Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области
Оценка 4.9

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Оценка 4.9
Занимательные материалы +3
doc
воспитательная работа +2
Все классы
16.03.2018
Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области
Статья на тему: "Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области" рассказывает о том, что современные концепции развития личности, а также региональные подходы к образовательному процессу в образовательных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры, народного творчества в процесс развития современного общества. В соответствии с этим, в условиях роста социальной конкуренции молодому специалисту необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её более эффективной. Для реализации профессионального обучения студентов колледжа по специальности «Дошкольное образование», необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет студентам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до её реализации в модели, изделии, продукты деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Для этого применяются, различные типы проектов, выбираемые в соответствии с конкретными условиями и целями проведения.Для реализации профессионального обучения студентов колледжа по специальности «Дошкольное образование», необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет студентам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до её реализации в модели, изделии, продукты деятельности.
Ермолаева Статья в колледж.doc
Ермолаева Маргарита Витальевна преподаватель общепрофессиональных дисциплин ОГБПОУ «Ульяновский социально – педагогический колледж» г. Ульяновска Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области В   настоящее   время   современное   образование   требует   от   выпускника профессионального   образовательного   учреждения   наличия   определенных качеств,   включающих   профессиональную   самостоятельность,   мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных, типовых, но и незапланированных ситуациях, коммуникативную культуру, а также дает возможность вовлечься в   поисковую,   творческую   деятельность,   воспитывать патриотическое отношение   к   своей   культуре   и   традициям.   Вместе   с   этим,   современные концепции   развития   личности,   а   также   региональные   подходы   к образовательному   процессу   в   образовательных   учреждениях   предполагают ещё   и   включение   отдельных   элементов   народной   культуры,   народного творчества в процесс развития современного общества, т.к. наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. В соответствии с этим, в условиях роста социальной конкуренции молодому специалисту необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать   деятельность   таким   образом,   чтобы   сделать   её   более эффективной. Передо   мной   встал   вопрос,   что   я,   как   преподаватель общепрофессиональных дисциплин и как научный руководитель КР и ВКР, могу сделать, чтобы помочь студенту максимально развить в себе способность самостоятельно проявлять творчество, конструировать свои знания, умение ориентироваться   в   информационном   пространстве,   развивать   критическое мышление и интерес к любой национальной культуре родного края (ОК 10. «Бережно   относиться   к   историческому   наследию   и   культурным традициям   народа»)?   Для   реализации   профессионального   обучения студентов   колледжа   по   специальности   «Дошкольное   образование», необходимо   использовать   различные   методы   обучения.  Особую   значимость при   этом   имеет   метод   проектов,   который   позволяет   студентам   в   системе овладеть   организацией   практической   деятельности   по   всей   проектно­ технологической   цепочке   от   идеи   до   её   реализации   в   модели,   изделии,  Этот   результат   можно   увидеть,   осмыслить, продукты   деятельности. применить в реальной практической деятельности.  Для этого применяются, различные   типы   проектов,   выбираемые   в   соответствии   с   конкретными условиями   и   целями   проведения.   Это   исследовательские   проекты, творческие, ролево  ­  игровые, информационные, практико­ориентированные. Студенты, в качестве формы ВКР, сами могут выбирать дипломные проекты, выполнение общепрофессиональных дисциплин.  которых     предусмотрено   по   многим   темам В работе над созданием проекта выделяются этапы: 1.  Выбирается образовательное учреждение, определяется тема проекта, его вид и количество участников. 2.  Выявляется и формулируется проблемы, которые важно исследовать и решить в рамках намеченной тематики. 3.  Обозначаются цели, задачи проекта, а так же сроки и ответственные за их решение на определенный отрезок времени. 4.  Обсуждается и разрабатывается детальный план по достижению целей проекта и решению задач. 5.     Организуется   выполнение   проекта   ­   самостоятельно   выполняемый комплекс действий студентов, завершающий созданием творческого продукта. Пишется теоретическая часть проекта. 6.    Производиться   презентация   результатов   проекта   в   образовательном учреждении.   Творческий   продукт,   созданный   в   результате   проектной деятельности остается в образовательном учреждении. 7.  Создаются рекомендации по использованию полученного результата и (или) расширение тематики при продолжении выполнения этого (или нового) проекта. 8.     Оформляется   паспорт   проекта,   теоретическая   часть   работы   и определяется форма представления практической части на ВКР 9.  Проводится защита проекта перед государственной экзаменационной  комиссией. Практическая значимость проекта: У   студентов   формируется  профессиональная   компетенция, включающая следующие профессиональные умения и навыки: ­     гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь  самостоятельно приобретать необходимые ему знания, умело их применять на практике для решения разнообразных возникающих проблем; ­     самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в  реальной действительности проблемы и, используя современные технологии,  искать пути рационального их решения; быть способным генерировать новые  идеи, творчески мыслить; ­     грамотно работать и применять полученные выводы для выявления и  решения новых проблем; ­     быть коммуникабельным, контактным в различных социальных  группах, уметь работать сообща в разных областях, в различных ситуациях,  легко предотвращать или уметь выходить из любых конфликтных ситуаций; ­     самостоятельно работать над развитием собственной нравственности,  интеллекта, культурного уровня. Так как мы живем на территории многонациональной культуры, то и круг тем проектов очень широк и разнообразен (например: «Воспитание интереса к природе   у   детей   младшего   дошкольного   возраста   средствами   фольклора», «Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами   художественной   литературы»,   «Организация   сюжетно­ролевой игры как средство формирования дружеского взаимодействия детей среднего дошкольного   возраста», взаимодействия   у   детей   дошкольного   возраста»,   «Формирование   навыков   межличностного   «Формирование художественного   восприятия   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   в процессе ознакомления картин Ульяновских художников»).   Рассмотрим пример одного из проектов, где можно проследить динамику работы   студентов  (на  практике   в  ДОУ)   с  детьми   дошкольного   возраста   и реализацию   поставленных   целей   и   задач   (примером   представим художественно­эстетическое   развитие   старших   дошкольников   в   процессе ознакомления с народным творчеством художников родного края).  Выделим методические шаги каждого этапа работы над проектом: 1.     Создание творческой атмосферы в группе. 2.     Выбор темы проекта. 3.     Согласование обшей линии разработки проекта; составление подробного  плана работы над проектом. 4.     Выполнение разработок по теме; подготовка реферативного материала. 5.     Общий сбор полученных всеми результатов. Рассматривая  использование   проектной   методики   в   ДОУ  можно выделить основные требования: ­ в   основе   любого   проекта   лежит   проблема,   для   решения   которой требуется исследовательский поиск; ­ проект   –   это   «игра   всерьез»;   результаты   ее   значимы   для   детей   и взрослых; ­ обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при   развитие   сотворчество   ребят   и   взрослых, поддержке   педагога), коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике. Этапы разработки и проведения проекта в ДОУ: ­ Постановка цели воспитателем; ­ Вовлечение дошкольников в решение проблемы; ­ Составление плана; ­ Обсуждение плана с детьми и родителями; ­ Обращение к специалистам ДОУ за консультацией; ­ Составление плана­схемы проведения проекта вместе с детьми; ­ Сбор информации; ­ Проведение мероприятий основной части проекта; ­ Домашнее задание; ­ Самостоятельные творческие работы; презентация проекта; ­ Подведение итогов. Таким   образом,   главное   значение   использования   проекта   в   ДОУ заключается в том, что он дает ребенку возможность  экспериментировать, синтезировать   полученные   знания,   развивает   творческие   способности   и коммуникативные   навыки,   формирует   художественное   и   эстетическое восприятие в процессе ознакомления картин Ульяновских художников, а также развивает адаптивность к ситуации школьного обучения.  Проект № 1 «В гостях у осени » Вид: Творческий Цель   проекта:   развивать   у   детей   способность   видеть,     чувствовать состояние природы через ознакомление с пейзажами художников­земляков и эмоционально   на   него   откликаться   в   собственном   изобразительном творчестве. Задачи проекта: ­   развивать   познавательный   интерес   и   личностное   отношение   к искусству художников­земляков, развивать художественное восприятие; ­   познакомить   детей   с   жанром   живописи   пейзаж   и   некоторыми   его средствами выразительности; ­   познакомить   детей   с   творчеством   Ульяновского   художника   А.   В. Моторина. Сроки реализации проекта: 3 месяца Предполагаемый   результат:  выставка   художественного   творчества «Чарующая осень».  Этапы проекта: 1   этап   –   целеполагание:  совместно   с   детьми   настроиться   на ознакомление   с   пейзажами  художников   Ульяновской   области,   создание   и организацию выставки детских рисунков «Чарующая осень». 2 этап – планирование: ­ Беседа­знакомство с особенностями произведений пейзажного жанра ульяновских художников. ­   Любование   красотой   природы   во   время   прогулок   и   экскурсий, рассматривание деревьев и растений в осеннем наряде. ­   Украшение групповой комнаты разноцветными листьями. ­ Знакомство с творчеством художника­земляка А.В. Моторина – ОД «Золотая осень». ­ Чтение и разучивание стихов, пение песен об осени. ­ Дидактические игры «Мы ­ художники», «Вижу ­ дорисовываю». ­ Обсуждение возможного содержания будущей выставки, посвященной осенней тематике «Чарующая осень». ­ Индивидуальное рисование осенних пейзажей. ­ Оформление выставки «Чарующая осень». 3 этап – реализация проекта: ­ Знакомство с особенностями произведений в жанре живописи – осенний   пейзаж.  План­конспект   предварительной   беседы   «Что   такое пейзаж и кто такие художники пейзажисты?» Цель: познакомить детей с пейзажем, подвести их к пониманию того, что художник в своей работе не просто изображает то или иное состояние природы, но и передает свое отношение к изображаемому, познакомить детей с основным средством выразительности пейзажей – с цветом. Материал:   репродукции   картин   А.Ф.Нуждова   «Весенняя   зелень», Б.В.Клевогина   А.А.Пластова «Первый снег».   «Зимние   деревья»,   А.А.Ермакова   «Зимний   вечер», ­   Экскурсия   в   парк:  наблюдение   и   закрепление   знаний   характерных признаков осени в природе. Цель: Развитие эстетического и художественного восприятия к окружающей действительности. ­ ОД  «Золотая осень» Программное содержание:  1.Дать детям первоначальные сведения о мастерской художника­живописца, о пейзажной живописи. 2. Познакомить с пейзажным   творчеством   художника­земляка   А.В.   Моторина.   3.   Развивать навыки художественного восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное   восприятие   цвета   и   цветосочетаний.     4.   Вызвать   у   детей желание выразить красками свое отношение к золотой осени. Материалы: картина А. В. Моторина «Осенний мотив», запись музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года» ­ Дидактическая игра «Мы ­ художники» Цель:  Учить   детей   составлению   тематической   композиции   на   столе. Развивать навыки художественного и эстетического восприятия произведений искусства. Материалы: Разрезные картинки разных картин осенней тематики. ­ Дидактическая игра «Коктейль красок» Цель: Развивать у детей творческое воображение. Материалы:  Для   изобразительной   деятельности:   бумага,   простой карандаш НВ, кисти № 2, 10, тычки поролоновые, краски гуашь, палитра, клей, салфетки, вода, репродукции картин художника А.Ф.Нуждова «Осенняя пора», «Свияга осенью».  ­  Обсуждение   возможного   содержания   будущей   выставки «Чарующая осень».  Цель: Учить понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм), передают образ осени;   формировать   художественное   восприятие,   умение   коллективно творчески   работать,   умение   согласовывать   свои   действия,   договариваться друг с другом; развивать фантазию, чувство цвета, эстетический вкус, чувство ритма, аккуратность. Материалы: запись   музыки   П.И.   Чайковского   «Осень»   из   цикла «Времена года»; Б.В. Клевогина «Осенний мотив», А.А. Ермакова «Осень в лесу»,   А.Ф.   Нуждова   «Осенняя   пора»,   «Свияга   осенью»,   А.В.   Моторина «Осенний   мотив»;   стихи   А.С.   Пушкина   «Уж   небо   осенью   дышало…» («Евгений   Онегин,   глава   четвертая,   стих   XL),   «Унылая   пора!   Очей очарованье!»   («Осень»,   стих   VII),   Ф.   Тютчева   «Есть   в   осени первоначальной…», З. Федоровской «Осень», А. Барто «Осенью»; гуашь. ­  Индивидуальное   рисование   пейзажей   по   картине  А.   Ф.   Нуждова «Осенняя пора».  ­ Оформление выставки «Чарующая осень». Задание:  составить   картину   осеннего   пейзажа   на   фланелеграфе (образцы – открытки с репродукциями картин об осени разных художников). 4 этап – осуществление проекта: ­ Обсуждение содержания будущей выставки «Чарующая осень». ­   Рисование   картин­пейзажей   в   разных   техниках.  Индивидуальное рисование пейзажей по картине А.Ф.Нуждова «Осенняя пора» с помощью нетрадиционных техник рисования « Осенний пейзаж». Цель:  1.   Познакомить   детей   с   картиной   Ульяновского   художника   Вспомнить   жанры   изобразительной А.Ф.Нуждова   «Осенняя   пора». деятельности (пейзаж, натюрморт, портрет).   2. Закреплять умение рисовать пейзаж   разными   нетрадиционными   техниками   (рисование   по   сырому, использование   зуб.   щетки,   располагать   изображение   по   всему   листу, приклеивание   сухих   листьев.   3.   Воспитывать   интерес   к   искусству изобразительной деятельности, умение видеть красоту природы. 4. Развивать творчество, воображение, умение ориентироваться на листе бумаги Материалы   и   оборудование:  Репродукция   картины   А.Ф.Нуждова, краски   акварельные,   кисточка,   баночка   для   воды,  краска   желтая,  красная, зеленая, коричневая,  лист белый, сухие листья (клена, березы, рябины)  клей ПВА,  кисточки   для   клея,   губка,  аудио   запись   П.И.  Чайковского   из   цикла «Времена года» ­ Оформление выставки детского творчества «Чарующая осень». 5 этап – презентация результата: ­ Открытие выставки «Чарующая осень». Практическая работа: Выставка детских рисунков «Чарующая осень». В   результате   изучения   творчества   русских   художников   Ульяновской области и открытия выставки «Чарующая осень» в детском саду, дети смогут взглянуть   на   осень   другими   глазами,   с   новым   мироощущением,   с   новыми мыслями и эмоциями, и передать их красочно, воодушевленно и выразительно в рисунке. Для продолжения данной работы можно реализовать Проект №2 «Под пушистым покрывалом снега» Вид: Творческий. Цель проекта:  Закрепить умения детей использовать художественный материал   (акварель)   в   рисовании.   Развивать   у   детей   способность   видеть, чувствовать состояние природы в зимнее время года произведения искусства Ульяновских   художников   и   откликаться   в   собственном   изобразительном творчестве, формируя художественное и эстетическое восприятие. Задачи проекта: ­ развивать художественное восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный   отклик   на   проявление   красоты   зимней   природы   в окружающем   мире,   его   изображениях   в   произведениях   искусства Ульяновских художников и собственных творческих работах; ­ использование ахроматических и хроматических цветов; ­   овладение   такими   графическими   средствами,   как   линия,   точка   и штрих; ­   продолжать   развивать   психомоторную   координацию,   управлять своими эмоциями, желаниями и настроением.      Срок реализации: 3 месяца.  Предполагаемый   результат:  выставка   художественного   творчества «Зимнее волшебство». Проект № 3 «Весенние чудеса» Вид проекта: творческий. Цель   проекта:   развивать   у   детей   способность   видеть   и   чувствовать состояния   природы   через   ознакомление   с   пейзажами   Ульяновских художников на весеннюю тематику, развивать художественное восприятие и эмоциональность выражать свое отношение в собственном изобразительном творчестве. Задачи проекта:  ­ развивать художественное восприятие, познавательный интерес и свое отношение к изобразительному искусству через весенние пейзажи художников ­ земляков. ­   познакомить   детей   с   нетрадиционной   техникой   и   способом   ее выразительности. Сроки реализации проекта: 3 месяца Предполагаемый   результат:  выставка   работ   на   тему   «Красавица   ­ Весна» в нетрадиционной технике. А   также   на   летний   период   можно   реализовать   с   детьми  Проект   на тему: «Цветные краски лета», где будут включены все по выше описанной структуре  экскурсии,  прогулки,  беседы  и   организованные   деятельности   по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с репродукциями картин художника – земляка А.А. Пластова «Летом» и «Ужин трактористов», задачи которых   включают   формирование   художественного   восприятия   детей старшего дошкольного возраста с картиной художника. Таким   образом,  в   ходе   реализации   проектной   деятельности   по формированию   художественного   восприятия   детей   через   ознакомление   с пейзажами   ульяновских   художников   можно   отметить   повышение   интереса детей   к   художественному   творчеству,   стремление   подражать   в   своем творчестве великим художникам нашей Ульяновской области. Таким  образом,  благодаря  использованию   метода  проектов  повышается вероятность творческого развития обучающихся; естественным образом про­ исходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность студентов, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственно­ сти и целесообразно формируются общие и профессиональные компетенции каждого студента, что в свою очередь требует пересмотра целевых установок, принципов   и   содержания   подготовки   специалистов   в   системе профессионального образования. Литература 1. Афанаскина,   М.   С.   Из   опыта   организации   научно­исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». – 2011. – № 2. – С. 139–147. 2. Белых,   С.   Л.   Управление   исследовательской   активностью   студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / под ред. А. С. Обухова. – Ижевск: УдГУ, 2008. 3. Блохин, А. Н.   Метод   проектов   как   продуктивное   образование.   [Текст]/ А.Н.Блохин. – Ростов н/Д.: РГПУ, 2005. 4. Котлякова,   Т.А.   Современные   технологии   развития   эстетического восприятия   дошкольников   [Текст]:   учебное   пособие.   /Т.А.Котлякова.   – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 64 с. 5. Никонова,   И.   Г.   Организация   исследовательской   работы   студентов   // Прил. к журн. «СПО». – 2008. – № 10. – с. 55–68. 6. Стенберг, В. Н. Метод проектов и его место в развитии самостоятельности учащихся в образовательном процессе. [Текст] / В.Н.Стенберг.– Владимир: ВГПУ, 2002.

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области

Статья на тему: Профессиональная подготовка будущих воспитателей к организации проектной деятельности в ДОУ по приобщению дошкольников к творчеству художников Ульяновской области
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018