Конспект открытого урока (фортепиано)
Оценка 4.8

Конспект открытого урока (фортепиано)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
18.06.2018
Конспект открытого урока (фортепиано)
КОНСПЕКТ открытого УРОКА составила преподаватель по фортепиано МБОУ ДО "ПЕТРОВСКАЯ ДШИ" БАШМАКОВСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Гудожникова И.Н. Тема урока: «Развитие технических навыков на начальном этапе обучения в классе фортепиано». Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники учащихся в классе фортепиано.Открытый урок в классе Фортепиано. (младшие классы)
ОТКРЫТЫЙ УРОК1.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ БАШМАКОВСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Открытый урок по фортепиано Тема: «Развитие технических навыков на начальном этапе обучения в классе фортепиано» Гудожникова И.Н.преподаватель отделения инструментального исполнительства  (фортепиано) муниципального бюджетного образовательного учреждения  дополнительного образования «Петровская  Детская Школа Искусств»Башмаковского  района Пензенской области с. Никульевка 2017 Открытый урок по фортепиано. Тема урока: «Развитие технических навыков на начальном этапе обучения в классе фортепиано» Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники  учащихся в классе фортепиано. Задачи урока: Обучающая : освоение и накопление игровых навыков на инструменте. Применение технических формул в сочетании с работой над художественным  исполнением. Развивающая : развивать технические способности, слуховое восприятие музыки,  эмоциональное отношение к исполнению музыкального произведения. Развивать  мышление,умение анализировать, самостоятельность в работе. Воспитательная : воспитывать творческое отношение к работе над техническим  развитием. Формировать систематичность приобретения технических навыков. Формировать умение ученика работать с дополнительным материалом. Тип урока: закрепления полученных навыков. Форма: индивидуальная. 1 1 Методы обучения: словесные, практические, наглядные. Оборудование:  стул для педагога, стул для учащегося, стол,  ноты, рабочая  тетрадь ученика, наглядные пособия, музыкальный центр, метроном, фонотека Критерии оценки результативности работы учащегося Высокий уровень — творческая оценка, самостоятельность, инициатива; быстрое  осмысление задания; точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко  выраженная эмоциональность. Средний уровень ­ эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную  деятельность. Однако, ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь  педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. Низкий уровень — мало эмоционален, безразлично относится к музыке, к  музыкальной деятельности. Дата проведения открытого урока­10 декабря 2017 года. Время проведения урока­15.30  Место проведения­ концертный зал школы  Продолжительность урока­45 минут  Преподаватель Гудожникова И.Н. Исполнитель: Кривошеева Света, ученица 4 класса Слушатели: учащиеся отделения «Музыкальное исполнительство» 1­ 4классы. Присутствующие преподаватели ДШИ: Сычева Ю.А, Косенкова Н.А План урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Применение знаний и умений. 4. Обобщение занятия, подведение итогов. Организационный момент. Приветствие, диалог об успеваемости ученика, оглашение темы урока. Тема урока: Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на  фортепиано Актуализация опорных знаний. Много литературы написано о развитии всех видов техники — так называемой  2 мелкой техники, аккордовой, техники двойных нот и так далее. Работая в музыкальной  школе с учениками, я пришел к выводу, что развитием технических навыков необходимо  заниматься с первых занятий ребёнка на инструменте. 2 В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения  навыков. В то время как этюды и упражнения позволяют провести эту систематичность,  приобретение технических приёмов на одних лишь пьесах лишает педагога возможности  развивать технику ученика в стройном и последовательном порядке. Но стоит сразу  сделать одну существенную оговорку: тренировочный материал только в том случае  приносит действительную пользу, если приобретённые технические навыки применяются в  художественных произведениях. Всем хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься  техническими упражнениями. Зато им нравится заниматься физкультурой ­ бегать,  прыгать и так далее. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и  доставляют им массу удовольствия. Аналогия с простыми физическими упражнениями;,  приятными для тела, помогают чувствовать такие же приятные ощущения в руках и  пальцах при игре на инструменте. Приступая к работе над освоением технических навыков с учениками своего класса, я, одновременно осваивал приёмы исполнения legato ­ по два звука, по три звука с  различными интонационными ударениями, по пять звуков с динамикой crescendo и  diminuendo. 3 3 Ход урока. Упражнение №1. Урок начинается с проигрывания гаммы соль мажор правой рукой  в две октавы восьмыми длительностями на легато и стаккато (legato «гладкое, ровное»,  очень связное; staccato острое и в половину длительности нот). Требуется помощь  педагога, дополнительное объяснение, показ. Осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы  всего механизма звукоговлечения при контакте подушечки пальца с клавишей. С этого  момента начинается работа над осмысленным прикосновением ­ над художественной  техникой. Я в своей работе сразу ставлю эту задачу, так как считаю необходимым, чтобы  любое освоенное учеником упражнение можно было применить в художественных  произведениях. Затем левой рукой отрабатываем произношение, движение смены мехом, в  разжим и сжим. Работа над динамикой (восходящее движение на crescendo, внизходящее на  diminuendo), сменой меха, посадкой и постановкой рук. Упражнение №2. Соль мажор по две ноты легато, две стаккато восьмыми нотами.  Проговариваем у учеником слоги с ударением «ма­ма» («добрая» на легато), «па­па»  («строгий» на стаккато). Соблюдение верной аппликатуры, динамических оттенков.  Подкладывание и перекладывание пальцев прозвучали ровно без толчков, работает  слуховой контроль смены меха. Ученику рекомендуется ярче выполнять динамические  оттенки, акцентировать внимание на смене меха. Такое упражнение исполняется вначале в  умеренном темпе, затем в оживленном. Упражнение №3. Ученица исполняет упражнение в октаву. Чтобы палец достал  нужный звук, ученик как бы «потягивается», как на гимнастике, и делает замах кистью к  пятому пальцу при движении вверх, а затем к первому пальцу при движении вниз.  Необходимо следить за постановкой руки, не опускать локоть, ровно держать спину.  Важно контролировать аппликатуру, смену меха, нюансировку звука. Чтобы вызвать интерес к упражнениям, следует разнообразить динамику и темп.  Таким образом, упражнения превращаются в творческий процесс. Роль упражнений такая  же, как у гамм, арпеджио, аккордов, необходимых для приобретения и развития тех или  других технических навыков. Все это помогает выработке основных технических свойств  исполнения: точность, автоматичность и уверенность. Упражняясь* надо стараться, чтобы  силы затрачивались рационально. В конце упражнений делаем физическую разминку: повороты руками в сторону,  вверх, вниз. Повороты кистями рук. Ученик с удовольствием выполняет разминку. Применение знаний и умений. С первого дня обучения игре на фортепиано педагог должен следить за  правильностью посадки учащихся, постановки инструмента и рук на клавиатуре.  Все  должно быть рассчитано на то, чтобы учащийся чувствовал себя комфортно. Успехи  учащегося зависят также от формы строения рук. Внешне одинаковые пальцы, одинаково  сильные руки могут быть различны по гибкости и ловкости в игре. Процесс упражнения —  это процесс творческих исканий. Поэтому всегда надо помнить о психологических  факторах: внимании, сознании, воображении, эмоциях. Не следует забывать, например, о  том, что внимание быстро утомляется, а без него работа на инструменте нецелесообразна и даже вредна. Очень важно, чтобы ученик мог определить, в чем состоит трудность,  выделить ее из контекста и разбить на отдельные элементы, над которыми следует  поработать, педагог ему в этом помогает. При каждом повторении надо ставить перед  собой определенную задачу, каждый раз изменяя и усложняя. 1. Н. Корецкий. Этюд соль мажор. Работа по фразам, предложениям, затем по частям.; Ученица применяет подмену пальцев (подкладывание и перекладывание, как упр. №2). В репетиции пальцев ­ распределяем ударение, проговариваем по слогам. Ученик  пытается отработать аппликатурную гибкость. Ярче исполнить динамические оттенки,  особенно crescendo и diminuendo. Педагог предлагает послушать Этюд в темпе Allegretto в  своем исполнении. Затем ученик старается исполнить Этюд в оживленном темпе. 2. Г.Беляев «Кружева». Пьеса на триоли, хроматические движения. Ученик исполняет пьесу в разных  темпах, медленно, затем подвижно. Отрабатывает трудные мотивы, затем фразы,  предложения, выделяя тему в мелодии. Преподаватель исполнил пьесу. Уделяем особое внимание работе над фразировкой. Добиваясь художественности и  музыкальности исполнения, следует сначала проводить работу над фразировкой и  оттенками исполнения (нюансами) самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая  от достигнутых результатов прибавлять партию аккомпанемента. Ученик отрабатывает  исполнительское мастерство. Обобщение занятия и подведение итогов. Обобщить урок и подвести итоги, записать домашнее задание. В упр.№1 ­ученику необходимо отработать плавную подмену пальцев. В упр.№2 ­контролировать звукоизвлечение. В упр.№3 ­ движение кистью от 1 пальца к 5. В Этюде ­ динамика «Кружева» ­ прибавить темп, освобождать кисть, плавнее повороты кистью руки.  Работать над выразительностью и динамикой. Оценить работу ученика и поставить оценку. По критериям оценки результативности работы учащаяся относится к среднему  уровню ­ эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность.  Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога,  дополнительное объяснение, показ. Для ученика важно правильно уяснить роль техники в создании художественного  образа. Например — ученики хорошо играют инструктивный материал, а при исполнении  тех же технических формул в художественных произведениях у них появляется  неловкость, угловатость и корявость. Следует обратить внимание на некоторые ошибки  технического развития ученика, особенно в начальном периоде: L «Изолированные пальцы». Нужно развивать независимость пальцев, но когда  больше уделяется внимания гимнастике, чем звуковому результату ­ это в дальнейшем  становится основным препятствием как для выражения музыки, так и для свободного  владения техникой. 2. «Свободная кисть». Нередко, стремясь избавить ученика от скованности, стараются  добиться большой подвижности кисти, как правило, изолированной от пальцев, а главное,  вне связи с музыкально­звуковой задачей. Таким образом, кисть движется сама по себе,  ради собственной свободы; активность пальцев при этом снижается, техника становится  поверхностной, а звучание тусклым. Необходимо помнить, что подлинная свобода  появляется как результат гармоничной слаженности всех звеньев аппарата; её невозможно  достигнуть путём пассивного покоя одних участков и разболтанности других. 3. «Чрезмерная быстрота». Иногда главной целью ставят «быстроту», не придавая должного  значения ясности и глубине звука. При этом пальцы «порхают» по клавиатуре. В таком  вихре ухо не успевает проконтролировать звуки, да и не стремится к этому. Поэтому необходимо с первых же занятий приучать учащихся к осмысленной  работе над техникой ­ не столько «быстрота», сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь какими бы длительностями не был  записан пассаж ­ это, прежде всего, музыка. И, развивая технику начинающих музыкантов,  я стараюсь развивать их музыкальность в широком смысле этого слова. Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью. Техника ­ это средство для  создания музыкально­художественного образа. Значит, в конечном счете, главное не  пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но именно для этого и необходимо овладеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче,  разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной передачи  музыкального содержания. Исходя из вышесказанного, я делаю вывод, что роль и значение техники  исполнителя нельзя переоценить. Если музыкант прекрасно осознает первичную задачу  своего исполнительского искусства (создание художественного образа конкретного  произведения средствами своего инструмента), то ему должно быть понятно, какой  титанический труд требуется для достижения нужного звукового образа. Речь в данном  случае идет не о трудностях непосредственного воплощения, а в той целенаправленной  технической работе, которая предшествует конечному результату ­ публичному  выступлению.

Конспект открытого урока (фортепиано)

Конспект открытого урока (фортепиано)

Конспект открытого урока (фортепиано)

Конспект открытого урока (фортепиано)

Конспект открытого урока (фортепиано)

Конспект открытого урока (фортепиано)

Конспект открытого урока (фортепиано)

Конспект открытого урока (фортепиано)

Конспект открытого урока (фортепиано)

Конспект открытого урока (фортепиано)

Конспект открытого урока (фортепиано)

Конспект открытого урока (фортепиано)

Конспект открытого урока (фортепиано)

Конспект открытого урока (фортепиано)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2018