Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"
Оценка 4.7

Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
20.01.2019
Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"
Данная статья посвящена оценке результатов применения психолого-педагогической диагностики в контексте повышения качества образования на начальном этапе обучения у младших школьников. В качестве инструмента диагностики выступили методики, направленные на диагностику сформированности универсальных учебных действий. Проанализированы условия, позитивно воздействующие на результаты обучения.
Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника.docx
Психолого­педагогическая диагностика универсальных учебных действий(УУД) младшего школьника. Тарасюк .Н.С. Лесосибирский педагогический институт –   филиал Сибирского федерального университета Аннотация:   Статья   посвящена   оценке   результатов   применения   психолого­ педагогической   диагностики   в   контексте   повышения   качества   образования   на начальном   этапе   обучения.   В   качестве   инструмента   диагностики   выступили методики,   направленные   на   диагностику   сформированности   универсальных   учебных действий.   Проанализированы   условия,   позитивно   воздействующие   на   результаты обучения. Ключевые слова: Управление качеством образования, психолого­педагогическая диагностика, универсальные учебные действия В   современной   системе   управления   качеством   образования   психолого­ педагогическая   диагностика   является   одним   из   наиболее   важных   инструментов, позволяющий получать сведения о результативности образовательного процесса на всех стадиях обучения. Несомненными достоинствами диагностики являются: инвариантность методов   измерения   вне   зависимости   от   возраста   обучающихся;   выявление   потенциала субъектов образовательного процесса; надежность и достоверность получаемых данных, что гарантирует возможность их использования для оценки результативности обучения и принятия эффективных управленческих решений.[1, с. 18­19] Объектами психолого­педагогической диагностики можно считать как участников образовательного   процесса,   так   и   совокупность   результатов   обучения.   Личностные результаты   включают   сформированность   внутренней   позиции,   понимание   личностной значимости   учения,   знание   основных   морально   ­   этических   норм   и   следование   им.   К метапредметным   результатам   относятся   умение   планировать   свою   деятельность, контролировать   ее   результаты,   умение   искать   информацию   и   выражать   ее   знаково­ символическими средствами, способность к осуществлению логических операций и умение сотрудничать с педагогом и сверстниками. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения предмета опыт деятельности и его применение [2, с. 23]. Предметом   психолого­педагогической   диагностики   в   настоящем   исследовании стали   универсальные   учебные   действия   (УУД)   детей   младшего   школьного   возраста. Использование   психолого­педагогической   диагностики   заключается   в   получении всесторонней объективной информации о динамике формирования УУД каждого ребенка. В   перспективе   эти   сведения   могут   быть   использованы   для   составления   прогноза   и принятия управленческих решений по коррекции развития УУД конкретного младшего школьника.[4, с. 260] Эмпирическое исследование возможностей психолого­педагогической диагностики в управлении качеством образования проводилось на базе СОШ   №2 г. Лесосибирск. В исследовании   принимали   участие   младшие   школьники,   обучающиеся   во   2   классе,   в возрасте 7 ­ 8 лет, в количестве 20 человек (учитель Мацнева .М.Н). Характеризуя группу испытуемых   можно   отметить   ее   неоднородность   в   плане   познавательной   активности, произвольности психических процессов и личностных качеств. 70 % детей в обследуемой группе   получают   высокие   оценки   и   не   имеют   серьезных   проблем   в   освоении   учебных предметов. У 30 % детей отмечаются затруднения при освоении отдельных дисциплин, однако эти затруднения не позволяют говорить о серьезных проблемах с успеваемостью.[3] Для   диагностики   универсальных   учебных   действий   младших   школьников   был использован   комплекс   методик,   направленный   на   выявление   особенностей   развития основных   видов   УУД.   Для   изучения   личностных   УУД   в   исследовании   применялась методика   «Оцени   поступок»   (Э.   Туриэль),   цель   которой   заключается   в   выявлении внутренней   позиции   ребенка,   его   морально   ­   нравственных   установок.   При   изучении регулятивных УУД была использована методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин), цель которой ­ выявление способности детей к руководству собственной деятельностью. В ходе изучения  познавательных УУД  была использована методика «Логические задачи», которая позволяет оценить уровень развития способности младших школьников понимать учебную задачу и находить методы ее решения. Для изучения коммуникативных УУД в исследовании   применялась   методика   «Рукавички»   (Г.А.   Цукерман),   цель   которой определить,   насколько   успешно   младшие   школьников   могут   взаимодействовать   при осуществлении совместной деятельности [5,7]. Выбор   данного   комплекса   методик   обуславливается   тем,   что   они   отличаются надежностью, достоверностью и валидностью; доступны для детей младшего школьного возраста;   пригодны   для   фронтального   обследования;   достаточно   просты   в   процессе обработки результатов. В   ходе   проведения   констатирующего   эксперимента   были   получены   следующие данные о развитии универсальных учебных действий младших школьников (рис. 1). Анализ   данных   психолого­педагогической   диагностики   в   ходе   констатирующего эксперимента   показал,   что   универсальные   учебные   действия   младших   школьников развиваются неоднородно. Рис. 1. Результаты первичного исследования универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста В основном в исследуемой группе преобладают средние показатели по всем видам УУД. Наибольшие затруднения наблюдаются в ходе развития познавательных УУД ­ 40 % характеризуются низким уровнем развития этого вида универсальных учебных действий. Меньшие сложности возникают в ходе развития личностных УУД, так как в исследуемой группе было  выявлено всего  20 % детей с  низкими результатами. Высокие показатели развития универсальных учебных действий выявлены у небольшой части детей. Так 20 % младших школьников имеют высокий уровень развития коммуникативных УУД; 25 % ­ регулятивных и личностных; 10 % ­ познавательных. Данные   констатирующего   эксперимента,   проведенного   с   детьми   младшего школьного возраста, позволяют говорить о наличии затруднений в развитии всех видов УУД   детей.   В   то   же   время   полученные   данные   позволяют   сделать   прогноз,   согласно которому   уровень   развития   всех   видов   универсальных   учебных   действий   младших школьников существенно не изменится, если в системе управления качеством образования начальной школы не будут реализованы условия, позитивно воздействующие на результаты обучения. Для реализации данных условий нами был проведен формирующий эксперимент, целью которого была разработка системы управления качеством образования на основе психолого­педагогической диагностики. Для достижения поставленной цели результаты, полученные   в   ходе   констатирующего   эксперимента,   были   вынесены   на   обсуждение   с педагогом и родителями.   Обсуждение   результатов  позволило   определить  круг  условий,   позволяющих  управлять процессом развития УУД младших школьников. Первое заключается   в   использовании   надежных   методов получения информации о результатах образовательного процесса. Для его реализации было условие принято решение распространить опыт применения психолого­педагогической диагностики на  все  ступени   образования  с  целью   контроля  и   получения  информации   для  принятия управленческих решений. Реализация данного условия предусматривала также расширение круга диагностических методик, используемых для получения информации о результатах обучения. Второе   условие   заключается   в   необходимости   совершенствования   учебно­ методической   работы   в   образовательной   организации   для   стимулирования   позитивных изменений   в   развитии   обучающихся.   Для   реализации   этого   условия   была   разработана программа   развития   универсальных   учебных   действий   младших   школьников   в   учебной деятельности.   Программа  предусматривала  внесение  изменений  в  содержание   и  формы работы   с   обучающими   с   учетом   выявленных   проблем,   современных   требований   и имеющегося   опыта.   Разработка   программы   была   связана   с   поиском   инновационных методик   развития   УУД   в   начальной   школе,   стимулированием   исследовательской   и экспериментальной деятельности педагогов. Особую значимость для реализации второго условия   имеет   совершенствование   материально   ­   технической   базы   образовательной организации. Третье условие заключается в развитии комфортной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей более высокий уровень качества образования обучающихся. Реализация этого  условия  предполагала  формирование  установки  на  здоровый  образ  жизни  у  всех участников образовательного процесса и коррекцию учебно­воспитательного процесса в зависимости от психологического и физиологического состояния школьников. Для   оценки   результативности   системы   формирующего   эксперимента   была проведена контрольная диагностика, результаты которой отражены на рис. 2. Рис. 2. Результаты контрольной диагностики универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста по итогам формирующего эксперимента Анализ   результатов   контрольной   диагностики   позволяет   говорить   о   том,   что   в обследуемой   группе   младших   школьников   наблюдается   положительная   динамика.   Так число   детей   с   высокими   показателями   развития   личностных   УУД   выросло   на   40   %   ; регулятивных УУД ­ на 35 % ; познавательных УУД ­ на 30 % ; коммуникативных УУД ­ на 40 % . Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности  разработанной системы   управления   качеством   образования   на   основе   психолого­педагогической диагностики. Для   оценивания   значимости   достигнутых   результатов   нами   был   использован критерий знаков (G). Сумма сдвигов по итогам контрольной диагностики составила n=27. Типичный сдвиг – положительный, количество отрицательных сдвигов n=0. На основе этих данных определяем Gкр. Gкр=8 (p≤0,05), Gкр=7 (p≤0,01). Gэмп=0. Поскольку в данном случае соблюдается условие Gкр=8 (p≤0,05)≥Gэмп≤Gкр=7 (p≤0,01) (по Д.Б. Оуэну) [3, с. 323]   можно   говорить   о   достоверности   типического   сдвига,   т.е.   полученные   данные являются статистически значимыми. Следовательно,   изучение   системы   психолого­педагогической   диагностики   в управлении качеством образования начальной школы позволило определить круг условий, способствующих   развитию   различных   видов   универсальных   учебных   действий   младших школьников.   Реализация   данных   условий   позволила   существенно   повысить   уровень развития   УУД   детей   младшего   школьного   возраста,   а   использование   методов математической статистики свидетельствует о достоверности полученных результатов. Список использованной литературы: 1. Белякова   Е.   Г.   Психолого­педагогический   мониторинг.   ­   Тюмень   :   Издательство Тюменского государственного университета, 2015. ­ 240 с. 2. Внутренняя система оценки качества образования: Направления проектирования и механизмы реализации: учебно ­ метод. пособие / под ред. проф. Р.Г. Чураковой. ­ М.: Академкнига, 2015. ­ 144 с. 3. Даньшова   Т.   А.   Психолого­педагогические   условия   формирования   личностных универсальных учебных действий младших школьников // Концепт. ­ 2015. ­Спецвыпуск № 08. 4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. ­ М.: Изд ­ во Москов. ун ­ та, 2015. ­ 614 с. 5. Рябова Наталья Владимировна, Терлецкая Ольга Васильевна Опыт формирования коммуникативных   универсальных   учебных   действий   младших   школьников   //   Вестник Мининского   университета.   2018.   №2   (23).   URL:   https://cyberleninka.ru/article/n/opyt­ Сидоренко  Е.В.  Методы  математической  обработки в  психологии.  ­ СПб.:  ООО formirovaniya­kommunikativnyh­universalnyh­uchebnyh­deystviy­mladshih­shkolnikov   (дата обращения: 13.01.2019). 6. «Речь», 2013. ­ 350 с. 7. Халидов   Магомедхабиб   Магомедович   Концепция   формирования   универсальных учебных   действий   младших   школьников   //   Известия   ДГПУ.   Психолого­педагогические науки.   2013.   №1   (22).   URL:   https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya­formirovaniya­ universalnyh­uchebnyh­deystviy­mladshih­shkolnikov (дата обращения: 13.01.2019). 8. Юрцева   К.А.,   Троицкая   И.Ю.   Психолого   ­   педагогический   мониторинг   как инструмент системы управления качеством образования // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: сборник материалов V Международной научно­ практической конференции. ­ Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. ­ С.41 ­ 44.

Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"

Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"

Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"

Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"

Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"

Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"

Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"

Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"

Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"

Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"

Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"

Статья на тему "Психолого-педагогическая диагностика УУД младшего школьника"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2019