Статья на тему: "Профессия тьютор в современной системе образования".
Оценка 5

Статья на тему: "Профессия тьютор в современной системе образования".

Оценка 5
Лекции
docx
психологическая работа +1
Взрослым
08.06.2017
Статья на тему: "Профессия тьютор в современной системе образования".
Что такое тьюторство? Кто такой тьютор? На сегодняшний день эти понятия присутствуют в нашей педагогической деятельности наряду с понятием педагог. Причина интереса к тьюторскому сопровождению состоит в том, что сегодня идея инклюзивного образования прочно вошла в государственные доктрины и документы об образовании. Поэтому педагоги должны четко для себя понимать смысл понятий «тьютор», «тьюторское сопровождение».
Статья на тему Профессия тьютор в своременной системе образования.docx
Профессия «тьютор» в современной системе образования Автор: Рудакова Анна Юрьевна воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения «Детский сад № 308 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно­эстетическому направлению развития детей» г. Красноярска Что   такое   тьюторство?   Кто   такой   тьютор?   На   сегодняшний   день   эти   понятия присутствуют  в нашей педагогической деятельности наряду с понятием педагог. Причина интереса  к    тьюторскому  сопровождению  состоит в  том, что сегодня  идея  инклюзивного образования     прочно   вошла   в   государственные   доктрины   и   документы   об   образовании. Поэтому педагоги должны четко для себя понимать смысл понятий «тьютор», «тьюторское сопровождение».  Позиция   «тьютор»   появилась   в   перечне   педагогических   профессий,   определены квалификационные   и   иные   характеристики   данного   специалиста   (Последняя   редакция приказа зарегистрирована в Минюсте РФ 6 октября  2010 года № 18638). Все чаще возникает необходимость   введения   технологий   тьюторского   сопровождения   в   образовательные учреждения. Так кто же такой тьютор? Тьютор   ­   (англ. tutor –   наставник,   опекун; лат.   tueor   –   наблюдаю,   забочусь)   – исторически   сложившаяся   особая   педагогическая   должность.   Истоки   первой   тьюторской практики исследователи относят ко времени появления первых европейских университетов. Как   пишет   Н.В.   Рыбалкина,   если   строить   точную   генеалогию,   феномен   тьюторства происходит из Великобритании и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже… К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. В XVII   веке   сфера   деятельности   тьютора   расширяется   –   всё   большее   значение   начинают приобретать   образовательные   функции.   Тьютор   определяет   и   советует   студенту,   какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы,   следит   за   тем,   чтобы   его   ученики   хорошо   занимались   и   были   готовы   к университетским экзаменам. Тьютор же ближайший советник студента и помощник при всех затруднениях. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской   системы,   постепенно   вытесняет   профессорскую.   С   1700   по   1850   год   в английских   университетах   не   было   публичных   курсов   и   кафедр.   К   экзаменам   студента готовил тьютор. Традиционная структура тьюторской системы включала в себя три элемента: руководство   занятиями   (кураторство),   обеспечивающее   учебу   студентов   и   работу   в каникулярное   время;   моральное   наставничество,   предполагающее   сопровождение   жизни студента   в   университете   в   самом   широком   смысле   слова;   собственно   тьюторство, осуществляющее   обучение   студента   в   течение   триместра   или   учебного   года.   Основным процессом получения университетского уровня образования был процесс самообразования, и тьюторство изначально выполняло функции его сопровождения. Тьютор не получал для этого   он   передавал   свой   опыт никакого   специального   педагогического   образования, самообразования. В России, воспринявшей германскую модель университетов, тьюторских практик подобного рода не возникло совсем. Наставничество складывалось среди домашних учителей, но, если сравнивать их с тьюторами, то сразу было видно, чего там не хватало: ценностей   корпоративности,   открытого   образовательного   гражданского   общества, пространства – существовал только индивидуальный подход к подопечному. Тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в нашей стране развернулось и стало оформляться в конце 1980­х годов во время реформирования всей системы отечественного образования. В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Перед ним стояла практическая задача кадрового обеспечения одной из международных образовательных программ, руководителем которой с российской стороны был академик Е.П. Велихов. Через год в «Артеке» П.Г. Щедровицкий для молодых педагогов   из   разных   регионов   прочитал   цикл   лекций   о   новой   педагогической   позиции   — тьюторе.   И  с   этих   пор  начала   постепенно   складываться   российская   практика   тьюторства (школа   «Эврика   ­   развитие»   г.   Томска,   инновационная   образовательная     сеть   «Эврика», региональные   тьюторские   практики   в   Брянске,   Ижевске,   Кемерово,   Красноярске, Междуреченске, Москве, Новосибирске и других городах России). С1996 года в Томске стали проводиться   всероссийские   тьюторские   конференции,   с   2008   года   их   дополнили конференции,   которые   проводятся   в   Москве   под   эгидой   Московского   педагогического государственного университета.  Должностные   обязанности   тьютора     ­   наставника,   посредника,   человека,   который научит самостоятельно решать проблемы, в современной системе образования это:  организация   процесса   индивидуальной   работы   с   обучающимися   по   выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;  организация   их   персонального   сопровождения   в   образовательном   пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;  координирование поиска информации обучающимися для самообразования;  сопровождение   процесса   формирования   их   личности   (помогает   им   разобраться   в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее);  совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;  создает   условия   для   реальной   индивидуализации   процесса   обучения   (составление индивидуальных   учебных   планов   и   планирование   индивидуальных   образовательно­ профессиональных траекторий);  обеспечивает   уровень   подготовки   обучающихся,   соответствующий   требованиям федерального государственного образовательного стандарта;  проводит   совместный   с   обучающимся   рефлексивный   анализ   его   деятельности   и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов;  организует  взаимодействия  обучающегося  с  учителями  и  другими  педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана;  организует  взаимодействие  с   родителями,  лицами  их   заменяющими,   по  выявлению, формированию   и   развитию   познавательных   интересов   обучающихся,   в   том   числе   корректировке младшего   и   среднего   школьного   возрастов,   составлению, индивидуальных   учебных   (образовательных)   планов   обучающихся,     анализирует   и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов;  организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся,  родителей (лиц   их   заменяющих),     по   вопросам   устранения   учебных   трудностей,   коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет­технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности;  поддерживает   познавательный   интерес   обучающегося,   анализируя   перспективы развития и возможности расширения его диапазона;  участвует   в   работе   педагогических,   методических   советов,   других   формах методической   работы,   в   подготовке   и   проведении   родительских   собраний, оздоровительных,   воспитательных   и   других   мероприятий,   предусмотренных образовательной   программой   образовательного   учреждения,   в   организации   и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам их заменяющим);  обеспечивает   охрану   жизни   и   здоровья   обучающихся   во   время   образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. Детям   с   особенностями   развития   сегодня   вовсе   не   обязательно   обучаться   в специальных   учреждениях,   напротив,   получить   более   качественное   образование   и   лучше адаптироваться   к   жизни   они   смогут   в  обычной   школе.   Здоровым   же   детям   это  позволит развить толерантность и ответственность. Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной   форме   образования,   его   успешности   является   система   сопровождения   и поддержки детей с ОВЗ. Вот здесь профессия тьютора и приобретает особое значение. Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие   ребёнка),   достаточный   запас   знаний   в   рамках   коррекционной   педагогики   и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д. В инклюзивном образовании   подобных   специалистов   в   настоящий   момент   также   называют   педагог сопровождения, адаптор, куратор, освобожденный классный воспитатель, поддерживатель. На практике же тьюторами работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи и т.д.), педагоги без специального образования, психологи, студенты профильных вузов, училищ, а также   родители   (чаще   мамы,   бабушки)   ребенка   с   особенностями   развития.   В   настоящий   работающих   в момент   сложилась   ситуация, образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ. А   когда   большинство   специалистов, специалисты,   имеющие   на   данный   момент   профессиональную   подготовку,   не   учитывают особенностей коррекционно­педагогической работы в условиях инклюзивного образования. Тьютор   может   стать   связующим   звеном,   обеспечивающим   координацию   педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе   образовательного   процесса.   Необходимо   помнить,   что   непосредственное   участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. «Сопровождать можно только идущего». (Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации»). В школах, где инклюзия уже прижилась и дает положительные результаты, действуют различные схемы организации учебного процесса. В соответствии с ними   тьютор   может   выполнять   три   совершенно   разные   организационные   задачи:   тьютор – персональный   сопровождающий   ученика   с   особенностями   развития;   тьютор   – помощник учителя; тьютор – второй учитель в классе. Таким образом, можно сделать вывод, что успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов. Консилиум образовательного учреждения действует   на   основе   соответствующего   положения   Министерства   образования.   Это возможность   различных   специалистов   активно   взаимодействовать   друг   с   другом.   На консилиуме, если такая практика существует в образовательном учреждении, формируются для тьютора цели и задачи в работе с ребенком, с опорой на, выявленные в ходе диагностики, дефициты   и   ресурсы.   Далее   именно   тьютор   информирует   консилиум   о   ходе   работы   с ребенком,  отслеживает динамику. А успешность уже тьюторской  деятельности зависит  от таких факторов, как: ­   психологическая   готовность   администрации   и   коллектива   ОУ   к   инклюзии,   понимание основных ценностей, инклюзивной деятельности, согласия с ними; ­   наличие   необходимых   специалистов   или   договоренности   о   психолого­педагогическом сопровождении   детей   с   ОВЗ   специалистами   из   Ресурсных   центров,   Центров   психолого­ педагогического развития и коррекции, ППМС центров; ­   наличие   специальных   условий   обучения   и   воспитания   детей   с   ограниченными возможностями здоровья. Список используемой литературы 1. Н.В. Абрамовских, Е.А. Казаева. Тьюторство: история и современность – Шадринск, 2013  2. Т.М. Ковалева. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании – М.:, 2010 3. И.В.   Карпенкова   И.В.   Тьютор   в   инклюзивной   школе.   Сопровождение   ребенка   с особенностями развития: Метод. пособие / под ред. М.Л. Семенович. ­ М.:, 2010 4. Инклюзивное   образование:   методология,   практика,   технологии:   Сборник международной   конференции   МГППУ   –   М.,   2011   –   электронный   адрес www.PsyJournals.ru 5. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ : метод.  пособие / М. С. Староверова  [и др.] ­ М.:, 2011

Статья на тему: "Профессия тьютор в современной системе образования".

Статья на тему: "Профессия тьютор в современной системе образования".

Статья на тему: "Профессия тьютор в современной системе образования".

Статья на тему: "Профессия тьютор в современной системе образования".

Статья на тему: "Профессия тьютор в современной системе образования".

Статья на тему: "Профессия тьютор в современной системе образования".

Статья на тему: "Профессия тьютор в современной системе образования".

Статья на тему: "Профессия тьютор в современной системе образования".

Статья на тему: "Профессия тьютор в современной системе образования".

Статья на тему: "Профессия тьютор в современной системе образования".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017