Актуальность исследования. Давнo выясненo, чтo каждый ребенoк oт природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.
Развитие исследовательских умений младших школьников
на уроках окружающего мира
В настоящее время развитие исследовательских умений у младших школьников является
довольно актуальной темой.
Актуальность проблемы развития исследовательских умений младших школьников
обусловлена следующими положениями: направленность современного образования на
формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность,
активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем; формирование
исследовательских умений, исследовательской культуры необходимо начинать ещё в
начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от
которых зависит успешность человека в будущем.
Исследовательская деятельность является естественной потребностью для ребёнка
младшего возраста, нужно лишь вооружить его необходимыми умениями для её реализации.
В младшем возрасте легче всего включить ребёнка в активный процесс познания мира, себя
и себя в мире. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечёт
за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А
самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, сформирует потребность
подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой
позиции.
Давно выяснено, что каждый ребёнок от природы любознателен и полон желания учиться и
именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной
деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из
важнейших способов получения ребёнком представления об окружающем мире.
Однако, количество материала, включающего задания на развитие исследовательских
умений и навыков у младших школьников, очень мало. Необходимо применять к обучающимся
исследовательский метод обучения. Сам по себе такой метод привлекает учащихся к
самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают
связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности. Его
основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез,
наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и
умозаключения.
Не менее важным является диагностирование исследовательских умений младшего
школьника. Учитель, вовлекая ребёнка в исследовательскую деятельность, должен быть
нацелен на результат, на те умения которые прописаны в Федеральном Государственном
Образовательном Стандарте Начального Общего Образования.
1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире.
А чтобы узнать результаты, педагогу необходимо не только знать методы диагностики, но и
уметь ими пользоваться, знать плюсы и минусы каждого метода, использовать различные
методы в совокупности.
Актуальность развития исследовательских умений младших школьников связана с тем, что
современное общество требует людей способных саморазвитию и самосовершенствованию, а
чтобы получить такое поколение лучше всего закладывать интерес к изучению в раннем
сознательном возрасте. Именно в это время учебная деятельность становится ведущей и
определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка.
Исследовательские умения сознательное владение совокупностью операций, являющихся
способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих
исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность, успешность
формирования и выполнения которых зависит от ранее приобретённых умений.
Учебноисследовательские умения детей младшего школьного возраста определяются как
интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и
применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале и
соответствующие этапам учебного исследования.
Исследовательскую деятельность можно использовать на абсолютно разных учебных
предметах. Конечно, урок окружающего мира предоставляет обучающимся гораздо больше
выбора и интереса, нежели любая другая дисциплина.
Курс «Окружающий мир» в зависимости от способов организации учебной деятельности
учащихся, раскрывает все возможности для формирования личностных универсальных
учебных действий в начальной школе и позволяет обучающимся развить не только свои
исследовательские умения, но также попробовать себя в разных видах творческой
деятельности.
Но даже, не смотря на то, какой познавательный предмет и как много возможностей он
даёт, мотивация и интерес ребёнка к изучению создаёт педагог. Поскольку именно учитель
в начальной школе является авторитетом для своих обучающихся, то именно с него они будут
брать пример и считать, что он во всем прав. Поэтому необходимо создавать педагогические
условия в классе.
Педагогические условия являются важной частью всего процесса обучения. Именно с
помощью них чаще всего происходит мотивация обучающихся получать новые знания и
саморазвиваться.