Методическая разработка «Художественная интерпретация музыкального произведения».
Оценка 4.7

Методическая разработка «Художественная интерпретация музыкального произведения».

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
искусство +2
Взрослым
20.02.2019
Методическая разработка «Художественная интерпретация музыкального произведения».
Суть художественной интерпретации- творческий процесс истолкования музыкального произведения. В процессе этого анализа рассматривают отдельно элементы содержания произведения и отдельно – его формы, хотя, естественно, постоянно имеется в виду их взаимодействие, связь, выражающаяся главным образом в функциональности формальных элементов по отношению к содержанию. Термин «интерпретация» означает толкование, постижение целостного смысла музыкального произведения, его идеи, концепции.
художественная интерпретация.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Петровская Детская школа Искусств» Башмаковского района Пензенской области Методическая разработка на тему: «Художественная интерпретация музыкального произведения». Разработчик: преподаватель высшей квалификационной категории   Гудожникова И.Н. ( класс фортепиано) 1 с. Никульевка Исполнительская культура музыканта является важнейшим аспектом подготовки на  уровне современных задач музыкального воспитания и образования. Трудно переоценить  значение формирования исполнительских навыков, необходимых как при проведении  урока, так и в концертной  работе. Современная философия в качестве особого типа  деятельности выделяет художественную деятельность, выражающуюся в создании  художественных ценностей­произведений искусства. Художественная деятельность может  быть творческой( продуктивной) и нетворческой(репродуктивной). Под творческой  деятельностью принято понимать создание качественно нового художественного  произведения, отличного от известных образцов. Мастер, создающий произведение  искусства, является творцом, а его деятельность по своей сути­ творческая. Копия  оригинального  произведения­ пример нетворческой деятельности. Что же такое  исполнительская деятельность­ проявление творческого или репродуктивного начала по  отношению к авторскому образцу? Как известно, суть художественной интерпретации­  творческий процесс истолкования  музыкального произведения. Художественная  интерпретация­ это и исполнительская деятельность, и ее конечный результат. В процессе  интерпретации музыкального произведения можно выделить четыре основных этапа: ­возникновение художественного замысла; ­формирование; ­реализация; ­проверка и оценка. Разумеется подобное деление носит достаточно условный характер, так кА невозможно  определить непосредственную грань, отделяющую окончание предыдущего этапа от начала  последующего. Остановимся на характеристике каждого этапа. Интерпретация начинается с возникновения художественного замысла как  определенного плана действий при постановке и реализации исполнительских задач  применительно к данному произведению. Художественный замысел­ это сложный процесс,  формирующий и направляющий деятельность исполнителя в конкретное русло.  Возникновению замысла предшествует выбор произведения, предварительное знакомство с  ним, поиск идей осуществления интерпретации. На этом начальном этапе педагог должен  дать определенные ориентиры художественного истолкования данного сочинения, а  именно: эпоха создания, основные черты стиля композитора и художественного  направления, особенности содержания и формы в самом общем плане. Пробудив интерес  ученика, естественно перейти к приемам и средствам воплощения. При этом важно учесть,  что исполнительская деятельность ученика должна соответствовать его творчески­  исполнительским и интеллектуальным возможностям. Модель исполнения является  продуктом индивидуального творчества. Например, одно и то же произведение у разных  учеников отличается не только по художественному замыслу, но и по совокупности   художественно­ технических возможностей( степень одаренности, профессиональная  подготовка, музыкальный вкус, исполнительский темперамент и другие).Необходимо  отметить, что данный этап интерпретации предусматривает  главным образом  непосредственную работу за инструментом. 2 Творческое задание.Подготовить устно аннотации на две сонаты различных  художественных направления по следующему плану: характеристика эпохи, основные идеи сочинения, особенности формообразования, трудности пианизма. Формирование художественного замысла  требует от ученика значительной   интеллектуальной активности, которая стимулируется непосредственно педагогом. Однако стимуляция интеллектуальной деятельности на начальных этапах работы над  произведением не должна включать  готовые исполнительские образцы­ исполнение  данного произведение педагогом или прослушивание записей, так как обращение  учащегося  к готовой интерпретации  при еще несформированном собственном  замысле  приводит к бездумному копированию отдельных элементов вне связи с общим  художественным замыслом. Понимание конечных задач, связанных с исполнительским  воплощением произведения, мысленное представление этих задач, реализованных в рамках  воображаемой интерпретации, ­ это и есть художественный замысел. Его формированию  способствуют: ­представление об эпохе создания сочинения, ­ стилистические особенности, ­ основные идеи,  ­характер,  ­образное содержание,  ­принципы формообразования и другие. .На этом этапе большая часть работы над произведением должна проходить без  фортепиано. Значение мысленного проигрывания произведения трудно переоценить.  Большую роль при этом приобретает творческое  воображение, образные ассоциации,  аналогии со смежными видами искусства. Мысленное исполнение является сознательной  работой. Вспомним  слова П. Пикассо по поводу детских рисунков: «В их годы я умел  рисовать, как Рафаэль, но мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисовать , как  они». Творческое задание.Мысленно исполнить любое популярное сочинение по нотам( не  прибегая к помощи инструмента). Воплощение или  реализация  художественного замысла­ это перевод мысленных  символов на язык звуков. Данный этап характеризуется работой за инструментом. Это этап самостоятельной и классной работы над произведением. Большое значение приобретает  педагогический показ, прослушивание записей данного произведения­впервые с момента  начала работы, ведь художественный замысел у ученика уже сформирован и определен, что исключает опасность подмены творческой задачи  копированием известных образцов  интерпретации. На первый план выступает  система отбора выразительных средств,  звуковых деталей, техническая работа. Интересные мысли о сущности интерпретации высказывал А. Кортко: «В работе над  произведением интерпретатор должен проделать  три действия. Сначала подняться ввысь,  увидеть местность, ее рельеф, общие контуры, затем спуститься и исколесить вдоль и  поперек  местность, чтобы все увидеть, почувствовать и запомнить и, наконец, вновь  подняться ввысь, чтобы в момент передачи произведения выполнить мельчайшие  3 характерные особенности сочинения».В процессе занятий на данном этапе работы педагог  организует и направляет интеллектуальную деятельность ученика по осмыслению и  последующему усвоению получаемых знаний. Творческое задание.Сделать сравнительную характеристику двух различных исполнений  одного и того же сочинения с изложением собственной позиции по поводу  интерпретации. Последний этап­ проверка и оценка реализованного замысла. На данном этапе на суд  слушательской аудитории ( педагога, комиссии, зрителей) выносится конечный  художественный результат. Конечный результат –реальность достаточно зыбкая, зависящая от многих посторонних факторов: интеллектуального уровня слушателей,  соответствующей подготовленности  , физического состояния исполнителя, акустики зала,  качества инструмента, а главное­от психологической устойчивости самого исполнителя,  так как напряженная работа над произведением зависит от сиюминутного состояния  исполнителяна эстраде: в одном случае он играет гениально, в другом  же без всяких  видимых причин его подстерегает неудача. Не надо смешивать два совершенно различных  понятия: эстрадное волнение и боязнь выступления. Волнение –это необходимое и  естественное состояние, избавиться от которого невозможно, да и не нужно, так как оно  придает импульсы необычности , неординарности и сообщает интерпретации черты некоего художественного таинства, непосредственного творения произведения искусства. Совсем  иное­ это чувство страха перед  слушателями. В большинстве случаев  подобное состояние  связано с отсутствием навыка публичных выступлений. Однако в данном явлении  существуют причины глубокого психологического свойства. Так, например, любой  музыкант или ученик, выступающий на сцене, замечает, что произведения сыгранные сверх  программы, или которые играются без получения оценки, исполняются в состоянии  большей психологической комфортности, нежели основная программа. Это говорит о том,  что сила самовнушения (основная работа выполнена­ возникает комплекс положительных  эмоций)существенным образом влияет на состояние исполнителя.В тех видах  музицирования, где не требуется исполнение наизусть(ансамбль, концертмейстерство)  боязнь сцены совсем исчезает или проявляется в меньшей степени. Следовательно,  исполнитель не столько опасается маловыразительной интерпретации, сколько  боится  забыть нотный текст. Разумеется, чтобы избежать неуверенности в исполнении,  произведение должно быть выучено в совершенстве. Однако и это не исключает случаев  забывания текста , особенно когда ученик  в процессе игры постоянно думает о том, какие  звукосочетания предстоят ему в каждое из последующих мгновений. Единственное  средство борьбы с этим­ переключить сознание и заставить его работать на других  «интеллектуальных частотах»:вести динамическую линию, контролировать фразеровку,  метро­ритм .Очень важно тренировать музыкальную находчивость: не пытаться начать с  того места, где споткнулся, а стараться « проскочить» его, не теряя главных нитей  музыкального повествования. От технических неудач никто не застрахован.Необходимо  вырабатывать психологическую устойчивость в понимании задач искусства интерпретации. Творческое задание.Сыграть любое произведение несколько раз публично, анализируя  степень психологической комфортности от исполнения к исполнению.При забывании  текста переключить сознание размышлениями на совершенно постороннюю,но  увлекательную тему,, добиваясь автоматизированного «бессознательного»  исполнения.Попробоватьв своей работе «естественный» способ запоминания текста  наизусть:с каждым разом отводить взгляд от нот, стоящих на пюпитре, на более  продолжительный срок. Почувствовав элемент неуверенности, успеть отыскать глазами  нужный эпизод, не прерывая игры. 4 Подведем некоторые итоги. Итак, отправной точкой интерпретации музыкального  произведения является запечатленный композитором на бумаге нотный текст. Помимо  грамотного разбора и общего проникновения в художественный замысел произведения,  самым сложным для ученика оказывается овладение стилем данного автора, иными  словами, постижение стилистических особенностей композитора. Следует отметить, что  проблема интерпретации в конечном счете оказывается проблемой стиля. Решение  проблемы интерпретации является одним из главных компонентов, составляющих  специфику исполнительской культуры учащегося.В связи с вышеизложенным укажем на  некоторые задачи педагога: ­постоянно стимулировать интеллектуальную активность ученика;; ­помогать возникновению художественного замысла; ­ создавать предпосылки для формирования художественногозамысла;  ­активно влиять на реализацию (воплощение) художественного замысла; ­воспитывать психологическую устойчивость ученика на заключительном этапе  интерпретации; ­способствовать формированию творческого мышления ученика посредством анализа  особенностей композиторского и исполнительского стиля применительно  к разучиваемому произведению. 5

Методическая разработка «Художественная интерпретация музыкального произведения».

Методическая разработка «Художественная интерпретация музыкального произведения».

Методическая разработка «Художественная интерпретация музыкального произведения».

Методическая разработка «Художественная интерпретация музыкального произведения».

Методическая разработка «Художественная интерпретация музыкального произведения».

Методическая разработка «Художественная интерпретация музыкального произведения».

Методическая разработка «Художественная интерпретация музыкального произведения».

Методическая разработка «Художественная интерпретация музыкального произведения».

Методическая разработка «Художественная интерпретация музыкального произведения».

Методическая разработка «Художественная интерпретация музыкального произведения».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019