Размышления о миссии учителя
Участвуя в конкурсе «Школа будущего», некоторые дети написали, что скоро учителей заменят компьютеры.
1 сентября, вспоминая события в Беслане, в анонимном отзыве ребенок написал: «вот им повезло, они столько дней не учились»
В 2008 году умерла от рака моя коллега и, заходя в школу, где стояли гвоздики и фотография, я услышала разговор детей.
– Что случилось?
- Училка сдохла…
В московской школе ученик расстрелял учителя, а до этого вся страна удивлялась, как учителю его ученики одевают на голову мусорное ведро, как в Иркутске старшеклассник подкараулил учительницу физики в подъезде и нанес ее 6 ножевых ранений, как в Екатеринбурге на спор учителю географии школьник воткнул нож в спину…
Такие вот сюжеты из реальной жизни то и дело заставляют задуматься о роли учителя и школы в жизни ребенка. Можно ли и как научить современное поколение всему светлому и доброму, не приходящим вечным ценностям, как сделать, чтобы они осознали кантовские жизненные ориентиры - звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас?
Можно вспомнить притчу об учителе, к которому пришел ученик с вопросом: «Зачем ты мне нужен? Я все сам могу найти. Я все сам знаю!». В ответ учитель дал ученику пустое ведро и попросил принести воду. Ученик вышел, но не знал куда ему идти, долго блуждал, вернулся и учитель сказал ему: « у тебя есть знания, есть цель, но ты не знаешь дороги. Вот для этого я и нужен».
Миссия учителя в современном образовательном процессе — весьма популярная тема для обсуждения на различных педагогических конкурсах. И вовсе неслучайно. В своем ежегодном послании Федеральному собранию президент России В.В. Путин не раз замечал, что «от того, встретит ли ученик талантливого, увлечённого своим делом учителя, во многом зависит формирование личности, судьба молодого человека».
Однако надо, уважаемые друзья, признать, что влияние школы, учителя на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. Многие понимают, что старая традиционная советская система образования канула в лету. Ее реинкарнация в современном обществе не поможет выиграть борьбу за ребенка. Понятно, что изменились родители, дети. Изменились их требования к школе, к учителю. Теперь современному учителю надо и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему он должен быть впереди, отвечать на вызовы времени.
У нас появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ. Наркотики, алкоголь, суицид, уход в виртуальный или преступный мир – вот, что угрожает с каждым годом все большему количество российской молодежи. Эта проблема не может не волновать государство, здравомыслящих граждан, ведь кто выиграет битву за детские души — за тем и будущее.
Учитель же – ключевая фигура в образовании. Как говорил великий педагог Константин Ушинский: «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». А потому – не только стандарты дошкольного, начального, среднего (для основной и старшей школы), высшего образования, но и профессиональные стандарты для педагогов увидели свет.
Но, следует отметить, что стандартизация образования, проводимая сверху, не даст тех положительных эффектов, которые хотят получить. Коридор свободы творчества для педагога сужается, он обрастает большими отчетами и все меньше остается времени на главное — на детей! Нереализованное новое поколение пополнит наше и без того деградирующее общество. В итоге, это вообще грозит развалом государства.
Ошибки учителей не сразу заметны, последствия же их плачевны. Упущенное время на воспитание ребенка нельзя вернуть.
Когда мы говорим, что Человек ответствен, то это вовсе не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность, за свое личное развитие. Он отвечает за всех людей, тем более педагог. Миссия учителя – воспитать детей настоящими людьми, создать им условия для успешной адаптации в обществе, помочь им стать счастливыми. Задача же общества, государства, которому небезразлично его будущее – создать условия для плодотворной работы педагога.
Итак, миссия — предназначение, смысл существования педагога во все времена остается единым: передать накопленные человечеством знания новому поколению, воспитать из детей, которым изначально заданы психические свойства на базовом уровне до современного уровня, помочь им успешно адаптироваться в обществе, приобщить их к культуре, общечеловеческим ценностям.
Учитель — проводник детей в мир взрослых. Сам он — слепок общества, в котором живет. Между тем понимая свое призвание, получая психическое удовольствие несравнимое ни с чем от общения с детьми, учитель вполне может быть собой, противостоять внешним обстоятельствам и рутиной кропотливо делать свою работу и быть счастливым в том созданном им собственном мире.
Да, сегодня дети принципиально другие, отрыв между их силой желания, их потребностями и нами огромный, тем не менее, они, как и мы, остро хотят быть счастливыми.
По данным социальных опросов все меньше авторитетом для учеников обладают их учителя. Интернет позволяет найти интересующую информацию по любому вопросу, соперничать с компьютером учителю очень трудно. Это в давние времена учитель был ценным и порой единственным источником знаний. Функция педагога как транслятора информации отходит на второй план, а вот значение функции воспитания возросло. Школа как место для социализации, как место поиска себя, своей роли в обществе, место приобретения необходимых коммуникативных и социальных знаний.
Учитель современности подобен ремесленнику, обучает конкретным прикладным умениям. Учитель координатор, тьютор — организует учебное пространство для взаимодействия учащихся. Приоритет коллективного обучения, работы в группах. Человек вне социума никто и нигде, стать успешным и счастливым он может лишь в обществе.
Жаловаться на жизнь ничего не дает, вредит самому учителю — жалость не приносит пользы и вызывает бездействие.
Мы учим тех, кто потом будет работать в разных сферах жизни общества, мы воспитываем тех, кто нас окружает и кто является фундаментом будущего. И в этом наша сила и наша слабость. Системные знания помогают не просто выжить в суровых условиях российского образования, но и получать удовольствие от своей работы, выполнять истинную миссию учителя в обществе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.