Осмысление психологических реальностей жизни человека представляет собой достаточно сложную проблему. Для этого необходимо обладать способностью осознавать и анализировать свои чувства, реакции на те или иные ситуации в общении, в отношении с различными людьми и т.д., рефлексией, психологической наблюдательностью. Очень важны самокритичность и достаточно высокая самооценка. Изучение психологии человека и овладение средствами этого изучения, как правило, происходит одновременно
Интереснее и эффективнее развивается этот процесс, если он включен в известную и привлекательную для всех участников деятельность. Лучше всего для этого подходит игра.
Игры психологические в летнем лагере
Что представляет собой познавательная психологическая игра?
Осмысление психологических реальностей жизни человека представляет собой
достаточно сложную проблему. Для этого необходимо обладать способностью осознавать и
анализировать свои чувства, реакции на те или иные ситуации в общении, в отношении с
различными людьми и т.д., рефлексией, психологической наблюдательностью. Очень важны
самокритичность и достаточно высокая самооценка. Изучение психологии человека и
овладение средствами этого изучения, как правило, происходит одновременно.
Интереснее и эффективнее развивается этот процесс, если он включен в известную и
привлекательную для всех участников деятельность. Лучше всего для этого подходит игра.
Игра познавательна: ее цель – осмысление определенных аспектов психологии человека. И
в то же время она психологическая, поскольку средства игры носят психологический
характер: обязательные обсуждения итогов выполнения заданий (рефлексия), обращение к
опыту участников игры (ориентация на их индивидуальные особенности),
импровизационность и личностная направленность заданий. Опыт показывает, что
познавательная психологическая игра помогает подросткам, юношам и девушкам
достаточно серьезно и глубоко воспринимать реальность их психологической жизни.
Необходимо напомнить организатору игры ряд существенных моментов в ее
организации:
1) Необходима, обязательна мотивация участников на игру (в частности, через показ
взаимосвязи умения общаться с успешностью в обществе), максимальное
подчеркивание преимуществ активности, но ни в коей мере не выступать в жесткой
роли взрослого организатора, «не тащить на сушу». Всячески поддерживайте тех,
что вышел, принял участие в игре. Стимулируйте сопереживание и поддержку зала
тем участникам, кто находится в центре внимания в процессе игры. Постоянно
отмечайте наиболее сильные стороны участников.
2) Подробно разъясняйте цели каждого задания, внутренний психологический
механизм действий, предлагаемых участникам, приводя в качестве примеров
реальные жизненные ситуации.
3) Обязательно контролируйте эмоциональное состояние групп. Для этого Вам важно
владеть приемами создания эмоционального настроя в аудитории, следить за
динамикой происходящих событий,
чтобы не допускать затягивания.
Поддерживайте, в случае необходимости, уровень личной конкуренции и ситуацию
соревнования команд.
4) Организуйте после каждого упражнения совместный анализ увиденного вместе со
всеми участниками игры. Постарайтесь вывести итог в алгоритм оптимального
поведения в подобных ситуациях реально и жизни.
5) При возможности, осуществляйте коррекционную работу на сцене: работайте на
уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов, преодоление застенчивости,
умение быть в центре внимания и т.д.
6) Работая с зажатыми ребятами, помните о причинах застенчивости:a. негативный опыт общения с людьми в определенных ситуациях, основанного
либо на собственных прямых контактах, либо на наблюдении за тем, как
«другие погорели»;
b. отсутствие «правильных» навыков общения;
c. предчувствие неадекватности собственного поведения и, как следствие,
постоянная тревога по поводу своих действий;
d. привычка к самоунижению изза своей «неадекватности» (я застенчивый, я
жалкий, я неспособный, я без мамы не могу). Согласно бихевиоральной
концепции, застенчивость может сформироваться у ребенка в результате его
попыток занять достойное место в том мире, где господствуют взрослые.
Предусмотрите в конце игры оценку участниками того, что они взяли для
себя, а также ряд заданий на применение полученной информации в
ситуациях повседневного общения в школе, дома и т.д.
7) Больше давайте возможности участникам выступать в иной ролевой позиции с
целью раскрытия какихто новых сторон своего Я. Игровая ситуация дает для этого
дополнительные возможности, поскольку в игре подросток чувствует себя более
защищенным.
Каких требований должен придерживаться воспитатель, проводя с детьми
психологические игры?
Общение с детьми должно базироваться на уважении всех участников друг к
другу, чувствительности к мыслям и чувствам других, душевной теплоте.
Взрослый должен удостоверять детям заинтересованность их ответами,
стимулировать их откровенно и подробно рассказывать о собственных
переживаниях и проблемах.
Взрослый должен проявлять тактичность по отношению к детям и умение
помогать им.
По окончании игры воспитатель поощряет детей к высказыванию и
обсуждения собственных впечатлений от игры.
Взрослый должен четко продумать цели и ход игры.
Каких целей можно достичь при проведении психологических игр?
Помочь детям почувствовать свое единство с другими.
Помочь детям повысить собственную самооценку.
Помочь детям уважать себя и других.
Помочь детям научиться анализировать жизненные ситуации.
Помочь детям научиться принимать индивидуальные и групповые решения.
Научить детей сочувствию к другим.
Развивать в детях открытость к другим.
Научить детей преодолевать собственные страхи и комплексы. Развивать у детей чувство юмора и т.д.
Приведенные задачи могут показаться слишком сложными. Однако если мы хотим
воспитать детей толерантными, любящими, открытыми, уверенными в себе, мы должны
указать им путь, пройдя который, они научатся жить в гармонии с собой и другими.
Как организовать проведение психологических игр?
Позади остались вопросы размещения детей в помещении, наконец, группа
собралась вместе. Чувствуется определенная тревога и неуверенность. Дети еще
незнакомы друг с другом, кто комплексует изза собственной застенчивости, кто
переживает, что не найдет друзей по душе. Поэтому все с надеждой смотрят на взрослого,
от которого ждут поддержки и помощи.
На начальном этапе действия педагога должны быть четкими, понятными и
однозначными. Конечно, все начинается со знакомства. Уместно будет рассказать детям о
себе, своём профессиональном опыте, планах на время пребывания детей в лагере. Это
поможет членам группы почувствовать уверенность и оптимизм.
После этого дайте возможность детям рассказать о себе, о собственных увлечениях,
сильных и слабых сторонах. Знакомясь с членами группы, каждый стремится, чтобы его
приняли таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Кроме того,
при знакомстве ребенок выясняет, чем он похож на других и чем отличается, чьи ценности
ему близки и приемлемы, а чьи нет. Используйте для этого психологическую игру,
которая поможет детям сблизиться друг с другом и почувствовать себя членом детского
коллектива (хотя и временного).
Возможен такой вариант игры, благодаря которой участники получают богатую и
разностороннюю информацию друг о друге.