Статья на тему "Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира"

  • Научные работы
  • docx
  • 24.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Актуальность исследования. Давнo выясненo, чтo каждый ребенoк oт природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.
Иконка файла материала 5.docx
Развитие исследовательских умений младших школьников  на уроках окружающего мира В настоящее время развитие исследовательских умений у младших школьников является  довольно актуальной темой. Актуальность проблемы развития исследовательских умений младших школьников  обусловлена следующими положениями: направленность современного образования на  формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность,  активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем; формирование  исследовательских умений, исследовательской культуры необходимо начинать ещё в  начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Исследовательская деятельность является естественной потребностью для ребёнка  младшего возраста, нужно лишь вооружить его необходимыми умениями для её реализации. В младшем возрасте легче всего включить ребёнка в активный процесс познания мира, себя  и себя в мире. Развитие познавательного интереса и готовности к открытию нового влечёт  за собой развитие самостоятельности и активности в процесс познания. А  самостоятельность, возникшая из внутренней мотивации, сформирует потребность  подходить к любой научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой  позиции. Давно выяснено, что каждый ребёнок от природы любознателен и полон желания учиться и  именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной  деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из  важнейших способов получения ребёнком представления об окружающем мире. Однако, количество материала, включающего задания на развитие исследовательских  умений и навыков у младших школьников, очень мало. Необходимо применять к обучающимся исследовательский метод обучения. Сам по себе такой метод привлекает учащихся к  самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают  связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез,  наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и  умозаключения. Не менее важным является диагностирование исследовательских умений младшего  школьника. Учитель, вовлекая ребёнка в исследовательскую деятельность, должен быть  нацелен на результат, на те умения которые прописаны в Федеральном Государственном  Образовательном Стандарте Начального Общего Образования. 1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за  национальные свершения, открытия, победы; 2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,  истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической  грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и  людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,  измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из  семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном  пространстве); 5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в  окружающем мире. А чтобы узнать результаты, педагогу необходимо не только знать методы диагностики, но и  уметь ими пользоваться, знать плюсы и минусы каждого метода, использовать различные  методы в совокупности. Актуальность развития исследовательских умений младших школьников связана с тем, что  современное общество требует людей способных саморазвитию и самосовершенствованию, а чтобы получить такое поколение лучше всего закладывать интерес к изучению в раннем  сознательном возрасте. Именно в это время учебная деятельность становится ведущей и  определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка. Исследовательские умения ­ сознательное владение совокупностью операций, являющихся  способами осуществления умственных и практических действий (в том числе творческих  исследовательских действий), составляющих исследовательскую деятельность, успешность  формирования и выполнения которых зависит от ранее приобретённых умений. Учебно­исследовательские умения детей младшего школьного возраста определяются как  интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и  применением приёмов и методов исследования на доступном детям материале и  соответствующие этапам учебного исследования. Исследовательскую деятельность можно использовать на абсолютно разных учебных  предметах. Конечно, урок окружающего мира предоставляет обучающимся гораздо больше  выбора и интереса, нежели любая другая дисциплина. Курс «Окружающий мир» в зависимости от способов организации учебной деятельности  учащихся, раскрывает все возможности для формирования личностных универсальных  учебных действий в начальной школе и позволяет обучающимся развить не только свои  исследовательские умения, но также попробовать себя в разных видах творческой  деятельности. Но даже, не смотря на то, какой познавательный предмет и как много возможностей он  даёт, мотивация и интерес ребёнка к изучению создаёт педагог. По­скольку именно учитель  в начальной школе является авторитетом для своих обучающихся, то именно с него они будут брать пример и считать, что он во всем прав. Поэтому необходимо создавать педагогические условия в классе. Педагогические условия являются важной частью всего процесса обучения. Именно с  помощью них чаще всего происходит мотивация обучающихся получать новые знания и  саморазвиваться.