Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
Оценка 4.8

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
doc
воспитательная работа +2
Все классы
06.03.2018
Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста» раскрывает теоретические основы гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе и методические аспекты гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе посредством художественной литературы.Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста» раскрывает теоретические основы гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе и методические аспекты гуманного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе посредством художественной литературы.
Курсовая работа Людмила, рук.Ермолаева М.В..doc
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УЛЬЯНОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КУРСОВАЯ РАБОТА по МДК 03.03.Теория и методика экологического образования дошкольников на тему:  «Формирование экологических знаний в аппликационной работе с природным материалом у детей старшего дошкольного возраста» Выполнила: студентка  группы VI «Д­1» заочного отделения УСПК специальность 44.02.01 Дошкольное образование Гришагина Людмила Руководитель: Ермолаева  Маргарита Витальевна Ульяновск 2017 г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………с.3 Глава   1.   Теоретические   основы   экологического   воспитания   детей старшего дошкольного возраста……………………………………………с.6 1.1.   Психолого­педагогическое   обоснование   экологического   воспитания детей старшего дошкольного возраста………………………………………  с. 6 1.2.   Цели   и   задачи   экологического   воспитания   детей   дошкольного возраста………………………………………………………………………   с.10 1.3.   Современные   технологии   и   анализ   современных   программ   по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста……………….  с.12 Глава II. Методические аспекты формирования экологических знаний в аппликационной   работе   с   природным   материалом   у   детей   старшего дошкольного возраста……………………………………………………….с.18 2.1.Формирование   экологических   знаний     через   аппликационную   работу   с природным материалом у детей старшего дошкольного возраста……….с.18 2.2. Методические рекомендации по организации работы детей с природным материалом…………………………………………………….………………с.21 Заключение……………………………………………………………………с.26 Список используемых источников и литературы ……………………....с.27 Приложение…………………………………………………………………...с.31 2 ВВЕДЕНИЕ Причиной   актуальности   экологического   воспитания   дошкольников является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с   экологической   точки   зрения,   расточительная,   ведущая   к   нарушению экологического равновесия.  Передача экологических знаний ­ это начальный этап правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения   является   деятельность   ребенка.   Присутствие   в   содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения   к   миру   природы,   вещей,   людям   и   себе.   На   этапе   дошкольного детства   складывается   начальное   ощущение   окружающего   мира:   ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о   разных   формах   жизни.   В   этот   период   формируются   первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном   условии   ­   если   взрослые,   воспитывающие   ребенка,   сами   обладают экологической   культурой:   понимают   общие   для   всех   людей   проблемы   и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним, проявляют гуманное отношение и познавательный интерес к природе. (ПРИЛОЖЕНИЕ А) В   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным стандартом   дошкольного   образования   (ФГОС   ДО), образовательной области "Познавательное развитие" предполагает:   содержание 3 —   Развитие   интересов   детей,   любознательности   и   познавательной мотивации; — Формирование познавательных действий, становление сознания; — Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; — Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. [ 33 ] Освоение   детьми   представлений   экологического   характера осуществляется   легче,   если   в   процессы   познания   природы   включаются   элементы   сюжетно­ролевой   игры, игровые   обучающие   ситуации, аппликационная работа с природным материалом. [ 31 ] В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней   в   разное   время   года   изменениями.   На   основе   приобретенных   знаний формируются   такие   качества,   как   реалистическое   понимание   явлений природы,   любознательность,   умение   наблюдать,   логически   мыслить, эстетически   относиться   ко   всему   живому,   любовь   к   природе,   навыки бережного   отношения   к   ней,   ко   всему   живому.   Осознанно­правильное отношение   детей   к   природе   строится   на   чувственном   ее   восприятии, эмоциональном   отношении   к   ней.   Полученные   знания   и   свое   отношение   к природе   дошкольники   могут   передать   через   аппликационную   работу   с природным   материалом. Аппликация   (от   латинского   слова   applicato­ прикладывание)­ один из видов изобразительной техники. [14, с.54] Таким образом, актуальность работы вызвана необходимостью изучения   детей   старшего   экологических   знаний   особенностей   формирования     позволило дошкольного   возраста   через   аппликационную   работу.   Это   сформулировать проблему исследования: каковы особенности формирования экологических  знаний  у  детей старшего дошкольного возраста.  4 Цель   исследования:   изучить   формирование   экологических   знаний   в   с   природным   материалом   у   детей   старшего аппликационной   работе   дошкольного возраста. Объект   исследования   ­   процесс   формирования   экологических   знаний детей старшего дошкольного возраста.  Предмет   исследования   ­   аппликационная   работа   с   природным материалом  детей старшего дошкольного возраста. В   соответствии   с   целью,   объектом   и   предметом   исследования сформулированы следующие задачи исследования: Изучить современную психолого­педагогическую литературу по данной проблеме исследования. Изучить   современные   технологии,   цели   и   задачи     экологического воспитания  детей старшего дошкольного возраста. Дать   анализ   программ   экологического   воспитания   детей   старшего дошкольного возраста. Изучить   методику   и   методические   рекомендации   по   организации обучения аппликационным работам с природным материалом. 5 Глава 1 Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста 1.1. Психолого­педагогическое обоснование экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Отношение   к   природе   включено   в   систему   ответственных   отношений каждого человека и предстаёт как сознательные, избирательные его связи с различными природными  объектами и явлениями. Оно проявляется  в виде потребностей, а также эмоциональных отношений любви привязанности и т.д. Условием   такого   обучения   и   воспитания   выступает   организация взаимосвязанной   нравственно­экологической   деятельности   детей, направленной   на   изучение   и   улучшение   отношений   между   природой   и человеком.   Экология   –   наука   об   отношениях   растительных   и   животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Экология как форма общественного сознания является частью биологической 6 науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой [32]. Для   дошкольной   педагогики   экологическое   воспитание   ­   это   новое направление, которое появилось на рубеже 80­х и 90­х годов и в настоящий момент   проходит   этап   становления.   Его   базовой   основой   является традиционно   сложившийся   программный   раздел   «Ознакомление   детей   с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей   в   различных   явлениях   природы,   главным   образом   доступных непосредственному   наблюдению:   научить   различать   растения   и   животных, давать   им   некоторые   характеристики,   в   отдельных   случаях   устанавливать причинно­следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому ­ ознакомление с природой приняло природоохранную окраску . Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка   ­   это   период   его   бурного   роста   и   интенсивного   развития,  период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности[14, с. 33.] Достижением   первых   семи   лет   является   становление   самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно­природном   мире,   вычленять   его   ценности.   В   этот   период закладываются   основы   взаимодействия   с   природой,   при   помощи   взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.  Все   выдающиеся   мыслители   и   педагоги   прошлого   придавали   большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития[20, с. 19]. Заметное   влияние   на   исследование   проблемы   определения   содержания   и 7 методов экологического образования оказали труды С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Л. Д. Бобылевой, В. И. Вересова, В. И. Ашикова и С. Г. Ашиковой, Т. А. Климовой, Н. А. Таранковой, Ж. Л. Васякиной и др. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского   дошкольного   воспитания   в   статьях,   методических   работах   (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова,   Е.   Геннингс   и   др.).   Долгое   время   большим   подспорьем   для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М.   М.   Марковской,   рекомендации   З.   Д.   Сизенко;   не   одно   поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой.           Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было   формирование   наблюдения   как   основного   метода   ознакомления   с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.)[16, с. 24].  В начале 1970­х годов начали проводиться педагогические исследования, которые   в   дальнейшем   вошли   в   ядро   теоретико­экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1)  усложнения  содержания  обучения ­ привнесения  в него   отражающих   закономерности   окружающей теоретических   знаний, действительности;   2)   построения   системы   знаний,   усвоение   которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.  Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была   обеспечить   хорошую   подготовку   детей   к   школе,   занимались   А.   В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер. Психологи обосновали положение о   том,   что   дети   дошкольного   возраста   могут   усвоить   систему взаимосвязанных   знаний,   отражающую   закономерности   той   или   другой 8 области   действительности,   если   эта   система   будет   доступна   наглядно­ образному мышлению, преобладающему в этом возрасте[21, с. 11].  В   дошкольной   педагогике   начались   исследования   по   отбору   и   отражающих   ведущие систематизации   природоведческих   знаний, закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.)   и   неживой   (И.   С.   Фрейдкин   и   др.)   природы.   В   исследованиях, посвященных   живой   природе,   в   качестве   ведущей   была   выбрана закономерность,   которой   подчиняется   жизнь   любого   организма,   а   именно зависимость   существования   растений   и   животных   от   внешней   среды.   Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой[1].  Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых   с   точки   зрения   экологии   процессов:   углубления   экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом   и   в   России   в   этот   период   происходило   становление   нового образовательного   пространства   ­   системы   непрерывного   экологического образования:   проводились   конференции,   съезды,   семинары,   создавались программы,   технологии,   учебные   и   методические   пособия   для   различных категорий   учащихся.   В   нашей   стране   формировалась   общая   Концепция непрерывного   экологического   образования,   начальным   звеном   которой является сфера дошкольного воспитания.  Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают   экологической   культурой:   понимают   общие   для   всех   людей проблемы   и   беспокоятся   по   их   поводу,   показывают   маленькому   человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.  9 В   связи   с   этим   в   90­е   годы   в   России   было   создано   значительное   направленных   на   экологическое   воспитание количество   программ, дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены   психологические   аспекты   экологического   образования дошкольников[10, с.18]. В   последнее   время   идет   интенсивный   творческий   процесс   в   регионах России.   Педагоги,   экологи   разрабатывают   программы   экологического образования   детей   с   учетом   местных   природных   и   социальных   условий, национальных традиций  Таким   образом,   проблема   экологического   воспитания   дошкольника относится   к   числу   коренных   проблем   теории   воспитания   и   имеет первостепенное значение для воспитательной работы.  1.2. Цели и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста Экологическое   воспитание   дошкольников   ­   это   ознакомление   детей   с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический   процесс   опирается   на   основополагающие   идеи   и   понятия экологии.   В   дошкольном   детстве   преобладают   наглядно­действенная   и наглядно­образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке   детского   сада),   домашние   и   декоративные   животные,   птицы   и насекомые,   обитающие   повсеместно,   могут   быть   представлены   ребенку   с экологических позиций ­ в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями. [17, c.35] 10 Экологическое   воспитание   помимо   всего   этого   включает   в   себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые   существуют   в   природе:   животных   друг   с   другом,   растений   с     человека   и животными,   животных   и   растений   с   неживой   природой, природы.                                            Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является   формирование   у   них   основ   экологического   сознания   и экологической   культуры.   Выполнения   поставленной   цели   можно   добиться через решение задач экологического воспитания, а именно:  Обогащать   детей   знаниями  о   природе,  её  многообразии,  целостности  живого   организма,  его  потребностях,  отличительных   особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.  Формировать   понятия   о   взаимосвязях   и   взаимозависимости   всех компонентов природы;  животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.  Прививать практические навыки и умения   по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.  Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать   прекрасное,   любоваться   и   восторгаться   объектами   природы, оберегать   и   по   возможности   преумножать   красоту   и   богатства   родной природы.  Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.[25, с.52] Для   того,   чтобы   добиться   выполнения   поставленных   целей   и   задач, воспитателю   в   своей   работе   (формировании   экологических   знаний, экологического воспитания) нужно использовать различные формы, методы и технологии. 11 1.3 Современные технологии экологического воспитания и анализ современных программ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Современные   педагогические   технологии   в   дошкольном  образовании направлены   на   реализацию   ФГОС  дошкольного   образования,   поэтому   в образовательную   деятельность   по  экологическому   воспитанию   с   детьми включены следующие  педагогические технологии: 1. Личностно­ориентированная технология 2. игровых технологий 3. информационно­коммуникативные технологии 4. метод проектов 5. Исследовательские На   сегодняшний   день   в   России   создано   достаточное   количество программ по экологическому образованию дошкольников. Каждая из них по ­ своему актуальна и интересна. Программа   И.   Белавиной   и   Н.   Найденской  «Планета   ­   наш   дом» органически   соединяет   задачи   формирования   системы   знаний   ребенка   о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле и ориентирована на   дошкольный   и   младший   школьный   возраст,   когда   ребенок   наиболее чувствителен к восприятию таких общечеловеческих ценностей, как красота, одухотворенность и совершенство природы. [7, с. 8]   Общим теоретическим принципом, которому должны соответствовать занятия   по   программе,   являются   принципы   многообразного   предъявления одного и того же объекта темы ребенку. Новое знание, которое он должен усвоить, основано на взаимодействии и активизации зрительных, тактильных, обонятельных, осязательных и слуховых ощущений. Основой формирования 12 нового   экологического   стиля   мышления   должно   быть   чувство   красоты природы, ее уникальности и независимости от человека устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и самовыражение детей в различных видах творческой   деятельности.   Особенность   программы   ­   в   ее   организации:   на каждом   занятии   (два   академических   часа   ­   2   раза   в   неделю)   дети «погружаются   в   природу»   вместе   с   педагогом   в   уютной   атмосфере   через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей ­рисование, сочинение сказок, театрализация  литературных произведений  и др.)   Педагог   должен   всегда   достигать   «эмоционального   неравнодушия» каждого  ребенка ­ автор  убежден,  что именно «чувство  природы» должно стать основой дальнейшего экологического образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их приспособленности к среде   обитания.   Организация   занятий   этой   программы   является   как   бы негласной основой эколого ­ психологического тренинга, но сам эколого ­ психологический   тренинг   как   средство   экологического,   эстетического воспитания, в этой программе не предусмотрен. Программа   Н.А.   Рыжовой  «Наш   дом   ­   природа»    нацелена   на воспитание   гуманного,   социально­активного   и   творческого   начала   в   детях старшего дошкольного возраста. [26, с. 9] Занимаясь   по   программе,   дети   приобретают   целостный   взгляд   на природу, на место человека в ней, получают представление о взаимосвязях в природе,   которые   и   помогают   им   обрести   начало   экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему   здоровью.   Программа   предусматривает   выработку   навыков экологически   грамотного   и   безопасного   поведения   в   природе   и   быту, практического участия в природоохранной деятельности в своем крае. 13 Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена не   только   на   формирование   у   ребенка   экологического   сознания,   но   и   на развитие   личности   в   целом   (умения   сравнивать   и   обобщать   собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; самостоятельно мыслить,  логически   рассуждать,  устанавливать   взаимосвязи   в  окружающем мире,   эмоционально   сопереживать),   на   интеллектуальное,   эстетическое, речевое, физическое развитие, развитие культуры чувств. Важное   значение   придается   нравственному   аспекту:   развитию представлений   о   самоценности   природы,   эмоциональному   положительному отношению   к   ней,   выработке   первых   навыков   экологически   грамотного   и безопасного   поведения   в   природе   и   в   быту.   Дети   приобретают   также первоначальные   умения,   позволяющие   им   участвовать   в   посильной практической деятельности по охране природы родного края. Реализация   программы   предполагает   конструирование   педагогом развивающей   среды,   интегрирующий   подход   в   обучении.   Экологические знания   и   навыки   дети   получают   не   только   на   специально   организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий,   чтения   книг,   изобразительных   и   музыкальных   занятий   и   др. Большое   внимание   уделяется   совместной   со   взрослыми   практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и др. Один из авторов программы "Детство" — Н.Н. Кондратьева разработала свою парциальную программу экологического образования детей "Мы". [13, 12]  Принципиальная   экологическая   позиция   в   программе:   в   основу содержания   положено   постоянно   развивающееся   представление   о   живом организме.   При   отборе   содержания   программы   авторы   руководствовались идеей гуманизации. Её воплощение авторы видят, прежде всего, в развитии у ребёнка   гуманистической  направленности   отношения   к   миру.   Этому способствует   приобщение   дошкольника   к   экологической   культуре, 14 концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к природе. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношения к живому — как эстетический принцип поведения   человека.   Освоение   данных   представлений   обеспечивает понимание ребёнком необходимости экологически правильного отношения к природе. Переживание   значимости   такого   отношения   достигается   посредством переживания   ребёнком   всей   палитры   гуманных   чувств   к   миру   природы. Важной   составляющей   содержания   является   умение   разнообразной деятельности в природе, имеющей экологически ориентированный характер. Под этим понимается доступная дошкольнику разнообразная деятельность, организованная (сначала педагогом, а затем и самостоятельно ребёнком) так, чтобы в ней приобретался опыт гуманного взаимодействия с природой. В   целом   программа   способствует   формированию   экологической воспитанности   ребёнка,   являющейся   результатом   его   приобщения   к экологической культуре в ходе экологического образования. Программа В.И. и С.Г. Ашиковых "Семицветик" [21, с.17]  нацелена на культурно­экологическое   образование   детей,   развитие   в   них   начал духовности,   богатой,   творческой   саморазвивающейся   личности.   Авторы считают:   от   того,   как   научится   ребёнок   мыслить   и   тонко   чувствовать окружающий   мир   природы,   воспринимать   ценности   мировой   культуры, зависит,  как   он   будет   действовать,   какие   совершать   поступки.  Программа предполагает   совместную   творческую   деятельность   детей   и   взрослых   в детском саду или семье. Основой программы является восприятие красоты в природе,   в   созданных   человеком   творениях   и   самом   человеке   ­   его внутреннем мире и созидательных поступках. Символ волшебного цветка ­ Семицветик олицетворяет в данной программе гармонично развивающегося и раскрывающегося   ребёнка.   Семь   лепестков   ­   это   семь   первых   лет   жизни ребёнка. Главная линия программы ­ это отношение к ребёнку как к цветку. В 15 программе   две   базовые   темы   ­   "Природа"   и   "Человек".   Тема   "Природа" включает   четыре   её   царства   на   Земле   (минералы,   растения,   животные   и человек). В центре второй темы ­ человек ­ созидатель. Основные тематические блоки, исходящие из двух базовых тем: I.    « Планета Земля» П.   «Небо» III. IV. « Искусство» «Светочи» Авторы данной программы считают: вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от этого внутреннего мира, от того как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое назначение. Авторы так же считают, что всем нам необходимо прийти к осознанию того, что сохранить и улучшить жизнь человек сможет, лишь улучшив, усовершенствовав себя и начинаться это   должно   с   первых   дней   жизни.   Культурно   ­   экологическая   программа «Семицветик» ­ один из путей достижения этой высокой и гуманной цели. В  программе   «Детство»,   созданной   в   Петербурге   коллективом преподавателей  педагогического   университета, раздел, «Ребенок   открывает для   себя   мир   природы»   предполагает   обстоятельное   знакомство   детей   с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. [8,  Программа   включает   четыре   содержательных   блока   для   каждого с.23]   возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых   механизмы существ   со   средой   обитания,   их   неповторимость); приспособительной   взаимосвязи   жизни   организмов   со   средой   обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений   и   животных   (представления   о   последовательных   изменениях организмов, цикличности процесса»; знания экосистемного характера (дети 16 знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью). На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных   системах,   об   основных   фазах   жизненного   цикла   растения, животного,   человека   и   др.),   расширяются   и   конкретные   представления   (о проявлениях   чувств   животных,   о   человеке   как   живом   существе   на   основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.). Анализ   содержания   отдельных   разделов   программы   «От   рождения   до школы» показал, что ознакомлению с природой, в частности, формированию предпосылок   экологического   сознания   детей   уделяется   достаточное внимание.[22,   с.27].   Задачи   сформулированы   достаточно   конкретно: продолжать   формировать   элементарные   представления   о   способах взаимодействия   с   растениями   и   животными:   рассматривать   растения,   не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых. Предполагается   расширять   представления   детей   об   условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.), развивать умение детей замечать изменения в природе, рассказывать детям об охране растений и животных. Однако, в программе указаны лишь традиционные формы и средства формирования у детей гуманного отношения к   природе   (театрализованная   деятельность,   чтение   художественной литературы   и   т.п.).   А   такое   достаточно   уже   известное   и,   на   наш   взгляд, интересное для детей средство формирования экологического сознания, как экологический тренинг, в указанной программе не упоминается вообще.  Таким   образом,   ознакомившись   с   содержанием   ряда   отечественных программ   по   экологическому   образованию   дошкольников   (в   частности, культурологических ­ «Планета ­ наш дом» Н. Белавиной ­ И. Найденской, «Наш дом ­ природа» Н.А. Рыжовой и др.), можно сделать вывод о том, что 17 каждая программа нацелена на воспитание у детей гуманного отношения к природе.    Глава II Методические аспекты формирования экологических знаний в аппликационной работе с природным материалом у детей старшего дошкольного возраста 18 2.1.Формирование экологических знаний  через аппликационную работу с природным материалом у детей старшего дошкольного возраста Экологическое   воспитание   дошкольников   в   соответствии   с  ФГОС   ДО детском саду реализуется через  программу. Реализация Программы детского сада   с   детьми   осуществляется   через   образовательные   области (ПРИЛОЖЕНИЕ   Б).   Это   означает,   что   экологическое   воспитание   должно вписаться в эти образовательные области и осуществляться через них. Через   образовательную     область   «Познавательное   развитие»   дети получают   элементарные,   но   очень   обстоятельные   знания   из   области естествознания,   которые   становятся   основой   осознанного   отношения   к объектам   природы,   являющимся   частью   пространства   жизнедеятельности дошкольников в детском саду и семье. Известно,   что   познание   окружающего   мира   осуществляется   через наглядные   образы   (картины,   книги,   телевизор,   театр,   экскурсии)   и практическую   деятельность.  Известно   также,  что   все   эти   формы   познания сопровождаются   речью   (беседы,   обсуждения,   вопросы­ответы,   чтение, рассказы),   т.е.   параллельно   с   познавательной   и   в   полном   единстве   с   ней реализуется образовательная область  «Речевое развитие».  Познавая природу, дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств.  Образовательная   область   «Художественно­эстетическое   развитие» является   очень   важной.   Эмоциональный   отклик   детей   на   прекрасное   в окружающем   мире   возникает,   в   частности,   в   том   случае,   если   они   имеют возможность   созерцать   красоту   природы,   представленную   в   натуре   и   в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой природы ­ это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в 19 экологически   полноценных   условиях   жизни,   в   которых   они   хорошо   себя чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Наблюдение красивых   явлений,   объектов   природы   побуждает   детей   к   художественно­ творческой   деятельности   (рисованию,   лепке,   аппликации),   в   которой   они осмысленно отражают свои переживания красоты. Тем самым у дошкольников формируются экологические знания.[33] Аппликация  ­  способ   создания   орнаментов   или   художественных изображений   путем   наложения   на бумагу,   ткань   и   т.   д.   разнообразного материала.   Это   очень   древний   вид   деятельности.   Аппликация   может   быть выполнена   из травы,   листьев,   тополиного   пуха,   семян,   плодов,   того   что принято называть «Природным материалом».  Что же   такое —  природные   материалы?   В мире   существует   огромное количество материалов, которые принято называть «природные». Из самого названия становиться ясно, что к природным материалам относятся все то, что обильно преподносит нам сама природа. Это предметы, которые мы порой даже не замечаем, и всё то, что легко можно найти, едва выйдешь на прогулку: веточки, сучья, цветы, листья, шишки, солома, желуди, хвоя, трава и т. д. (ПРИЛОЖЕНИЕ В) С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему   –   красивые   камушки,   ракушки.   Дети   подолгу   рассматривают собранный   материал,   перебирают,   ощупывают,   обследуют   его.   Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например,   дети   узнают,   что   орехи   –   круглые,   коричневые,   с   бугристой поверхностью; желуди – овальные, блестящие, желтовато­коричневые; рогоз – цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый и т.д. Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения   внимательно   вглядываться   в   различные   явления,   сохранять целостность восприятия при создании поделок и аппликаций  из природного материала.   При   правильной   организации   воспитательно­образовательного 20 процесса   работа   с   природным   материалом   становится   эффективным средством получения экологических знаний. Создавая образы из природного материала, дети не только (и не столько) отображают их структуру, сколько передают характер, выражают свое отношение.  [31]   В старшей группе воспитатель использует словесные методы обучения, так   как   дети   имеют   уже   достаточный   опыт   изготовления   аппликаций. Воспитатель меньше опекает детей, больше стимулирует их индивидуальные творческие   возможности,  развивает   самостоятельность,  старается   косвенно  Аппликационные   работы подводить   детей   к   правильному   решению. из природных   материалов   могут   быть   сделаны   из:   соломы,   засушенных листьев,   цветов.   Занятия   с растениями   способствуют   воспитанию   у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Аппликации могут быть сделаны   из семян,   косточек,   разных   орехов,   тополиного   пуха,   скорлупы, ракушек,   камушек   и   т.   д.   Анализ   аппликаций   проводится   при   активном участии детей. Как и прежде, педагог обращает внимание на выразительность работ, изобразительные  особенности, на качество  вырезывания, предъявляя более высокие требования в сравнении со средней группой; учит критически оценивать свою работу, сравнивать ее с другими.  Особенностями развития дошкольника в аппликационной деятельности занимались такие ученые как Богатеева З.Н., Горунович Л.Б., Комарова Т.С., Косминская В.В и др. [5, с.22]  . Таким   образом,   аппликационная   работа   побуждает   дошкольников   к усвоению экологических знаний. 21 2.2. Методические рекомендации по организации работы детей с природным материалом       Методика   организации   работы   детей   дошкольного   возраста   с природным материалом основывается на принципах дидактики: от простого к сложному. При этом, важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок воспитатель опирается на умения, которые требовались и сформировались у детей раньше). [11]   Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические   действия   детей   (упражнения)   под   контролем   взрослого, наблюдающего   за   правильностью   выполнения   операций   и   формированием навыка. Воспитатель  хорошо  знает,  как  дети в его  группе  относятся к  труду, хотят   ли   они   и  могут   ли   трудиться.  Об   этом   он   судит   по   тому,  как   они принимают задание взрослого, насколько самостоятельно ставят цель работы, как мотивируют ее («зачем мы это делаем»). Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении игрушек из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка. Изготовлению   задуманной   игрушки   предшествует   большая подготовительная   работа.   Прежде   чем   приступить   к   созданию   поделок,   с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, ботанический сад, к реке, лесополосе и в другие места).  Собранные   сухие   корни,   ветки,   шишки,   сучки   имеют   причудливую форму. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?», побуждает ребят сравнивать, вспоминать знакомых сказочных  героев, внимательно вглядываться, фантазировать, продумывать заранее, из какого материала, что можно будет сделать. Организованный таким образом 22 сбор   материала   дает   возможность   детям   активно   воспринимать   его   цвет, запахи.   Так,   например,   рассматривая   на   прогулке   крылатки   клена, воспитатель спрашивает у детей, на что они похожи; дети вспоминают: такой формы крылышки у кузнечика, даже цвет зеленый. Или другой пример, на прогулке   дети   нашли   муравейник;   воспитатель   объяснил,   какую   пользу приносят   муравьи.  Рассмотрели   муравья,   увидели,  как   он   ловко   и   быстро передвигается   по   земле.   А   во   время   беседы   можно   уточнить,   каких   еще насекомых дети знают, каков их образ жизни, форма тела, количество ног, какую приносят пользу или вред. [32]   Организуя работу с природным материалом, очень важно использовать и художественную   литературу.   Дети   дошкольного   возраста   отличаются   произведения большой   восприимчивостью   и   впечатлительностью, художественной   литературы   являются   неиссякаемым   источником   знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают   художественный   вкус,   способствуют   развитию   эмоциональной сферы. Детям дошкольного возраста надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы все это оказывало воздействие,  пробуждало   их  фантазию, воспитывало  художественный   вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе. [24, с.62 ] В   работе   с   природным   материалом   важным   этапом   является   его заготовка.   Знакомство   детей   с   природным   материалом   и   его   заготовку необходимо одновременно сопровождать формированием у ребят заботливого и бережного отношения к миру природы. Собранный   материал   лучше   сохранять   в   специально   заготовленных коробках, ящиках, установленных в секционных шкафах, либо в уголке или комнате труда. Удобнее хранить материал по видам и по размеру. Рассмотрим некоторые виды растительного материала, наиболее  часто используемого для различных поделок в детском саду. 23 Шишки.  Плоды хвойных деревьев – шишки – прекрасный материал для объемных   игрушек   и   занимательных   поделок.   По   форме   они   напоминают части туловища животных, человека. После сбора их нужно отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки. Хвоя.  Для   поделки   игрушек,   например,   ежа,   лапок   паука   и   коготков кошки,   усиков   бабочки,   юбочки   для   куклы,   подойдут   хвойные   иголки. Хранить их можно в коробочках. В работе лучше использовать зеленую хвою. Орехи.  В детском саду при изготовлении игрушек можно использовать лесные,   грецкие,   земляные   и   кедровые   орехи,   фисташки.   Хранить   орехи можно в сухом помещении, так как их скорлупа не твердеет при высыхании. Желуди.  Плоды  дуба  –  желуди   бывают   разной   формы   и  величины.  С одного   конца   они   окружены   сильно   разросшейся   чашечкой   –   плюской. Желуди созревают поздно осенью, в сентябре – октябре. Их рекомендуется собирать,   когда   они   созрели   и   падают   с   дерева.   Желуди   хранят   также   в прохладном и влажном месте. Кора.  Она   различается   по   внешнему   виду   (цвету,  толщине,  характеру поверхности).   Кора   сосновая,   дубовая,   березовая   (средней   толщины) используется для подставок при изготовлении различных сценок и отдельных игрушек из природного материала. Ветки.  Разнообразные   ветки   используются   в   поделке   для   некоторых частей: рук, ног, шеи и т.п. Сбор веток – работа не очень легкая, требующая времени,   терпения,   аккуратности.   При   этом   необходимо   постоянно напоминать   детям,   что   деревья   нужно   беречь   и   для   игрушек   собирать   и использовать только сухие, но не пересохшие ветки. Корни. Для поделок могут быть использованы также и корни. Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью. Листья.  Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. 24 При длительном хранении бумагу или картон, находящийся между листьями, время от времени следует менять. Семена.   Ценным   дополнением   к   игрушкам   из   природного   материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Собирать семена лучше осенью. Шиповник,   рябина.  Разнообразные   и   интересные   игрушки   можно изготовить   из   плодов   шиповника   и   ягод   рябины:   гномиков   и   маленьких человечков, собак и котят, ослика, яркие бусы и другие. Кукурузные   початки.  Для   изготовления   игрушек   используют   и кукурузные початки. Из них делают фигурки птиц, лошадки, плот и др.  Солома. С соломой приятно работать: она гладкая, гибкая, пахучая. Для поделок используют солому не только пшеницы, но и овса, риса. [24,с. 8] Солому   можно   окрашивать   в   различные   цвета.   Она   хорошо   наклеивается клеем   ПВА.   Из   соломы   получаются   оригинальные,   красочные   и привлекательные игрушки: куклы, звери, космонавты и др. Декоративные   тыквы.  Декоративные   тыквы   бывают   разной   формы   и различных   оттенков.   Они   также   используются   для   поделок,   например фигурка   бабы­яги,   девочки   и   т.п.;   этот   материал   легко   обрабатывается   и, высыхая, хорошо сохраняется. Трава. В качестве дополнения к поделке можно использовать различные травы, но надо помнить, что трава при высыхании становится ломкой. Трава используется для скрепления (связывания) деталей поделки. Мох.  При изготовлении игрушек мох чаще используют для различных сценок, с целью передачи фона, изображения растительности и т.п. Мох легко приклеивается различным клеем. Птичьи перья. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков и любого качества (куриные, утиные, гусиные, воробьиные, перья голубей и др.). перед работой перья промывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида. [32]   25 Обобщая сказанное, сделаем вывод, что природный материал – кладовая для   развития   детей.   Встречи   с  природой   расширяют   представления   детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять   целостность   восприятия   при   создании   поделок   из   природного материала.   Большое   влияние   оказывает   труд   с   природным   материалом   на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение   и   анализ   методической   литературы,  исследований   в  области проблемы   формирования   экологических   знаний   дает   нам   основание предположить, что при  изготовлении аппликаций из природных материалов происходит   формирование   экологических   знаний   и   умственное   развитие детей.   Этому   в   значительной   мере   могут   способствовать   приведённые   в данной работе методические аспекты формирования экологических знаний в аппликационной   работе   с   природным   материалом   у   детей   старшего дошкольного   возраста.     Изготовленные   детьми   аппликации   из   природного материала   в   экологическом   воспитании   способствуют   лучшему   познанию окружающего   мира,   самораскрытию   и   самосовершенствованию   личности. Ведь   занимательность   работы   по   изготовлению   поделок,   картин   и   других продуктов   детского   творчества   из   природного   материала   способствует развитию   у   детей   дошкольного   возраста   внимания   –   повышается устойчивость,   формируется   произвольное   внимание,   любознательность.   В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более   совершенных   результатов.   В   данном   виде   детского   творчества   из природного   материала   есть   реальные   возможности   формировать   у   них контроль   и   оценку   собственной   деятельности,   приобщать   детей   к   миру прекрасного,   учить   их   восторгаться   причудливой   красотой   цветов,   плодов различных   растений,   осенних   листьев,   морских   ракушек   и   обитателей 27 подводного   царства.   Экологические   знания,   получаемые   детьми   старшего дошкольного возраста ­ это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и т.д. Это необходимые условия для выработки отношения к окружающему миру, которые должны носить эмоционально­действенный характер и выражаться в   гуманистических   и   эстетических форме   познавательного   интереса, переживаний,   практической   готовности   созидать,   охранять   все   живое, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей­то труд, но и потому,   что   на   их   изготовление   были   затрачены   материалы   природного происхождения. Итак,   экологические   знания   необходимо   давать   ребенку   именно   в дошкольном возрасте посредством изготовления аппликаций из природного материала, потому что  приобретаемые знания в таком виде доступны детям, содержательно   отображают   объекты   и   образы   природы,   демонстрируют существенные экологические связи в природе, что является важным условием полноценного экологического воспитания детей. 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1.Аминов,   В.И.   «Семицветик».   Программа   по   культурно­экологическому воспитанию   детей   дошкольного   возраста   [Текст]   /   В.И.   Аминов.   ­   М.: Просвещение,1997.­27с. 2.Арнаутова,   Е.   О   воспитании   трудолюбия   [Текст]   /   Е.   Арнаутова     // Дошкольное воспитание. ­ 2008. ­ №7. ­ С. 36­42. 3.Афанасьева, Е. Экология не знает границ [Текст] / Е. Афанасьева  // Юный натуралист. ­ 1990. ­ №1. ­ С.30­32. 4.Бобылева,   Л.Д.   Повышение   эффективности   экологического   воспитания [Текст] / Л.Д.  Бобылева // Биология в школе. ­ 1996. ­ №3. ­ С. 57­59. 5.Базарнов, В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. [Текст] / В.Ф. Базарнов.  – Томск: Изд­во ТГПУ,1997.­35с.  6.Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук.   [Текст] / Т.В. Башаева.   – Ярославль:Академия развития, 1997.­240с. 7.Белавина,   И.,   Найденская,   Н.   «Планета   ­   наш   дом».   /   И.   Белавина,   Н. Найденская   /   Методика   проведения   занятий   по   основам   экологии   для 29 дошкольников и младших школьников. /И. Белавина Н. Найденская .// М.: Лайда, 1995.­ 87 с.   примерная   основная   общеобразовательная   программа 8.Детство: дошкольного   образования.   СПб.:   ООО   «Издательство   «Детство   –   пресс», 2011. – 528 с. 9.Дыбина. О.В.   Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. [Текст] / О.В. Дыбина.    ­ М.:Сфера, 2001.­192 10.Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. [Текст] / Е.И. Золотова.  ­ М.: Просвещение, 1998.­159с. 11.Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. [Текст] / И.Д. Зверев.   ­ М.: Перемена, 1996.­123с. 12. Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. [Текст] / Л.А. Каменева. ­ М.: Просвещение,1983.­240с. 13.Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей. [Текст] / Н.Н. Кондратьева.  ­ Санкт­Петербург: Детство­пресс, 2008.­240с. 14.   Марковская,   М.М.   Уголок   природы   в   детском   саду.   [Текст]   /   М.М. Марковская ­ М.: Просвещение,1989.­165с. 15.   Николаева,   С.Н.   Методика   экологического   воспитания   дошкольников. [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / С.Н. Николаева. ­ М.: Издательский центр "Академия", 2001.­ 263с. 16.Николаева,   С.Н.   Методика   экологического   воспитания   в   детском   саду. [Текст] / С.Н. Николаева.  ­ М.: Просвещение, 2000.­184с. 17. Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства.  [Текст] / С.Н. Николаева.  – Пермь: Б.и., 1992.­216с. 18. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования. [Текст] / С.Н. Николаева.  ­ М.: Академия, 2002.­336с. 19. Новикова, И.М. Комплексный подход к изучению темы: «птицы». [Текст] / И.М. Новикова. ­ М.: «ТОНМ и Д», 2005.­40с. 30 20.   Николаева,   С.Н.   Методика   экологического   воспитания   дошкольников. [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / С.Н. Николаева. ­ М.: Издательский центр "Академия", 2001­ 263с. 21.   Николаева,   С.Н.   Экологическое   воспитание   дошкольников».     [Текст]   : Пособие   для   специалистов   дошкольного   воспитания   /   С.Н.   Николаева.   ­ М.:АСТ, 1998.­144с. 22.От   рождения   до   школы.   Основная   общеобразовательная   программа   Т.С.Комаровой, дошкольного   образования.   /Под   ред.   Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика – синтез, 2010. – 304 с. 23.   Рунова,   М.А.   и   др.   Ознакомление   с   природой   через   движение: интегрированные занятия. [Текст] / М.А. Рунова ­ М.:Мозаика­Синтез, 2006.­ 112с. 24. Рыжова, Н.А. Экологический проект «Мое дерево». [Текст] / Н.А. Рыжова. ­ М.: Сфера, 2006.­264с. 25.Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. [Текст] / Н.А. Рыжова.    ­ М.: Карапуз, 2001.­ 432с. 26.Рыжова,   Н.А.   «Наш   дом   ­   природа».   /   Н.А.   Рыжова./   Программа экологического образования дошкольников. М.: ­ 1998.­128с. 27.Саморукова,   П.Г. Методика ознакомления деетй с природой в детском саду. . [Текст] / П.Г. Саморукова.­М.: Просвещение,1991.­240с. 28.   Урунтаева,   Г.А.   Практикум   по   детской   психологии.   [Текст]   /   Г.А. Урунтаева  ­ М.: Просвещение, 2000.­191с. 29.Казарчук,   Г.   Дидактические   игры   в   экологическом   воспитании дошкольников [Текст] /  Г. Казарчук // Ребенок в детском саду. ­ 2007. ­ №3. ­ С. 12­15. 30.Плохий, З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников [Текст] / З.П.  Плохий // Дошкольной воспитание. ­ 2002. ­ №4. ­ С. 21­25. Интернет ­ ресурсы: 31 31. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта [Электронный ресурс] ­ http:// www.doshvozrast.ru 32. Организация и содержание педагогического процесса по экологическому воспитанию [Электронный ресурс] ­ http:// www.kindergenii.ru 33. ФГОС. [Электронный ресурс] ­ http:// www. federalnyj­gosudarstvennyj 32

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».

Курсовая работа на тему: «Художественная литература как средство формирования гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018