Статья на тему "Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников"
Оценка 4.8
Лекции +1
docx
классное руководство +1
Взрослым
22.03.2019
В работе представлена статья на тему "Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников". Каждый учитель, работающий в начальной школе, должен помнить, что ученик будет толерантным только тогда, когда он будет воспитываться в грамотной образовательной среде, поэтому объективной потребностью современного общества является развитие толерантности.
статья З..docx
Заренбина Е. В.
Педагогические условия формирования толерантности у младших
школьников
В настоящее время,
современное образование подверглось
колоссальным изменениям, согласно которым содержанием образования
станут такие ключевые социальные результаты, как российская гражданская
идентичность и стремление к консолидации общества. Эти качества должны
основываться на способности к взаимопониманию и доверию. Таким образом,
происходящие в социуме изменения ставят ребёнка перед проблемой
нахождения себя в разных видах деятельности и разных типах социальных
общностей. Ответственность за решение данной проблемы берёт на себя
образовательное учреждение. Начальная школа, как одна из первых ступеней
в образовательном процессе становится важнейшим фактором формирования
новых жизненных установок личности, а именно толерантности, поскольку в
именно школе учащиеся впервые сталкиваются с проблемами взрослого
сообщества.
Каждый учитель, работающий в начальной школе, должен помнить, что
ученик будет толерантным только тогда, когда он будет воспитываться в
грамотной образовательной среде, поэтому объективной потребностью
современного общества является развитие толерантности.
Изучению степени толерантности у младших школьников посвятили
свои работы многие ученые отечественной и зарубежной педагогики: Л.С.
Выготский, В.А. Сластёнин, Ю.К. Бабанский, К.Д. Ушинский, Ш.А.
Амонашвили, П.И. Пидкасистый, Г.Л. Бардиер, Е.В. Бондаревская, Г.В.
Безюлева, В.З.Вульфов.
Понятие «толерантность» произошло от латинского слова «tolerantia»,
что в переводе на русский язык означает «способность переносить», «терпение». Изначально этот термин был заимствован из фармакологии, но
словари XXв. Уже однозначно указывают его прямое толкование: терпимость.
«Толерантность – способность переносить неблагоприятное влияние
какихлибо факторов, терпимость к чужим мнениям, поведению и т.д.»[3].
«Толерантность – система внутренних ресурсов личности, отражающая
готовность и способность личности позитивно и продуктивно решать сложные
задачи взаимодействия с самим собой и другим, отличающимся по внешности,
мыслям. Чувствам, ценностям, поведению, и т.д., способствующая
невосприимчивости к провоцирующим факторам социальной среды.
Толерантность может реализовываться в разных системах:
«Я», «Я – Другой»;
1.
Находиться в актуальном или потенциальном состоянии;
2.
3.
Проявляться в разных видах: межличностная, межэтническая, гендерная
и т.п., основываясь при этом на единой готовности и способности личности
позитивно и продуктивно решать сложные задачи взаимодействия»[2].
«В.А.
Лекторский привёл четыре философских понимания
толерантности, в соответствии с которыми она трактуется как
безразличие; этот подход имеет либеральную политическую основу, с
точки зрения которой проблемы всего общества более важны, нежели наличие
разногласий между людьми;
невозможность взаимопонимания: если человек не может понять
другую культуру или поведение он не должен, априори, быть враждебен по
отношению к ней;
снисхождение к слабостям других;
расширение собственного опыта и критический диалог»[4].
Основными компонентами этого понятия являются активная
нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости. Эти
компоненты не возникают на пустом месте и не являются – как и любое социальное качество – врождёнными, а формируются, стимулируются
(прежде всего изнутри) и корректируются.
Для того чтобы развить толерантность у младшего школьника,
заключающийся в
необходимо использовать комплексный подход,
продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса:
учителей, администрации школы, учащихся, их родителей, общественных
организаций города.
В социальной среде у ребёнка появляется выбор: с кем дружить, кого
ненавидеть и что можно изменить в целом. Задача школы в этой ситуации
чтобы обеспечить учащемуся необходимую
заключается в том,
множественность выбора, чтобы обеспечить учащемуся необходимую
множественность выбора, чтобы у него был целостный, плюралистический
взгляд на школьную среду [1].
Актуальность данного исследования определяется необходимостью
создания условий для самореализации и развития каждой личности как
гражданина России, формирование поколения, способного создавать и
приумножать ценности общества. Эта задача, которая давно ставилась перед
педагогами нашей страны, она побуждает к созданию такой образовательной
среды, в условиях которой, будет воспитана толерантная личность. Личность,
способная взаимодействовать с окружающими, готовая жить в непрерывно
меняющемся современном мире, способная самосовершенствоваться, смело
разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить,
осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед
собой и обществом в целом.
Несмотря на богатейший материал по проблемам формирования
остаются потенциалы
толерантности у младших школьников,
совершенствования педагогического труда в виде уточняющих технологий и
условий. Список литературы:
1. Бобинова С.В. Образовательная среда как условие формирования
толерантности младших школьников. Начальная школа: плюсминус / –
М.: Баласс, 2011(2 номер) 72с.
2. Капустина, Н.Г. Формирование толерантности в образовательной среде.
Начальная школа: плюсминус / – М.: Баласс, 2008 (8 номер) 79с.
3. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / – СПб. :
НОРИНТ, 2002. –1327 с.
4. Петрович, В.Г. Толерантность – привилегия сильных и умных. Начальная
школа: плюсминус / – М.: Баласс, 2011(2 номер) 65с.
Статья на тему "Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников"
Статья на тему "Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников"
Статья на тему "Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников"
Статья на тему "Педагогические условия формирования толерантности у младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.