Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Оценка 4.9

Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
математика +1
Взрослым
21.06.2019
Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
В статье рассмотрены: - проблемы социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которые препятствуют профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием; система организационно- методических и практических мероприятий, касающихся профессиональной ориентации, профотбора, профессионального самоопределения учащихся; условия эффективности профессионального самоопределения; сфера возможного приложения труда учащихся. Приведены примеры из собственного опыта.
статья Чурашова.docx
Чурашова Светлана Рифовна учитель технологии ГБОУ «Елабужская школа №7  для детей с ограниченными  возможностями здоровья» Г. Елабуга Профессиональное   самоопределение  на  уроках  технологии,  как  средство   социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья   выбор   "Правильный во вспомогательной   школе   ­   залог   успешной подготовки детей к жизни"   профессии                                                                                                      Я. Я. Кравалис  Воспитанники школ для  детей  с ограниченными возможностями здоровья с  самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка,   образовательное   учреждение   нацелено   не   только   на   формирование   необходимых учебных   знаний,   умений   и   навыков   у   детей,   но   и   на   подготовку   своих   воспитанников   к самостоятельной   жизни   и   деятельности   в   естественном   социальном   окружении.     В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций   теснейшим   образом   связана   с   общесоциальной   задачей   трудового   воспитания   в школе   для   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья.   Её   решение   позволяет выпускнику   быть   готовым   к   получению   профессиональной   подготовки   и   полноценному включению в производительный труд.            Сегодня многие выпускники таких школ недостаточно подготовлены к выбору своего профессионального и жизненного пути. Они практически не имеют представления о своей будущей жизни (семейной, профессиональной, трудовой). Выпускники коррекционных школ испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов: — психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда; — отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности; — неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью   оценки   своих   возможностей   и   способностей   при   определении   профиля   и содержания профессии; — неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.[2,с.75]. Эти   проблемы   препятствуют   профессиональной   интеграции   в   общество   лиц   с интеллектуальным недоразвитием. В их решении существенную роль может сыграть система организационно ­ методических и практических мероприятий, касающихся профессиональной ориентации, профотбора, профессионального самоопределения учащихся специальной школы. Следовательно,   профориентационная   работа   в   специальной   школе   должна   быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.  Условия эффективности профессионального самоопределения: ­ начинать целенаправленную социально­профориентационную  деятельность уже в  классах средней школы; ­ обеспечить учащимся информационную базу, необходимую для осуществления первичного социально­прфессионального   самоопределения,   а   также   стимулировать   их   познавательную активность профессиональной направленности; ­   осуществлять   социально­профориентационную   работу   с   учетом   индивидуальных особенностей, выявленных посредством психолого­педагогических диагностик; ­ осуществлять развитие выявленных профессионально важных качеств учащихся в учебно­ воспитательном процессе и др. [3,с.105]. Сфера возможного приложения труда учащихся  с интеллектуальным недоразвитием, носит относительно ограниченный характер. Однако это не означает, что школа для детей с ограниченными   возможностями   здоровья  не   может   выполнить   своей   основной   социальной задачи   —   подготовить   учащихся   к   самостоятельной   трудовой   жизни.   Содержание профессионального   обучения   умственно   отсталых   учащихся   должно   соответствовать   их склонностям и возможностям[4].  Учащиеся   школ   для   детей  с   ограниченными   возможностями   здоровья  овладевают многими   специальностями.   Так,   например,   они   под   руководством   школы   выбирают профессию столяра, слесаря, швеи, сапожника, строителя. Вместе с тем им явно недоступны профессии,   предъявляющие   повышенные   требования   к   интеллекту   и   коммуникативной деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике безопасности.   Исключаются   также   профессии,   вредные   для   здоровья,   превосходящие   их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания. Как   известно,   для   умственно   отсталых   школьников   характерна   пониженная работоспособность,   быстрая   утомляемость,   слабость   волевых   усилий,   отсутствие   умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы.  При   осуществлении   профессиональной   подготовки   учащихся   специальных   школ, следует   учитывать   не   только   их   физическое   состояние,   но   и   особенности   психического развития (память, внимание, речь, мышление, эмоционально­волевую сферу и т. д.). В целом у учащихся  с интеллектуальной недостаточностью  отмечается качественное снижение уровня развития психики по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.  По мере развития и обучения у учащихся  с ограниченными возможностями здоровья дефекты   психофизического   развития   поддаются   коррекции   и   определенной   компенсации. Вследствие этого уровень профессиональной дееспособности учащихся с интеллектуальным недоразвитием,   несколько   повышается.   Олигофренопедагог   должен   изучать   склонности школьника,   его   тяготение,   стремление   к   определенному   роду   занятий   и   формировать соответствующую  профессиональную направленность с учетом объективных возможностей включения выпускников в профессиональную деятельность[5,с.46]. Вся   профориентационная   работа   школы   должна   быть   направлена   на   формирование профессионального   самоопределения,   адекватного   психофизическим   особенностям учащихся.  Трудовая реабилитация в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена   на   восстановление   трудоспособности   в   доступных   и   показанных   ученику   по состоянию   здоровья,   видах   и   условиях   труда.   Через   такую   реабилитацию   достигается социальная адаптация учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Задачей коррекционной школы является правильная ориентировка учащихся в профессиональном отношении. После окончания  школы  дети  с  нарушением  интеллектуального   развития  должны  войти  в жизнь достаточно   подготовленными,   чтобы   найти   свое   место   и   продуктивно   трудиться   в производственном коллективе.    сенсомоторной,   интеллектуальной   сферы; Перед подготовкой таких детей к труду и трудовой деятельности учителя технологии нашей школы устанавливают характер и степень выраженности нарушения различных систем организма,   интеллектуальных   и   психофизических   особенностей;   степень   умственной   и физической   трудоспособности   для   определенных   видов   труда;   состояние   эмоционально­ волевой,   уровень   развития   речи   и коммуникативных   навыков.   В   процессе   получения   профессионального   образования учителями   ведется   специальное   психолого­педагогическое   сопровождение,   коррекционная работа, специализированная помощь. Учитывая особенности психики детей, учителя нашей школы создают благоприятный фон для занятий – бодрое, деловое настроение, используют информационные   технологии,   наглядные   пособия:   чертежи,   предметно­технологические карты, готовые изделия. Здесь также важен дифференцированный подход к учащимся, учет их индивидуальных   особенностей.   Правильно   профессионально   сориентировать   личность возможно   только   тогда,   когда   ясны   психологические   и   психофизические   требования профессии к личности специалиста; когда изучены соответствующие способности ученика и соотнесены с требованиями профессии, т.е. определена доступность профессии. Большое значение в профориентационной работе имеют уроки технологии, содержание которых   входит   формирование   у   учащихся   навыков,     умение   планировать   свою   работу, пользоваться различного рода словесными инструкциями, технологическими картами, умение оценивать качество работы по определенным показателям, решать ряд мыслительных задач, связанных   с   выполнением   трудового   задания.   Трудовая   деятельность   открывает   большие возможности для выявления особенности детей и для формирования у них положительных качеств   личности.   Воспитывая   у   учащихся   в   процессе   труда   черты   коллективизма, дисциплинированности, настойчивости, самостоятельности и другие положительные качества личности, необходимо в то же время наблюдать за учащимися, изучать личность школьников, без чего невозможно квалифицированно ориентировать учащихся на выбор профессии и на этой   основе   строить   работу   по   профориентации.   Методы   изучения   личности   школьника зависят от намеченных учителем задач по профориентации, наиболее эффективные из них: наблюдение (общее впечатление, речь ребенка, социальное поведение), анкетирование, беседа, обобщение   независимых   характеристик,   анализ   продуктов   деятельности   школьников. Педагоги помогают учащимся поверить в свои силы, добиться успехов в учебе, полюбить труд. Для повышения мотивации в школе проводятся праздники труда, конкурсы на лучшего по профессии, встречи с работающими на производстве, оформлены стенды о профессиях. Цель   профориентационной   работы   на   уроках   технологии:  осуществление психологической   поддержки   профессионального   самоопределения   учащихся   с   нарушением интеллекта. Задачи профориентации на уроках технологии: ­   формирование   установки   на  труд  и   позитивного   отношения   к  трудовой   деятельности   в целом; ­ развитие общетрудовых качеств и навыков, которые важны для успешности в любом виде труда (например, навыков общения, самоконтроля и т. п.); ­ формирование базовых социальных ценностей, норм и правил поведения; ­   формирование   адекватной   самоидентификации,   адекватного   уровня   притязаний   и самооценки, знакомство учащихся с основами психологических знаний по прфессиональной ориентации; ­   развитие   мотивации   самопознания,   побуждение   учащихся   к   осознанию   собственных индивидуальных особенностей и их соотнести с требованиями, предъявляемыми профессией; ­ оказание содействия социальному становлению старшеклассников; коррекция   некоторых   личностных   особенностей,   препятствующих   правильному   выбору профессии и успешной социально­профессиональной адаптации[2,с.76]. Программой   по   швейному   делу   предусмотрено   все   необходимое   для   подготовки школьниц   к   работе   на   производстве   с   точки   зрения   трудовых   умений   и   навыков.   Есть указания   и   на   то,   что   учащиеся   должны   разбираться   в   чертеже,   уметь   планировать последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное,   а   значит   и   самостоятельное   выполнение   соответствующих   операций.   В пояснительной записке к программе сказано, что дети должны не только научиться выполнять определенные задания, но и уметь объяснить как они выполняются.  Для   самостоятельного   выполнения   трудового   задания   выпускницы   школы,   кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:  ­ разбираться в чертежах и рисунках программного изделия; ­ знать контурные срезы изделий и их названия; ­ уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия) ткани; ­ определять последовательность выполнения задания; ­ выполнять задания по инструкции (письменной и устной) и по образцу. Уроки технологии в нашей школе проходят в швейной мастерской. Девочки получают знания и умения по очень интересной и необходимой профессии – портная по пошиву легкой женской и детской одежды. Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением в начальном звене,   я   перед   началом   профессионального   обучения,   провожу   контрольное   исследование умений   и   навыков   работы   с   ножницами,   тканью,   нитью.   Это   позволяет   планировать дальнейшую коррекционную работу с учетом индивидуальных возможностей школьников.  Изучение трудовых возможностей учащихся,  позволяет мне своевременно выявить,  во ­первых,   общие   качества   личности   (черты   характера,   интересы,   особенности   поведения, состояние двигательных качеств)   и, во ­вторых,   уровень развития способностей к учебно­ трудовой   деятельности.     Это   помогает   мне   в     дальнейшем   индивидуализировать   процесс обучения,   усилить   коррекционную   работу,   тем   самым   повышая   уровень   не   только обученности,   но     и   общего   развития   школьников.   На   своих   уроках   я   уделяю   большое внимание осознанному выбору профессии. Этому помогает непосредственное привлечение детей к производительному труду, организованному на уроках практического повторения, когда девочки выполняют заказы школы по изготовлению необходимых изделий.  Организация производительного   труда,   доступного   школьникам,   дает   положительный   результат: происходит   коррекция   учащихся   средствами   швейного   дела,   обучение   непосредственно профессии, то есть идет выработка качественных и скоростных показателей.   В процессе обучения  девочек  швейному делу  они  выполняют  привычные  действия,  в  результате  чего формируется трудовой стереотип, что в будущем облегчит процесс адаптации учащихся к трудовой деятельности.   нормативного   поведения   и   решает   такие   задачи,   как,   интеллектуальных умений в труде;  ­ становление личности ученика в процессе трудового обучения по  выбранному профилю;  ­ обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту[6,с.7]. Эффективная профессиональная трудовая деятельность является ядром социально –   например:   ­   формирование Специфика   программы   по   швейному   делу   такова,   что   позволяет   ориентировать школьников   на   профессии   сферы   обслуживания.   В   процессе   занятий   у   учащихся формируются   технические   знания,   а   также   умения   и   навыки   по   обработке   различных материалов   с   помощью   ручных   инструментов,   приспособлений   и   бытовых   машин, позволяющие развивать индивидуальные способности каждого конкретного ребёнка, а вместе с тем повышает их интерес к определённым видам трудовой деятельности. Полученные на уроках швейного дела знания и умения служат прочным фундаментом для   дальнейшего   обучения   по   специальностям:   швея,   портной,   вышивальщица.   Учащиеся могут продолжить своё обучение в  учебных заведениях данной направленности. В   рамках   недели   технологии  в   нашей   школе,  проводятся    различные     мероприятия. Беседа о правилах поступления на работу, о правах и обязанностях граждан во время работы на   производстве.  Своевременную   и   необходимую   помощь   для   профессионального самоопределения   учащихся   8­   9   классов   предоставляет   Центр   занятости   населения. Специалисты центра не только проводят обзорную экскурсию, предоставляют информацию о рабочих местах, обучают заполнению необходимых документов, приглашают принять участие в мероприятии "Ярмарка вакансий", но и проводят анкетирование, составляют банк данных на каждого учащегося. Одна из школьных традиций ­ работа в трудовых бригадах во время   летней трудовой практики.  Новые   формы   организации   труда,   опыт   производственных   отношений   и организаторско   ­   хозяйственной   деятельности,   поднимают   самооценку   учащихся   на   более высокий   уровень   и   является   важным   фактором   формирования   профессионального самоопределения.  Каждый год у нас в школе проходит Дефиле моделей, которые изготавливаются за 7, 8 и 9 классы. Все девушки получают огромное удовлетворение от проделанной работы. Под   руководством   учителей   технологии   дети   готовят   изделия   к   выставкам,   с удовольствием   принимают   участие   в   них,   проявляя   свою   фантазию,   эстетический   вкус, воображение.   Ученики   нашей   школы   постоянные   участники   школьных,   муниципальных, республиканских   и   международных   конкурсов   и   выставок.   Неоднократно   становились дипломантами. Развитие творческих способностей, для детей с интеллектуальной недостаточностью, имеют важное значение, так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации себя,   участие   в   творчестве   и   созидании,   приобретение   опыта   успешности   в   конкретной области   за   счет   своих   способностей   и   трудолюбия.   Ребёнок   с     интеллектуальной недостаточностью,   участвуя   в   творческой   деятельности,   может   пройти   путь   от   интереса, через приобретение конкретных  навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.  Победы   в   конкурсах   профессионального   мастерства   для   детей  с   ограниченными возможностями здоровья ­ это возможность адаптации в среде сверстников, самоутверждения и имеет больше воспитательное значение. Итак, значение выбора профессии лицами с ограниченными возможностями здоровья заключается в осознании ими потребности в реализации всех своих возможностей в выбранной сфере деятельности и углублении личностной направленности в этой профессии.   В целом формирование   профнаправленности   личности   у   лиц   с   ограниченными   возможностями здоровья   имеет   важное   значение,     для   их   социальной   интеграции.   Поэтому   необходимо создавать   условия   способствующие   развитию   профессиональных   интересов   учащихся. Потенциал учебных знаний, умений и навыков полученный школьниками за время обучения в школе раскрывается на итоговой аттестации. По окончании школы учащиеся сдают экзамен по технологии, качество знаний   составляет   75­85%.   В дальнейшем, большинство наших выпускников поступают в специальные профессионально­технические училища. Если   уроки   технологии   является   своеобразной   моделью   реальной   трудовой деятельности   (основной   составляющей   социальной   адаптации)   то,   следовательно,   при правильной организации занятий по технологии социальная адаптация воспитанников, будет более успешной. Литература: 1. Кравалис Я.Я. Правильный выбор профессии во вспомогательной школе ­ залог успешной подготовки детей к жизни.//Дефектология, 1976. – № 5.стр.43 2. Копылова Т. Г., Лашина О. Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида//Дефектология, 2006. – №5. 3.     Файзрахманов   И.М.,   Файзрахманова   А.Л.   Условия   эффективности   работы   по профессиональному   самоопределению   учащихся   /Технологическое   образование   в   школе   и вузе// Материалы Всероссийской научно­практической конференции. –Елабуга: Изд­во ЕФ КФУ, 2013. ­122 с. 4. Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе. – Киев,1976.­17 с. 5. Серов   П.Н.  Модель   профессиональной   подготовки   учеников   школы   VIII вида //«Дефектология», 2006.  ­ №4.  6.   Старобина   Е.М.   Профессиональная   подготовка   лиц   с   умственной   отсталостью   // Методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.­120с.

Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2019