В статье рассматриваются принципы организации предметно - развивающей среды являются следующие:
- среда должна соответствовать возможностям ребенка;
- среда должна стимулировать ребенка к переходу на следующий этап развития;
- среда должна соответствовать особенностям вида деятельности в совокупности ее компонентов и их содержания;
- среда должна отражать возможности целостного проявления всех сфер личности ребенка в реализуемой деятельности;
– среда должна удовлетворять потребность ребенка в практической активности, его материальные и духовные потребности;
– среда должна иметь свободное пространство, чтобы обеспечить возможность ребенку организовать собственную деятельность.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ
СРЕДЫ ДОУ
О.В. Смоленцева, О.Н. Акулова
ЛПИ – филиал СФУ
Предметноразвивающая среда ДОУ должна обеспечивать развитие ребенка в
соответствии с современными запросами родителей, общества и государства.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»
утверждается: «…образовательные программы дошкольного образования должны
быть направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста, с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей» [5].
Исходя из этого, в ФГОС ДО прописано, что «…развивающая предметно
пространственная среда должна обеспечивать:
• реализацию различных образовательных программ, используемых в
образовательном процессе;
• в случае организации инклюзивного образования необходимые для него
условия;
• учёт национальнокультурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметнопространственная среда группы должна быть
содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной» [4].
Педагогам дошкольного образования необходимо знать принципы организации
предметноразвивающей среды в ДОУ, которые должны соответствовать
требованиям ФГОС ДО и будут способствовать становлению базовых характеристик
личности каждого ребёнка, учитывая закономерности психического развития
дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативныеособенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы,
учитывая способности, интересы, темп продвижения каждого ребёнка.
Цель исследования: изучение принципов организации предметноразвивающей
среды в ДОУ.
Объект исследования: Предметноразвивающая среда в ДОУ.
Предмет исследования: принципы организации предметноразвивающей среды в
ДОУ.
Исследованием принципов организации предметноразвивающей среды в ДОУ
занимались О.В. Никифорова, .В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А.
Сидякина и др.
Принцип (основа, начало) – 1) основное исходное положение какойлибо
теории, учения; руководящая идея, правило деятельности; 2) внутреннее убеждение,
взгляд на вещи, определяющие нормы поведения [3].
Так, О.В. Никифорова пишет: «Наиболее приемлемая для дошкольного
учреждения предметнопространственная среда проектируется на основе:
реализуемой в детском саду образовательной программы; требований нормативных
документов; материальных и архитектурнопространственных условий (наличие
нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); предпочтений,
субкультуры и уровня развития детей; общих принципов построения предметно
пространственной среды (гибкого зонирования,
динамичностистатичности,
сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего
характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей,
уважения к потребностям и нуждам ребенка)» [2].
О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина отмечают: «…
предметноразвивающая среда представляет собой дидактически организованное
пространство, в котором ребенок может проявить практическую и творческую
активность в реализации содержания интегрированной деятельности с учетомсформированного субъектного и субъективного опыта, и которое обуславливает
решение задач образовательных областей специфическими средствами ее
компонентов» [1]. Данные авторы считают: «При построении предметно
развивающей среды необходимо руководствоваться следующими положениями,
разработанными на основе научных подходов Л.С. Выготского, Д.В. Менджерицкой,
Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселовой, О.В. Дыбиной:
вопервых – среда должна соответствовать возможностям ребенка – зоне его
актуального развития – и способствовать, стимулировать ребенка к переходу на
следующий этап развития, т. е. создание через предметноразвивающую среду зоны
ближайшего развития дошкольника;
вовторых – среда должна соответствовать особенностям вида деятельности в
совокупности ее компонентов и их содержания;
в третьих – среда должна отражать возможности целостного проявления всех
сфер личности ребенка в реализуемой деятельности;
в четвертых – среда должна быть представлена как среда обитания и среда
развития в совокупности вещного и субъектного аспектов, удовлетворяющая не
только потребность ребенка в практической активности (нарисовать, сделать
постройку, поиграть с мячом), но и другие его материальные и духовные
потребности (например, потребность в общении с другими детьми и взрослыми –
(appetitussocietatis) – или потребность приобщиться к прекрасному и посмотреть
альбом с иллюстрациями известных художников);
в пятых – среда должна иметь свободное пространство, что обеспечивает
возможность ребенку выбрать место и организовать свою деятельность» [1].
О.В. Никифорова, Е.Н. Антонова пишут: «…предметная среда имеет характер
открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе
говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых
обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и
обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Правильно
организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие подуше, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с
педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Это в
свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его
положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к
людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является
основными целями дошкольного обучения и воспитания» [2].
Опыт работы в ДОУ позволяет нам утверждать, что соблюдение принципов
организации предметноразвивающей среды способствует освоению ФГОС ДО и
направлено на разностороннее развитие ребенка.
Таким образом, проведенный нами анализ позволяет сделать вывод:
основными принципами организации предметно развивающей среды являются
следующие:
среда должна соответствовать возможностям ребенка;
среда должна стимулировать ребенка к переходу на следующий этап
развития;
среда должна соответствовать особенностям вида деятельности в
совокупности ее компонентов и их содержания;
среда должна отражать возможности целостного проявления всех сфер
личности ребенка в реализуемой деятельности;
– среда должна удовлетворять потребность ребенка в практической
активности, его материальные и духовные потребности;
– среда должна иметь свободное пространство, чтобы обеспечить возможность
ребенку организовать собственную деятельность.
Список использованных источников
1. Дыбина, О.В. Предметноразвивающая среда интегрированной деятельности
детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты/ О.В Дыбина, О.П.
Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина// Вектор науки ТГУ. 2014. № 1, С.220
2232. Никифорова, О. В. Создание предметноразвивающей среды доу в
соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной
общеобразовательной программы/ О.В. Никифорова, Е.Н. Антонова// Муниципальное
образование: инновации и эксперимент. 2014. №5, С. 3–6.
3. Словарь
педагогических
терминов//
http://cito
web.yspu.org/link1/metod/met40/node17.html
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования //http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_13/m1155.pdf
5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".