1) Общая информация:
название практики наставничества |
Программа «Наставничество» |
принадлежность практики наставничества к номинации |
«Наставничество на производстве» |
наименование субъекта, реализующего программу |
МОУ «СОШ» с. Корткерос |
федеральный округ, где реализуется практика наставничества |
Российская Федерация |
регион, где реализуется практика наставничества |
Республика Коми |
населенный пункт, где реализуется практика наставничества. |
с. Корткерос, Корткеросский район |
ФИО и контактные данные лица, реализующего практику |
Михайлова Елена Анатольевна, учитель иностранных языков
|
2) Описание текущей ситуации и актуальность практики
Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели.
В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается со многими трудностями, которые учителю со стажем кажутся пустяками. Для молодого учителя важно умение понимать себя, осознавать и умело использовать собственные резервы, грамотно определять перспективы самоопределения и самопродвижения, в профессиональных ситуациях использовать имеющиеся знания о себе как о личности педагога. Неумение грамотно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень проблем, подстерегающих учителя-новичка. Этих и многих других проблем легко избежать, если изучить нормативные документы, необходимые для работы, а также рассмотреть существующие по предмету методические пособия и рекомендации. На мой взгляд, неоценимую помощь окажут и опытные коллеги, которые, когда – то вот также начали свой путь «методом проб и ошибок». Главным помощником станет опытный наставник, который будет осуществлять методическое и психологическое сопровождение прибывшего на работу молодого специалиста.
В зависимости от личностных качеств каждого вновь прибывающего в школу учителя, его профессиональных компетентностей, потенциальных возможностей, непосредственное наставничество над молодым специалистом, как показывает моя практика, может осуществляться от одного года до трех лет
3) Описание практики:
Для успешной, а главное результативной работы в данном направлении, мною разработана, затем представлена на обсуждение школьного методического объединения и утверждена руководителем ШМО программа «Наставничество». Эта программа предусматривает предмет наставничества, задачи и функции наставников, а также непосредственно механизмы и инструменты наставничества.
Утверждаю: руководитель
ШМО иностранных языков
МОУ «СОШ» с.Корткерос
_____________ /Казакова Н.В../ «10» сентября 2013г.
Программа «Наставничество»
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
• новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
• необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Этапы становления молодого учителя включают:
• адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
• стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
• преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
Параметры
Программа должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
2. профессиональное самоопределение,
3. творческая самореализация,
4. проектирование профессиональной карьеры,
5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:
Направления |
Содержание направления |
профессионализация |
Появление новых качеств профессионала, и именно здесь молодому учителю необходимо наставничество. |
социализация |
Появление новых качеств личности |
Программа «Наставничество» направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.
Программа «Наставничество»
Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.
Задачи программы:
1. активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации быть учителем
2. организация внутришкольной методической работы с молодым учителем.
3. организация наставничества по различным направлениям с молодым учителем.
4. ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности.
5. адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
Основной подход в оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.
Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей являются первый, второй годы работы в школе.
Цель наставничества в этот период: увидеть связь между деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать свою деятельность в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Обязанности наставника:
Ø знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; Ø разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
Ø изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;
Ø знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;
Ø вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);
Ø проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
Ø оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
Ø личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
Ø участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
Ø подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
Ø изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
Ø выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
Ø постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
Ø учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
Ø совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
Ø периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.
Наставник–
Михайлова (Порошкина) Елена Анатольевна, учитель иностранного языка
Молодой специалист – Холопова Екатерина Сергеевна, учитель английского языка
Месяц
|
|
Содержание работы |
Результат |
Сентябрь - Октябрь 2013 г |
|
Час общения "Расскажи о себе" Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебновоспитательного процесса Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов |
Составление наставником портрета личностных качеств и профессиональных возможностей молодого специалиста. Грамотность молодого специалиста в области содержания учебных программ, нормативных |
|
|
Ознакомление с требованиями оформления классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий |
документов по организации учебно-воспитательного процесса
|
Ноябрь Декабрь 2013г. |
|
Час общения "Основные проблемы молодого учителя" Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы Практическое занятие "Как работать с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей" Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе" |
Составление «Листа затруднений» Составление «Индивидуальной карты развития своего профессионализма» Разработка КТП Повышение личностной самооценки, уверенности в себе |
Январь- февраль 2014 |
|
Семинар "Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников" |
Подготовка сообщения выступления и участие в семинаре |
|
Консультация "Современный урок: структура и конструирование" Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа". Посещение уроков наставника и других учителей и их структурный анализ |
Формирование умений моделирования и самоанализа современного урока |
|
Март – апрель 2014г. |
|
Консультация "Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся" Семинар "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе" |
Участие молодого специалиста в мастерклассе в рамках районного ЕМД по теме «Кроссенс» |
Май 2014г. |
|
Подведение итогов работы Формы систематизации и обобщения своего опыта |
методическая копилка достижений молодого учителя |
Сентябрь – ноябрь 2014г |
|
Посещение уроков у молодого специалиста Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока" Обзор периодической педагогической печати Взаимопосещение мероприятий декады иностранных языков |
Подготовка открытых уроков в рамках школьного конкурса «Мой лучший урок» 2 место |
Декабрь 2014г.февраль 2015г |
|
Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодого учителя, самоанализ уроков) |
Участие молодого специалиста в муниципальном этапе конкурса «Учитель года 2015 года» (1 место) |
|
|
Час психологии. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций |
|
|
|
Методическое сопровождение молодого специалиста в районном конкурсе «Учитель года 2015 года» |
|
Март – май 2015г. |
|
Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями" Час психологии Методическое сопровождение молодого в республиканском конкурсе «Учитель года 2015» (2 место) |
Участие в республиканском конкурсе «Учитель года 2015» (2 место) |
|
|
Подведение итогов работы, методическая выставка достижений молодого учителя |
Сформированность умений обобщения и систематизация своего опыта и опыта работы коллег. Самоорганизация и развитие профессиональной карьеры
|
Подобный план работы составляется с каждым молодым специалистом индивидуально.
4) Возможность тиражирования практики
Данной программой наставничества пользовалась неоднократно. Необходимое условие данной программы – дифференцированный подход, индивидуальная направленность к каждому новому молодому специалисту. Считаю ее результативной. О чем свидетельствуют данные следующей таблицы.
год |
ФИО специалиста, должность |
Результат в школьном этапе конкурса |
Результат в муниципальном, региональном этапе конкурса |
Приобретенный статус специалиста в результате наставничества |
2013 |
Казакова Т.М., учитель русского языка и литературы |
Победитель общешкольного конкурса «Открытый урок» |
Победитель муниципального этапа конкурса, Лауреат (5 место) республиканского этапа конкурса |
Учитель – эксперт, руководитель ШМО учителей русского языка и литературы, с 2017 г. – заместитель директора школы по УВР |
2014 |
Степанов Д.В., учитель информатики |
Победитель общешкольного конкурса «Открытый урок» |
Призер (2 место) муниципального этапа конкурса |
Администратор сайта школы, зам директора по ИКТ |
2015 |
Холопова Е.С., учитель английского языка |
Победитель общешкольного конкурса «Открытый урок» |
Победитель муниципального этапа конкурса, Призер (2 место) республиканского этапа конкурса |
Учитель – эксперт |
2018 |
Павлова Ж.В., учитель русского языка и литературы |
Победитель общешкольного конкурса «Открытый урок» |
Призер (2 место) муниципального этапа конкурса |
Учитель – эксперт, с 2017 г. руководитель ШМО учителей русского языка и литературы, заместитель директора по ВР |
Кроме того, опробовала практику организации командной работы для участия в международных дистанционных педагогических проектах. Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Это интернет - ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.
год |
Форма участия |
Результат |
2012 |
Международный сетевой проект педагогических работников на площадке Педсовет.org (pedsovet.org ) Участие в Международном фестивале «Сотрудничество, сообразование, сотворчество" г. Москва |
Финалисты Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
|
2013 |
Международный сетевой проект педагогических работников на |
Победители Формирование совместного мышления. Познавательная, творческая и учебная |
|
площадке Педсовет.org (pedsovet.org ) |
деятельность педагогов изначально имеют сетевой и коллективный характер. |
2014 |
Международный сетевой проект педагогических работников на площадке Педсовет.org (pedsovet.org) Участие в Международном фестивале «Сотрудничество, сообразование, сотворчество» г. Москва |
Победители. Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают нам думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей является важным этапом развития личности |
В составе команды «Учитель 2.0» в 2015 году выезжала в г. Мытищи Московской области на III Международный фестиваль деятелей образования «Сотрудничество, Сообразование, Сотворчество». В рамках фестиваля состоялся 1 Чемпионат по решению педагогических задач, где я была капитаном команды, организовывала подготовку команды к конкурсу, участие и успешное выступление. 6 команд, состоящие из 10 педагогов-участников фестиваля, соревновались в умении и быстро и адекватно реагировать на необычные и запутанные проблемы, реально случающиеся в процессе обучения. Команды прошли пять раундов, среди которых, решение ситуаций, записанных на видео, обмен “сложными” ситуациями из реальной практики с другими командами, блиц “что делать, если…”. По итогам Чемпионата команда наших учителей заняла 1 МЕСТО.
http://http//new.pedsovet.org/events/event/view/id/13 видео
http://new.pedsovet.org/publikatsii/professiya-i-pedagogicheskie-soobschestva/festival--so-3-
Самообразование - это самостоятельный познавательный процесс со всеми присущими ему компонентами: потребностями, интересами, мотивами, способностями, собственно деятельностью. Целесообразно начать с анализа затруднений, сформулировать проблему, изучить психолого-педагогическую и методическую литератур по выбранной проблеме, спрогнозировать результаты, спланировать этапы работы над темой самообразования. Затем проверить новые методы работы на практике, произвести их отбор и анализ. В итоге оформить результаты по теме, презентовать материалы перед коллегами. И наконец, педагог начинает использовать собственный опыт в работе и заниматься его распространением.
В качестве наставника молодых специалистов может быть подобран работник, обладающий следующими качествами:
Ø возраст - не моложе 35 лет;
Ø образование высшее;
Ø стаж работы на предприятии - не менее 5-и лет;
Ø служебный статус - специалист не ниже 1 категории;
Ø умеющий и желающий работать с молодежью;
Ø имеющий такие качества личности как отзывчивость, выдержка, тактичность;
Ø имеющий нравственную зрелость;
Ключевые компетенции наставников
Отнюдь не любой «аксакал» способен стать эффективным «ментором». Глубокие профессиональные знания, большой практический опыт, общепризнанные личные профессиональные достижения, существенный (более пяти лет) стаж работы в школе – все это необходимые, но не достаточные условия для успеха специалиста на поприще наставничества. Он должен обладать совершенно определенными специфическими компетенциями. Перечислю их.
Ø Корпоративность. В работе человек исходит из стратегических приоритетов организации, находит разумный баланс интересов подразделения и компании в целом. Берет на себя осмысленные обязательства перед компанией, четко обосновывает собственные возможности перед руководством, опираясь на расчеты и факты. Своими действиями укрепляет репутацию компании среди сотрудников, партнеров, представителей власти.
Ø Способность обучать. Умеет структурировать имеющийся опыт работы и передать его молодому специалисту. Четко и последовательно излагает необходимую информацию, замечания по результатам работы подопечного. Подбирает адекватные и эффективные способы инструктажа. Предоставляет конструктивную обратную связь.
Ø Ответственность. Заинтересован в успехах подопечного, принимает личную ответственность за решение проблем, возникших при обучении. Активно ищет способы развития навыков «ученика». Оказывает ему необходимую помощь, предлагает задачи, работа над которыми активизирует способности. Поощряет его к приобретению нового опыта и обмену идеями.
Ø Умение мотивировать других. Вдохновляет ученика на позитивное отношение к работе, содействует успешному достижению цели. Безошибочно находит мотивирующие подопечного факторы и умело использует их.
Ø Влиятельность. Имеет кредит доверия со стороны партнеров по коммуникации. Обладает необходимыми навыками и личными качествами для оказания влияния на других. Адаптирует свой стиль взаимодействия в зависимости от особенностей собеседника. Добивается поставленной цели коммуникации.
Немаловажным моментом в эффективности реализации данной программы является, на мой взгляд, мотивация наставников. Инструменты поощрения наставничества представлены в следующей таблице:
Материальное поощрение наставников |
Нематериальное поощрение наставников |
Ø В целях материального поощрения наставнику с момента выхода приказа о его назначении начисляется ежемесячная надбавка к окладу. Ø Наставники, победившие в конкурсе на звание "Лучший наставник предприятия" поощряются в порядке, предусмотренном условиями конкурса. Ø Единовременная выплата материального вознаграждения в размере 10 — 15% к должностному окладу за каждого подопечного после прохождения им аттестации Ø Выдача премии, в случае достижения подопечным заданных показателей или по итогам и результатам участия молодого специалиста в профессиональных конкурсах Ø Вручение специальных памятных подарков на корпоративных мероприятиях. |
Ø Публичное признание значимости работы наставников для компании, повышение их авторитета в коллективе; Ø Включение лучших наставников в кадровый резерв компании на замещение руководящих должностей; Ø Предоставление наставникам возможности принимать участие в разработке решений, касающихся развития компании; Ø Предоставление возможности для самореализации; Ø Использование разнообразных корпоративных знаков отличия, придающих наставникам особый статус в коллективе (значки, грамоты и т.п.); Ø Проведение конкурса на определение лучшего наставника; Ø Организация и проведение тренингов и курсов повышения квалификации для наставников; Ø Размещение информации о наставниках и достижениях их подопечных на сайте и в сообществах компании в социальных сетях; Ø Предоставление дополнительных дней к отпуску; |
На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился педагог, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Пока педагог выполняет свои профессиональные обязанности, он ориентируется на требования, предъявляемые ему обществом, и он не может не заниматься самообразованием.
Наставничество приносит осознание востребованности профессионального опыта. Дает удовлетворенность работой. Способствует систематизации собственных методических материалов. Формирует личную зрелость и силу молодого специалиста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.