Статья на тему "Педагогическая технология "Способ диалектического обучения": теоретические основы и возможности в реализации ФГОС"
Оценка 4.6

Статья на тему "Педагогическая технология "Способ диалектического обучения": теоретические основы и возможности в реализации ФГОС"

Оценка 4.6
Научные работы +2
pdf
администрации +1
Взрослым
16.08.2018
Статья на тему "Педагогическая технология "Способ диалектического обучения": теоретические основы и возможности в реализации ФГОС"
В статье описываются особенности такой педагогической технологии, как Способ диалектического обучения (СДО). Данный способ был разработан Красноярскими учёными А.И. Гончаруком и В.Л. Зориной. Апробировать и описать теорию и технологию СДО помогал М.И. Ботов. В результате авторы за изобретение СДО в 1996 году получили патент Международного центра педагогического изобретательства. Указанный способ обучения требует от учителя реализации на уроках существенных признаков, которые подробно описаны в опубликованных монографиях и учебно-методических пособиях, представлены они и в данной статье. Несомненным достоинством Способа диалектического обучения являются: наличие методологической основы (теория способа) и разработанная технология. Особенностью СДО является разработанный дидактический инструментарий, к которому относятся сборники понятий (предметных, опорных, межпредметных), комплект карточек, который включает карточку №1 - вопрос-понятие, №2 - вопрос-суждение, №3 - суждения на сравнение понятий, №4 - суждения, содержащие противоречия, №5 - категории философии, 36 - умозаключения (дедуктивные, индуктивные, по аналогии), а также логические схемы, рисунки, отражающие отношения между понятиями. Система оценивания учебных достижений обучаемых на уроках разработана на основе применения критериального подхода.
Глинкина Г.В. Педагогическая технология СДО. Теоретич.основы и возможности в реализ.ФГОС.pdf

Педагогическая технология «Способ диалектического

обучения»: теоретические основы и возможности в реализации ФГОС 

 

Г. В. Глинкина, канд. пед. наук, профессор РАЕ,

доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

 

Для успешной реализации ФГОС и достижения планируемых результатов (личностных, предметных и метапредметных) необходимо создать специальные организационно-дидактические условия, которые позволят педагогам решать поставленные перед ними задачи. К таким условиям относятся:

   реализация системно-деятельностного подхода;

   обновление (структурирование) содержания урока;

   совершенствование форм организации учебной деятельности обучаемых; – применение критериального подхода к оценке учебных достижений обучаемых;

   развитие у обучаемых в единстве предметных (специальных) умений и универсальных учебных действий, обеспечивающих способность учиться.  Для создания в учебном процессе таких условий педагогам необходимо овладеть эффективными технологиями обучения, возможности которых позволяют достичь планируемых результатов, определённых стандартами нового поколения.

В профессиональной педагогике под технологией обучения понимается системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения. Технология обучения должна отражать современный уровень научнопедагогических знаний, использовать эффективные методы обучения, доступные средства и гарантировать достижение поставленных целей обучения [1, с. 337]. 

Анализ современных технологий обучения позволяет учителю сделать выбор в пользу тех, которые дают возможность создать перечисленные выше условия и достичь планируемых результатов. Однако в современном учебном процессе ярко обозначилось противоречие между многообразием используемых учителями технологий обучения и попрежнему низким качеством знаний школьников, обучаемых по данным технологиям. Причины указанного противоречия видятся в следующем: 1) игнорирование единства содержания урока и формы организации учебного труда обучаемых (нарушается единство теории и технологии), где первично содержание, а форма вторична, при этом многие современные технологии обучения не касаются работы с содержанием и являются по своей сути только формой обучения;

2)                отсутствие эффективного дидактического инструментария познания, разработка которого позволяет раскрыть творческий потенциал педагога, обеспечить его профессиональный рост и достичь планируемых результатов в работе с детьми;

3)                отсутствие универсального диагностического инструментария, позволяющего педагогам реально оценивать возможности педтехнологии: дидактические средства, методические приёмы, особенности организации познавательной деятельности обучающихся, способность реализовать ФГОС и достигать планируемых результатов, возможность реализации на уроках по любой учебной дисциплине и др.

На современном этапе развития российского образования к наиболее эффективным технологиям обучения можно отнести Способ диалектического обучения (СДО), который был разработан красноярскими учёными – Гончаруком А.И. и Зориной В.Л. Данный способ считается в Красноярском крае единственным законнорожденным способом обучения, т. к. никакая другая технология (КСО, ИОСО и т. д.) не смогла пройти необходимую экспертизу, а авторы СДО, представив в Международный центр педагогического изобретательства описание его методологических основ (теории), технологии реализации в учебном процессе и результаты внедрения в школах Красноярского края, ещё в 1996 году получили патент [8, с. 160], закрепивший название способа как собственное наименование и позволяющий писать его с заглавной буквы. Необходимо отметить, что Способ диалектического обучения в настоящее время имеет широкое распространение не только в Красноярском крае, но и далеко за его пределами: в Забайкальском крае, Волгоградской и Новосибирской областях и даже за пределами России – в Германии, Эстонии, Израиле.

У Способа диалектического обучения есть и теория, и технология, и современный дидактический инструментарий познания, к которому относятся сборники предметных, межпредметных и опорных понятий, сборники словесных образов, логические схемы (структурные и классификационные), комплект карточек № 1–6. Также разработан и диагностический инструментарий многофункционального назначения. Структура и алгоритм разработки дидактического и диагностического инструментария описаны в монографиях, учебно-методических пособиях, материалах конференций [2, с. 63, 146; 3, с. 74; 4, с. 22, 91; 7, с. 16, 70; 8, с. 74, 82]. Использование учителем на уроках перечисленного инструментария обеспечивает решение многих задач ФГОС. Создание такого инструментария по каждой теме преподаваемой дисциплины требует от учителя определённых затрат (интеллектуальных, временных), т. к. необходимо проникать в глубину предметного содержания, извлекать информацию из большого количества учебной и справочной литературы, зато впоследствии это окупается экономией учебного времени, восстановлением логики изучения дисциплин, эффективностью проведения занятий, а в конечном итоге повышением качества знаний и умений обучаемых. Казахский поэт Кунанбаев Абай (1845 – 1904 гг.) написал: «Лишь риск и дерзанье несут торжество, ленивец вовек не создаст ничего!», поэтому среди учителей, осваивающих теорию и технологию СДО и внедряющих его в учебный процесс, нет и не может быть пассивных и ленивых, они естественным образом отсеиваются, остаются те, кто стремится к повышению производительности труда на уроке (как учителя, так и обучаемых), растёт профессионально и достигает значимых результатов.

Теория Способа диалектического обучения опирается на результаты исследования диалектической взаимосвязи деятельности и труда в развитии человека, что привело к выводу о том, что для удовлетворения разумных возрастающих потребностей личности продуктами труда (в том числе и познавательного, учебного) необходимо регулярно с соответствующим ускорением преобразовать в расширенном виде сознание, общество и природу посредством диалектики идей, отношений и орудий труда. Диалектика идей изучается философией и проявляется трижды [8, с. 42; 3, с. 40]:

1)  в диалектике ступеней познания (от чувственного к логическому);

2)  в диалектике понятий и суждений (посредством выведения понятий, применения логических операций с понятиями (определение, деление и др.), формулирования суждений и умозаключений);

3)  в диалектике способов познания (единство материализма и идеализма (диалектический материализм); применение индуктивного, дедуктивного и смешанного способов познания). 

Диалектика отношений и орудий труда изучается экономической теорией и проявляется по-разному: диалектика отношений дважды (через диалектику форм труда (индивидуальный труд – коллективный труд) и функций труда (логическая, исполнительская, управленческая)); диалектика орудий труда – единожды (через диалектику форм производства (переход от ручного труда к машинному, а затем к автоматизированному) [8, с. 4243].

Учебный труд, как и любой другой вид труда, характеризуется такими признаками, как целесообразность, опосредствованность, преобразовательность. Учебный процесс органически включает в себя все описанные выше аспекты, поэтому при разработке Способа диалектического обучения авторы опирались на них и создавали технологию реализации данного способа в учебном процессе. Технология СДО прослеживается через описанные его авторами существенные признаки урока [8, с. 45]. Первый признак заключается в переходе от передачи (сообщения) учителем знаний обучаемым в готовом виде к выводным знаниям. Введя данный признак урока ещё в 90-е годы прошлого века, авторы СДО опередили новые стандарты, создатели которых такой подход назвали системно-деятельностным и определили его ведущие принципы (деятельности, непрерывности, целостности, минимакса и др.) [14]. Ещё до получения патента Гончарук А.И. и Зорина В.Л. на курсах повышения квалификации учителей показывали особенности уроков, которые обеспечивают выводные знания, вовлекая учеников в процесс получения новых знаний и создавая условия для наиболее полного их интеллектуального развития, формирования способности самостоятельно «добывать» знания и объективно оценивать результаты своего учебного труда на основе критериев, сначала предлагаемых учителем, а в дальнейшем вырабатываемых на уроке совместно.

Остальные существенные признаки урока логично вытекают из сущности первого признака. Так, второй существенный признак урока в системе СДО – овладение обучающимися умением выполнять логические операции с изучаемым материалом, обеспечивающие развитие интеллектуальной сферы личности. К таким логическим операциям относятся: определение понятий, деление, обобщение, ограничение, отражение отношений между понятиями с помощью кругов Эйлера, нахождение противоположностей (как в структуре каждого понятия, так и среди видов понятий, их свойств, условий существования и развития и т.п.), формулирование суждений и умозаключений, выявление противоречий в предметном содержании, поиск путей их разрешения [8, с. 47]. В базовом методологическом документе ФГОС «Фундаментальное ядро содержания общего образования» такие умения вошли в перечень познавательных универсальных учебных действий (УУД) [15, с. 68; 6, с. 149]. Чтобы данный признак реализовался учителем на уроке, необходимо использовать такие предметные задания, выполняя которые ученики будут вынуждены применять перечисленные выше логические операции с понятиями, лежащие в основе развития многих видов познавательных УУД и в целом умения учиться.

Третий существенный признак уроков использование проблемных вопросов [8, с. 45;  5, с. 23] (формулирование их учителем и обучающимися), предполагающих мысленное принуждение, что позволяет, с одной стороны, проникать в глубинную сущность содержания учебной дисциплины, с другой стороны – развивать у учащихся в единстве мысль и язык, познавательные и коммуникативные УУД. 

Учителя, работающие в системе Способа диалектического обучения, используют ещё одно авторское изобретение – Способ обучения и усвоения информации, содержащейся в учебном материале или любом тексте (авторы В. Л. Зорина, И. Д. Еремеевская, Г. В. Глинкина получили за его разработку патент Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации № 2396605 от 10.08.2010 г.). Проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы–суждения) являются частью дидактического инструментария, предлагаемого авторами указанного авторского изобретения [7, с. 14, 70; 4, с. 91; 6, с. 15; 2, с. 146]. Это комплект карточек № 1–6 (карточка № 1 – вопросы-понятия, № 2 – вопросы-суждения, № 3 – суждения на сравнение, № 4 – суждения, выражающие противоречия, № 5 – категории философии, № 6 – умозаключения), являющийся многофункциональным дидактическим инструментарием, который целесообразно применять как на уроках и в домашних заданиях, так и во внеурочной деятельности, в том числе исследовательской и проектной. Зорина В. Л. рассматривает данный инструментарий как средство оптимизации процесса обучения [8, с. 82], Еремеевская И. Д. описала способы применения данного комплекта карточек для выявления межпредметных связей, Глинкина Г. В. предлагает использовать описанный инструментарий ещё и для формирования системных знаний, структурирования учителем предметного содержания преподаваемых дисциплин, а также для развития у обучаемых умения структурировать знания при изучении нового материала или в процессе повторения, обобщения знаний, подготовки к зачётам, итоговой аттестации [2, с. 146]. Ковель М. И. рекомендует применять карточки для организации мыслительной состязательности обучающихся на уроках [11, с. 56].

Проблемные вопросы (карточка № 1 – вопросы-понятия и № 2 – вопросы-суждения) являются многофункциональным дидактическим средством, поэтому на уроках способы их использования могут быть разными. Во-первых, в начале урока учитель может формулировать отдельные проблемные вопросы с целью актуализации знаний, подведения учащихся к определению темы урока, постановки познавательных целей урока, а также для обобщения темы в конце урока, доказательства правильности выполнения заданий или истинности суждений на разных этапах урока и т.д. [6, с. 92, 103–107; 10, с. 92]. Во-вторых, учитель может использовать карточки № 1 и 2 в полном комплекте с вопросами (см. таблицу 1 – примеры проблемных вопросов по литературе, математике, географии, истории, ОБЖ, музыке), например, при изучении нового материала их можно предложить ученикам в начале урока как цель урока или цикла уроков (раздела программы) – ответить на данные вопросы после выполнения определённых заданий. В этом случае использование проблемных вопросов ещё в большей степени даёт возможность обеспечить выводные знания. Если вопросы даются учителем в конце изучения какого-то раздела программы к обобщающему уроку, то в этом случае они играют роль обобщения, систематизации, структурирования знаний обучающихся [6, с. 107, 111; 10, с. 92]. В-третьих, необходимо развивать у обучаемых умение формулировать проблемные вопросы (как целые карточки, так и отдельные вопросы), для этого целесообразно использовать их как на уроках, так и в домашних работах, а также при самостоятельном изучении школьниками материалов параграфа (темы, раздела), при подготовке к обобщающему уроку, в процессе работы над рефератом, проектом и т. п. [6, с. 55, 94, 99, 105, 106, 107;  10, с. 92].

Таблица 1. Проблемные вопросы

Литература

Карточка №1  (вопрос-понятие) по теме

«Стихотворение»

Карточка №2 

(вопрос-суждение) по теме  «Стихотворение»

1.                 Что называется стихотворением?

2.                 Что считается литературным      жанром?

3.                 Что понимается под рифмой?

4.                 Что представляют собой строфа     и четверостишье?

5.                 Что выражает интонация?

6.                 Что является паузой?

7.                 Кто такой поэт?

8.                 Каковы свойства и виды     стихотворений?

9.                 В чём заключается сущность     выразительного чтения и      рассказывания стихотворения? 10. В чём заключается сущность       создания стихотворения       (стихосложения)?

1.                 Чем объяснить, что стихотворение отличается от других литературных жанров не только формой, но и содержанием? 

2.                 Как доказать, что произведение А.С. Пушкина «Зимнее утро» является стихотворением? 

3.                 В каком случае стихотворение будет относиться к стихотворениям о природе, а в каком случае к философским стихотворениям?

4.                 Когда стихотворение можно считать праздничным стихотворением?

5.                 Каким образом стихотворение отличается от былины (рассказа)?  6. Вследствие чего стихотворение легко запоминается после повторного чтения вслух? 

7. Почему стихотворения чаще всего не имеют сюжета?

Математика 

Карточка № 1 (вопрос-понятие) по теме «Треугольник»

Карточка № 2 (вопрос-суждение)  по теме «Треугольник»

1. Что называется

1. Чем объяснить, что треугольник

 

треугольником? 

2.     Что считается плоской геометрической фигурой? 

3.     Что понимается под стороной треугольника? 

4.     Что представляет собой вершина треугольника? 

5.     Что выражает периметр треугольника? 

6.     Что является градусной мерой угла? 

7.     Что такое медиана

(биссектриса угла, высота) треугольника? 

8.     Каковы свойства и виды треугольников? 

9.     В чем заключается сущность построения треугольника?

10. В чем заключается сущность изучения и применения свойств треугольника? 

 

является наименьшим многоугольником? 

2.                 Как доказать, что фигура 2 на рис. 15 является треугольником? 

3.                 В каком случае треугольник считается равносторонним

(равнобедренным, разносторонним) треугольником?

4.                 Когда треугольник является остроугольным (прямоугольным, тупоугольным) треугольником? 5А. Каким образом треугольник преобразовать в четырёхугольник?  5В. Каким образом треугольник отличается от четырёхугольника? 5С. Каким образом треугольник можно встроить в окружность, четырёхугольник?

6. Вследствие чего треугольник называют ещё и  замкнутой ломаной линией?

7А. Почему треугольник является основой для построения других фигур?         

7В. Почему треугольник активно используется при проектировании зданий?

География

Карточка № 1 (вопрос-понятие) по теме «Население России»

Карточка № 2 (вопрос-суждение) по теме «Население России»

1.     Что называется населением?

2.     Что считается естественным приростом?

3.     Что понимается под смертностью (рождаемостью)?

4.     Что представляет собой демографический кризис?

5.     Что        выражает    плотность населения? 

6.     Что является миграцией?

7.     Что такое расселение?

8.     Каковы свойства     и       виды населения?

9.     В чем заключается сущность

1.     Чем объяснить, что население России можно разделить на сельское и городское население?

2.     Как доказать, что жители г. Минусинска являются населением России?

3.     В каком случае население считается коренным населением?

4.     Когда население называют малыми народами? 

5.     Каким образом сельское население отличается от городского населения?

6.     Вследствие     чего   миграция

 

воспроизводства населения?

 

населения является показателем экономической ситуации в стране?

7. Почему почти любой крупный город России становится ядром городской агломерации?

История

Карточка № 1 (вопрос-понятие) по теме «Крестовые походы»

Карточка № 2 (вопрос-суждение) по теме «Крестовые походы»

 

1.     Что называется крестовым походом ?

2.     Кто считается «неверными»?

3.     Кто        понимается          под крестоносцами?

4.     Что представляет собой главная сила крестовых походов?

5.     Что выражает фраза «Так хочет Бог!»? 

6.     Кто является иерусалимским королём, а кто вассалами?

7.     Что такое духовно-рыцарский орден?

8.     Каковы свойства и виды  крестовых походов?

9.     В чем заключается сущность создания государств крестоносцами?

1.     Чем объяснить, что  Европа в XI веке вынуждена была пойти крестовыми походами на Восток? Чем объяснить, что  Европа в конце XI века пережила «семь тощих лет»?

2.     Как доказать, что  поход бедноты весной 1096 года (поход феодалов осенью 1096 года) считается крестовым походом?

3.     В каком случае крестовые походы могли быть удачными

(неудачными) походами?

4.     Когда крестовые походы заканчивались созданием государства крестоносцев? 

5.     Каким образом крестовые походы способствовали созданию духовнорыцарских орденов (томплиеров, госпитальеров, Тевтонский орден и др.)?

6.     Вследствие чего католическая церковь была организатором и вдохновителем крестовых походов?

7.     Почему крестовые походы не достигли своей главной цели

(завоевание стран Востока)?

Основы безопасности жизнедеятельности

Карточка № 1 (вопрос-понятие) по теме «Наводнение»

Карточка № 2 (вопрос-суждение)  по теме «Наводнение»

1.     Что называется наводнением?

2.     Что считается очагом наводнения?

3.     Что понимается под масштабами наводнения?

4.     Что        представляет       собой

1.     Чем объяснить, что наводнения являются разрушительными природными явлениями?

2.     Как доказать, что Азовское море возникло в результате наводнения много лет назад?

явление гидрологического происхождения?

5.     Что выражает показатель уровня воды? 

6.     Что является катастрофой?

7.     Что        такое          паводок      (затор, зажор)?

8.     Каковы свойства и  виды наводнений?

9.     В чем заключается сущность правил   безопасности поведения       населения   при наводнениях?

3.     В каком случае наводнения считаются катастрофическим?

4.     Когда    наводнение          считается сильным? 

5.     Каким образом наводнение в Приморском крае влияет на экономическое положение в регионе?

6.     Вследствие чего наводнения связаны со сточными водами во время половодья?

7.     Почему каждый человек должен знать правила безопасного поведения при наводнении?

Музыка 

Карточка №1 (вопрос-понятие) по теме «Интонация»  

Карточка № 2 (вопрос-суждение)  по теме «Интонация»  

1.     Что называется интонацией?

2.     Что считается мелодией?

3.     Что понимается под тембром?

4.     Что представляет собой ритм?

5.     Что выражает темп?

6.     Что является паузой?

7.     Что такое кульминация?

8.     Каковы свойства     и       виды интонации? 

9.     В чем заключается сущность интонационной импровизации?

 

1.     Чем объяснить, что интонация свойственна для любой мелодии?

2.     Как доказать, что мелодия песни «Москва майская» имеет мажорную интонацию? 

3.     В каком случае интонация считается восходящей

(нисходящей) интонацией?

4.     Когда интонация соответствует минорному или мажорному ладу?

5.     Каким образом восходящая интонация отличается от нисходящей интонации?

6.     Вследствие чего интонация зависит от окраски (темпа, динамики) звука?

7.     Почему кульминация является моментом (точкой) смены интонации?

 

Как видно из приведённых примеров карточек № 1 и 2, проблемные вопросы такого плана могут использоваться педагогами и обучающимися на уроках и при самостоятельном изучении различных дисциплин, от русского языка и математики до музыки, ОБЖ, физкультуры, технологии.

Четвёртый существенный признак уроков в системе СДО заключается в том, что каждое задание, любой вопрос учителя должны быть направлены на развитие одновременно предметных умений и универсальных учебных действий [5, с. 28;  6, с. 10;   8, с. 25;   9, с. 28;   10, с. 90]:

      личностных – посредством использования материализованной самооценки, реализации диалектики форм труда;

      регулятивных – посредством передачи учащимся функций контроля и учёта, использования материализованной самооценки на основе критериального подхода;

      коммуникативных – посредством реализации диалектики форм труда, создания условий для мыслительной состязательности обучаемых; познавательных посредством овладения умениями:

              извлекать информацию из учебного текста и систематизировать её с помощью   современного      дидактического   инструментария познания (сборники понятий, словесных образов, комплект карточек 1–6);

              устанавливать структуру определения понятия, объём понятия, указывая основания деления (критерии) и виды; 

              доказывать   истинность          (ложность) определений,       суждений,

умозаключений, версий;

              конструировать определения понятий через ближайший род и видовые признаки (отличия);

              формулировать проблемные вопросы к теме урока, к заданию, к ошибкам одноклассников и т.п.;

              давать ответы на вопросы в форме суждения или умозаключения;  – выявлять противоречия, обнаруженные в учебном материале, и  находить пути их разрешения;

              выдвигать версии, гипотезы в процессе выведения новых понятий, а также при выполнении практических заданий или в процессе дискуссии;

              выстраивать логику выступления от группы, защищать мнение группы;

              анализировать выступление (ответ) других учащихся  и др. 

Пятый существенный признак уроков – создание условий для ярко выраженной мыслительной состязательности между учащимися, в этом случае урок подобен процессу научного открытия, научной или публицистической дискуссии [8, с. 45;   11, с. 111]. Для этого используются

задания на основе применения различных логических операций с понятиями, формулирования проблемных вопросов, суждений на сравнение, выявление и разрешение противоречий, формулирование умозаключений дедуктивных, индуктивных, по аналогии (с использованием комплекта карточек № 1–6). Также мыслительная состязательность обеспечивается самомотивацией школьников посредством применения критериальной системы оценивания, приёмов самооценки обучаемыми результатов учебного труда (об этом подробнее будет сказан далее). 

Шестой существенный признак уроков в системе Способа диалектического обучения – применение современного дидактического инструментария познания, к которому относятся сборники предметных, межпредметных и опорных понятий, сборник словесных образов, комплект карточек № 1–6 (этот инструментарий уже упоминался выше), логические схемы. Сборник понятий, сборник словесных образов подробно описаны в диссертациях, монографиях, учебно-методических пособиях [2, с. 63; 4, с. 21; 3, с. 74, 76;  7, с. 16, 67]. Использование такого инструментария позволяет развивать у обучаемых логическое мышление, способность анализировать содержание различных источников (учебную и справочную литературу, интернет-сайты и др.), структурировать новый теоретический материал и ранее усвоенные знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений и доказательство и т. п. Приведём пример сборников предметных понятий по русскому языку и химии (см. табл. 2 и 3).


Таблица 2. Сборник лингвистических понятий по теме «Части речи» (фрагмент)

Понятие

Определение (содержание) понятия

Объём (виды) понятия

1.

Части речи

 

структурносемантические

типы слов 

 

1. Основные лексико-грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании признаков: 

а) семантического (обобщенное значение предмета,

действия или состояния, качества и т.д.); 

б)      морфологического       (морфологические          категории слова); 

в) синтаксического (синтаксические функции слова).  2. Большие группы слов с общими грамматическими признаками.

3.                 Классы слов языка, выделяемые на основании общности их синтаксических, морфологических и семантических свойств.

4.                 Лексико-грамматические разряды слов, объединенные совокупностью характерных для них как для единиц языка черт: обобщенное значение, морфологические свойства и характер синтаксического употребления

I. По способности выполнять номинативную функцию (по

совокупности морфологических и синтаксических признаков, по роли в языке):

1.1. Самостоятельные части речи (полнознаменательные части речи, знаменательные слова, слова-названия.

1.2. Несамостоятельные части речи

 

2.

Самостоятельные

части речи 

 

слова-члены мысли

знаменательные

словаполнознаменатель-

1.                 Части речи (слова), обладающие самостоятельным лексическим значением, выполняющие номинативную функцию (т.е. являющиеся названиями предметов, действий, качеств, свойств и т. п. в окружающей действительности), выступающие в предложении в качестве его членов.

2.                 Слова, определяемые в их отношении к предложению,

I. По способности иметь формы слова:

1.1. Изменяемые самостоятельные части речи.

1.2. Неизменяемая

самостоятельная часть речи

(наречие)

Понятие

Определение (содержание) понятия

Объём (виды) понятия

 

ные слова, слованазвания; основные

слова,  слова-названия; полнозначные слова  

т.е. занимающие место соответствующих членов мысли, и при том – морфологически отличающиеся друг от друга присущими им грамматическими категориями.

3.                 Части речи, называющие все, что есть в мире, своеобразные «этикетки», которые в предложении выполняют роль его членов.

4.                 Части речи, имеющие морфемную структуру 

 

 

 

 

 

 

3.

Изменяемые самостоятельные части речи

Самостоятельные части речи, имеющие формы словоизменения 

I. По способу образования форм слова:

1.1. Склоняемые части речи.

1.2. Спрягаемая часть речи

(глагол)

4.

Склоняемые части речи

1.                 Изменяемые самостоятельные части речи, обладающие грамматической категорией падежа и тем самым противопоставляемые как знаменательные части речи глаголу (спрягаемой части речи) и наречию (неизменяемой части речи). 

2.                 Изменяемые самостоятельные части речи, у которых формы слова образуются посредством изменения по падежам или по падежам и числам (а у прилагательных и по родам) 

I. По способности называть предметы и их признаки:  1.1. Именные части речи (имена).

1.2. Неименная часть речи (местоимение, заместитель имени)

 

 Данный инструментарий представлен как фрагмент. Существует определённый алгоритм его разработки, который описан в цитируемых пособиях.

Таблица 2. Сборник химических понятий по теме «Оксиды» 

Понятие

Определение (содержание) понятия

Объём (виды) понятия

1.

Оксиды 

1. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород в степени окисления –2. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород 

I. По способности образовывать соли:

1.1. Солеобразующие оксиды.

1.2. Несолеобразующие оксиды

2.

Солеобразующие оксиды

Оксиды, которые способны вступать в реакцию с другими веществами и образовывать соли 

 

I. По химическим свойствам:

1.1. Основные оксиды.

1.2. Амфотерные окс.

1.3. Кислотные оксиды

3.

Основные  оксиды

Солеобразующие оксиды, вступающие в реакции с кислотами, кислотными и амфотерными оксидами, некоторые с водородом и металлами [1, с. 162]

Примеры:  оксид натрия  оксид железа (II)  оксид кальция

4.

Амфотерные оксиды

Солеобразующие оксиды, которые способны вступать в реакции как с кислотными и основными оксидами, так и с кислотами и основаниями 

Примеры:  оксид алюминия  оксид цинка оксид бериллия

5.

Кислотные оксиды

Солеобразующие оксиды, которые вступают в реакцию с основными и амфотерными оксидами,

основаниями, а некоторые – с водой 

Примеры: 

оксид серы (IV) оксид фосфора (V)

6.

Несолеобразующие оксиды

Оксиды, которые не способны образовывать соли 

 

Примеры:

оксид азота (I), оксид азота (II),

оксид углерода (II)

                 


Подобный дидактический инструментарий разрабатывается учителями, преподающими различные учебные дисциплины: русский язык, литературу, математику, историю и др. основные предметы, а также музыку, изобразительное искусство, основы безопасности жизнедеятельности, физкультуру. Сборники понятий позволяют педагогам рационально отбирать содержание уроков, разрабатывать оптимальные задания, находить ошибки в учебниках и др. 

С примерами сборников понятий и комплектов карточек по различным учебным дисциплинам можно познакомиться в опубликованных монографиях, учебно-методических пособиях (см. список литературы в конце статьи).

Седьмой существенный признак уроков – оправданная смена деятельности обучаемых в течение урока посредством выполнения ими системы заданий и реализации диалектики форм труда [8, с. 46]. В.Л. Зорина в своих трудах отмечает: «Человечество (историческая общность людей) вынуждено использовать диалектику труда (разделение и соединение труда), основанную на законе экономии времени как пути наименьшего сопротивления, который определяет выживание и благополучие человека и общества. Закон экономии времени представляет собой единство противоположностей: производительность труда (качество) и его интенсивность (количество), – которые находятся в обратной зависимости. Этот закон является ведущим для всех сфер человеческой деятельности и в первую очередь для учебного процесса» [8, с. 31]. На уроке индивидуальный труд чередуется с коллективным трудом, используются различные виды проверки и самопроверки результатов учебного труда. При этом повышается производительность учебного труда и мотивация обучаемых к процессу познания,  снимается их утомляемость.

В системе СДО на уроках применяется диалектика форм труда [8, с. 56; 11, с. 72;  5, с. 35]: 

                   индивидуальный труд (самостоятельная работа) – труд одного ученика по выполнению всех операций предметного задания от начала до конца;

                   простая кооперация – коллективный труд, т. е. труд группы учеников, каждый из которых был занят индивидуальным трудом на предыдущем этапе, а теперь под руководством «начальника» (координатор, руководитель группы, бригадир и т. п.) участвует в обсуждении результатов индивидуального труда (например, обсуждение способа решения задачи на уроке математики, вставленных орфограмм на уроке русского языка, содержания заполненной таблицы на уроке истории и т. д.);

                   сложная кооперация – коллективный труд групп учеников, каждая из которых выполняла отдельную операцию (обсуждение в группах результатов инд. труда); при выступлении групп получается совокупный продукт учебного труда (расширенное воспроизводство знаний). 

Индивидуальный труд и простая кооперация должны предшествовать сложной кооперации, т. к. данные формы организации труда позволяют учащимся реализовать свои возможности, развивать умения (предметные и универсальные УУД), не дают возможности приспосабливаться, получать оценки за счёт других учащихся. Сложная кооперация – форма работы всего класса, которая может дать совокупный продукт – новые понятия (система понятий), или результат выполнения практических заданий, или итог обсуждения проблем, противоречий, поиск истины и др.

Восьмой существенный признак – использование критериальной системы оценивания учебных достижений учащихся. В теории Способа диалектического обучения этот признак получил название материализация

(объективизация) оценки [8, с. 55; 9, с. 25; 6, с. 36; 11, с. 54; 12, с. 76; 13, с. 293], обеспечивающая объективность процесса оценивания. На этапе подготовки к уроку учитель определяет трудоёмкость всех учебных операций (заданий, вопросов) в баллах, которые становятся критериями оценки результатов учебного труда, а на уроке учитель регулирует процесс учёта заработанных обучаемыми баллов и привлекает к учёту учеников. Рассчитывая заявку на оценку, учитель устанавливает границы каждой оценки, что позволяет ученикам самостоятельно определять, какой оценке соответствует набранное за урок количество баллов. Заявка на оценку – это компонент урока, отражающий суммарно все операции учебного труда (содержание урока) с учётом форм организации работы учащихся (индивидуальный труд – коллективный труд) и указывающий соответствие каждой оценки определённому количеству отметок (баллов). Отличительной особенностью заявки на оценку является отсутствие отрицательных оценок, что позволяет развивать у учащихся положительную мотивацию к работе на уроке, настраивает их на достижение цели [11, с. 60–61;  9, с. 25]. Желательно, чтобы учитель в

начале урока объявил заявку на оценку и предложил ученикам запланировать, какую оценку они хотели бы получить в конце урока. Этот приём мотивирует обучаемых на активную работу на уроке, повышает их мыслительную состязательность. Далее в процессе проведения урока на разных его этапах учитель создаёт условия для проверки учениками заданий и самооценки результатов по критериям, объявленным учителем к каждому заданию в баллах. В конце урока баллы, набранные обучаемыми в течение всего урока за устные ответы и индивидуальный труд, суммируются, соотносятся с интервалами оценок в заявке, и тогда ученики самостоятельно определяют, какую оценку они получили за урок. Заявка на оценку рассчитывается к каждому уроку, т. к. уроки отличаются по количеству заданий, их трудоёмкости, форм работ и видов проверки заданий. Для этого применяется выведенный в процессе диссертационного исследования алгоритм, включающий этапы действий [11, с. 100; 13, с. 295]. Применение данного алгоритма даёт возможность учителю «материализовать» оценку – применить критериальный подход к процессу оценивания результатов обучения, что обеспечит объективность оценки учителем достижений обучаемых и будет способствовать развитию их объективной самооценки.

Система самооценки, разработанная в теории и технологии Способа диалектического обучения, характеризуется объективностью, т.к. обладает следующими признаками (критериями) [11, с. 55]:

      точность измерения (надежность) – наличие измеряемых параметров и средств измерения (каждая логическая операция с понятиями и каждое предметное действие (как результат выполнения предметных заданий) оценивается конкретным количеством баллов, определённых учителем на основе трудоёмкости заданий);

      обоснованность, аргументированность (на каждом уроке используется заявка на оценку, в которой предусматривается количественная граница каждой оценки – качества, поэтому заявка на оценку является важным аргументом при выставлении оценки за урок); 

      независимость от личностных отношений (использование четких критериев и заявки на оценку не позволяет учителю поставить обучаемому необъективную оценку на основе взаимоотношений, негативного опыта общения в предыдущий период, личностных симпатий/ антипатий, а также оценок, полученных учащимися на предыдущих уроках и т. д.).

Совокупность всех существенных признаков урока в системе Способа диалектического обучения даёт представление о технологии реализации его теории и создании урока нового качества, соответствующего требованиям ФГОС и создающего для достижения планируемых результатов условия: реализация системно-деятельностного подхода; обновление (структурирование) содержания урока; совершенствование форм организации учебной деятельности обучаемых; применение критериального подхода к оценке учебных достижений обучаемых;  развитие у обучаемых в единстве предметных (специальных) умений и универсальных учебных действий, обеспечивающих способность учиться.

Библиографический список 

1.     Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.

2.     Глинкина Г. В. Приёмы структурирования учителем предметного содержания учебных дисциплин при реализации ФГОС: учебнометодич.пособие. – Красноярск: ККИПКиППРО, 2016. – 184 с. 

3.     Глинкина Г. В., Зорина В. Л. Способ диалектического обучения. Подготовка учителя к формированию у учащихся системных знаний: монография. – Красноярск: ККИПКиППРО, 2010. – 232 с.

4.     Глинкина Г. В., Зорина В. Л. Структурирование предметного содержания средствами Способа диалектического обучения: предложение в русском и иностранных языках: уч.-метод. пособие. – Красноярск: ККИПКиППРО, 2014. – 216 с.

5.     Глинкина Г. В., Ковель М. И., Гарднер В. В. Рализации ФГОС средствами теории и технологии Способа диалектического обучения в Забайкальском крае: учебно-методическое пособие. Чита: Изд-во Института развития образования Забайкальского края, 2016. 282 с.

6.     Глинкина Г. В., Ковель М. И., Митрухина М. А., Зорина В. Л. ФГОС: формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения: учебнометодич. пособие. – Красноярск: ККИПКиППРО, 2015. – 160 с.

7.     Единство языков в их многообразии: сказуемое в русском и иностранных языках: учебно-методич.пособ. / Г. В. Глинкина,

М. С. Мартынец, В. Л. Зорина. – Красноярск: ККИПКиППРО, 2011. –

216 с.

8.     Зорина В. Л., Нургалеев В. С. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: монография. – Красноярск: СибГТУ, 2005. – 168 с. 

9.     Ковель М. И. Проблема развития познавательных и регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе //Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы: материалы II междунар. науч.-пр. конференции.

Вып.2. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. – 216 с. – С.25–31.

10. Ковель М. И. Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в 4 классе //Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации ФГОС: матер. Междунар.науч.-практ.конф. (г. Таганрог, 17.04.2015 г.). – Таганрог: Издатель Ступин С.А., 2015. – 215 с. – С.89–93.

11. Ковель М. И. Повышение квалификации учителя в области формирования у учащихся объективной самооценки учебных достижений на основе Способа диалектического обучения: Диссертация … канд.пед.наук. – Чита: ЗабГГПУ, 2012. – 244 с.

12. Ковель М.И., Глинкина Г. В., Зорина В. Л. Инновационные процессы в образовании: критериальное оценивание знаний и универсальных учебных действий учащихся в системе Способа диалектического обучения // Актуальные вопросы педагогики и психологии: материалы заочной международной научно–практической конференции. Часть II.

(1 августа 2011 г.). Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2011. 154 с. С. 74–78.

13. Ковель М. И., Глинкина Г. В., Зорина В. Л. Подготовка учителя к формированию у учащихся объективной оценки и самооценки как одна из актуальных проблем современного педагогического профессионального образования // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 13. – С. 291–296.

14. Методические рекомендации по организации урока в рамках системнодеятельностного подхода. URL: http://lib.convdocs.org/ docs/index283885.html (дата обращения: 20.11.2014 г.).  

15. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.  

Педагогическая технология «Способ диалектического обучения»: теоретические основы и возможности в реализации

Педагогическая технология «Способ диалектического обучения»: теоретические основы и возможности в реализации

Анализ современных технологий обучения позволяет учителю сделать выбор в пользу тех, которые дают возможность создать перечисленные выше условия и достичь планируемых результатов

Анализ современных технологий обучения позволяет учителю сделать выбор в пользу тех, которые дают возможность создать перечисленные выше условия и достичь планируемых результатов

Гончаруком А.И. и Зориной В.Л.

Гончаруком А.И. и Зориной В.Л.

Казахский поэт Кунанбаев Абай (1845 – 1904 гг

Казахский поэт Кунанбаев Абай (1845 – 1904 гг

Диалектика отношений и орудий труда изучается экономической теорией и проявляется по-разному: диалектика отношений дважды (через диалектику форм труда (индивидуальный труд – коллективный труд) и функций…

Диалектика отношений и орудий труда изучается экономической теорией и проявляется по-разному: диалектика отношений дважды (через диалектику форм труда (индивидуальный труд – коллективный труд) и функций…

Остальные существенные признаки урока логично вытекают из сущности первого признака

Остальные существенные признаки урока логично вытекают из сущности первого признака

В. Л. Зорина, И. Д. Еремеевская,

В. Л. Зорина, И. Д. Еремеевская,

Во-вторых, учитель может использовать карточки № 1 и 2 в полном комплекте с вопросами (см

Во-вторых, учитель может использовать карточки № 1 и 2 в полном комплекте с вопросами (см

Что называется стихотворением? 2

Что называется стихотворением? 2

Что считается плоской геометрической фигурой? 3

Что считается плоской геометрической фигурой? 3

Что называется населением? 2

Что называется населением? 2

Что называется крестовым походом ? 2

Что называется крестовым походом ? 2

Что выражает показатель уровня воды? 6

Что выражает показатель уровня воды? 6

ОБЖ, физкультуры, технологии.

ОБЖ, физкультуры, технологии.

Пятый существенный признак уроков – создание условий для ярко выраженной мыслительной состязательности между учащимися , в этом случае урок подобен процессу научного открытия, научной или…

Пятый существенный признак уроков – создание условий для ярко выраженной мыслительной состязательности между учащимися , в этом случае урок подобен процессу научного открытия, научной или…

Приведём пример сборников предметных понятий по русскому языку и химии (см

Приведём пример сборников предметных понятий по русскому языку и химии (см

Таблица 2. Сборник лингвистических понятий по теме «Части речи» (фрагмент) №

Таблица 2. Сборник лингвистических понятий по теме «Части речи» (фрагмент) №

Самостоятельные части речи слова-члены мысли ; знаменательные слова ; полнознаменатель- 1

Самостоятельные части речи слова-члены мысли ; знаменательные слова ; полнознаменатель- 1

Склоняемые части речи 1

Склоняемые части речи 1

Основные оксиды Солеобразующие оксиды, вступающие в реакции с кислотами, кислотными и амфотерными оксидами, некоторые с водородом и металлами [1, с

Основные оксиды Солеобразующие оксиды, вступающие в реакции с кислотами, кислотными и амфотерными оксидами, некоторые с водородом и металлами [1, с

Подобный дидактический инструментарий разрабатывается учителями, преподающими различные учебные дисциплины: русский язык, литературу, математику, историю и др

Подобный дидактический инструментарий разрабатывается учителями, преподающими различные учебные дисциплины: русский язык, литературу, математику, историю и др

В системе СДО на уроках применяется диалектика форм труда [8, с

В системе СДО на уроках применяется диалектика форм труда [8, с

На этапе подготовки к уроку учитель определяет трудоёмкость всех учебных операций (заданий, вопросов) в баллах, которые становятся критериями оценки результатов учебного труда, а на уроке…

На этапе подготовки к уроку учитель определяет трудоёмкость всех учебных операций (заданий, вопросов) в баллах, которые становятся критериями оценки результатов учебного труда, а на уроке…

Для этого применяется выведенный в процессе диссертационного исследования алгоритм, включающий этапы действий [11, с

Для этого применяется выведенный в процессе диссертационного исследования алгоритм, включающий этапы действий [11, с

ФГОС и создающего для достижения планируемых результатов условия: реализация системно-деятельностного подхода; обновление (структурирование) содержания урока; совершенствование форм организации учебной деятельности обучаемых; применение критериального подхода к…

ФГОС и создающего для достижения планируемых результатов условия: реализация системно-деятельностного подхода; обновление (структурирование) содержания урока; совершенствование форм организации учебной деятельности обучаемых; применение критериального подхода к…

Способа диалектического обучения: учебнометодич

Способа диалектического обучения: учебнометодич

Актуальные вопросы педагогики и психологии: материалы заочной международной научно–практической конференции

Актуальные вопросы педагогики и психологии: материалы заочной международной научно–практической конференции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2018