Программа практики "Наставничество"
Оценка 4.6

Программа практики "Наставничество"

Оценка 4.6
Повышение квалификации
pdf
администрации +1
Взрослым
10.05.2018
Программа практики "Наставничество"
Программа «Наставничество» направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности. Эта программа предусматривает предмет наставничества, задачи и функции наставников, а также непосредственно механизмы и инструменты наставничества. Данный материал может быть интересен заместителям директора по УВР, методистам,творчески работающим педагогам.
программа НАСТАВНИЧЕСТВО Михайлова ЕА.pdf

 

 Краткая презентация практики наставничества

 

1)      Общая информация: 

 

название практики наставничества

Программа «Наставничество»

принадлежность практики наставничества к номинации

«Наставничество на производстве»

наименование субъекта,  реализующего программу

МОУ «СОШ» с. Корткерос

федеральный округ, где реализуется практика наставничества

Российская Федерация

регион, где реализуется практика наставничества

Республика Коми

населенный пункт, где реализуется практика наставничества.

с. Корткерос, Корткеросский район

ФИО и контактные данные лица,  реализующего практику 

Михайлова Елена Анатольевна, учитель иностранных языков

 

 

2)      Описание текущей ситуации и актуальность практики

 

Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели.

В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается со многими трудностями, которые учителю со стажем кажутся пустяками. Для молодого учителя важно умение понимать себя, осознавать и умело использовать собственные резервы, грамотно определять перспективы самоопределения и самопродвижения, в профессиональных ситуациях использовать имеющиеся знания о себе как о личности педагога. Неумение грамотно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень проблем, подстерегающих учителя-новичка. Этих и многих других проблем легко избежать, если изучить нормативные документы, необходимые для работы, а также рассмотреть существующие по предмету методические пособия и рекомендации. На мой взгляд, неоценимую помощь окажут и опытные коллеги, которые, когда – то вот также начали свой путь «методом проб и ошибок». Главным помощником станет опытный наставник, который будет осуществлять методическое и психологическое сопровождение прибывшего на работу молодого специалиста.  

В зависимости от личностных качеств каждого вновь прибывающего в школу учителя, его профессиональных компетентностей, потенциальных возможностей, непосредственное наставничество над молодым специалистом, как показывает моя практика, может осуществляться от одного года до трех лет

 

 

3)      Описание практики: 

Для успешной, а главное результативной работы в данном направлении, мною разработана, затем представлена на обсуждение школьного методического объединения и утверждена руководителем ШМО программа «Наставничество». Эта программа предусматривает предмет наставничества, задачи и функции наставников, а также непосредственно механизмы и инструменты наставничества. 

 

 

 

Утверждаю: руководитель 

ШМО иностранных языков

МОУ «СОШ» с.Корткерос 

_____________ /Казакова Н.В../ «10» сентября 2013г.

Программа «Наставничество»

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

      новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние

      необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. 

 

Этапы становления молодого учителя включают:

      адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)

      стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)

      преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

Параметры  

Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

1.      вхождение в профессиональное образовательное пространство,

2.      профессиональное самоопределение,

3.      творческая самореализация,

4.      проектирование профессиональной карьеры,

5.      вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

6.      самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

 

Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:

 

Направления

Содержание направления

профессионализация

Появление новых качеств профессионала, и именно здесь молодому учителю необходимо наставничество.

социализация

Появление новых качеств личности

 

Программа «Наставничество» направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности. 

 

 

Программа «Наставничество»

Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.

Задачи программы:

1.      активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем

2.      организация внутришкольной методической работы с молодым учителем.

3.      организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем.

4.      ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.

5.      адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

 

Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.

Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей являются первый, второй годы работы в школе.

Цель наставничества в этот период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:

1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

 

Обязанности наставника:

Ø знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; Ø  разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

Ø изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

Ø знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

Ø вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

Ø проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

Ø оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

Ø личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

Ø участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

Ø подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

 

Обязанности молодого специалиста:

Ø изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

Ø выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

Ø постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

Ø учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

Ø совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

Ø периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

 

 

ПЛАН РАБОТЫ ( один из примеров) по организации наставничества 2013-2015учебный год

Наставник

 Михайлова (Порошкина) Елена Анатольевна, учитель иностранного языка

 Молодой специалист – Холопова Екатерина Сергеевна, учитель английского языка

 

Месяц

 

 

 

Содержание работы

Результат 

Сентябрь -

Октябрь

2013 г

Час общения "Расскажи о себе"  Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом  Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебновоспитательного процесса  Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов 

Составление наставником портрета личностных качеств и профессиональных возможностей молодого специалиста.

Грамотность молодого специалиста в области содержания учебных программ, нормативных

 

 

Ознакомление с требованиями оформления классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий

документов по организации учебно-воспитательного процесса

 

Ноябрь

Декабрь 2013г.

Час общения "Основные проблемы молодого учителя"  Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы  Практическое занятие "Как работать с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей"  Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе"

Составление «Листа затруднений»

Составление

«Индивидуальной карты развития своего профессионализма»

Разработка КТП

Повышение личностной самооценки, уверенности в себе

Январь- февраль 2014

Семинар "Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников"

Подготовка сообщения выступления и участие в семинаре

Консультация "Современный урок:

структура и конструирование"  Практическое занятие "Анализ урока.

Виды анализа". 

Посещение уроков наставника и других учителей и их структурный анализ

Формирование умений моделирования и самоанализа современного урока

Март – апрель 2014г.

Консультация "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся"  Семинар "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе"

     Участие молодого специалиста в мастерклассе в рамках районного ЕМД по теме «Кроссенс»

Май 2014г.

Подведение итогов работы

Формы систематизации и обобщения своего опыта

методическая копилка достижений молодого учителя

 Сентябрь

–  ноябрь

 2014г

Посещение уроков у молодого специалиста 

Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока"  Обзор периодической педагогической печати

Взаимопосещение мероприятий декады иностранных языков

Подготовка открытых уроков в рамках школьного конкурса «Мой лучший урок» 

2 место

 Декабрь 2014г.февраль 2015г

Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодого учителя, самоанализ уроков) 

Участие молодого специалиста в муниципальном этапе конкурса «Учитель года

2015 года» (1 место)

 

Час психологии. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций

 

 

Методическое сопровождение молодого специалиста в районном конкурсе «Учитель года 2015 года» 

 

 Март – май 2015г.

Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"  Час психологии

Методическое сопровождение

молодого в республиканском конкурсе

«Учитель года 2015» (2 место)

Участие в республиканском конкурсе «Учитель года 2015» (2 место)

 

Подведение итогов работы, методическая выставка достижений молодого учителя

Сформированность умений обобщения и систематизация своего опыта и опыта работы коллег.

Самоорганизация и развитие профессиональной карьеры

 

Подобный план работы составляется с каждым молодым специалистом индивидуально.

 

4) Возможность тиражирования практики  

Данной программой наставничества пользовалась неоднократно. Необходимое условие данной программы – дифференцированный подход, индивидуальная направленность к каждому новому молодому специалисту. Считаю ее результативной. О чем свидетельствуют данные следующей таблицы.

Таблица №1. Участие молодых учителей в конкурсе «Учитель года»

год

ФИО

специалиста, должность

Результат в школьном этапе конкурса

Результат в муниципальном, региональном этапе конкурса

Приобретенный статус специалиста в результате наставничества

2013

Казакова Т.М., учитель русского языка и литературы

Победитель общешкольного конкурса

«Открытый урок»

Победитель муниципального   этапа конкурса, Лауреат (5 место) республиканского этапа конкурса

Учитель – эксперт, руководитель ШМО учителей русского языка и литературы, с

2017 г. – заместитель директора школы по УВР

2014

Степанов Д.В., учитель информатики

Победитель общешкольного конкурса

«Открытый урок»

Призер (2 место) муниципального   этапа конкурса

Администратор сайта школы, зам директора по ИКТ

2015

Холопова Е.С., учитель английского языка

Победитель общешкольного конкурса

«Открытый урок»

Победитель муниципального   этапа конкурса, Призер (2 место) республиканского этапа конкурса

Учитель – эксперт

2018

Павлова Ж.В., учитель русского языка и литературы

Победитель общешкольного конкурса

«Открытый урок»

Призер (2 место) муниципального   этапа конкурса

Учитель – эксперт, с 2017

г. руководитель ШМО учителей русского языка и литературы, заместитель директора по

ВР

 

Кроме того, опробовала практику организации командной работы для участия в международных дистанционных педагогических проектах. Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Это интернет - ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.

Таблица № 2. Участие в международных дистанционных педагогических проектах

год

Форма участия

Результат 

2012

Международный сетевой проект педагогических работников на площадке     Педсовет.org

(pedsovet.org )

Участие в Международном фестивале «Сотрудничество, сообразование, сотворчество" г. Москва

Финалисты 

 Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. 

 

2013

Международный сетевой проект педагогических работников на

  Победители  

Формирование совместного мышления. Познавательная, творческая и учебная

 

площадке                     Педсовет.org

(pedsovet.org )

деятельность педагогов изначально имеют сетевой и коллективный характер. 

2014

Международный сетевой проект педагогических работников на площадке     Педсовет.org

(pedsovet.org)

Участие в Международном фестивале «Сотрудничество, сообразование, сотворчество» г. Москва

Победители.

Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей является важным этапом развития личности

 

В составе команды «Учитель 2.0» в 2015 году выезжала в г. Мытищи Московской области на III Международный фестиваль деятелей образования «Сотрудничество, Сообразование, Сотворчество». В рамках фестиваля состоялся 1 Чемпионат по решению педагогических задач, где я была капитаном команды, организовывала подготовку команды к конкурсу, участие и успешное выступление. 6 команд, состоящие из 10 педагогов-участников фестиваля, соревновались в умении и быстро и адекватно реагировать на необычные и запутанные проблемы, реально случающиеся в процессе обучения. Команды   прошли пять раундов, среди которых, решение ситуаций, записанных на видео, обмен “сложными” ситуациями из реальной практики с другими командами, блиц “что делать, если…”.   По итогам Чемпионата команда наших учителей заняла 1 МЕСТО.        

http://http//new.pedsovet.org/events/event/view/id/13  видео

http://new.pedsovet.org/publikatsii/professiya-i-pedagogicheskie-soobschestva/festival--so-3-      

 

Самообразование - это самостоятельный познавательный процесс со всеми присущими ему компонентами: потребностями, интересами, мотивами, способностями, собственно деятельностью. Целесообразно начать с анализа затруднений, сформулировать проблему, изучить психолого-педагогическую и методическую литератур по выбранной проблеме, спрогнозировать результаты, спланировать этапы работы над темой самообразования. Затем проверить новые методы работы на практике, произвести их отбор и анализ. В итоге оформить результаты по теме, презентовать материалы перед коллегами. И наконец, педагог начинает использовать собственный опыт в работе и заниматься его распространением.

В качестве наставника молодых специалистов может быть подобран работник, обладающий следующими качествами:

Ø  возраст - не моложе 35 лет;

Ø  образование высшее;

Ø  стаж работы на предприятии - не менее 5-и лет;

Ø  служебный статус - специалист не ниже 1 категории;

Ø  умеющий и желающий работать с молодежью;

Ø  имеющий такие качества личности как отзывчивость, выдержка, тактичность;

Ø  имеющий нравственную зрелость;

 

 

Ключевые компетенции наставников

Отнюдь не любой «аксакал» способен стать эффективным «ментором». Глубокие профессиональные знания, большой практический опыт, общепризнанные личные профессиональные достижения, существенный (более пяти лет) стаж работы в школе – все это необходимые, но не достаточные условия для успеха специалиста на поприще наставничества. Он должен обладать совершенно определенными специфическими компетенциями. Перечислю их.

Ø  Корпоративность. В работе человек исходит из стратегических приоритетов организации, находит разумный баланс интересов подразделения и компании в целом. Берет на себя осмысленные обязательства перед компанией, четко обосновывает собственные возможности перед руководством, опираясь на расчеты и факты. Своими действиями укрепляет репутацию компании среди сотрудников, партнеров, представителей власти.

Ø  Способность обучать. Умеет структурировать имеющийся опыт работы и передать его молодому специалисту. Четко и последовательно излагает необходимую информацию, замечания по результатам работы подопечного. Подбирает адекватные и эффективные способы инструктажа. Предоставляет конструктивную обратную связь.

Ø  Ответственность. Заинтересован в успехах подопечного, принимает личную ответственность за решение проблем, возникших при обучении. Активно ищет способы развития навыков «ученика». Оказывает ему необходимую помощь, предлагает задачи, работа над которыми активизирует способности. Поощряет его к приобретению нового опыта и обмену идеями.

Ø  Умение мотивировать других. Вдохновляет ученика на позитивное отношение к работе, содействует успешному достижению цели. Безошибочно находит мотивирующие подопечного факторы и умело использует их.

Ø  Влиятельность. Имеет кредит доверия со стороны партнеров по коммуникации. Обладает необходимыми навыками и личными качествами для оказания влияния на других. Адаптирует свой стиль взаимодействия в зависимости от особенностей собеседника. Добивается поставленной цели коммуникации.

 

Немаловажным моментом в эффективности реализации данной программы является, на мой взгляд, мотивация наставников. Инструменты поощрения наставничества представлены в следующей таблице:

 

 

 

 

Таблица № 3. Инструменты поощрения наставничества

Материальное поощрение наставников

Нематериальное поощрение наставников

Ø   В целях материального поощрения наставнику с момента выхода приказа о его назначении начисляется ежемесячная надбавка к окладу.

Ø   Наставники, победившие в конкурсе на звание "Лучший наставник предприятия" поощряются в порядке, предусмотренном условиями конкурса.

Ø   Единовременная выплата материального вознаграждения в размере 10 — 15% к должностному окладу за каждого подопечного после прохождения им аттестации Ø Выдача премии, в случае достижения подопечным заданных показателей или по итогам и результатам участия молодого специалиста в профессиональных конкурсах 

Ø   Вручение специальных памятных подарков на корпоративных мероприятиях.

Ø    Публичное признание значимости работы наставников для компании, повышение их

авторитета в коллективе;

Ø    Включение лучших наставников в кадровый резерв компании на замещение руководящих должностей;

Ø    Предоставление наставникам возможности принимать участие в разработке решений, касающихся развития компании;

Ø    Предоставление        возможности для самореализации;

Ø    Использование разнообразных корпоративных знаков отличия, придающих наставникам особый статус в коллективе

(значки, грамоты и т.п.);

Ø    Проведение конкурса на определение лучшего наставника;

Ø    Организация и проведение тренингов и курсов повышения квалификации для наставников;

Ø    Размещение информации о наставниках и достижениях их подопечных на сайте и в сообществах компании в социальных сетях;

Ø    Предоставление дополнительных дней к отпуску;

  На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Пока педагог выполняет свои профессиональные обязанности, он ориентируется на требования, предъявляемые ему обществом, и он не может не заниматься самообразованием.

Наставничество приносит осознание востребованности профессионального опыта. Дает удовлетворенность работой. Способствует систематизации собственных методических материалов. Формирует личную зрелость и силу молодого специалиста.

 

Краткая презентация практики наставничества 1)

Краткая презентация практики наставничества 1)

Для успешной, а главное результативной работы в данном направлении, мною разработана, затем представлена на обсуждение школьного методического объединения и утверждена руководителем

Для успешной, а главное результативной работы в данном направлении, мною разработана, затем представлена на обсуждение школьного методического объединения и утверждена руководителем

Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:

Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей

ПЛАН РАБОТЫ ( один из примеров) по организации наставничества 2013-2015учебный год

ПЛАН РАБОТЫ ( один из примеров) по организации наставничества 2013-2015учебный год

ПЛАН РАБОТЫ ( один из примеров) по организации наставничества 2013-2015учебный год

ПЛАН РАБОТЫ ( один из примеров) по организации наставничества 2013-2015учебный год

Подведение итогов работы, методическая выставка достижений молодого учителя

Подведение итогов работы, методическая выставка достижений молодого учителя

Павлова Ж.В., учитель русского языка и литературы

Павлова Ж.В., учитель русского языка и литературы

Международный сетевой проект педагогических работников на площадке

Международный сетевой проект педагогических работников на площадке

Ключевые компетенции наставников

Ключевые компетенции наставников

Таблица № 3. Инструменты поощрения наставничества

Таблица № 3. Инструменты поощрения наставничества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2018