ПРОЕКТНАЯ РАБОТА:
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НРМОБУ «СИНГАПАЙСКАЯ СОШ»)
Автор:
Петякина Ирина Александровна, заместитель директора по НМР, учитель истории
НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ОТКРЫТОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ_______7 1.1. Педагог дополнительного образования в условиях модернизации образования______________________________________________________7
1.2. О понятии повышения квалификации педагогов _____________________13
ГЛАВА 2. КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ____________17 2.1. Диагностика затруднений и потребностей педагогов дополнительного образования НРМОБУ «Сингапайская СОШ»________________________17 2.2. Образовательный проект «Образование без обучения» повышения квалификации педагогов ДО общеобразовательных учреждений ___________25
2.3. Программа краткосрочных курсов повышения квалификации
«Современные образовательные технологии как инструмент реализации идей нового стандарта общего образования»______________________________28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ _______________________36
ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы связана с процессом модернизации образования, который сейчас постоянно обсуждается. В обществе в последние годы происходит смена приоритетов, от человека в новом обществе требуются качества, которые помогли бы ему в успешной социализации. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»[1.2]. Отсюда необходимость существенных изменений в системе образования. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития [1.2].
Министерством образования выделяются следующие приоритетные ценности, которые необходимо учитывать при построении учебных методик:
• Необходимость повышения уровня готовности граждан к
социальному, политическому выбору;
• Признается важность таких факторов как коммуникабельность и толерантность;
• Необходимость формирования современного мышления у молодого поколения;
• Постоянная потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.
Всему этому и должен обучать наше молодое поколение современный педагог. А как? Вот для этого и требуются различные курсы по повышению квалификации, которые и помогут педагогу вступить в новую образовательную волну. Необходимость «нового» человека требует и педагога нового типа, значительного роста уровня профессионализма всех педагогических кадров.
Как отмечается в программном документе Российской Академии образования – «Превращение системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающуюся, открытую, вовлечение учащихся в решение собственных образовательных и общекультурных проблем, требует реформирования педагогического образования, способного готовить учителя, соответствующего потребностям развития образования в условиях демократии, перехода от тоталитарного к гражданскому обществу, к рыночным отношениям, интеграции российского образования в мировую систему образования»[2.1]. Но большинство педагогов даже не понимают, что собственно от них хотят, что от них требуют. Хотя и не мало тех педагогов, которые понимают и осознают такую необходимость, но сами они вряд ли могут перестроиться, им нужна помощь. В любом случае нашим педагогам требуется квалифицированная помощь, которую они и смогут получить на соответствующих курсах. В свете проводимой модернизации образования проблема повышения квалификации стоит очень остро (и это действительно проблема), и требует детальной разработки. Ведь в этой области мало изученного вследствие чего открывается широкое поле для деятельности.
Почему именно педагог дополнительного образования?
Дополнительное образование (ДО) до сих пор считаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи [1.2]. Также я считаю, что скорей всего причина в отсутствии жестких рамок в данной сфере образования. Отсюда возможность варьировать формы и содержание своих занятий; это открывает простор для деятельности педагога, его фантазии. Педагог ДО может основываться на том, что ребенка привел интерес и желание заниматься любимым делом, что в свою очередь, гарантирует ему большую эффективность, в отличие от нормированных школьных занятий. В последнее время много говорится о необходимости перестройки дополнительного образования соответственно новым целям образования, создании открытой модели дополнительного образования. А такая перестройка была бы бессмысленна без подготовки и переподготовки людей, работающих в образовательной сфере. Сейчас разрабатывается много различных теорий повышения квалификации работников в дополнительном образовании, которые, скорее всего, носят некоторый «пробующий» характер. Возможно, в настоящий момент, имеется очень мало опыта в данной сфере и чёткая схема, как такового повышения квалификации, ещё не сложилась. Может быть открытой модели дополнительного образования должна соответствовать открытая модель повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
Цель работы.
• Изучить проблемы повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
• Создать открытую модель повышения квалификации педагогов дополнительного образования Объект работы.
Процесс повышения квалификации работников дополнительного образования.
Предмет работы.
Методы повышения квалификации педагогов дополнительного образования, их организационно-стратегические и содержательностратегические линии.
Гипотеза.
Для педагогов дополнительного образования может быть создана открытая модель повышения квалификации Задачи.
• Описать проблему повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
• Разработать открытую модель повышения квалификации педагогов дополнительного образования Методы.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме дипломной работы; наблюдение за ходом процесса повышения квалификации и опрос участников данного процесса.
Практическая часть моей работы заключается в создании модели различных курсов по повышению квалификации педагогов дополнительного образования. При этом в качестве способов повышения квалификации я также рассматриваю посещение различных педагогических и психологических конференций, чему будет посвящен отдельный параграф.
Основные этапы выполнения дипломной работы.
1. Изучение психолого-педагогической литературы, накопление теоретического материала;
2. Посещение и наблюдение ряда курсов повышения квалификации, а также различных психолого-педагогических конференций, опрос участников.
3. Аналитическая работа с накопленным теоретическим и эмпирическим материалом, его систематизация и обобщение.
Научная новизна и теоретическая значимость
Новизна данной работы состоит в том, что в ней повышение квалификации работников ДО ставится как проблема и выделяются имеющиеся наработки данного процесса, которые требуют дальнейшей доработки.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что осуществлена систематизация материала, имеющегося по данной проблеме; также имеется описание ряда примеров курсов по повышению квалификации, произведен их анализ.
Практическая значимость.
Практическая значимость состоит в том, что в ходе анализа были выделены слабые стороны существующих курсов по повышению квалификации педагогов, а также методы позволяющие добиться наибольшей эффективности.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ ОТКРЫТОЙ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Педагог дополнительного образования в условиях модернизации образования
В концепции модернизации российского образования в качестве существенного изменения в образовании выдвигается следующий пункт:
«Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности»[1.2].
Как понятно из этого пункта в наше время ценность умения повышать свою квалификацию является одной из приоритетных. Конечно, это касается не только педагогов. А для тех, кто учит молодое поколение эта способность более чем актуальна.
Опыт российского образования XX века убеждает в том, что все кардинальные, качественные преобразования, реформы начинались, как правило, «снизу», в практике новаторских, передовых, «новых» школ, внешкольных структур. В опыте инновационных образовательных учреждений формировалось новое поколение отечественных педагогов, деятельность которых расширяла границы педагогических, целенаправленных влияний на становящуюся личность ребёнка, захватывая также сферу внешкольной досуговой, повседневной жизни детей. Вырастал из реальной жизни на базе развивающейся системы общественно-государственной системы внешкольного социального воспитания педагог, широкого спектра профессиональной специфической деятельности.
Специфика сложившейся в нашей стране системы внешкольного образования, социального воспитания – в её динамизме; в социальнопрактической ориентированности деятельности её многообразных структур; гуманистической и демократической направленности образовательной деятельности (обращённость к детям самого разного возраста, включая дошкольников, к кругу интересов, потребностей самых разных групп детей); в приближённости педагогического процесса к естественному ходу развития ребёнка, воспитанию в его «первородном» смысле.
Именно специфичность, постоянное обновление деятельности структур внешкольного воспитания рождает всё новые и новые педагогические специальности.
В начале 90-х годов на базе государственно-общественной системы внешкольного воспитания была учреждена система дополнительного образования, отвечавшая общей перестроечной идеологии общества, в том числе новым концепциям непрерывного образования с акцентом на расширение сферы обучения. Новая система дополнительного образования потребовала и нового типа профессионала, в деятельности которого реализовывалось бы её главное социально-педагогическое назначение – «всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства» [2.2]. Выделение системы дополнительного образования детей (наряду с системой основного образования, осуществляемого в условиях детских образовательных учреждений – дошкольных, школ, ПТУ), появление в социуме специально создаваемых учреждений дополнительного образования привело к учреждению нового субъекта образовательного процесса – педагога дополнительного образования.
Если раньше основная специфика деятельности педагога дополнительного образования была обусловлена такими задачами как:
1. обеспечение необходимыми условиями для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;
2. адаптация их к жизни в обществе;
3. формирование общей культуры;
4. организация содержательного досуга.
Как итог этого, можно сейчас наблюдать разросшиеся сети Дворцов, Домов детского творчества, летних загородных оздоровительных лагерей, музыкальных и художественных школ и т.д.
Современный педагог дополнительного образования должен учитывать, что под влиянием произошедших преобразований в обществе, обновлений форм обмена информаций изменился образ жизни и образ мыслей детей. Сегодня они стремятся получить такое образование, которое поможет им состояться как личностям.
В современном обществе индивид стоит перед проблемой нахождения себя одновременно в различных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Ведь именно от педагога зависит выполнение заказа современного государства и общества – формирование активной личности, умеющей перестраиваться в связи с изменениями внешних условий социума. Вряд ли «плетение макраме» может обеспечить ребёнка такими способностями, в лучшем случае у него останутся хорошие впечатления о приятном времяпровождении.
Педагог должен выйти за рамки сложившегося содержания своих «кружков». Время требует от него иных качеств, и, если педагог не будет принимать это во внимание, то его воспитанникам грозит участь оказаться невостребованными в профессиональных кругах.
В настоящее время на рынке образовательных услуг ценятся педагогипрофессионалы, способные дать ребёнку не просто объём знаний, но научить его мобильности, умению неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получить знания, необходимые ему не «вообще», а в данный момент.
Движущей силой дополнительного образования выступает интерес. Особый интерес к дополнительному образованию объясняется тем, что, будучи менее инерционным, чем программное, урочное преподавание, оно ломает методические стереотипы; рождает новые подходы, технологии, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощённости в поиске истины. «Дополнительное образование становится своеобразной лабораторией творчества, в которой моделируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с наукой, искусством, культурой, технической и производственной деятельностью, адекватной нынешней социокультурной ситуации».[2.3]
Первая проблема перехода к новому пониманию статуса «педагог дополнительного образования» состоит в том, что далеко не все педагоги дополнительного образования осознают необходимость перехода от старой системы к новой (пока ещё не совсем сложившейся…процесс бы ускорился, если б все приняли, поняли это), к новому уровню видения цели своей работы.
А точнее можно заявить, что не все даже и знают о такой необходимости!
То, что человек должен постоянно совершенствоваться в своей профессиональной деятельности, чтобы быть «нужным», востребованным на рынке труда относится не только к педагогам дополнительного образования, но и ко всем профессионалам, тем более, если их профессиональная область – образование. «В современном обществе формируются устойчивые запросы на профессионально компетентного специалиста (в частности, педагога), способного к проектированию образовательной среды и созданию психологопедагогических условий образования человека на основных этапах онтогенеза»
[2.4].
Ведь именно через образование к нам выходят новые специалисты, от которых зависит наше будущее. На педагогах лежит двойная ответственность:
• за свой личностный рост
• за будущее развитие Человека.
Также проблемой является то, что даже педагоги, осознавшие необходимость повышения своей квалификации в рамках программы «ПОКОЛЕНИЕ XXI: развитие человеческого Потенциала», не совсем понимают её содержание, в том смысле, что считают всё это сплошной теорией, оторванной от реальной жизни. Например, некоторые педагоги, побывавшие на курсах в рамках кадровой подпрограммы программы «ПОКОЛЕНИЕ XXI: развитие Человеческого потенциала», считают все это сплошной теорией, оторванной от реальной жизни.
Также мной были замечены случаи, когда педагоги, побывав на конференции (2-ая Всероссийская конференция «Открытое Дополнительное образование как ресурс социального развития региона»), прослушав все выступления, доклады приглашённых, оставались со своим собственным убеждением, что всё это непонятно и к ним никакого отношения не имеет. Они остались в своих прежних рамках традиционных взглядов, и «взглянув со стороны», они не ощутили себя в системе.
Я считаю, что первую и вторую проблему надо учитывать при конструировании содержания повышения квалификации работников дополнительного образования.
Также при конструировании содержания курсов повышения квалификации работников дополнительного образования надо учитывать то, что у педагогов долго проработавших в системе дополнительного образования устойчивые традиционные (и в этом смысле, не отвечающие целям инновационных практик) взгляды, понимание цели воспитания ребёнка. Возможно, даже ни о каком развитии в системе традиционного дополнительного образования и речи не идёт. Дети там проводят время. Не больше!
Помимо этого надо учитывать, что педагог дополнительного образования иногда и не имеют педагогического образования, зачастую в ДО приходят работники из других сфер деятельности, и часто являются высококвалифицированными специалистами (музыканты, художники, танцоры и т.д.). И поэтому они испытывают серьезные затруднения в работе с детьми. Поэтому каждый из них должен совершенствоваться не только как специалист какого-либо направления деятельности (прикладное творчество, ИЗО, шахматы и т.д.), но и как педагогический работник.
Также одной из существенных проблем перехода к новому статусы педагога ДО является то, что учреждения ДО в данное время находятся вне рынка и не являются конкурентоспособными.
Сейчас все большее количество родителей стремятся не просто отдать ребенка куда-нибудь, лишь бы он на улице не «болтался», или дома без дела не сидел, но они выбирают: а куда лучше?
Родители готовы платить за то, что будет востребовано. И им уже не достаточно того, что их ребенок просто занят досуговым видом деятельности. Причем, многие родители не видят, в этом плане, перспектив в общеобразовательной школе. Они готовы отдавать детей в дополнительное образование, но при условии, что оно будет отвечать требованиям рынка.
Но проблема в том, что во многих учреждениях дополнительного образования происходит то же самое, что и в общеобразовательных школах, только отличаются виды деятельности (иногда и не отличаются). А дополнительное образование должно быть конкурентоспособно школе. Иначе смысл поддерживать этот вид образовательных услуг, в котором в большинстве заняты малоквалифицированные кадры?
Ни государству, ни родителям этого не надо будет. И это в определенном смысле кризис учреждений ДО.
В качестве положительной стороны педагогов долго проработавших в системе дополнительного образования можно выделить имеющийся опыт, на который можно опираться и который можно использовать при повышении своей квалификации; можно выстраивать над ним свою деятельность. Ведь образование, получаемое человеком с опорой на собственный профессиональный личностный опыт, является наиболее эффективной формой повышения квалификации.
1.2. О понятии повышения квалификации
В «Российской педагогической энциклопедии» квалификация определяется как «уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник и является его важнейшей социально-экономической характеристикой» [2.5].
С понятием квалификации тесно связаны понятия профессиональной компетентности и профессионализма.
Основу личности педагога дополнительного образования составляет его профессионализм. Важно отметить, что он не сводится лишь к совокупности профессиональных умений, а определяется еще и уровнем личностнопрофессиональных качеств специалистов, направленностью их личности, особенностями мотивации деятельности. Можно сказать, что профессионализм педагога является профессиональная компетентность (от лат. competo – добиваюсь, соответствую, подхожу), имеющая два смысла:
• Круг полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу либо должностному лицу;
• Знания и опыт в той или иной области, в данном случае в области управления. [2.4]
Компоненты компетентности – толерантность, коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, организаторские способности, целеустремленность, объективность, оперативность и др.
Всеми этими качествами необходимо обладать педагогу дополнительного образования, а если что-то отсутствует, либо «хромает», то это можно исправить – повысить свою квалификацию, расширив объем своей компетентности.
Согласно пониманию повышения квалификации Щедровицким П.Г., квалификация в деятельности – это надстройка над деятельностью, закрепляющая:
ü Способы и отношения к самой деятельности;
ü Способы организации и реорганизации этой деятельности;
ü Формы подключения этой единичной деятельности к сложным системам коллективной и кооперированной деятельности.
При этом связь т отношения квалификации в деятельности и самой профессиональной и специализированной деятельности и отражается модельным изображением некоторой «трехслойки»:
Квалификация |
Верхний ярус |
Профессиональная и специализированная деятельность |
Средний ярус |
Представления о больших социокультурных тенденциях развития общественных систем |
Нижний ярус |
При этом квалификация – управляющая и регулирующая надстройка, обеспечивающая связь профессиональной и специализированной деятельности с тенденциями развития и возможности включения этой деятельности в межпрофессиональные и корпоративные отношения.
«Квалификация тесно связана с рефлексивным и понимающим обеспечением деятельности, контролем и способом трансформации и перестройки деятельности, другими словами, квалификация снимает и отражает способы и формы подключения этой единицы и специализированных знаний к более сложным системам деятельности, комплексом работ». [2.6]
И возможность такого подключения обеспечивается, прежде всего, за счет рефлексии и понимания. Как уже упоминалось, педагог должен оценивать себя в этой системе, должен рефлектировать необходимые изменения своей собственной профессиональной деятельности в связи с тенденциями развития.
При организации повышения квалификации достаточно часто Институтами ПК РО повышение планируется как разовое мероприятие.
В то же время динамика развития современного общества ставит перед системой образования все новые и все более сложные задачи, требующие практически непрерывного ее реформирования. В этих условиях образовательным учреждениям, в том числе учреждениям дополнительного образования, как никогда ранее, необходимы педагоги, которые не просто приобретают практический опыт, но и «постоянно обновляют свои теоретические знания, совершенствуют методическое мастерство, глубже овладевают искусством воспитания, проявляют творческий подход к работе с детьми».[3.1]
Ответ на эту проблему дает идея непрерывного образования.
Согласно А.П. Владиславлеву, непрерывное образование есть – неограниченное ни во времени (по срокам), ни в пространстве, ни, относительно, методов – обучение. Такой подход также поддерживается на Западе [3.1]. Но под этим не следует понимать, что такое обучение действует всегда, что оно постоянно и непрерывно. Обучение прерывается на некоторый промежуток времени – до возникновения новой образовательной потребности. После окончания университета, института, нельзя сказать, что это была последняя ступень, после которой ты овладел всеми необходимыми тебе знаниями, умениями. Современные модели постоянного повышения своей квалификации выстроили цепочку непрерывного образования для человека. При чём, ошибочно будет понимать, что повышение своей квалификации обязательно влечёт за собой повышение в должности и продвижение «вверх по карьерной лестнице». Нет. Повышение квалификации сейчас необходимо, чтобы соответствовать современным требованиям и запросам общества.
Развитие концепции непрерывного образования во времени:
50-е гг. – непрерывное образование как образование взрослых;
60-е гг. – непрерывное образование как средство повышения квалификации рабочих для более эффективного участия их в производстве;
70-е гг. – непрерывное образование как образование, дающее возможности, адекватные запросам общества (как и в настоящее время).
Теоретические проблемы непрерывного образования стали интенсивно изучаться лишь во второй половине XX века. Это не случайно, ибо именно в этот период под влиянием развертывающейся научно-технической революции и ее глубоких социальных последствий, охватывающих все стороны общественной жизни, качественно меняются требования к образованию, а в развитых странах мира реально складываются предпосылки непрерывного образования, формируется его основные звенья.
Именно в эпоху развертывания третьей технологической (научнотехнической) революции, знаменующей переход к постиндустриальному, а в перспективе - и к информационному обществу, начинает действовать «целый ряд факторов, которые объективно обуславливают необходимость перехода в массовом порядке к целенаправленно организованной, всеохватывающей, последовательной системе непрерывного образования». [3.1]
По всей видимости, создание такой целенаправленно организованной, всеохватывающей, последовательной системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования невозможно в рамках только ведомства – необходимо создание открытой модели повышения квалификации работников дополнительного образования.
ГЛАВА 2. КУРСЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
2.1. Диагностика затруднений и потребностей педагогов дополнительного образования НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
Диагностика проводилась с целью: выявления профессиональных затруднений и потребностей педагогов и получения информации для планирования методической работы на следующий учебный год.
Сроки проведения: апрель 2012г.
Исследуемая категория: педагоги дополнительного образования НРМОБУ «Сингапайская СОШ».
№ |
Название диагностируемой позиции |
Да |
частично |
нет |
|||
І. Испытываю проблемы |
Кол- во педа гого в |
% |
Кол- во педа гого в |
% |
Кол -во пед агог ов |
% |
|
1. Моделирование |
|
|
|
||||
а) |
«целеполагания»: |
|
|
|
|
|
|
- цели и задач учебного занятия; |
2 |
7% |
6 |
21,5 % |
20 |
71,5 % |
|
- путей мотивации учащихся. |
3 |
11 % |
8 |
29% |
17 |
61% |
|
б) |
«содержания»: |
|
|
|
|
|
|
- «порций» подачи материала; |
1 |
4% |
7 |
25% |
20 |
71,5 % |
|
- структуры содержания; |
1 |
4% |
2 |
7% |
25 |
89% |
|
- формы подачи содержания. |
0 |
|
5 |
18% |
23 |
82% |
|
в) |
«организации»: |
|
|
|
|
|
|
- адекватно цели, задач и содержанию; |
2 |
7% |
2 |
7% |
24 |
86% |
- позитивной коммуникации с участниками образовательного процесса. |
2 |
7% |
7 |
25% |
19 |
68% |
|
г) |
«методики»: |
|
|
|
|
|
|
- методов (наблюдение, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частичнопоисковый, исследовательский, проектов и др.); |
5 |
18 % |
5 |
18% |
18 |
64% |
|
- средств (наглядных, технических и др.); |
0 |
|
4 |
14% |
24 |
86% |
|
- приёмов: активизации познавательной деятельности; активизация мыслительной деятельности; активизация творческой деятельности. |
0 0 0 |
|
8 7 15 |
2% 25% 54% |
20 21 13 |
71,5 % 75% 46,5 % |
|
2. Реализация: |
|
||||||
а) |
«целеполагания»: |
|
|
|
|
|
|
- определение места предъявления целей и задач (начало – конец) мероприятия; |
2 |
|
11 |
|
15 |
|
|
- определение способа предъявления целей и задач (педагог – обучаемый) мероприятия; |
1 |
|
6 |
|
21 |
|
|
- «увязывание» целей и задач учебного занятия с потребностями обучаемых; |
2 |
7% |
13 |
46% |
13 |
46% |
|
б) |
в предъявлении содержания: |
|
|
|
|
|
|
|
- с использованием технологий (элементов): проектной; игры; развивающего обучения; |
4 1 1 2 |
14 % 4% 4% |
11 5 10 12 |
39% 18% 36% 61% |
13 22 17 9 |
46% 78% 61% 32% |
|
развития критического мышления; ИКТ |
|
7% |
|
|
4 |
14% |
в) |
в проведении учебных занятий: |
|
|
|
|
|
|
|
- знакомство с новым содержанием; |
2 |
7% |
2 |
7% |
24 |
86% |
|
- отработка умений и навыков; |
|
|
4 |
14% |
24 |
86% |
|
- коррекционных; |
|
|
16 |
57% |
12 |
43% |
|
- итоговых; |
2 |
7% |
4 |
14% |
22 |
79% |
|
- комбинированных; |
|
|
2 |
7% |
26 |
93% |
|
- нестандартных. |
|
|
|
|
5 |
18% |
г) |
в организации работы: |
|
|
|
|
|
|
|
- парной; |
|
|
8 |
29% |
20 |
71% |
|
- групповой; |
|
|
8 |
29% |
20 |
71% |
|
- по само- и взаимоконтролю; |
2 |
7% |
6 |
21% |
20 |
71% |
|
- по оценке и самооценке; |
1 |
4% |
9 |
32% |
18 |
64% |
д) |
в применении на занятии: |
|
|
|
|
|
|
|
- технических средств обучения; |
|
|
7 |
25% |
21 |
75% |
|
- электронно-вычислительной техники; |
|
|
9 |
32% |
19 |
68% |
|
- ЭОР;
|
7 |
25 % |
7 |
25% |
14 |
50% |
3. Рефлексия |
|
||||||
а) |
в выборе: |
|
|
|
|
|
|
|
- оснований для самоанализа; |
5 |
27 % |
12 |
43% |
11 |
39% |
|
- критериев для анализа деятельности обучающихся; |
1 |
4% |
12 |
43% |
15 |
54% |
|
- показателей для анализа результатов деятельности обучающихся. |
1 |
4% |
10 |
36% |
17 |
61% |
б) |
в проведении: |
|
|
|
|
|
|
|
- анализа и самоанализа. |
3 |
25 % |
10 |
36% |
15 |
54% |
в) |
в определении эффективности учебного занятия в т.ч.: |
|
|
|
|
|
|
|
- степени влияния на личностное развитие обучаемых; |
1 |
4% |
11 |
39% |
16 |
57% |
|
-содержания учебного занятия; |
|
|
7 |
25% |
21 |
75% |
|
- организации и формы его проведения; |
|
|
8 |
29% |
20 |
71% |
ІІ.Есть затруднения: |
|
||||||
|
- знание концепций, образовательных стандартов по предмету, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся, нормативной базы; |
3 |
11 % |
19 |
68% |
6 |
21% |
|
- подготовка учащихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам; |
4 |
14 % |
12 |
43% |
12 |
43% |
|
- подготовка учащихся к продолжению образования; |
3 |
11 % |
8 |
29% |
17 |
61% |
|
- знание психолого-возрастных особенностей учащихся; |
|
|
9 |
32% |
19 |
68% |
|
- знание эффективных методик и технологий взаимодействия с учащимися; |
|
|
14 |
50% |
14 |
50% |
|
- умение использовать ЭВТ, ТСО, ЭОР. |
4 |
14 % |
10 |
36% |
14 |
50% |
|
ИТОГО: |
|
69 |
5,5 % |
352 |
28,2 % |
828 |
66,3 % |
ІІІ. Хотелось бы: |
|
|
||||||
|
1) послушать |
Об использовании ЭОР в образовательном процессе (9 педагогов). Особенности обучения детей ОВЗ с использованием коррекционно-развивающих программ (5 педагогов). Курсы повышения квалификации по физической культуре (2 педагога). Курсы по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ (7 педагогов). |
||||||
|
изучить |
Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников (4 педагога). Нормативную базу ФГОС ООО (14 педагогов). ЭОР (5 педагогов) |
||||||
|
3) обсудить |
1) Выбор критериев для анализа внеурочной деятельности учащихся начальной школы (3 педагога). 2) Пути и способы активизации работы с одаренными учащимися (5 педагогов). 3) Новинки методической литературы (2 педагога). 4) Возможности использования ТСО, ЭОР на уроках математики (7педагогов). |
||||||
|
4) увидеть |
1) Работу учителя по организации групповой формы деятельности учащихся. Распределение ролей в группе (3 педагога). 2) Мастер-классы по использованию ЭОР. (5 педагогов). 3) Мастер-классы по физической культуре, ОБЖ (3 педагога). |
|
|
4) Мастер-класс по подготовке учащихся к олимпиадам (7 педагогов). |
|
5) попробовать |
1) Создать серию уроков с использованием ИД (Activ Board) (учителя нач. кл.). 2) Проведение уроков с использованием интерактивных технологий (5 педагогов). 3) Дать открытый урок по ОБЖ (1 педагог). |
IV. Могу предложить: |
Выступить на педсовете с обобщением опыта работы по теме: - «Проектные задачи»; - «Исследовательский метод как способ развития ключевых компетентностей старших школьников; - «Реализация стандарта образования по географии через УМК «Сферы» Издательства «Просвещение»; - «Использование метода проекта на уроках биологии и во внеурочное время»; - «Развитие творческих способностей учащихся»; - «Развитие речи учащихся»; - « Развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством создания опорных схем»; - «Дифференцированный подход в обучении»; - «Мнемонические приемы в обучении»; - «Развитие критического мышления через чтение и письмо»; Провести мастер-класс по теме «Проектные задачи». Провести мастер-класс по созданию электронных занятий. Открытое практическое занятие по строевой подготовке учащихся 10 класса. |
|
|
Открытое учебно-тренировочное занятие по баскетболу. Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 4 класса. Семинарское занятие «Использование ЭВТ, ТСО, ЭОР на уроках физики и математики». |
ВЫВОДЫ:
1. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что в 33,7% позициях педагоги школы испытывают или частично испытывают затруднения в организации учебно-воспитательного процесса.
2. Наиболее проблемными «точками» являются:
В блоке «Моделирование»:
- путей мотивации учащихся (39%);
- организации позитивной коммуникации с участниками образовательного процесса (39%);
- моделирование методов (наблюдение, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый, исследовательский, проектов и др.) (36%).
В блоке «Реализация»:
- в предъявлении содержания учебного материала с использованием технологий критического мышления, проектной деятельности (50%);
- «увязывание» целей и задач учебного занятия с потребностями обучаемых(54%);
- в проведении коррекционных занятий (57%); - в организации работы по оценке и самооценке (36%); - в применении на уроках ЭВТ (32%).
В блоке «Рефлексия»:
- в выборе оснований для самоанализа (61%);
- в выборе критериев для анализа деятельности обучающихся при оценке ключевых компетентностей (46%);
- в выборе показателей для анализа деятельности обучающихся при оценке ключевых компетентностей (39%);
- в проведении анализа и самоанализа (50%);
- в определении эффективности учебного занятия, в т.ч. степени влияния на личностное развитие обучаемых (43%).
В знании концепций, новых образовательных стандартов по предмету, нормативной базы испытывают затруднение 79% педагогов школы. У 57% педагогов имеются проблемы в подготовке учащихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам. 50% процентов педагогов школы испытывают дефицит знаний по эффективным методикам и технологиям взаимодействия с учащимися, природосообразным подростковому возрасту.
3. Группа педагогов готова к обобщению и распространению опыта своей работы через выступления на педагогических советах, проведение мастерклассов, семинарских занятий.
Управленческое решение:
Педагогам дополнительного образования ознакомиться и проанализировать результаты диагностического исследования.
Заместителю директора по учебно-воспитательной работе использовать данные диагностики при планировании целей, задач и организации курсов повышения квалификации на 2012-2013 учебный год.
Заместителю директора по учебно-воспитательной работе провести индивидуальные собеседования с педагогами дополнительного образования, испытывающими наибольшие затруднения, с целью оказания помощи в составлении индивидуального плана профессионального развития педагога.
2.2. Образовательный проект «Образование без обучения» повышения квалификации педагогов дополнительного образования общеобразовательных учреждений
«Образование взрослых не может строиться как обучение студентов (лекции, семинары, экзамен) или обучение школьников (урок, домашние задания, выполняемые для учителя, ответ у доски, оценка). Оно может выступать как повышение квалификации – с выделением используемых профессиональных способов и приемов, преследуемых целей и решаемых задач, экспертной оценкой всего этого, пробой преобразования для увеличения эффективности, самооценкой и признанием со стороны профессиональной среды» (А.М. Аронов).
Данный проект предполагает 4 модуля, проводимые с интервалом в 4-6 месяцев.
Модуль 1. «Соотношение культурной и учебной действительностей»
Модуль проводится на материале заранее подготовленных учебных занятий заявленных на учебные занятия (культурное содержание), проведение открытых учебных занятий (8-12 школьников на занятии), экспертная реконструкция их учебного содержания, повторное проведение учебных занятий, экспертная реконструкция их педагогического содержания, пробы проектирования «особых» занятий.
Модуль 2. «Понятие дискуссии и диалога в образовательном процессе»
Модуль предполагает тренинг обращения в устном взаимодействии к контексту говоримого и обсуждения понятий дискуссии (с выделением позиций и средств дискуссии) и диалога (с выделением проблемы соотношения разных логик говорящих).
Модуль 3. «Понятие исследовательского занятия»
Модуль предполагает различение проблемных и исследовательских занятий, выделение структуры исследовательской деятельности и приемов ее организации со школьниками разных возрастов.
Модуль 4. «Организация творческой работы школьников: учебное исследование»
Модуль ориентирован на разработку учебных и обучающих средств поддержки выполнения школьниками творческих работ (включающей в себя проведение учебного исследования, направленного на изменение способов учения, а не только на получение результата), их оформления и защиты.
Каждый модуль проводится в режиме интенсивных занятий в течение целого дня и занимает 2-3 дня. Подробную программу см. Приложение №3.
1. Организационно-стратегическая и содержательно-стратегическая линии (соответствующие четырем модулям):
1 модуль – Экспертно-аналитический
Это проведение открытых учебных занятий, дискуссий; наличие экспертной реконструкции; повторное проведение учебного занятия.
2 модуль – Разработническо - аналитический тренинг
Здесь педагоги сами участвуют в дискуссии (тренинг), а затем занимаются аналитическим разбором понятий дискуссии и диалога (с выделением позиций и средств дискуссии и с выделением проблемы соотношения разных логик говорящих).
3 модуль – Аналитический
Здесь в основном идет аналитическая работа с понятием исследовательского занятия (выделение структуры и приемов организации исследовательской деятельности).
4 модуль – Образовательно - разработнический
Также в качестве формы повышения квалификации можно рассматривать участие педагогов дополнительного образования в различных научнопрактических конференциях. На конференциях педагоги в основном выступают в позиции слушателей, откровенно от них не требуется активная позиция (никаких образовательных программ составлять не надо). Здесь у них есть порой уникальная возможность узнать о новых образовательных тенденциях, результатах психолого-педагогических исследований и т.п., которые они могут использовать в своей педагогической деятельности. На конференциях часто ученые имеют разные точки зрения, занимают разные позиции, формулируют разные теоретические положения. И участники могут что-то принимать, а чтото нет, с чем-то соглашаться, а с чем-то поспорить (при этом может разворачиваться и внутренний диалог). Как правило, на таких конференциях выступает достаточно большое количество компетентных людей, профессора, видные ученые. Здесь менее жесткие рамки, чем на специально организованных курсах по повышению квалификации, что в свою очередь требует от педагога уже сформированного понимания того, что это надо ему лично (хотя, конечно, это требуется и на курсах повышения квалификации).
2.3. Программа краткосрочных курсов повышения квалификации
«Современные образовательные технологии как инструмент реализации идей нового стандарта общего образования»
Актуальность программы заключается в ее соответствии базовым потребностям современной школы в обновлении содержания и технологий образовательной деятельности на всех ступенях обучения; в том, что педагоги дополнительного образования, овладевшие технологиями, смогут качественно повысить уровень профессиональной компетентности и поднять уровень достижений своих учащихся; в ориентации предлагаемых технологий на достижение конкретных результатов каждым ребенком в образовательном процессе, в полном соответствии с требованиями нового стандарта общего образования. Программа предполагает изучение технологий работы с информацией и развития критического мышления; проектной и исследовательской деятельности; уровневой дифференциации; конструирования учебных задач.
В течение курса активно используются технические средства, что позволяет оптимизировать процесс работы с информацией, использовать методы иллюстрации и демонстрации, организовать презентацию выполненных проектов слушателями курсов.
Лекции: 30 часов
Практические занятия: 50 часов
Всего: 80 часов
1. Пояснительная записка
Программа курса написана в логике компетентностного подхода и ориентирована на педагогов дополнительного образования.
При разработке программы учитывались следующие факторы:
- профессионально значимые потребности обучающихся, опыт и особенности их профессиональной деятельности;
- потребность в развитии базовой теоретической подготовки участников курсов.
Цели и задачи курса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в области современных образовательных технологий в условиях перехода на новые стандарты общего образования.
Задачи дисциплины:
- сформировать у педагогов целостное знание основ современных образовательных технологий (структура, приемы, условия реализации); - сформировать умения использовать приемы образовательных технологий на практике;
- содействовать развитию творческого потенциала педагогов;
- содействовать обогащению педагогического опыта учителей и становлению индивидуальных технологий работы.
2. Содержание обучения педагогического работника.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
краткосрочных курсов повышения квалификации
«Современные образовательные технологии как инструмент реализации идей нового стандарта общего образования»
№ |
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
|
лекции |
практические занятия |
|||
1 |
Теория и методология современного образования. Фундаментальное ядро государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. |
4 |
4 |
|
1.1. |
Компетентностный и системно- деятельностный подходы к образованию как методологические основания нового стандарта. |
6 |
4 |
2 |
2. |
Современные образовательные технологии как феномен образовательной теории и практики |
6 |
4 |
2 |
2.1 |
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» |
16 |
4 |
12 |
2.2. |
Технология проектной деятельности |
16 |
8 |
8 |
2.3. |
Технология «Портфолио». Технологии оценки образовательных результатов |
8 |
2 |
6 |
2.4 |
Технология конструирования учебных |
8 |
2 |
6 |
|
задач |
|
|
|
2.5. |
Технология организации исследовательской деятельности |
10 |
6 |
4 |
3.0 |
Сравнительные возможности образовательных технологий. Круглый стол. Защита портфолио участников |
6 |
|
6 |
|
Всего часов |
80 |
30 |
50 |
Форма контроля: «портфолио» участника
Содержание занятий
Раздел 1. Теория и методология современного образования.
Современные тенденции развития образования в мире: демократизация, гуманизация, информатизация. Влияние глобальных процессов на развитие образования, изменение его содержания, технологизация процесса обучения. Теория и методология современного образования. Фундаментальное ядро государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Требования к педагогу и уровню его профессиональных компетенций
Раздел 1.1. Компетентностный и системно-деятельностный подходы к образованию как методологические основания нового стандарта.
Компетентностный подход к образованию. Дж. Равен и его представление о сущности компетентностного подхода. Структура компетентностей. Формирование ключевых компетентностей в условиях современной школы.
Системно-деятельностный подход и деятельностная парадигма образования. Психологическая теория деятельности.
Раздел 2. Современные образовательные технологии как феномен образовательной теории и практики.
Личностно-ориентированный подход и возможности образовательных технологий. Понятие образовательная технология. Признаки педагогической и образовательной технологий. Образовательная технология как процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Структура современной образовательной технологии.
Раздел 2.1. Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»
«Чтение и письмо для развития критического мышления» - современная технология «нового образования». Критическое мышление как синоним продуктивного, аргументированного, творческого мышления. Возможности использования технологии в начальной школе.
Работа с текстом: Приемы ИНСЕРТ, ПИМ, КЛАСТЕР, Таблица Донны ОГЛ.
Работа с письмом: Двухчастный дневник, Перекрестная дискуссия, «Чтение с остановками», Эссе, Синквейн, Письменный круглый стол
Стратегии организации работы в режиме лекции: «Продвинутая лекция», «Бортовой журнал».
Раздел 2.2. Технология проектной деятельности
Технология проектной деятельности. Метод проектов. История становления метода проектов. Дж.Дьюи и его идеи прагматической педагогики. Научные идеи и место метода в современной системе образования. Логика совместной деятельности учителя и учеников над проектом. Виды проектов. Ограничения. Критерии оценки результатов работы. Матрица работы над проектом «Зеркало прогрессивных преобразований»
Раздел 2.3. Технология «Портфолио». Технологии оценки
образовательных результатов
Технология «Портфолио». Портфолио как набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину (Берк). Концепция «портфолио», структура. Технология создания портфолио, критерии оценивания. Методические возможности портфолио на разных ступенях обучения. Технологии оценки образовательных результатов.
Раздел 2.4. Технология конструирования учебных задач
Учебная задача. Технология конструирования учебных задач. Конструктор задач. Практическая работа по отработке навыков конструирования в образовательном процессе.
Раздел 2.5. Технология организации исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность школьников. Учебное исследование. Типология исследований. Организация исследовательской деятельности в образовательном учреждении. Организация УНИО. Работа над исследованием: формулировка проблемы, объекта, проблемы, темы исследования, гипотезы, задач, логики экспериментальной работы. Презентация результатов: доклад, презентация, защита. Экспертиза исследовательских работ школьников.
Раздел 3. Сравнительные возможности образовательных технологий.
Сравнительные возможности образовательных технологий. Критерии адекватности применяемых технологий целям и задачам образовательного процесса. Планирование урока в логике разных технологий.
3. Результаты освоения программы:
- слушатели получат знания о научных идеях, концепциях, на базе которых разрабатываются технологии обучения, о характере и содержании работы педагога в логике современных образовательных технологий;
- слушатели разовьют компетенции, связанные позиционированием педагога в образовательном процессе, с его организацией и проектированием, оценкой учебных достижений школьников;
- слушатели будут способны продемонстрировать знания в области разработки макетов программ и проектов и определенные исследовательские навыки;
- слушатели приобретут такую важную компетенцию, как способность руководить разработкой проекта или ученического исследования;
- слушатели будут способны продемонстрировать навыки работы индивидуально, в паре и в группе;
- слушатели будут способны проявить свои компетенции в области межличностного взаимодействия и навыки эффективного общения с другими людьми в образовательном процессе;
- слушатели приобретут умения: руководить проектной деятельностью учащихся; применять полученные знания на практике; выстраивать занятие в логике образовательной технологии, анализировать его.
Работа по программе включает, как правило, следующие этапы: - знакомство участников; упражнения на создание непринужденной творческой атмосферы;
- сообщение целей, выявление потребностей и ожиданий участников;
- теоретическое введение в изучаемую технологию;
- организация практической работы;
- подведение итогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были получены следующие результаты:
Ø На основании анализа литературы были выделены следующие проблемы перехода к новому пониманию статуса «Педагог дополнительного образования»:
1. Многие педагоги не осознают необходимость такого перехода;
2. Существование некоторого непонимания педагогами содержания
курсов;
3. Отсутствие у некоторых педагогов педагогического образования;
4. Неконкурентоспособность учреждений дополнительного образования.
Ø Было рассмотрено понятие повышения квалификации и было связано с понятием непрерывного образования (как постоянное совершенствование теоретических знаний и методического мастерства в условиях постоянной динамики современного общества).
5. Была проведена диагностика затруднений и потребностей педагогов дополнительного образования НРМОБУ «Сингапайская СОШ»
ØРазработана программа краткосрочных курсов повышения квалификации «Современные образовательные технологии как инструмент реализации идей нового стандарта общего образования».
ØРазработан курс по повышению квалификации педагогов дополнительного образования и произведена его апробация.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Открытой модели дополнительного образования, которая сейчас развивается в нашем округе, должна соответствовать и открытая модель повышения квалификации работников дополнительного образования. И уже предпринимаются попытки перейти к открытой модели повышения квалификации и определенные наработки в этой области уже существуют.
2. Программы курсов по
повышению квалификации в ходе апробации доказала свою эффективность, выявив
положительные моменты курсов по повышению квалификации педагогов
дополнительного образования и некоторые недочеты, требующие дальнейшей доработки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативные источники
1.1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
1.2. Концепция модернизации общего российского образования.
2. Научная литература
2.1 .Модернизация образования в контексте гуманитарных технологий в системе подготовки и переподготовки специалистов образования: Методические рекомендации/ Под ред. Н.В. Седовой.-Спб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена,2008.-304с.
2.2. Горский В.А., Ходунова Л.Н. // Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании // Жур.
Дополнительное образование №3, 2008.; издат-во: ООО Стратим., Рыбинск.
2.3. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для высш. Учеб. заведений /И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А.Колесниковой.-М.:Издательский центр «Академия»,2009.-288с.
2.4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2010.
2.5. Сорокина Н.П. Квалификация // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1 – М.: Изд-во Большая российская энциклопедия., 2011. – с.424.
2.6. Щедровицкий П.Г. Очерки концепции системы повышения квалификации
// Очерки по философии образования (статьи и лекции). Москва: 2010.,стр. 77-
96.
2.7. Веснин В.Р. Теория организации в схемах: Изд-во:Проспект, 2013. –с.126.
3. Материалы практики
3.1 Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. – М., 2010.
3.2. Галиновский А.Л. Совершенствование системы подготовки кадров с использованием компьютерных информационных технологий / А.Л.
Галиновский // Ориентир. – М.: МГОУ, 2008. – С.26-48.
3.3. Стуканов А.П. Андрагогические принципы в непрерывном образовании взрослых. Проблемы и перспективы./ А.П. Стуканов// Синергетика образования. – 2008. – вып. 12.
4. Интернетисточники
4.1 Густырь А.В. Понятие, модели и методологические принципы дистанционного образования (Электронный ресурс)/ А.В. Густырь – режим доступа: http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/russia/5.html. -
02.01.2013.
4.2 Нефедова В.И. Дистанционное обучение в системе повышения квалификации работников образования: теоретическое осмысление проблемы и пути их решения (Электронный ресурс). – режим доступа: http:// bank.orenipk.ru/Text/uch-201103.html. – 01.05.2012.
1.3 Панфилов О. Мониторинг (Электронный ресурс) – режим доступа: http:// www.gdf.ru/books/monitor/ 04.html. – 14.06.2012.
1.4 Моисеева М.В. Новые педагогические технологии в работе координатора дистанционных курсов (Электронный ресурс). / М.В. Моисеева. – режим доступа: http://www.diaghilev.perm.ru/bibl/c089.htm. - 28.01.2013.
Приложение 1
Карта комплексной диагностики профессиональных затруднений педагога
Цель Карты – упорядочить и оптимизировать оценивание затруднений в профессиональной деятельности педагога, придать оценке максимально комплексный и всесторонний характер и объективизировать с помощью суммарного балла, который основывается на многих параметрах и может быть выражен количественно.
Карта позволяет, помимо количественного, произвести качественный анализ затруднений педагога в той или иной области его профессиональной деятельности.
Рекомендуемая нами Карта структурирована по трем позициям. Первая позиция представлена диагностическими блоками, определяющими области профессиональных затруднений педагогов. Вторая позиция позволяет в составе диагностических блоков выделить содержание профессиональных затруднений педагогов. Третья – через диагностические параметры раскрывает показатели оценки профессиональных затруднений педагога.
Работа с Картой осуществляется через последовательное оценивание профессиональных затруднений педагогов с позиции «три» к позиции «один» и производится в три этапа.
На первом этапе осуществляется анализ и оценка каждого показателя в отдельности по средствам четырех уровневой шкалы:
- «0» баллов выставляется в том случае, когда показатель не проявляется или слабо выражен.
- «1» балл выставляется в том случае, когда показатель проявляется редко или недостаточно выражен.
- «2» балла выставляется в том случае, когда показатель проявляется часто и достаточно выражен.
- «3» балла выставляется в том случае, когда показатель проявляется всегда и ярко выражен.
Вторым этапом заполнения Карты служит подсчет суммы баллов по всем показателям отдельно взятого содержательного аспекта профессиональных затруднений педагога и нахождение среднего арифметического балла по данному содержательному аспекту. Интерпретировать полученные средние арифметические значения следует исходя из следующих оснований:
- 0-0,4 балла – высокий уровень: ярко выраженные затруднения;
- 0,5-1,5 балла – критический уровень: затруднения проявляются часто, достаточно выражены;
- 1,6-2,5 балла – допустимый уровень: затруднения проявляются редко, недостаточно выражены;
- 2,6-3,0 балла – оптимальный уровень: затруднения не проявляются, слабо выражены.
На третьем этапе делается вывод в целом о наличие некоторых проблем в отдельно выделенной изучаемой области профессиональных затруднений педагога. Для этого суммируются средние арифметические баллы всех содержательных аспектов данной области; производится сравнение полученного результата с нормами. При анализе следует ориентироваться на значения указанные в таблице 2, представленной ниже.
Таблица 1
Уровень профессиональных затруднений |
Области профессиональных затруднений педагогов / баллы |
||||
Общепед агогическ ая |
Научнотеоретиче ская |
Методиче ская |
Психолог о- педагогич еская |
Коммуни кативная |
|
Высокий уровень: ярко выраженные затруднения |
0-3 |
0-1 |
0-2 |
0-2 |
0-2 |
Критический уровень: затруднения проявляются часто, достаточно выражены |
4-8 |
2-4 |
3-6 |
3-6 |
3-6 |
Допустимый уровень: затруднения проявляются редко, недостаточно выражены |
9-13 |
5-7 |
7-10 |
7-10 |
7-10 |
Оптимальный уровень: затруднения не проявляются, слабо выражены |
14-15 |
8-9 |
11-12 |
11-12 |
11-12 |
Завершающий этап работы с картой состоит в анализе комплекса профессиональных затруднений педагога, разрабатываются рекомендации по их преодолению (нивелированию). На примере заполнения и анализа предполагаемых трудностей общепедагогической области профессиональных затруднений педагога, рассмотрим принцип работы с Картой.
Приложение 2 ПРИМЕР Карта комплексной диагностики профессиональных затруднений педагога
Ф.И.О. педагога дополнительного образования: Петякина Ирина Александровна
Образовательное учреждение: НРМОБУ «Сингапайская СОШ» Дата заполнения: 09.11.201_
Стаж работы педагога: 17 лет. Квалификационная категория: первая
Диагностические блоки |
Состав диагностических блоков |
Диагностические параметры |
Баллы |
Области профессиональных затруднений педагогов |
Содержание профессиональных затруднений учителя |
Показатели оценки профессиональных затруднений учителя |
|
Общепедагогическа я |
1.Владение современными образовательными технологиями |
1.Умение использовать разнообразные приемы, формы, методы и средства обучения, включая индивидуальные учебные планы |
2 |
2. Умение разрабатывать рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности |
3 |
||
3. Умение организовать и поддерживать разнообразные виды деятельности учащихся, ориентируясь на их личность. |
3 |
||
4. Умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся. |
3 |
||
5. Применение в образовательной деятельности современных образовательных технологий: проблемного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения и т.д. |
3 |
||
Средний арифметический балл |
2,8 |
||
2.Владение технологиями педагогической диагностики, психологопедагогической коррекции, снятия стрессов |
1. Умение оценить эффективность и результаты обучения учащихся по предмету, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности. |
3 |
|
2. Владение приемами диагностики уровня тревожности и снятия стресса у учащихся. |
3 |
||
3. Умение обсуждать с обучающимися актуальные события современности. |
3 |
||
4. Умение использовать психологофизиологические особенности учащихся. |
3 |
||
Средний арифметический балл |
3 |
||
3.Владение методическими приемами, педагогическими средствами и их совершенствование |
1. Владение основами научных знаний по предмету (смежным образовательным областям). |
3 |
|
2. Владение методами обработки результатов эксперимента. |
2 |
Диагностические блоки |
Состав диагностических блоков |
Диагностические параметры |
Баллы |
|
|
3. Владение методикой преподавания предмета. |
3 |
4. Умение формировать мотивацию к обучению, развитие познавательных интересов учащихся. |
3 |
||
5. Умение осуществлять связь по предмету с практикой |
3 |
||
|
|
Средний арифметический балл |
2,8 |
|
4. Умение работать с информационными источниками |
1. Умение работать с научной и учебной литературой, позволяющей самостоятельно изучать соответствующую методическую и научно-популярную литературу. |
2 |
2. Умение адаптировать получаемую новую информацию для школьников различного уровня подготовки. |
2 |
||
3. Владение основами профессиональной речевой культуры |
2 |
||
Средний арифметический балл |
2 |
||
5.Умение осуществлять оценочно-ценностную рефлексию |
1. Умение адекватно оценить результаты своей деятельности. |
2 |
|
2. Умение корректировать свою профессиональную деятельность. |
3 |
||
3. Умение прогнозировать результаты профессиональной деятельности |
2 |
||
4. Умение проводить рефлексию своей профессиональной деятельности |
3 |
||
Средний арифметический балл |
2,5 |
||
Сумма средних арифметических баллов по области затруднений |
2,6 |
||
Научнотеоретическая
|
1. Знание теоретических основ науки преподаваемого предмета |
1. Ориентация в целях и задачах науки. |
3 |
2. Владение основными закономерностями науки. |
2 |
||
3. Оперирование научной терминологией. |
2 |
||
4. Ориентация в отборе содержаний обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов. |
2 |
||
5. Понимание логики науки. |
2 |
||
Средний арифметический балл |
2,2 |
||
|
2. Знание методов науки преподаваемого предмета |
1. Ориентация в многообразии методов научного познания. |
3 |
2. Понимание сущности методов, используемых в науке. |
3 |
||
3. Представление о возможности использования методов науки в процессе преподавания предмета. |
3 |
||
Средний арифметический балл |
3 |
||
3. Знание истории развития науки и современных её |
1. Ориентация в истории научных открытий. |
2 |
|
2. Понимание необходимости её использования в процессе преподавания |
2
|
Диагностические блоки |
Состав диагностических блоков |
Диагностические параметры |
Баллы |
|
|
достижений |
предмета. |
|
|
3. Владение содержанием о современных достижениях – науки и практики. |
2 |
|||
|
4. Представление о роли и месте использования этих знаний в обучении |
2 |
||
|
Средний арифметический балл |
2 |
||
|
Сумма средних арифметических баллов по области затруднений |
2,4 |
||
Методическая |
1. Знание содержания образования учащихся по учебному предмету |
1. Представление роли учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития школьников. |
3 |
|
2. Понимание целей и задач обучения учащихся по учебному предмету. |
3 |
|||
3. Ориентация в учебных планах и программах преподавания учебного предмета. |
3 |
|||
4. Вычленение ведущих знаний, умений, навыков, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе преподавания учебного предмета |
3 |
|||
Средний арифметический балл |
3 |
|||
2 Знание приемов школьников предмету |
методов и обучения учебному |
1. Понимание адекватности методов и приемов обучения целям и содержанию обучения учебному предмету. |
3 |
|
2. Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся учебному предмету. |
3 |
|||
3. Понимание сущности различных методов обучения школьников и специфики их использования в процессе преподавания учебного предмета. |
3 |
|||
4. Ориентация в новых методах и приемах обучения, в новых подходах к использованию традиционных методов обучения. |
3 |
|||
Средний арифметический балл |
3 |
|||
3. Знание организации школьников предмету |
форм обучения учебному |
1. Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения учащихся учебному предмету. |
3 |
|
2. Ориентация в разнообразии и специфике различных форм организации обучения школьников учебному предмету. |
3 |
|||
3. Ориентация в новых формах организации обучения учащихся учебному предмету, их сущности и условиях успешного использования в преподавании. |
3 |
|||
Средний арифметический балл |
3 |
Диагностические блоки |
Состав диагностических блоков |
Диагностические параметры |
Баллы |
|
4. Знание средств обучения школьников учебному предмету
|
1. Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения учащихся учебному предмету. |
3 |
|
2. Понимание роли и функций средств обучения в активизации УПД учащихся и развитии их интереса к учебному предмету, в решении других педагогических задач. |
3 |
|
|
Средний арифметический балл |
3 |
|
Сумма средних арифметических баллов по области затруднений |
3 |
||
Психологопедагогическая
|
1. Знание психологических особенностей учащихся |
1. Ориентация в психологических особенностях школьников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения. |
3 |
2. Понимание роли психодиагностики в развитии учащихся. |
3 |
||
3. Ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики личности школьника. |
3 |
||
Средний арифметический балл |
3 |
||
2. Знание психологических закономерностей обучения, воспитания и развития школьников |
1. Понимание закономерностей познания. |
3 |
|
2. Ориентация в компонентах учения, их сущности и логической взаимосвязи. |
3 |
||
3. Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности школьников различных возрастных групп. |
3 |
||
Средний арифметический балл |
3 |
||
3. Знание теоретических основ педагогики |
1. Понимание целей и задач педагогических взаимодействий со школьниками в процессе их обучения, воспитания и развития. |
3 |
|
2. Ориентация в методах педагогической диагностики уровня обученности и воспитанности учащихся. |
3 |
||
3. Представление о психологии уроков и характеристика уроков разного типа. |
3 |
||
4. Ориентация в классификации методов обучения и характеристика каждого из них. |
3 |
||
Средний арифметический балл |
3 |
||
4. Знание педагогических технологий |
1. Понимание необходимости управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и места учителя в этом процессе. |
3 |
|
2. Владение приемами планирования и организации личного труда и труда школьников. |
3 |
||
3. Ориентация в содержании контрольноаналитической деятельности учителя в процессе обучения учащихся. |
3 |
||
4. Владение приемами педагогической техники. |
3 |
||
Средний арифметический балл |
3 |
||
Сумма средних арифметических баллов |
3 |
Диагностические блоки |
Состав диагностических блоков |
Диагностические параметры |
Баллы |
|
|
по области затруднений |
|
Коммуникативная |
1. Умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей |
1. Умение выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности. |
3
|
2. Способность разрешать конфликтные ситуации, оказывать поддержку партнерам по общению в проблемных и кризисных ситуациях. |
3 |
||
3. Выделение существенных связей и отношений, проведение сравнительного анализа; умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение (в том числе в поликультурной среде) и совместную деятельность родителей и учащихся. |
3 |
||
4. Умение конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков; осуществлять взаимодействие с варьированием позиции партнерства и лидерства участников образовательного процесса. |
3 |
||
5. Уметь конструктивно взаимодействовать с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей. |
3 |
||
6. Владение навыками организации системы групповой и индивидуальной работы с учащимися; умение обеспечивать трансляцию передового профессионального опыта в коллективе. |
3 |
||
7. Умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся. |
3 |
||
8. Владение методическими приемами, психолого-педагогическими умениями и навыками, способствующими организации общения между субъектами образовательной деятельности, результативного образовательного процесса в малых учебных группах. |
3 |
||
9. Умение проводить консультирование учащихся и родителей, а также педагогов по проблемам воспитания и обучения, особенностям психического развития, жизненного и профессионального самоопределения подростков. |
3
|
||
Средний арифметический балл |
3 |
||
2. Владение ораторским искусством, умение убеждать, |
1. Умение проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях (в том |
3 |
|
Диагностические блоки |
Состав диагностических блоков |
Диагностические параметры |
Баллы |
|
аргументировать свою позицию |
числе в ситуациях риска). |
|
|
2. Умение принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях (научно-практических конференциях, методических объединениях, педагогических советах), логически аргументируя свою точку зрения; создавать научные, научно-методические тексты по заданной логической структуре. |
3 |
|
3. Владение основами профессиональной речевой культуры. |
3 |
||
|
Средний арифметический балл |
3 |
|
|
4. «Эмоциональное выгорание». |
Эмоциональное истощение. |
0 |
|
Деперсонализация. |
0 |
|
|
Редукция личных достижений. |
1 |
|
|
Средний арифметический балл |
0,3 |
|
|
Сумма средних арифметических баллов по области затруднений |
2,1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.