Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Оценка 5

Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Оценка 5
Лекции +2
doc
Междисциплинарный 8
1 кл—4 кл
06.04.2019
Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Урок в начальной школе решает не только образовательные задачи, но и способствует развитию у малышей механизмов самодисциплины и самоанализа. Эти качества имеют существенное значение не только для процесса усвоения знаний, но и для приобретения жизненного опыта. Существует несколько приёмов, позволяющих научить школьников оценивать самих себя, но наиболее ёмким и содержательным является рефлексия.
мОКШАНОВА_РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧ. ШКОЛЕ.doc
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ЧТО, ЗАЧЕМ И КАК? Урок   в   начальной   школе   решает   не   только   образовательные   задачи,   но   и способствует   развитию   у   малышей   механизмов   самодисциплины   и   самоанализа.   Эти качества имеют существенное значение не только для процесса усвоения знаний, но и для приобретения жизненного опыта. Существует несколько приёмов, позволяющих научить школьников   оценивать   самих   себя,   но   наиболее   ёмким   и   содержательным   является рефлексия. Суть приёма  Латинское   слово   «reflexio»   дало   название   термину   «рефлексия»,   которым апеллируют и психологи, и лингвисты, и педагоги. Что касается определения понятия, то в   методической   литературе   оно   трактуется   как   этап   самоанализа   и   оценки результатов учебной деятельности. Цели применения приёма на уроке следующие:    приучение ребят к самоконтролю;  развитие навыка   самоменеджмента   собственные ошибки в той или иной сфере жизни);  (способности   прорабатывать  формирование осмысленного подхода к действительности;   стимуляция критического мышления.  Учителю рефлексия на уроке даёт возможность сделать вывод и наметить стратегию   дальнейшей   работы   над   конкретной   темой   или   блоком   тем,   а   также оценить   уровень   психоэмоционального   комфорта   на   занятии.  Кроме   этого,   приём позволяет:     определить цели работы;  скорректировать работу отдельных учеников и всего класса в целом;  сформировать универсальные коммуникативные учебные действия, которые в своей совокупности и составляют педагогический опыт.  Английский   политический   деятель   Б.   Дизраэли   говорил:   «Чем   больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше».  Рефлексия традиционно проводится в конце урока для подведения итогов. Однако   некоторые   её   виды   могут   быть   очень   эффективным   инструментом   контроля усвоения материала на любом этапе занятия.  Чтобы   эффективнее   построить   процесс   обучения,   рефлексию   можно   и   нужно проводить, начиная с 1 класса. Виды и типы рефлексии  Существует несколько классификаций самоанализа. Первая опирается на сферы человеческой сущности:  физическая рефлексия (оценивает активность ребёнка на уровне «успел­не успел»);     сенсорная   (определяет,   насколько   ребёнку   комфортно,   как   он   себя чувствует в процессе урока);  интеллектуальная   (направлена   на   выявление   затруднений   в   процессе обучения, связанных с пониманием/непониманием материала);  духовная   (показывает,   произошли   ли   какие­то   положительные   или отрицательные изменения личности в процессе урока или цикла занятий).  Если   говорить   о   видовых   отличиях   рефлексии,   то   есть   более   общая классификация, которая используется психологами:     личностная рефлексия, объектом анализа которой для человека являются собственные поведенческие характеристики;  коммуникативная   рефлексия   направлена   на   оценку   поступков   другого человека и его внутреннего мира;  когнитивная отражает знания о теме или проблеме и способах работы с ней. На уроке представлены все три вида: учитель проводит коммуникативную рефлексию, а ученики — личностную и интеллектуальную.  Выделяется несколько типов самоанализа. По количеству участников:    индивидуальный   тип,   способствующий   выработке   реальной   самооценки (достигается   вопросно­ответной   работой   —   За   что   ты   можешь   себя похвалить?   Почему   ты   добился   именно   таких   результатов?   Что   можно изменить?);  групповой   —   проводится   для   акцента   на   личном   вкладе   каждого   из участников   рабочего   коллектива   (в   этом   случае   детям   предлагаются вопросы из разряда «А смогли бы вы добиться таких результатов, если бы не Петров, Васин и другие?»).  В   школе, функциональном назначении рефлексии:    как   правило,   используется   типология,   основанная   на    диагностика эмоционального состояния и настроения;  оценка деятельности на уроке;  критический подход к содержанию учебной информации.  Способы проведения в начальной школе  При   проведении   рефлексии   в   начальной   школе   используется   целый   комплекс приёмов. Например, для проверки настроения ребят можно применить такие:     карточки   со   смайликами   (грустным,   весёлым,   серьёзным)   ­   о своём настроении во время урока ученики сигнализируют с помощью смайлов;  «Покажи   палец»   (для   положительной   оценки   эмоционального   состояния ребёнок направляет большой палец вверх, при отрицательной — вниз);  «Моё солнышко» (дети выбирают одно из трёх изображений: солнце – «у меня   всё получилось»,   солнце   и   тучка   –   «всё получилось,   но   были затруднения», тучка – «сегодня у меня не получилось ничего»);  «Гномик» (фигурка с улыбкой — урок прошёл отлично, грустный старичок — было скучно и неинтересно).  Чтобы   малыши   могли   оценить   свою   работу   на   уроке,   особенно   на   этапе проверки   домашнего   задания   или   после   защиты   проектов,   можно   предложить следующие варианты для проведения рефлексии:    «Лестница   успеха».   На   листе   А3 нарисована   лестница.   У   ребят   есть   по набору человечков. Если у малыша ничего не получилось на уроке, то он на нижнюю   ступеньку   крепит   человечка   с   опущенными   руками.   Если   были какие­то   проблемы,   но   в   целом   удалось   справиться   с   заданиями,   на середину   лестницы   помещается   человечек   с   руками,   разведёнными   в стороны. А тем, у кого вышло абсолютно всё, на верхние ступеньки нужно прикрепить фигурку с поднятыми вверх ручками.  «Украшаем ёлку». У доски стоит небольшой макет ёлочки (можно заменить рисунком),   в   случае   правильного   ответа   ребёнок   берёт   шарик,   лежащий около деревца, и вешает его на ветку. Если решение предложено неверное, то шарик остаётся под ёлкой.  «Поезд   впечатлений».   На   доске   располагается   поезд   с   вагончиками, которые   символизируют   этапы   урока.   У   детей   есть   по   два   смайлика (весёлый   и   грустный).   Каждый   малыш   должен   распределить   их   по вагончикам,   отметив   понравившееся   задание   и   непонравившееся. Такой приём также помогает воспитывать в детях свободу выбора.  «Полянка». Это альтернатива предыдущему способу: на доске картинка с поляной цветов — этапов урока. Ученикам раздаются бабочки, которых нужно посадить на цветок, соответствующий понравившемуся заданию.    При анализе критического подхода к учебной информации педагоги считают эффективным   применять   такие   виды   работы,   которые   бы   выявили   уровень осознания   содержания   пройденного   материала. Такая   рефлексия,   как   правило, проводится в конце урока, чтобы дети смогли оценить свой личный вклад в достижение целей,   активность   и   работу   всего   класса,   а   также   увлекательность   заданий,   которые выполнялись в процессе занятия.  Для младших школьников очень важно красочно оформлять материалы для самоанализа.   «Скажи одним предложением». Детям предлагается набор фраз, которые они должны дополнить:  1. Сегодня я узнал…  2. Было интересно…  3. Было трудно…  4. Я выполнял задания…  5. Я понял, что…  6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что…  8. Я приобрёл…  9. Я научился…  10. У меня получилось …  11. Я смог…  12. Я попробую…  13. Меня удивило…  14. Урок дал мне для жизни…  15. Мне захотелось…    де «Таблица   Кембриджского университета предложил   оценивать   урок   глазами   ученика   с   помощью таблицы «Плюс, минус, интересно»:    Боно». Эдвард   де   Боно из + — Интересно Всё, что на уроке было для тебя полезно   Что было неинтересным, бесполезным     скучным, нудным, Что   любопытно,   какие вопросы   учителю   хотел   бы задать  Синквейн   —   пятистрочное   нерифмованное   стихотворение,   позволяющее кратко   и   быстро   охарактеризовать   результат   анализа   той   или   иной информации. Примеры организации этапа рефлексии в младших классах  Математика  На   уроках   математики   уже   с   1 класса   можно   применять   приём   «Волшебные линеечки»   для   оценки   деятельности   на   занятии.   После   выполнения   каждого примера ребятам нужно поставить крестик на одной из трёх шкал: чем выше значок, тем выше оценка своей работы. Оценить свою работу на уроке математики дети могут с помощью отметок на линейках  Русский язык  Не   секрет,   что   письмо   требует   от   маленьких   учеников   серьёзной и сосредоточенной работы, связанной иногда с внутренней борьбой, так как именно в этот момент ребёнку хочется бегать, прыгать или  петь. Учителю стоит заранее подбирать такие задания для урока, которые не дадут малышам заскучать.  Для диагностики в начале занятия можно предложить детям выбрать один из предметов: самолёт — «хочу отправиться   в   полёт   за   знаниями»,   машина   —   «не   хочу».   В   конце   урока   обязательно спросите малышей, не хотят ли они теперь поменять транспорт.  Кроме   того,   дети   могут   закрашивать   кружочки   в   тетради   после   выполнения каждого задания, оценивая свою работу. Цвета можно подобрать на усмотрение учителя, но   менять   их   в   дальнейшем   нельзя.   В   конце   урока   преподавателю   нужно   будет проанализировать, кружочки каких оттенков преобладают в тетрадях учеников.  Физкультура  На физкультуре рефлексию в конце урока можно сделать подвижной. Например, использовать метод «Полянка» или «Поезд впечатлений», а после выполнения того или иного задания дать детям оценить свою работу приёмом «Покажи палец».  Рефлексия на уроках в начальных классах — это важный этап формирования личности. Для учителя самостоятельная оценка учениками своей работы помогает правильно выстраивать стратегию обучения и корректировать пробелы в знаниях школьников, что способствует совершенствованию учебно­воспитательного процесса.

Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Статья на тему "РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2019