденная по вдохновению, несущая в себе сердечные токи сочувствия всему живому и человеческому, она настроена на камертон Добра и Любви!» Список материалов 1. https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=nEGmdlJEr8M 2. «Мои   берега»:   воспоминания,   статьи,   интервью,   стихи…/   Сергей Татьяна Черниговская, лекция «Как научить мозг учиться?» Терханов ; [сост. Т. В. Новоженова]. – Саранск, 2015. – 352 с.

Статья на тему: «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук»

Статья на тему: «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук»

Статья на тему: «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук»

Статья на тему: «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук»

Статья на тему: «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук»

Статья на тему: «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук»

Статья на тему: «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук»

Статья на тему: «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук»

Статья на тему: «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук»

Статья на тему: «Музыка в жизни ребенка. Возможности метода музыкального взаимодействия и звукотерапии. Коррекция эмоционального состояния и сна через звук»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2018