Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Оценка 4.9
Педсоветы
docx
математика +1
Взрослым
21.06.2019
В статье рассмотрены: - проблемы социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которые препятствуют профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием; система организационно- методических и практических мероприятий, касающихся профессиональной ориентации, профотбора, профессионального самоопределения учащихся; условия эффективности профессионального самоопределения; сфера возможного приложения труда учащихся. Приведены примеры из собственного опыта.
статья Чурашова.docx
Чурашова Светлана Рифовна
учитель технологии
ГБОУ «Елабужская школа №7
для детей с ограниченными
возможностями здоровья»
Г. Елабуга
Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной
адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья
выбор
"Правильный
во
вспомогательной школе залог успешной
подготовки детей к жизни"
профессии
Я. Я. Кравалис
Воспитанники школ для детей с ограниченными возможностями здоровья с самого
раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирования
необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к
выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку
труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию
ребёнка, образовательное учреждение нацелено не только на формирование необходимых
учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к
самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных и адаптационных
функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в
школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Её решение позволяет
выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному
включению в производительный труд.
Сегодня многие выпускники таких школ недостаточно подготовлены к выбору своего
профессионального и жизненного пути. Они практически не имеют представления о своей
будущей жизни (семейной, профессиональной, трудовой). Выпускники коррекционных школ
испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом
факторов:
— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере
профессионального труда;
— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого
является чувство социальной не защищенности;
— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной
способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и
содержания профессии;
— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного
микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных
трудностей и др.[2,с.75]. Эти проблемы препятствуют профессиональной интеграции в общество лиц с
интеллектуальным недоразвитием. В их решении существенную роль может сыграть система
организационно методических и практических мероприятий, касающихся профессиональной
ориентации, профотбора, профессионального самоопределения учащихся специальной школы.
Следовательно, профориентационная работа в специальной школе должна быть
нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
Условия эффективности профессионального самоопределения:
начинать целенаправленную социальнопрофориентационную деятельность уже в классах
средней школы;
обеспечить учащимся информационную базу, необходимую для осуществления первичного
социальнопрфессионального самоопределения, а также стимулировать их познавательную
активность профессиональной направленности;
осуществлять социальнопрофориентационную работу с учетом индивидуальных
особенностей, выявленных посредством психологопедагогических диагностик;
осуществлять развитие выявленных профессионально важных качеств учащихся в учебно
воспитательном процессе и др. [3,с.105].
Сфера возможного приложения труда учащихся с интеллектуальным недоразвитием,
носит относительно ограниченный характер. Однако это не означает, что школа для детей с
ограниченными возможностями здоровья не может выполнить своей основной социальной
задачи — подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Содержание
профессионального обучения умственно отсталых учащихся должно соответствовать их
склонностям и возможностям[4].
Учащиеся школ для детей с ограниченными возможностями здоровья овладевают
многими специальностями. Так, например, они под руководством школы выбирают
профессию столяра, слесаря, швеи, сапожника, строителя. Вместе с тем им явно недоступны
профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллекту и коммуникативной
деятельности. Им нельзя работать там, где предъявляются повышенные требования к технике
безопасности. Исключаются также профессии, вредные для здоровья, превосходящие их
физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.
Как известно, для умственно отсталых школьников характерна пониженная
работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения
преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы.
При осуществлении профессиональной подготовки учащихся специальных школ,
следует учитывать не только их физическое состояние, но и особенности психического
развития (память, внимание, речь, мышление, эмоциональноволевую сферу и т. д.). В целом у
учащихся с интеллектуальной недостаточностью отмечается качественное снижение уровня
развития психики по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
По мере развития и обучения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
дефекты психофизического развития поддаются коррекции и определенной компенсации.
Вследствие этого уровень профессиональной дееспособности учащихся с интеллектуальным
недоразвитием, несколько повышается. Олигофренопедагог должен изучать склонности
школьника, его тяготение, стремление к определенному роду занятий и формировать
соответствующую профессиональную направленность с учетом объективных возможностей
включения выпускников в профессиональную деятельность[5,с.46]. Вся профориентационная работа школы должна быть направлена на формирование
профессионального самоопределения,
адекватного психофизическим особенностям
учащихся.
Трудовая реабилитация в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья
направлена на восстановление трудоспособности в доступных и показанных ученику по
состоянию здоровья, видах и условиях труда. Через такую реабилитацию достигается
социальная адаптация учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Задачей коррекционной
школы является правильная ориентировка учащихся в профессиональном отношении. После
окончания школы дети с нарушением интеллектуального развития должны войти в жизнь
достаточно подготовленными, чтобы найти свое место и продуктивно трудиться в
производственном коллективе.
сенсомоторной,
интеллектуальной сферы;
Перед подготовкой таких детей к труду и трудовой деятельности учителя технологии
нашей школы устанавливают характер и степень выраженности нарушения различных систем
организма, интеллектуальных и психофизических особенностей; степень умственной и
физической трудоспособности для определенных видов труда; состояние эмоционально
волевой,
уровень развития речи и
коммуникативных навыков. В процессе получения профессионального образования
учителями ведется специальное психологопедагогическое сопровождение, коррекционная
работа, специализированная помощь. Учитывая особенности психики детей, учителя нашей
школы создают благоприятный фон для занятий – бодрое, деловое настроение, используют
информационные технологии, наглядные пособия: чертежи, предметнотехнологические
карты, готовые изделия. Здесь также важен дифференцированный подход к учащимся, учет их
индивидуальных особенностей. Правильно профессионально сориентировать личность
возможно только тогда, когда ясны психологические и психофизические требования
профессии к личности специалиста; когда изучены соответствующие способности ученика и
соотнесены с требованиями профессии, т.е. определена доступность профессии.
Большое значение в профориентационной работе имеют уроки технологии, содержание
которых входит формирование у учащихся навыков, умение планировать свою работу,
пользоваться различного рода словесными инструкциями, технологическими картами, умение
оценивать качество работы по определенным показателям, решать ряд мыслительных задач,
связанных с выполнением трудового задания. Трудовая деятельность открывает большие
возможности для выявления особенности детей и для формирования у них положительных
качеств личности. Воспитывая у учащихся в процессе труда черты коллективизма,
дисциплинированности, настойчивости, самостоятельности и другие положительные качества
личности, необходимо в то же время наблюдать за учащимися, изучать личность школьников,
без чего невозможно квалифицированно ориентировать учащихся на выбор профессии и на
этой основе строить работу по профориентации. Методы изучения личности школьника
зависят от намеченных учителем задач по профориентации, наиболее эффективные из них:
наблюдение (общее впечатление, речь ребенка, социальное поведение), анкетирование, беседа,
обобщение независимых характеристик, анализ продуктов деятельности школьников.
Педагоги помогают учащимся поверить в свои силы, добиться успехов в учебе, полюбить
труд. Для повышения мотивации в школе проводятся праздники труда, конкурсы на лучшего
по профессии, встречи с работающими на производстве, оформлены стенды о профессиях. Цель профориентационной работы на уроках технологии:
осуществление
психологической поддержки профессионального самоопределения учащихся с нарушением
интеллекта.
Задачи профориентации на уроках технологии:
формирование установки на труд и позитивного отношения к трудовой деятельности в
целом;
развитие общетрудовых качеств и навыков, которые важны для успешности в любом виде
труда (например, навыков общения, самоконтроля и т. п.);
формирование базовых социальных ценностей, норм и правил поведения;
формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и
самооценки, знакомство учащихся с основами психологических знаний по прфессиональной
ориентации;
развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных
индивидуальных особенностей и их соотнести с требованиями, предъявляемыми профессией;
оказание содействия социальному становлению старшеклассников;
коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору
профессии и успешной социальнопрофессиональной адаптации[2,с.76].
Программой по швейному делу предусмотрено все необходимое для подготовки
школьниц к работе на производстве с точки зрения трудовых умений и навыков. Есть
указания и на то, что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь планировать
последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает
сознательное, а значит и самостоятельное выполнение соответствующих операций. В
пояснительной записке к программе сказано, что дети должны не только научиться выполнять
определенные задания, но и уметь объяснить как они выполняются.
Для самостоятельного выполнения трудового задания выпускницы школы, кроме
умения выполнять ручные и машинные швы должны:
разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;
знать контурные срезы изделий и их названия;
уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия) ткани;
определять последовательность выполнения задания;
выполнять задания по инструкции (письменной и устной) и по образцу.
Уроки технологии в нашей школе проходят в швейной мастерской. Девочки получают
знания и умения по очень интересной и необходимой профессии – портная по пошиву легкой
женской и детской одежды.
Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением в начальном
звене, я перед началом профессионального обучения, провожу контрольное исследование
умений и навыков работы с ножницами, тканью, нитью. Это позволяет планировать
дальнейшую коррекционную работу с учетом индивидуальных возможностей школьников.
Изучение трудовых возможностей учащихся, позволяет мне своевременно выявить, во
первых, общие качества личности (черты характера, интересы, особенности поведения,
состояние двигательных качеств) и, во вторых, уровень развития способностей к учебно
трудовой деятельности. Это помогает мне в дальнейшем индивидуализировать процесс
обучения, усилить коррекционную работу, тем самым повышая уровень не только
обученности, но и общего развития школьников. На своих уроках я уделяю большое внимание осознанному выбору профессии. Этому помогает непосредственное привлечение
детей к производительному труду, организованному на уроках практического повторения,
когда девочки выполняют заказы школы по изготовлению необходимых изделий. Организация
производительного труда, доступного школьникам, дает положительный результат:
происходит коррекция учащихся средствами швейного дела, обучение непосредственно
профессии, то есть идет выработка качественных и скоростных показателей. В процессе
обучения девочек швейному делу они выполняют привычные действия, в результате чего
формируется трудовой стереотип, что в будущем облегчит процесс адаптации учащихся к
трудовой деятельности.
нормативного поведения и решает такие задачи, как,
интеллектуальных умений в труде;
становление личности ученика в процессе трудового обучения по выбранному профилю;
обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту[6,с.7].
Эффективная профессиональная трудовая деятельность является ядром социально –
например: формирование
Специфика программы по швейному делу такова, что позволяет ориентировать
школьников на профессии сферы обслуживания. В процессе занятий у учащихся
формируются технические знания, а также умения и навыки по обработке различных
материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений и бытовых машин,
позволяющие развивать индивидуальные способности каждого конкретного ребёнка, а вместе
с тем повышает их интерес к определённым видам трудовой деятельности.
Полученные на уроках швейного дела знания и умения служат прочным фундаментом
для дальнейшего обучения по специальностям: швея, портной, вышивальщица. Учащиеся
могут продолжить своё обучение в учебных заведениях данной направленности.
В рамках недели технологии в нашей школе, проводятся различные мероприятия.
Беседа о правилах поступления на работу, о правах и обязанностях граждан во время работы
на производстве.
Своевременную и необходимую помощь для профессионального
самоопределения учащихся 8 9 классов предоставляет Центр занятости населения.
Специалисты центра не только проводят обзорную экскурсию, предоставляют информацию о
рабочих местах, обучают заполнению необходимых документов, приглашают принять участие
в мероприятии "Ярмарка вакансий", но и проводят анкетирование, составляют банк данных на
каждого учащегося.
Одна из школьных традиций работа в трудовых бригадах во время летней трудовой
практики. Новые формы организации труда, опыт производственных отношений и
организаторско хозяйственной деятельности, поднимают самооценку учащихся на более
высокий уровень и является важным фактором формирования профессионального
самоопределения.
Каждый год у нас в школе проходит Дефиле моделей, которые изготавливаются за 7, 8 и
9 классы. Все девушки получают огромное удовлетворение от проделанной работы.
Под руководством учителей технологии дети готовят изделия к выставкам, с
удовольствием принимают участие в них, проявляя свою фантазию, эстетический вкус,
воображение. Ученики нашей школы постоянные участники школьных, муниципальных,
республиканских и международных конкурсов и выставок. Неоднократно становились
дипломантами. Развитие творческих способностей, для детей с интеллектуальной недостаточностью,
имеют важное значение, так как способствуют раскрытию личного потенциала, реализации
себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной
области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с
интеллектуальной
недостаточностью, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса,
через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же
важно для успешной социализации.
Победы в конкурсах профессионального мастерства для детей с ограниченными
возможностями здоровья это возможность адаптации в среде сверстников, самоутверждения
и имеет больше воспитательное значение.
Итак, значение выбора профессии лицами с ограниченными возможностями здоровья
заключается в осознании ими потребности в реализации всех своих возможностей в выбранной
сфере деятельности и углублении личностной направленности в этой профессии. В целом
формирование профнаправленности личности у лиц с ограниченными возможностями
здоровья имеет важное значение, для их социальной интеграции. Поэтому необходимо
создавать условия способствующие развитию профессиональных интересов учащихся.
Потенциал учебных знаний, умений и навыков полученный школьниками за время обучения в
школе раскрывается на итоговой аттестации. По окончании школы учащиеся сдают экзамен
по технологии, качество знаний составляет 7585%. В дальнейшем, большинство наших
выпускников поступают в специальные профессиональнотехнические училища.
Если уроки технологии является своеобразной моделью реальной трудовой
деятельности (основной составляющей социальной адаптации) то, следовательно, при
правильной организации занятий по технологии социальная адаптация воспитанников, будет
более успешной.
Литература:
1. Кравалис Я.Я. Правильный выбор профессии во вспомогательной школе залог успешной
подготовки детей к жизни.//Дефектология, 1976. – № 5.стр.43
2. Копылова Т. Г., Лашина О. Л. Система профориентационной работы в
коррекционной школе VIII вида//Дефектология, 2006. – №5.
3.
Файзрахманов И.М., Файзрахманова А.Л. Условия эффективности работы по
профессиональному самоопределению учащихся /Технологическое образование в школе и
вузе// Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. –Елабуга: Издво ЕФ
КФУ, 2013. 122 с.
4. Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе. – Киев,1976.17 с.
5. Серов П.Н. Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII
вида //«Дефектология», 2006. №4.
6. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью //
Методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.120с.
Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Статья на тему «Профессиональное самоопределение на уроках технологии, как средство социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.