Статья на тему: "Принципы организации предметно - развивающей среды ДОУ"
Оценка 4.8

Статья на тему: "Принципы организации предметно - развивающей среды ДОУ"

Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа
Детсад
04.10.2017
Статья на тему: "Принципы организации предметно - развивающей среды ДОУ"
В статье рассматриваются принципы организации предметно - развивающей среды являются следующие: - среда должна соответствовать возможностям ребенка; - среда должна стимулировать ребенка к переходу на следующий этап развития; - среда должна соответствовать особенностям вида деятельности в совокупности ее компонентов и их содержания; - среда должна отражать возможности целостного проявления всех сфер личности ребенка в реализуемой деятельности; – среда должна удовлетворять потребность ребенка в практической активности, его материальные и духовные потребности; – среда должна иметь свободное пространство, чтобы обеспечить возможность ребенку организовать собственную деятельность.
ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ (2).docx
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО ­ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ  ДОУ О.В. Смоленцева,  О.Н. Акулова ЛПИ – филиал СФУ Предметно­развивающая среда ДОУ должна обеспечивать развитие ребенка в соответствии с современными запросами родителей, общества и государства.  В   Федеральном   законе   «Об   образовании   в   Российской   Федерации» утверждается:   «…образовательные   программы   дошкольного   образования   должны быть направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей» [5]. Исходя   из   этого,   в   ФГОС   ДО   прописано,   что   «…развивающая   предметно­ пространственная среда должна обеспечивать:  •   реализацию   различных   образовательных   программ,   используемых   в образовательном процессе;  •   в   случае   организации   инклюзивного   образования   необходимые   для   него условия;  •   учёт   национально­культурных,   климатических   условий,   в   которых осуществляется образовательный процесс.  Развивающая   предметно­пространственная   среда   группы   должна   быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» [4].   Педагогам дошкольного образования необходимо знать принципы организации предметно­развивающей   среды   в   ДОУ,   которые   должны   соответствовать требованиям ФГОС ДО и будут способствовать становлению базовых характеристик личности   каждого   ребёнка,   учитывая   закономерности   психического   развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы, учитывая способности, интересы, темп продвижения каждого ребёнка.  Цель   исследования:  изучение   принципов   организации   предметно­развивающей среды в ДОУ. Объект исследования: Предметно­развивающая среда в ДОУ. Предмет исследования: принципы организации предметно­развивающей среды в  ДОУ. Исследованием принципов организации предметно­развивающей среды в ДОУ занимались О.В. Никифорова, .В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина и др. Принцип   (основа,   начало)   –   1)   основное   исходное   положение   какой­либо теории, учения; руководящая идея, правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения [3]. Так,   О.В.   Никифорова   пишет:   «Наиболее   приемлемая   для   дошкольного учреждения   предметно­пространственная   среда   проектируется   на   основе: реализуемой в детском саду образовательной программы;  требований нормативных документов;     материальных   и   архитектурно­пространственных   условий   (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); предпочтений, субкультуры   и   уровня   развития   детей;   общих   принципов   построения   предметно­ пространственной   среды   (гибкого   зонирования,   динамично­стистатичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального   благополучия   каждого   ребенка   и   взрослого,   опережающего характера   содержания   образования,   учета   половых   и   возрастных   различий   детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка)» [2].  О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина отмечают: «… предметно­развивающая   среда   представляет   собой   дидактически   организованное пространство,   в   котором   ребенок   может   проявить   практическую   и   творческую активность   в   реализации   содержания   интегрированной   деятельности   с   учетом сформированного   субъектного   и   субъективного   опыта,   и   которое   обуславливает решение   задач   образовательных   областей   специфическими   средствами   ее компонентов»   [1].   Данные   авторы   считают:   «При   построении   предметно­ развивающей   среды   необходимо   руководствоваться   следующими   положениями, разработанными на основе научных подходов Л.С. Выготского, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселовой, О.В. Дыбиной:  во­первых – среда должна соответствовать возможностям ребенка – зоне его актуального   развития   –   и   способствовать,   стимулировать   ребенка   к   переходу   на следующий этап развития, т. е. создание через предметно­развивающую среду зоны ближайшего развития дошкольника;  во­вторых – среда должна соответствовать особенностям вида деятельности в совокупности ее компонентов и их содержания;  в третьих – среда должна отражать возможности целостного проявления всех сфер личности ребенка в реализуемой деятельности;  в четвертых – среда должна быть представлена как среда обитания и среда развития   в   совокупности   вещного   и   субъектного   аспектов,   удовлетворяющая   не только   потребность   ребенка   в   практической   активности   (нарисовать,   сделать постройку,   поиграть   с   мячом),   но   и   другие   его   материальные   и   духовные потребности (например, потребность в общении с другими детьми и взрослыми – (appetitussocietatis)   –   или   потребность   приобщиться   к   прекрасному   и   посмотреть альбом с иллюстрациями известных художников);  в   пятых   –   среда   должна   иметь   свободное   пространство,   что   обеспечивает возможность ребенку выбрать место и организовать свою деятельность» [1]. О.В. Никифорова, Е.Н. Антонова пишут: «…предметная среда имеет характер открытой,   незамкнутой   системы,   способной   к   корректировке   и   развитию.   Иначе говоря,   среда   не   только   развивающая,   но   и   развивающаяся.   При   любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Правильно организованная   развивающая   среда   позволяет   каждому   ребенку   найти   занятие   по душе,   поверить   в   свои   силы   и   способности,   научиться   взаимодействовать   с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного   самоощущения,   компетентности   в   сфере   отношений   к   миру,   к людям,   к   себе,   включение   в   различные   формы   сотрудничества,   что   и   является основными целями дошкольного обучения и воспитания» [2]. Опыт работы в ДОУ позволяет нам утверждать, что соблюдение принципов организации   предметно­развивающей   среды   способствует   освоению   ФГОС   ДО   и направлено на разностороннее развитие ребенка. Таким образом, проведенный нами анализ позволяет сделать вывод: основными принципами организации предметно ­ развивающей среды являются следующие:  ­ среда должна соответствовать возможностям ребенка;  ­   среда   должна   стимулировать   ребенка   к   переходу   на   следующий   этап развития; ­   среда   должна   соответствовать   особенностям   вида   деятельности   в совокупности ее компонентов и их содержания; ­   среда   должна   отражать   возможности   целостного   проявления   всех   сфер личности ребенка в реализуемой деятельности;  –   среда   должна   удовлетворять   потребность   ребенка   в   практической активности, его материальные и духовные потребности; – среда должна иметь свободное пространство, чтобы обеспечить возможность ребенку организовать собственную деятельность. Список использованных источников 1. Дыбина, О.В. Предметно­развивающая среда интегрированной деятельности детей   дошкольного   возраста:   понятие,   принципы,   компоненты/   О.В   Дыбина,   О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина// Вектор науки ТГУ. ­2014. ­№ 1, С.220­ 223 2. Никифорова,   О.   В.   Создание   предметно­развивающей   среды   доу   в  соответствии   с   требованиями   ФГОС   к   условиям   реализации   основной общеобразовательной программы/ О.В. Никифорова, Е.Н. Антонова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. ­2014.­ №5,  С. 3–6. 3. Словарь   педагогических   терминов//   http://cito­ web.yspu.org/link1/metod/met40/node17.html 4.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   дошкольного образования //http://www.edu.ru/db­mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf 5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Статья на тему: "Принципы организации предметно - развивающей среды ДОУ"

Статья на тему: "Принципы организации предметно - развивающей среды ДОУ"

Статья на тему: "Принципы организации предметно - развивающей среды ДОУ"

Статья на тему: "Принципы организации предметно - развивающей среды ДОУ"

Статья на тему: "Принципы организации предметно - развивающей среды ДОУ"

Статья на тему: "Принципы организации предметно - развивающей среды ДОУ"

Статья на тему: "Принципы организации предметно - развивающей среды ДОУ"

Статья на тему: "Принципы организации предметно - развивающей среды ДОУ"

Статья на тему: "Принципы организации предметно - развивающей среды ДОУ"

Статья на тему: "Принципы организации предметно - развивающей среды ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.